Ремонт гидроаккумуляторов Ил-14.
К сожалению этой зимой полёты на Ил-14 не проводились. Однако работы по проекту продолжаются уже в спокойном темпе.
Наступило время доводки самолётов, когда выполняется плановый ремонт систем и агрегатов. На очереди была гидросистема самолётов, а именно гидроаккумуляторы.
Краткое описание параметров и назначения гидросистемы самолёта Ил-14.
Гидравлическая система самолета предназначена для выпуска и уборки шасси, закрылков, торможения, питания автопилота и стеклоочистителей.
При нормальном функционировании систем шасси, закрылков, тормозов и др. все агрегаты работают от общесамолетной гидравлической системы. Азотная система предназначена для случаев аварийного выпуска передней ноги шасси, аварийного торможения и наземной зарядки азотных камер гидроаккумуляторов. Гидравлическая система работает при давлении 110 кГ/см2.
Источником энергии гидросистемы служат два шестеренчатых гидравлических насоса НШ-13, установленных по одному на правом и левом двигателях.
В гидросистеме имеются четыре гидроаккумулятора (два обслуживают шасси, закрылки и стеклоочестители и тормоза, один - тормоза и один - систему автопилота).
Во время нормальной работы насосов и малых расходов жидкости в системе в гидроаккумуляторах накапливается энергия путем сжатия азота. Эта энергия автоматически используется в дополнение к энергии, развиваемой насосами НШ-13, для ускорения выпуска и уборки шасси, закрылков и торможения. Когда производительность насосов падает или вовсе прекращается (из-за отказа), то гидроаккумуляторы позволяют рулить с торможением или убирать закрылки.
Гидроаккумуляторы необходимы и на случай бездействия системы. При нахождении гидросистемы в состоянии покоя автоматы разгрузки переключают гидронасосы на холостой ход, а гидроаккумуляторы компенсируют падение давления в системе, вызываемое утечками, чем уменьшают частое переключение насосов с холостого хода на рабочий. Также гидроаккумуляторы поглощают и устраняют гидравлические толчки и пульсации давления жидкости.
Рабочей жидкостью системы является минеральное масло АМГ-10, заливаемое в гидробак. Полная емкость гидробака 84 л. Полная емкость системы по количеству заправляемой жидкости -114 л.
Устанавливаются гидроаккумуляторы на правом борту служебного отсека. Гидроаккумуляторы общей сети и тормозов имеют одинаковую конструкцию. Несколько отличается от них только гидроаккумулятор автопилота, который выполнен из дюраля.
По конструкции гидроаккумулятор Ил-14 представляет собой стальной цилиндр с полусферическими донышками. Внутри цилиндра двигается стальной поршень. На поршне установлены два уплотнительных резиновых кольца круглого сечения. Ёмкость гидроаккумулятора составляет 8л.
Большой запас энергии в гидроаккумуляторах сети позволяет быстро выпустить или убрать шасси в случае отказа одного гидронасоса или в полёте с одним работающим двигателем. В этом случае время подъёма или выпуска шасси увеличивается на полторы-две секунды.
Воздушные камеры гидроаккумуляторов заряжаются через воздушные редукторы азотом до давления 70 кг/см2, гидроаккумулятор тормозов 45 кг/см2.
За время прошедшее, с последнего заводского ремонта гидроаккумуляторов, резиновые кольца на поршне и уплотнительные кольца в крышке гидроаккумуляторов стали умирать. В гидробаке слышалось бурление, прорывающегося азота, зарядка воздушных камер гидроаккумуляторов упала.
Гидроаккумуляроты был демонтированы с самолётов и перевезены на Тушинскую авиаремонтную базу.
Для их разборки были специально заказаны и изготовлены компанией “Сигма-Тех” ключи. Из толстой листовой стали, при помощи высокого давления воды они были вырезаны.
Один из ключей необходимо было делать разрезным. К этой задаче подключился Дима Синёв, который выполнил эти сварные и доводочные работы за один вечер.
Наступил долгожданный момент разбора гидроаккумулятора. До сего момента мы его изучали только по книжкам и инструкциям, но что окажется внутри?
Стравив давление с помощью специального приспособления из верхней азотной камеры, мы приступили к отворачиванию крышки. Предварительно были нанесены маркером метки, отмечающие положение крышки относительно баллона.
И вот крышка поддалась и мы её отвернули! Из баллона торчал поплавок.
Как его достать? Надо дать небольшое давление в воздушную камеру. Подключили компрессор и с помощью продувочного пистолета подали воздух. Поплавок стоял. И вдруг раздался взрыв! Это выстрелил поплавок. С потолка капало масло, все мы были тоже в нём. Вот чёрт. Небольшое давление, даже на такой, вроде бы небольшой площади может быть опасным. При дальнейших разборах мы снова и снова “стреляли” поплавком, только вот роль мишени у нас выполняла деревянная доска и масло, находившееся в верхней камере предварительно сливали. К сожалению другой возможности достать поплавок просто нет.
Резиновые кольца гидроаккумулятора были замерены и выбрав удобный момент я рванул на Щёлковскую. Там располагается офис компании “Валькар”, которая производит самые разнообразные резинотехнические изделия.
Нужные кольца изготовлены! Теперь мы можем перебрать 6 основных гидроаккумуляторов (с двух самолётов).
Обеспечив практически стерильную чистоту на рабочем верстаке пошла сборка. Внутренняя полость баллона промыта бензином и смазана АМГ-10, она хромирована и нанесён хон.
Поплавок без уплотнения проверен на движение внутри цилиндра (от руки). Установлены новые уплотнительные кольца на поплавок и крышку. Все кольца и резьба обильно смазаны минеральной смазкой AeroShell Grease 6 (аналог нашего Циатим-201).
Начинаем сборку. Аккуратно заправляем поплавок в баллон. Его нельзя перекашивать, иначе просто заклинит. Далее также очень аккуратно, в вертикальном положении заправляем и наварачиваем крышку. Она садится очень плотно. В одиночку такую работу не сделать! Только вдвоём, в 4 руки.
К сожалению в наших условиях проверку на полное давление в 180 атм мы произвести не можем. Воздухом это делать нельзя, по правилам безопасности, а гидростанции у нас пока нет.
Гидроаккумулятор собран! В азотную камеру заливается 200 мл гидромасла АМГ-10.
Медная шайба под клапаном оджигается и устанавливается на место. Оджигать нужно обязательно, что-бы сделать её на время мягкой.
Теперь с него нужно смыть старую краску и заново покрасить, после этого зарядить азотом. В дальнейшем мы немного изменили технологию. На смывку старой краски гидроаккумуляторы поступают сразу по приезду на Тушинскую авиаремонтную базу и только после этого они перебираются.
Покраска гидроаккумулятора тоже не простая задача в наших условиях. Вначале растворителем и обезжиривателем протирается вся окрашиваемая поверхность, после этого наносится слой грунта Body, даётся сушка в течении 3 часов, и после этого два слоя полиуретановой краски. Финишной операцией является нанесение чёрных или жёлтых полос (указывающих в какой сети работает гидроаккумулятор) и нанесение таблички с параметрами и датой ремонта.
К сожалению этой зимой полёты на Ил-14 не проводились. Однако работы по проекту продолжаются уже в спокойном темпе.
Наступило время доводки самолётов, когда выполняется плановый ремонт систем и агрегатов. На очереди была гидросистема самолётов, а именно гидроаккумуляторы.
Краткое описание параметров и назначения гидросистемы самолёта Ил-14.
Гидравлическая система самолета предназначена для выпуска и уборки шасси, закрылков, торможения, питания автопилота и стеклоочистителей.
При нормальном функционировании систем шасси, закрылков, тормозов и др. все агрегаты работают от общесамолетной гидравлической системы. Азотная система предназначена для случаев аварийного выпуска передней ноги шасси, аварийного торможения и наземной зарядки азотных камер гидроаккумуляторов. Гидравлическая система работает при давлении 110 кГ/см2.
Источником энергии гидросистемы служат два шестеренчатых гидравлических насоса НШ-13, установленных по одному на правом и левом двигателях.
В гидросистеме имеются четыре гидроаккумулятора (два обслуживают шасси, закрылки и стеклоочестители и тормоза, один - тормоза и один - систему автопилота).
Во время нормальной работы насосов и малых расходов жидкости в системе в гидроаккумуляторах накапливается энергия путем сжатия азота. Эта энергия автоматически используется в дополнение к энергии, развиваемой насосами НШ-13, для ускорения выпуска и уборки шасси, закрылков и торможения. Когда производительность насосов падает или вовсе прекращается (из-за отказа), то гидроаккумуляторы позволяют рулить с торможением или убирать закрылки.
Гидроаккумуляторы необходимы и на случай бездействия системы. При нахождении гидросистемы в состоянии покоя автоматы разгрузки переключают гидронасосы на холостой ход, а гидроаккумуляторы компенсируют падение давления в системе, вызываемое утечками, чем уменьшают частое переключение насосов с холостого хода на рабочий. Также гидроаккумуляторы поглощают и устраняют гидравлические толчки и пульсации давления жидкости.
Рабочей жидкостью системы является минеральное масло АМГ-10, заливаемое в гидробак. Полная емкость гидробака 84 л. Полная емкость системы по количеству заправляемой жидкости -114 л.
Устанавливаются гидроаккумуляторы на правом борту служебного отсека. Гидроаккумуляторы общей сети и тормозов имеют одинаковую конструкцию. Несколько отличается от них только гидроаккумулятор автопилота, который выполнен из дюраля.
По конструкции гидроаккумулятор Ил-14 представляет собой стальной цилиндр с полусферическими донышками. Внутри цилиндра двигается стальной поршень. На поршне установлены два уплотнительных резиновых кольца круглого сечения. Ёмкость гидроаккумулятора составляет 8л.
Большой запас энергии в гидроаккумуляторах сети позволяет быстро выпустить или убрать шасси в случае отказа одного гидронасоса или в полёте с одним работающим двигателем. В этом случае время подъёма или выпуска шасси увеличивается на полторы-две секунды.
Воздушные камеры гидроаккумуляторов заряжаются через воздушные редукторы азотом до давления 70 кг/см2, гидроаккумулятор тормозов 45 кг/см2.
За время прошедшее, с последнего заводского ремонта гидроаккумуляторов, резиновые кольца на поршне и уплотнительные кольца в крышке гидроаккумуляторов стали умирать. В гидробаке слышалось бурление, прорывающегося азота, зарядка воздушных камер гидроаккумуляторов упала.
Гидроаккумуляроты был демонтированы с самолётов и перевезены на Тушинскую авиаремонтную базу.
Для их разборки были специально заказаны и изготовлены компанией “Сигма-Тех” ключи. Из толстой листовой стали, при помощи высокого давления воды они были вырезаны.
Один из ключей необходимо было делать разрезным. К этой задаче подключился Дима Синёв, который выполнил эти сварные и доводочные работы за один вечер.
Наступил долгожданный момент разбора гидроаккумулятора. До сего момента мы его изучали только по книжкам и инструкциям, но что окажется внутри?
Стравив давление с помощью специального приспособления из верхней азотной камеры, мы приступили к отворачиванию крышки. Предварительно были нанесены маркером метки, отмечающие положение крышки относительно баллона.
И вот крышка поддалась и мы её отвернули! Из баллона торчал поплавок.
Как его достать? Надо дать небольшое давление в воздушную камеру. Подключили компрессор и с помощью продувочного пистолета подали воздух. Поплавок стоял. И вдруг раздался взрыв! Это выстрелил поплавок. С потолка капало масло, все мы были тоже в нём. Вот чёрт. Небольшое давление, даже на такой, вроде бы небольшой площади может быть опасным. При дальнейших разборах мы снова и снова “стреляли” поплавком, только вот роль мишени у нас выполняла деревянная доска и масло, находившееся в верхней камере предварительно сливали. К сожалению другой возможности достать поплавок просто нет.
Резиновые кольца гидроаккумулятора были замерены и выбрав удобный момент я рванул на Щёлковскую. Там располагается офис компании “Валькар”, которая производит самые разнообразные резинотехнические изделия.
Нужные кольца изготовлены! Теперь мы можем перебрать 6 основных гидроаккумуляторов (с двух самолётов).
Обеспечив практически стерильную чистоту на рабочем верстаке пошла сборка. Внутренняя полость баллона промыта бензином и смазана АМГ-10, она хромирована и нанесён хон.
Поплавок без уплотнения проверен на движение внутри цилиндра (от руки). Установлены новые уплотнительные кольца на поплавок и крышку. Все кольца и резьба обильно смазаны минеральной смазкой AeroShell Grease 6 (аналог нашего Циатим-201).
Начинаем сборку. Аккуратно заправляем поплавок в баллон. Его нельзя перекашивать, иначе просто заклинит. Далее также очень аккуратно, в вертикальном положении заправляем и наварачиваем крышку. Она садится очень плотно. В одиночку такую работу не сделать! Только вдвоём, в 4 руки.
К сожалению в наших условиях проверку на полное давление в 180 атм мы произвести не можем. Воздухом это делать нельзя, по правилам безопасности, а гидростанции у нас пока нет.
Гидроаккумулятор собран! В азотную камеру заливается 200 мл гидромасла АМГ-10.
Медная шайба под клапаном оджигается и устанавливается на место. Оджигать нужно обязательно, что-бы сделать её на время мягкой.
Теперь с него нужно смыть старую краску и заново покрасить, после этого зарядить азотом. В дальнейшем мы немного изменили технологию. На смывку старой краски гидроаккумуляторы поступают сразу по приезду на Тушинскую авиаремонтную базу и только после этого они перебираются.
Покраска гидроаккумулятора тоже не простая задача в наших условиях. Вначале растворителем и обезжиривателем протирается вся окрашиваемая поверхность, после этого наносится слой грунта Body, даётся сушка в течении 3 часов, и после этого два слоя полиуретановой краски. Финишной операцией является нанесение чёрных или жёлтых полос (указывающих в какой сети работает гидроаккумулятор) и нанесение таблички с параметрами и датой ремонта.