16 декабря 2016
Резолюция «круглого стола» по проблемам «недисциплинированных пассажиров», обеспечения общественного порядка и авиационной безопасности на объектах воздушного транспорта, проведенного Федеральным агентством воздушного транспорта во взаимодействии с Национальной ассоциацией воздушного права, Общественным советом при Федеральном агентстве воздушного транспорта и Союзом юристов Москвы
Участники «круглого стола», представляющие в личном качестве органы государственной власти Российской Федерации, авиационные отраслевые организации и юридическую общественность, поддерживая усилия Международной организации гражданской авиации и органов власти Российской Федерации, направленные на усиление борьбы с нарушениями общественной безопасности на объектах воздушного транспорта, отмечая роль международного права и актуальность научных исследований в данной сфере, желая внести свой вклад в работу по укреплению авиационной безопасности и общественного порядка на воздушных судах и наземных объектах воздушного транспорта, рассмотрели вопросы обеспечения общественного порядка и авиационной безопасности на борту воздушных судов и объектах воздушного транспорта в аспекте проблемы «недисциплинированных пассажиров» и констатировали их актуальность. Так, за период 2010-2015 гг. включительно средний коэффициент (на 100 тыс. пассажиров) правонарушений, совершенных на борту воздушных судов, находящихся в полете, составляет 1,87 чел., совершенных до взлета – 3,45 чел. Только за период 2014 – девять месяцев 2016 г. произошло 15 вынужденных посадок воздушных судов из-за агрессивного поведения пассажиров, угрожающих безопасности полета. За истекший период 2016 г. 1180 пассажиров не допущены к перевозке, органами внутренних дел на воздушном транспорте привлечено к административной ответственности 1164 чел., к уголовной - 116 чел., 459 пассажиров было снято с воздушных судов. Большинство правонарушений на борту совершается в состоянии алкогольного опьянения, на чартерных «курортных» и длительных рейсах. При этом значительная часть нарушителей (свыше 35%) не понесла к какой-либо ответственности за совершенные ими противоправные деяния, посягающие на безопасность и общественный порядок на борту воздушных судов.
Учитывая международно-правовые нормы, опыт российских и иностранных авиакомпаний, законодательные инициативы, а также результаты научных исследований, мы считаем необходимым использование комплексного институционального подхода к решению проблемы «недисциплинированных пассажиров», направленного, прежде всего, на предупреждение правонарушений.
В этих целях участники «круглого стола» полагают возможным предложить следующие организационные и правовые меры:
1. рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Протоколу от 4 апреля 2014 г., изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, (Монреальскому протоколу);
2. при совершенствовании законодательства Российской Федерации принять во внимание Резолюцию 39-ой Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (2016 г.) № А39-11 «Сводное заявление о постоянной политике ИКАО в юридической области», касающееся, в частности, принятия национального законодательства в отношении недисциплинированных пассажиров с учетом разработанного Юридическим комитетом ИКАО типового законодательства, а также иные рекомендации ИКАО в данной сфере;
3. при подготовке проектов федеральных законов предусмотреть комплексное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с правонарушениями на борту гражданских воздушных судов, осуществив взаимосвязь норм различных отраслей законодательства, исходя из того, что согласно Конституции Российской Федерации ограничение прав и свобод человека допустимы только федеральным законом в целях обеспечения общественной безопасности:
- внести в Воздушный кодекс Российской Федерации общие правила поведения пассажиров;
- конкретизировать права командира воздушного судна (в том числе по наделению его правом составления протоколов об административном правонарушении), закрепить права и обязанности членов экипажа, сотрудников службы безопасности на борту по предотвращению, пресечению и документированию правонарушений;
- изучить правовую и техническую возможность установления в пассажирских салонах воздушных судов средств видеонаблюдения в качестве средств объективного контроля, информация которых может служить в качестве источника доказательств в судебном процессе;
- ограничить предложения спиртных напитков на борту воздушного судна (в том числе в салонах первого и бизнес-класса);
- отнести грубые нарушения общественной безопасности на борту воздушного судна к признакам состава преступления (хулиганства);
- установить специальную административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок на борту воздушного судна, установив срок давности привлечения к ответственности – один год;
- обеспечить информационное взаимодействие между аппаратами судов, правоохранительных органов и медицинскими учреждениями с тем, чтобы лица, совершившие правонарушения на борту воздушных судов и наземных объектах воздушного транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, были поставлены на учет в наркологических диспансерах;
- возложить на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанность ведения учета лиц, совершивших правонарушения на воздушном транспорте, и информационного (в том числе международного) обмена персональными данными на указанных лиц с правоохранительными органами и авиакомпаниями по аналогии с порядком, установленным в соответствии со статьей 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации;
- предусмотреть в воздушном и гражданском законодательстве право перевозчиков вести учет («черные списки») лиц, подвергнутых административному наказанию на правонарушения, совершенные на борту воздушных судов;
- предоставить авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании публичного договора, право отказа в заключении договора воздушной перевозки либо взимания повышенной платы с лиц, включенных в учеты («черные списки»);
- дополнить основания прекращения действия договора перевозки по инициативе перевозчика, если на момент регистрации на рейс или посадки на воздушное судно пассажир находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- установить, что лицо, совершившее правонарушение на воздушном судне, возмещает каждому пассажиру, следующего тем же рейсом на данном воздушном судне, материальное возмещение морального вреда в размере стоимости авиабилета, уплаченного каждым пассажиром;
- предусмотреть ограничения на выезд из Российской Федерации для граждан Российской Федерации, привлеченных к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте, и запрет на въезд в Российскую Федерацию для иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, привлекавшихся к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах;
- предусмотреть в законодательстве о труде и государственной службе, о статусе депутатов всех уровней, что правонарушения, совершенные на борту воздушного судна лицами, состоящими на государственной службе либо работе в государственных организациях, а также занимающие выборные должности в органах государственной власти, являются самостоятельным основанием для прекращения служебного или трудового договора либо прекращению статуса депутата;
4. ввести в квалификационный справочник должностей работников воздушного транспорта должность «сотрудник службы безопасности на борту» и иные связанные с ней должности, определив соответствующие квалификационные характеристики;
5. дополнить квалификационные характеристики должностей летного и кабинного экипажей указанием на возможность применения ими мер противодействия недисциплинированным пассажирам;
6. создать при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти государственную организацию по обеспечению безопасности на борту воздушных судов, функционирующую на принципах аутсорсинга и самофинансирования во взаимодействии с заинтересованными авиакомпаниями, либо организовать выполнение этой функции подразделениями Федеральной службы национальной гвардии;
7. создать рабочую группу из числа заинтересованных представителей органов государственной власти, специалистов и ученых по реализации данной резолюции (предложения направлять Юрьеву С.С. по Email:
collegium_mka@mail.ru).