Выбор консистентной смазки

Ultranomad

G-NODE
Пару недель назад я озадачился выбором консистентной смазки для всякой разной техники, пребывающей в моих руках – и в первую очередь для установленных там подшипников качения. Задача состояла в выборе лучшего варианта по противоизносным и противозадирным свойствам, диапазону температур и скоростей вращения, водостойкости, защите от коррозии и т.д.

Для начала я собрал в сети справочные руководства крупнейших мировых производителей смазок (Shell, Mobil, Total и т.д.) и выбрал в каждом из них несколько оптимальных вариантов для моих целей. После этого я ознакомился с несколькими презентациями инженеров-машиностроителей по вопросам выбора смазки и продолжил поиск в сети уже более целенаправленно, по конкретным ключевым словам, найдя при этом еще несколько небольших специализированных фирм. Потом, полистав несколько англоязычных учебников по химии, технологии и применению смазочных материалов, определился с более конкретными критериями сравнения и классами смазок. В частности, из рассмотрения были сразу исключены смазки с дисульфидом молибдена или графитом, поскольку для подшипников качения они пригодны только при очень низких скоростях вращения. Они обладают высокими противозадирными свойствами и прекрасно подходят для узлов скольжения, но в подшипниках качения они нарушают расчетный режим работы шариков/роликов. Определившись с этим, я загрузил технические спецификации для примерно двух десятков разных смазок и свел их в одну таблицу. К моему легкому удивлению, после исключения сверхдорогих или малодоступных на европейском рынке смазок в списке сразу нарисовался очевидный лидер. Им оказался Total с серией смазок Ceran с кальций-сульфонатными загустителями (о превосходстве которых, впрочем, писалось и в учебниках). Для применения в узлах транспортных средств можно обратить внимание на три смазки из этой серии – Ceran MM, Ceran WR2 и Ceran PM. По противозадирным свойствам эти смазки далеко впереди большинства остальных: сваривание шариков между собой при испытании на четырехшариковой машинке (в ней 4 шарика диаметром 12,5 мм, собранные в пирамидку, трутся друг о друга) происходило при нагрузке порядка 500 кг по сравнению с 250-350 кг для других типов загустителей. На высоте оказались эти смазки и по водостойкости и антикоррозионным свойствам – защищают сталь от коррозии они даже в присутствии соленой воды, а вымывание смазки в горячей воде при испытании по стандарту ASTM D1264 составляет доли процента по сравнению с 2-5-10% для других типов смазок. Рабочий диапазон температур – от –25 до +180° (для Ceran MM от –30°C). Пожалуй, единственный мелкий недостаток – в отличие от многих других смазок этого класса, Ceran-ы не окрашены в яркий цвет, что несколько затрудняет контроль наличия и степени загрязненности смазки в узле (этого недостатка лишена в остальном очень похожая по всем параметрам на Ceran канадская смазка Robco MP/EP-1004, но в Европе ее так просто не найти). Различие трех марок – в вязкости базового масла: 100, 180 и 325 сСт при 40°C для MM, WR2 и PM соответственно. Именно этим параметром определяется допустимый диапазон скоростей вращения: меньше вязкость – больше скорость. Для среднескоростных подшипников качения (например, для ступиц колес) годятся 100 и 180; 100 может использоваться и в более скоростных применениях – например, в подшипниках электродвигателей (кроме самых мелких). 325 – это уже скорее для узлов типа ШРУСов и т.п.

Сначала я предполагал взять Ceran MM, но потом, учтя другие применения в моем окружении, решил приобрести две разных марки – Ceran WR2 и Royco 22 CF. Вторая – это многоцелевая авиационная смазка, аналогичная Aeroshell 22 CF. Она изготовлена на базовом масле низкой вязкости (около 30 сСт) и не имеет в своем составе противозадирных присадок, зато она работает при предельно низких и высоких температурах (от –65 до +205°C), пригодна для точных и/или высокоскоростных узлов (включая мелкие электродвигатели и винтовые приводы), а также хорошо размазывается тонким слоем для защиты от атмосферной коррозии (при полетах по воздуху в отличие от покатушек по говнам). В этом классе смазок конкуренция невелика, а требования авиационных стандартов достаточно четко определены, поэтому основным вопросом при выборе оказалась возможность купить смазку в мелкой фасовке (400 г) прямо со склада у продавца, не дожидаясь поставки от производителя. Как можно видеть по внешнему виду патрона, Royco (точнее, Anderol - так называется фирма) - типичный такой НАТОвский поставщик :)
P1090702.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
SDA, неа. Просто потратил довольно много времени на поиск исчерпывающей информации, почему бы не поделиться с другими?
 
SDA, неа. Просто потратил довольно много времени на поиск исчерпывающей информации, почему бы не поделиться с другими?
Тоже верно! И правильно!
К стати, что такое "кальций-сульфатный" загуститель? Обычный сульфат кальция?
 
SDA, не сульфатный, а сульфонатный. Обычные кальциевые мыла в смазках - это соли карбоновых кислот: (большой углеводородный хвост)-COO-Ca-(второй такой же остаток). А тут вместо карбоновой группы (COO) сульфоновая: (хвост)-SO3-Сa-...
 
В частности, из рассмотрения были сразу исключены смазки с дисульфидом молибдена или графитом, поскольку для подшипников качения они пригодны только при очень низких скоростях вращения.
Ultranomad, если не ошибаюсь, такие смазки используют для узлов навески реверса и в "горячих точках".
По остальному, конечно обязательная сертификация по MIL и ещё важный фактор это сeпарирование жидкости из самой смазочной массы. Если после открытия тюбика, там есть жидкость, то желательно такую смазку не использовать, особенно там где есть полости с г/жидкостью и определить течь или нет иногда очень трудно, а "у страха глаза велики", чтобы не было снятия агрегата без причины.
 
Последнее редактирование:
FW, ага, MoS2 действительно жаростоек. И еще в вакууме может работать. Из авиационных смазок он есть в Aeroshell 64 (она же 33MS). Но на нашей мелкой авиации таких горячих узлов нет :)
А насчет расслоения смазки с выделением жидкости не могу не согласиться - такую смазку сразу долой. Но вроде, говорят, разработки последних лет этим практически не страдают.
 
Последнее редактирование:
Но на нашей мелкой авиации таких горячих узлов нет
это по большей части касается тяг створок реверса как например у Фоккера-70/100.
По сепарированию, лучше не верить никому, всё проверяется только визуально, по факту. К сожалению, были реальные случаи из практики, когда эта гадость (другого слова нет), наносила ущерб в виде снятия исправных агрегатов. И доказать технику, что течёт не то что он думает, практическски невозможно. Если бы я сам расписывался, я бы наверное так же поступил :).
 
FW, ага, MoS2 действительно жаростоек. И еще в вакууме может работать. Из авиационных смазок он есть в Aeroshell 64 (она же 33MS). Но на нашей мелкой авиации таких горячих узлов нет :)
А насчет расслоения смазки с выделением жидкости не могу не согласиться - такую смазку сразу долой. Но вроде, говорят, разработки последних лет этим практически не страдают.
MoS2 может и жаростоек, но аэрошелл 64 или 33MS Grease в горячих местах не применяется. Ибо содержание его там никакое.
 
Реклама
Подскажите плз, в России где можно заказать Royco22CF? наш поставщик сообщил что все, больше поставлять не будет, санкции, а надо очень.
 
AndreyM, я базируюсь в Чехии, про Россию не знаю. Но мне тем временем рассказали про еще одну авиационную смазку того же типа, которая, кажется, еще немного лучше - Mobil Grease 28.
 
Спасибо большое, MobilGrease28 у нас есть,
вчера смешал Royco и MobilGrease28 как описано в MIL-PRF-81322G, через 7 дней посмотрим что получится (Mobil тоже осталось одна туба но ее проще достать).
А еще не подскажете, может быть есть опыт смешения Royco22CF и Aeroshell 22CF, мне предлагают Aeroshell на замену, вроде по документации у них один тип базового масла - PAO и загуститель неорганический гель.
 
AndreyM, опыта смешения, увы, нет. Кстати, у Mobil Grease 28 базовое масло и загуститель тех же классов, что в Royco 22CF и Aeroshell 22CF.
 
Назад