На юге Коми, как и на севере Костромской обл., где-нибудь за Чухломой, Солигаличем и Кологривом, где носил почту один из лесковских героев, на востоке Вологодчины - на далёкой обочине плотно обжитого пространства Верхневолжья, давно спаянного реками, почтовыми трактами, а потом и железной дорогой на Вятку, сформировался своеобразный по ощущениям регион - обширное пространство от Вологды почти до Уральских гор и от костромского и нижегородского севера до самого Белого моря и Печоры.
Здесь, вроде бы, ещё продолжается та же наша привычная тысячелетне-русская – не уральская и сибирская - культурная среда, что и в Витебске с Калугой – здесь ещё нет сибирской или уральской необжитости, неукоренённости. Чувствуется, что здесь живут столетиями. И ландшафт понятный, дружелюбный, генетически, тысячелетне-родной, не степной, как на юге Западной Сибири или в Оренбуржье. Но деревни тут разбросаны уже гораздо реже и со всех сторон зажаты лесом. Поля здесь уже не простираются раздольно, а теснятся, окаймлённые острыми вершинами ёлок.
Давно хотелось рассмотреть этот угол повнимательней.
Одна из черт этого края – ощущение отстранённости и неприкаянного одиночества. На отшибе. Даже Ф. Э. Дзержинский, будучи сослан на Верхнюю Каму, в Кай (ныне это Верхнекамский район Кировской области), бежал оттуда, из ссылки, по собственному признанию, с тоски. Бежал из Кая на лодке вниз по Каме.
Здешний окоём – уже чаще не колоколенки окрестных сёл то там, то тут, а лес во все стороны. Такой, наверно, увидела сестрёнка Куллерво, когда, заблудившись, забралась на ёлку повыше, чтоб посмотреть, где она. Вот такие у меня ощущения от зырянско-вологодских лесов.
Ыб очень впечатляет ландшафтно. Это средоточие тех ощущений от региона, о которых я говорил выше. До Ыба их олицетворением для меня была Чухлома. Можно просто стоять на холме, среди одуванчиков, в растерянности и восторге от окрестных панорам.
Церковь без апсиды, совершенно прямоугольная:
Ыб состоит из нескольких частей. Каждая на своём холме, оживлённом доминантой – часовенкой или колокольней. В самой южной из частей, в Каргорте, прошлым летом оборудовали смотровую площадку высоко над Сысолой, виднеющейся сквозь лесную пройму.
Рядом аутентичная деревянная церковь:
Она, разумеется, тоже безапсидно-прямоугольная:
Лобастый зелёный холм на пути в Мальцевгрезд по правую руку тоже годится для ощущений.
В сельпо есть в продаже не только сыктывкарское пиво, но и националистические коми шанежки: из ржаной муки с кашей, с земляными яблоками. Есть и русские шанежки: из пшеничной муки. Пикник средь здешних красот добавит вашей эскападе лиризма.
С пьяных шар, надегустировавшись, из Ыба в Сыктывкар можно попасть социально, на любой попутке. Все и так оттуда в Сыктывкар едут.
На самой окраине Ыба, на выезде в Сыктывкар, расположился «Этнопарк», но я такие нарочитые артифисьяльные заведения не люблю, посему его посещением мы манкировали.
Здесь, вроде бы, ещё продолжается та же наша привычная тысячелетне-русская – не уральская и сибирская - культурная среда, что и в Витебске с Калугой – здесь ещё нет сибирской или уральской необжитости, неукоренённости. Чувствуется, что здесь живут столетиями. И ландшафт понятный, дружелюбный, генетически, тысячелетне-родной, не степной, как на юге Западной Сибири или в Оренбуржье. Но деревни тут разбросаны уже гораздо реже и со всех сторон зажаты лесом. Поля здесь уже не простираются раздольно, а теснятся, окаймлённые острыми вершинами ёлок.
Давно хотелось рассмотреть этот угол повнимательней.
Одна из черт этого края – ощущение отстранённости и неприкаянного одиночества. На отшибе. Даже Ф. Э. Дзержинский, будучи сослан на Верхнюю Каму, в Кай (ныне это Верхнекамский район Кировской области), бежал оттуда, из ссылки, по собственному признанию, с тоски. Бежал из Кая на лодке вниз по Каме.
Здешний окоём – уже чаще не колоколенки окрестных сёл то там, то тут, а лес во все стороны. Такой, наверно, увидела сестрёнка Куллерво, когда, заблудившись, забралась на ёлку повыше, чтоб посмотреть, где она. Вот такие у меня ощущения от зырянско-вологодских лесов.
Ыб очень впечатляет ландшафтно. Это средоточие тех ощущений от региона, о которых я говорил выше. До Ыба их олицетворением для меня была Чухлома. Можно просто стоять на холме, среди одуванчиков, в растерянности и восторге от окрестных панорам.
Церковь без апсиды, совершенно прямоугольная:
Ыб состоит из нескольких частей. Каждая на своём холме, оживлённом доминантой – часовенкой или колокольней. В самой южной из частей, в Каргорте, прошлым летом оборудовали смотровую площадку высоко над Сысолой, виднеющейся сквозь лесную пройму.
Рядом аутентичная деревянная церковь:
Она, разумеется, тоже безапсидно-прямоугольная:
Лобастый зелёный холм на пути в Мальцевгрезд по правую руку тоже годится для ощущений.
В сельпо есть в продаже не только сыктывкарское пиво, но и националистические коми шанежки: из ржаной муки с кашей, с земляными яблоками. Есть и русские шанежки: из пшеничной муки. Пикник средь здешних красот добавит вашей эскападе лиризма.
С пьяных шар, надегустировавшись, из Ыба в Сыктывкар можно попасть социально, на любой попутке. Все и так оттуда в Сыктывкар едут.
На самой окраине Ыба, на выезде в Сыктывкар, расположился «Этнопарк», но я такие нарочитые артифисьяльные заведения не люблю, посему его посещением мы манкировали.
Последнее редактирование: