Восстановление Ил-14 "Голубая мечта" на Тушинском аэродроме

Ремонт гидроаккумуляторов Ил-14.

К сожалению этой зимой полёты на Ил-14 не проводились. Однако работы по проекту продолжаются уже в спокойном темпе.
Наступило время доводки самолётов, когда выполняется плановый ремонт систем и агрегатов. На очереди была гидросистема самолётов, а именно гидроаккумуляторы.



Краткое описание параметров и назначения гидросистемы самолёта Ил-14.
Гидравлическая система самолета предназначена для выпуска и уборки шасси, закрылков, торможения, питания автопилота и стеклоочистителей.



При нормальном функционировании систем шасси, закрылков, тормозов и др. все агрегаты работают от общесамолетной гидравлической системы. Азотная система предназначена для случаев аварийного выпуска передней ноги шасси, аварийного торможения и наземной зарядки азотных камер гидроаккумуляторов. Гидравлическая система работает при давлении 110 кГ/см2.
Источником энергии гидросистемы служат два шестеренчатых гидравлических насоса НШ-13, установленных по одному на правом и левом двигателях.
В гидросистеме имеются четыре гидроаккумулятора (два обслуживают шасси, закрылки и стеклоочестители и тормоза, один - тормоза и один - систему автопилота).
Во время нормальной работы насосов и малых расходов жидкости в системе в гидроаккумуляторах накапливается энергия путем сжатия азота. Эта энергия автоматически используется в дополнение к энергии, развиваемой насосами НШ-13, для ускорения выпуска и уборки шасси, закрылков и торможения. Когда производительность насосов падает или вовсе прекращается (из-за отказа), то гидроаккумуляторы позволяют рулить с торможением или убирать закрылки.
Гидроаккумуляторы необходимы и на случай бездействия системы. При нахождении гидросистемы в состоянии покоя автоматы разгрузки переключают гидронасосы на холостой ход, а гидроаккумуляторы компенсируют падение давления в системе, вызываемое утечками, чем уменьшают частое переключение насосов с холостого хода на рабочий. Также гидроаккумуляторы поглощают и устраняют гидравлические толчки и пульсации давления жидкости.
Рабочей жидкостью системы является минеральное масло АМГ-10, заливаемое в гидробак. Полная емкость гидробака 84 л. Полная емкость системы по количеству заправляемой жидкости -114 л.


Устанавливаются гидроаккумуляторы на правом борту служебного отсека. Гидроаккумуляторы общей сети и тормозов имеют одинаковую конструкцию. Несколько отличается от них только гидроаккумулятор автопилота, который выполнен из дюраля.
По конструкции гидроаккумулятор Ил-14 представляет собой стальной цилиндр с полусферическими донышками. Внутри цилиндра двигается стальной поршень. На поршне установлены два уплотнительных резиновых кольца круглого сечения. Ёмкость гидроаккумулятора составляет 8л.



Большой запас энергии в гидроаккумуляторах сети позволяет быстро выпустить или убрать шасси в случае отказа одного гидронасоса или в полёте с одним работающим двигателем. В этом случае время подъёма или выпуска шасси увеличивается на полторы-две секунды.

Воздушные камеры гидроаккумуляторов заряжаются через воздушные редукторы азотом до давления 70 кг/см2, гидроаккумулятор тормозов 45 кг/см2.

За время прошедшее, с последнего заводского ремонта гидроаккумуляторов, резиновые кольца на поршне и уплотнительные кольца в крышке гидроаккумуляторов стали умирать. В гидробаке слышалось бурление, прорывающегося азота, зарядка воздушных камер гидроаккумуляторов упала.

Гидроаккумуляроты был демонтированы с самолётов и перевезены на Тушинскую авиаремонтную базу.

Для их разборки были специально заказаны и изготовлены компанией “Сигма-Тех” ключи. Из толстой листовой стали, при помощи высокого давления воды они были вырезаны.



Один из ключей необходимо было делать разрезным. К этой задаче подключился Дима Синёв, который выполнил эти сварные и доводочные работы за один вечер.





Наступил долгожданный момент разбора гидроаккумулятора. До сего момента мы его изучали только по книжкам и инструкциям, но что окажется внутри?

Стравив давление с помощью специального приспособления из верхней азотной камеры, мы приступили к отворачиванию крышки. Предварительно были нанесены маркером метки, отмечающие положение крышки относительно баллона.

И вот крышка поддалась и мы её отвернули! Из баллона торчал поплавок.



Как его достать? Надо дать небольшое давление в воздушную камеру. Подключили компрессор и с помощью продувочного пистолета подали воздух. Поплавок стоял. И вдруг раздался взрыв! Это выстрелил поплавок. С потолка капало масло, все мы были тоже в нём. Вот чёрт. Небольшое давление, даже на такой, вроде бы небольшой площади может быть опасным. При дальнейших разборах мы снова и снова “стреляли” поплавком, только вот роль мишени у нас выполняла деревянная доска и масло, находившееся в верхней камере предварительно сливали. К сожалению другой возможности достать поплавок просто нет.



Резиновые кольца гидроаккумулятора были замерены и выбрав удобный момент я рванул на Щёлковскую. Там располагается офис компании “Валькар”, которая производит самые разнообразные резинотехнические изделия.
Нужные кольца изготовлены! Теперь мы можем перебрать 6 основных гидроаккумуляторов (с двух самолётов).



Обеспечив практически стерильную чистоту на рабочем верстаке пошла сборка. Внутренняя полость баллона промыта бензином и смазана АМГ-10, она хромирована и нанесён хон.



Поплавок без уплотнения проверен на движение внутри цилиндра (от руки). Установлены новые уплотнительные кольца на поплавок и крышку. Все кольца и резьба обильно смазаны минеральной смазкой AeroShell Grease 6 (аналог нашего Циатим-201).

Начинаем сборку. Аккуратно заправляем поплавок в баллон. Его нельзя перекашивать, иначе просто заклинит. Далее также очень аккуратно, в вертикальном положении заправляем и наварачиваем крышку. Она садится очень плотно. В одиночку такую работу не сделать! Только вдвоём, в 4 руки.

К сожалению в наших условиях проверку на полное давление в 180 атм мы произвести не можем. Воздухом это делать нельзя, по правилам безопасности, а гидростанции у нас пока нет.

Гидроаккумулятор собран! В азотную камеру заливается 200 мл гидромасла АМГ-10.

Медная шайба под клапаном оджигается и устанавливается на место. Оджигать нужно обязательно, что-бы сделать её на время мягкой.

Теперь с него нужно смыть старую краску и заново покрасить, после этого зарядить азотом. В дальнейшем мы немного изменили технологию. На смывку старой краски гидроаккумуляторы поступают сразу по приезду на Тушинскую авиаремонтную базу и только после этого они перебираются.








Покраска гидроаккумулятора тоже не простая задача в наших условиях. Вначале растворителем и обезжиривателем протирается вся окрашиваемая поверхность, после этого наносится слой грунта Body, даётся сушка в течении 3 часов, и после этого два слоя полиуретановой краски. Финишной операцией является нанесение чёрных или жёлтых полос (указывающих в какой сети работает гидроаккумулятор) и нанесение таблички с параметрами и датой ремонта.

 
Реклама
К сожалению в наших условиях проверку на полное давление в 180 атм мы произвести не можем. Воздухом это делать нельзя, по правилам безопасности, а гидростанции у нас пока нет
если есть насос типа НР-1, то можно проверять от него, 150кг/см2 он даст смело. Насосы эти, очень распостранены были в советском СНО (в подьемниках-домкратах и тд).
 
Можно сделать проверку на фирме которые занимаются опрессовкой аквалангов.Проверят и на максимальное давление по тех.паспорту еще и маркировку поставят.Это не очень дорогое удовольствие,и с гарантией.
 
Уважаемые реставраторы Ил14.Хочу Вам напомнить у меня есть втулка винта от Ил14.Прошло больше года никто не заехал.Условия преждние,это Вам подарок,но самовывоз.Втулка не эксплуатировалась,паспорта нет

DSCN4851.JPG


DSCN4850.JPG
 
Простите ради бога. Беда, что в Ригу заехать не так то просто... Может быть возможно перевести Вам денежку, а Вы отправите её транспортной компанией до Москвы?
 
Что вы,что вы это я так для солидности (шутка) Не денег не надо,я узнавал про отправку.Во первых она тяжелая,во вторых как ее обозвать (как запчасть самолета, без документов не проходит) Самый лучший вариант это дальнобойщик знакомый.Мимо меня фуры с российскими номерами постоянно катят.Вы подумайте,втулка никуда не денется все равно рано или поздно к вам попадет.
 
у меня в Риге есть хороший знакомый, спрошу у него. Часто до нас мотается.
 
Простите ради бога. Беда, что в Ригу заехать не так то просто... Может быть возможно перевести Вам денежку, а Вы отправите её транспортной компанией до Москвы?
Юра втулку передал моему хорошему знакомому. Тот слегка взгрустнул из-за размеров и веса.:D
Надо думать, как её через границу-таможню везти... 4€ /кг, думаю, не вариант...:eek:
 
Гаврик, в любом случае платить надо не за 80 килограмм, а за вес сверх 35, то есть за 45 - 180Е. Тоже немало, но это лучше, чем 320.
Теоретически возможно раскидать этот вес на всех, едущих в машине. Тут на какого таможенника попадешь, все же штука неделимая.
Главное, убедить таможенника, что хреновина не для продажи, ежели вдруг он заподозрит обратное. Хоть распечаткой этой ветки :) Есть весьма ненулевая вероятность, что махнут рукой и скажут - вези так, все мы человеки. Какой только фигни, забытой в багажнике, я не возил через финскую границу в обе стороны... :)
 
Реклама
Поздравляю вас!!! Желаю искренне успехов, и оставаться такими же энтузиастами!!!
 
Только что привёз втулку в Монино. Огромное-огромное спасибо дядькам-дальнобойщикам!!! Очень здорово помогли в перевозке запчасти с другого края географии. Спасибо огромное моему знакомцу в Риге, и, конечно, большущее спасибо Юре! Мужики, СПАСИБО!

Сегодня перевезу втулку в музей ВВС, сложу в ангар. Vulkan-Avia, приезжайте-забирайте. Либо кого снарядите, ваши часто у нас бывают.
 
хорошее местечко, зачётное! :D Вы там с Ильёй пока учебные полёты устройте. :eek:
 
Реклама
Юрий, спасибо огромное Вам и всем, кто помог в переправке втулки! Мы завершили её переборку.

Несколько фото с ремонта:

[url=https://flic.kr/p/AtGQLa]
[url=https://flic.kr/p/Aqt6wp]
[url=https://flic.kr/p/AVZqdW]
[url=https://flic.kr/p/AqBuF5]
[url=https://flic.kr/p/APCakB]
[url=https://flic.kr/p/AqJNEg]
[url=https://flic.kr/p/APDiHB]
[url=https://flic.kr/p/AMk2Sp]
[/url][/url][/url][/url][/url][/url][/url][/url]
 
Назад