Пару недель назад я озадачился выбором консистентной смазки для всякой разной техники, пребывающей в моих руках – и в первую очередь для установленных там подшипников качения. Задача состояла в выборе лучшего варианта по противоизносным и противозадирным свойствам, диапазону температур и скоростей вращения, водостойкости, защите от коррозии и т.д.
Для начала я собрал в сети справочные руководства крупнейших мировых производителей смазок (Shell, Mobil, Total и т.д.) и выбрал в каждом из них несколько оптимальных вариантов для моих целей. После этого я ознакомился с несколькими презентациями инженеров-машиностроителей по вопросам выбора смазки и продолжил поиск в сети уже более целенаправленно, по конкретным ключевым словам, найдя при этом еще несколько небольших специализированных фирм. Потом, полистав несколько англоязычных учебников по химии, технологии и применению смазочных материалов, определился с более конкретными критериями сравнения и классами смазок. В частности, из рассмотрения были сразу исключены смазки с дисульфидом молибдена или графитом, поскольку для подшипников качения они пригодны только при очень низких скоростях вращения. Они обладают высокими противозадирными свойствами и прекрасно подходят для узлов скольжения, но в подшипниках качения они нарушают расчетный режим работы шариков/роликов. Определившись с этим, я загрузил технические спецификации для примерно двух десятков разных смазок и свел их в одну таблицу. К моему легкому удивлению, после исключения сверхдорогих или малодоступных на европейском рынке смазок в списке сразу нарисовался очевидный лидер. Им оказался Total с серией смазок Ceran с кальций-сульфонатными загустителями (о превосходстве которых, впрочем, писалось и в учебниках). Для применения в узлах транспортных средств можно обратить внимание на три смазки из этой серии – Ceran MM, Ceran WR2 и Ceran PM. По противозадирным свойствам эти смазки далеко впереди большинства остальных: сваривание шариков между собой при испытании на четырехшариковой машинке (в ней 4 шарика диаметром 12,5 мм, собранные в пирамидку, трутся друг о друга) происходило при нагрузке порядка 500 кг по сравнению с 250-350 кг для других типов загустителей. На высоте оказались эти смазки и по водостойкости и антикоррозионным свойствам – защищают сталь от коррозии они даже в присутствии соленой воды, а вымывание смазки в горячей воде при испытании по стандарту ASTM D1264 составляет доли процента по сравнению с 2-5-10% для других типов смазок. Рабочий диапазон температур – от –25 до +180° (для Ceran MM от –30°C). Пожалуй, единственный мелкий недостаток – в отличие от многих других смазок этого класса, Ceran-ы не окрашены в яркий цвет, что несколько затрудняет контроль наличия и степени загрязненности смазки в узле (этого недостатка лишена в остальном очень похожая по всем параметрам на Ceran канадская смазка Robco MP/EP-1004, но в Европе ее так просто не найти). Различие трех марок – в вязкости базового масла: 100, 180 и 325 сСт при 40°C для MM, WR2 и PM соответственно. Именно этим параметром определяется допустимый диапазон скоростей вращения: меньше вязкость – больше скорость. Для среднескоростных подшипников качения (например, для ступиц колес) годятся 100 и 180; 100 может использоваться и в более скоростных применениях – например, в подшипниках электродвигателей (кроме самых мелких). 325 – это уже скорее для узлов типа ШРУСов и т.п.
Сначала я предполагал взять Ceran MM, но потом, учтя другие применения в моем окружении, решил приобрести две разных марки – Ceran WR2 и Royco 22 CF. Вторая – это многоцелевая авиационная смазка, аналогичная Aeroshell 22 CF. Она изготовлена на базовом масле низкой вязкости (около 30 сСт) и не имеет в своем составе противозадирных присадок, зато она работает при предельно низких и высоких температурах (от –65 до +205°C), пригодна для точных и/или высокоскоростных узлов (включая мелкие электродвигатели и винтовые приводы), а также хорошо размазывается тонким слоем для защиты от атмосферной коррозии (при полетах по воздуху в отличие от покатушек по говнам). В этом классе смазок конкуренция невелика, а требования авиационных стандартов достаточно четко определены, поэтому основным вопросом при выборе оказалась возможность купить смазку в мелкой фасовке (400 г) прямо со склада у продавца, не дожидаясь поставки от производителя. Как можно видеть по внешнему виду патрона, Royco (точнее, Anderol - так называется фирма) - типичный такой НАТОвский поставщик
Для начала я собрал в сети справочные руководства крупнейших мировых производителей смазок (Shell, Mobil, Total и т.д.) и выбрал в каждом из них несколько оптимальных вариантов для моих целей. После этого я ознакомился с несколькими презентациями инженеров-машиностроителей по вопросам выбора смазки и продолжил поиск в сети уже более целенаправленно, по конкретным ключевым словам, найдя при этом еще несколько небольших специализированных фирм. Потом, полистав несколько англоязычных учебников по химии, технологии и применению смазочных материалов, определился с более конкретными критериями сравнения и классами смазок. В частности, из рассмотрения были сразу исключены смазки с дисульфидом молибдена или графитом, поскольку для подшипников качения они пригодны только при очень низких скоростях вращения. Они обладают высокими противозадирными свойствами и прекрасно подходят для узлов скольжения, но в подшипниках качения они нарушают расчетный режим работы шариков/роликов. Определившись с этим, я загрузил технические спецификации для примерно двух десятков разных смазок и свел их в одну таблицу. К моему легкому удивлению, после исключения сверхдорогих или малодоступных на европейском рынке смазок в списке сразу нарисовался очевидный лидер. Им оказался Total с серией смазок Ceran с кальций-сульфонатными загустителями (о превосходстве которых, впрочем, писалось и в учебниках). Для применения в узлах транспортных средств можно обратить внимание на три смазки из этой серии – Ceran MM, Ceran WR2 и Ceran PM. По противозадирным свойствам эти смазки далеко впереди большинства остальных: сваривание шариков между собой при испытании на четырехшариковой машинке (в ней 4 шарика диаметром 12,5 мм, собранные в пирамидку, трутся друг о друга) происходило при нагрузке порядка 500 кг по сравнению с 250-350 кг для других типов загустителей. На высоте оказались эти смазки и по водостойкости и антикоррозионным свойствам – защищают сталь от коррозии они даже в присутствии соленой воды, а вымывание смазки в горячей воде при испытании по стандарту ASTM D1264 составляет доли процента по сравнению с 2-5-10% для других типов смазок. Рабочий диапазон температур – от –25 до +180° (для Ceran MM от –30°C). Пожалуй, единственный мелкий недостаток – в отличие от многих других смазок этого класса, Ceran-ы не окрашены в яркий цвет, что несколько затрудняет контроль наличия и степени загрязненности смазки в узле (этого недостатка лишена в остальном очень похожая по всем параметрам на Ceran канадская смазка Robco MP/EP-1004, но в Европе ее так просто не найти). Различие трех марок – в вязкости базового масла: 100, 180 и 325 сСт при 40°C для MM, WR2 и PM соответственно. Именно этим параметром определяется допустимый диапазон скоростей вращения: меньше вязкость – больше скорость. Для среднескоростных подшипников качения (например, для ступиц колес) годятся 100 и 180; 100 может использоваться и в более скоростных применениях – например, в подшипниках электродвигателей (кроме самых мелких). 325 – это уже скорее для узлов типа ШРУСов и т.п.
Сначала я предполагал взять Ceran MM, но потом, учтя другие применения в моем окружении, решил приобрести две разных марки – Ceran WR2 и Royco 22 CF. Вторая – это многоцелевая авиационная смазка, аналогичная Aeroshell 22 CF. Она изготовлена на базовом масле низкой вязкости (около 30 сСт) и не имеет в своем составе противозадирных присадок, зато она работает при предельно низких и высоких температурах (от –65 до +205°C), пригодна для точных и/или высокоскоростных узлов (включая мелкие электродвигатели и винтовые приводы), а также хорошо размазывается тонким слоем для защиты от атмосферной коррозии (при полетах по воздуху в отличие от покатушек по говнам). В этом классе смазок конкуренция невелика, а требования авиационных стандартов достаточно четко определены, поэтому основным вопросом при выборе оказалась возможность купить смазку в мелкой фасовке (400 г) прямо со склада у продавца, не дожидаясь поставки от производителя. Как можно видеть по внешнему виду патрона, Royco (точнее, Anderol - так называется фирма) - типичный такой НАТОвский поставщик
Последнее редактирование: