SSJ в эксплуатации (Якутия)

генеральный директор авиакомпании "Якутия" Ольга Федорова. интервью
На минувшей неделе российский премьер Дмитрий Медведев поручил выделить Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) 30 млрд руб. на закупку самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) для нужд российских региональных авиакомпаний. Одним из партнеров ГТЛК в этом проекте стала авиакомпания "Якутия", в парке которой сейчас числятся два SSJ 100. Однако, несмотря на договоренности с лизингодателем, реализовать их в полной мере не удается. В чем заключаются эти сложности и с какими еще трудностями приходится сталкиваться республиканской авиации, в интервью ATO.ru рассказала генеральный директор авиакомпании "Якутия" Ольга Федорова.

АТО: Ольга Николаевна, давайте начнем с контракта "Якутии" с ГТЛК. На МАКСе был подписан меморандум о лизинге пяти самолетов SSJ 100, в том числе двух ВЭБовских. Хочется понять, на каком этапе сейчас находятся переговоры. Уже миновали стадию меморандума или нет?

О. Ф.: Подписан даже договор поставки трех машин. В принципе, сегодня сомнений по поводу того, что мы будем приобретать их в лизинг с конца 2016 г., у нас нет. Потому что по своим характеристикам эти самолеты действительно более эффективные для нас с точки зрения экономики по сравнению с уже имеющимися в парке.

У нас сейчас возникли некоторые трудности, вопросы с ГТЛК. Все авиакомпании России были в ожидании улучшения условий, связанного с постановлениями правительства об увеличении уставного капитала как ОАК, так и ГТЛК. К сожалению, несмотря на то что мы проговаривали заранее, что сможем попасть в перечень авиакомпаний, которых коснется докапитализация ГТЛК на 30 млрд руб., мы в него не попадаем с двумя имеющимися в парке авиакомпании "Якутия" машинами. На прошедшем в сентябре совещании у замминистра Промторга Андрея Ивановича Богинского мы получили информацию, что при подготовке проекта решения правительства РФ перечень ВС был согласован, практически по бортовым номерам.

Конечно, для нас это удар. Проблема в том, что условия нашего действующего контракта с "ВЭБ-лизинг" становятся неконкурентными. Все остальные эксплуатанты имеют (как "Аэрофлот") или будут иметь ("Ямал", Red Wings) меньшую стоимость лизинга "суперджетов".

В Минпромторге у заместителя министра Богинского прошли два совещания, и я очень надеюсь, что все-таки их участники — а это и ГТЛК, и ГСС, и ОАК — услышат наши доводы относительно улучшения условий контракта. По действующим постановлениям и программам поддержки мы сможем получить определенное снижение стоимости и лизинговых платежей. Однако для того, чтобы сегодня, с новой стоимостью доллара, эксплуатация была экономичной, лизинговая ставка должна быть ниже.

АТО: Я уточню: этот проблемный пункт — это два ВЭБовских самолета?

О. Ф.: Да.

АТО: То есть вопросов по трем новым нет?
О. Ф.: То, что сегодня предлагается и обсуждается, находится в пределах общих подходов к самолетам, которые будут продаваться компанией ГСС. В их отношении уже определены условия. Это новые машины, которые будут стоить дешевле уже изначально, ставка будет в рублях. Условия действующего лизингового договора отличаются разительно.
АТО: Может, я забегаю вперед, но представим себе негативный вариант. Если не удастся найти взаимопонимания по этим двум самолетам, что вы будете делать?
О. Ф.: В контрактах описана процедура возврата. Но я считаю, что при таком развитии событий потеряют все. Самолет, которому мы сегодня (беседа состоялась 7 октября. — Прим. ATO.ru) присвоили имя легендарного летчика Якутии Валерия Кузьмина, улетит из республики. Конечно, нам очень этого не хочется. Потеряет и ГСС, ведь компании нужно будет проводить ремаркетинг, а на это нужно будет отвлекать деньги и прилагать дополнительные усилия. Я считаю, что в данной ситуации все заинтересованы в нахождении компромисса.
АТО: Давайте теперь пробежимся по теме Q300. Во-первых, получен ли уже третий борт?
О. Ф.: Нет, пока еще не получен. Все документы у нас подписаны, но остались вопросы, которые не связаны с лизингодателем, а касаются наших взаимоотношений с компанией, которая будет стороной в этом лизинговом договоре. Мы получаем самолет через "Алросу", и у нас есть определенные взаимоотношения, которые нужно урегулировать.

АТО: Удалось ли решить проблему с допуском Q300 на грунтовые аэродромы в республике?
О. Ф.: В полном объеме — нет. Мы движемся в соответствии с нашим планом, работаем в полном взаимодействии с Bombardier. На данный момент осуществляем рейсы по утвержденному плану полетов на грунтовые ВПП Республики Саха (Якутия) по первой и второй фазе. Фазу 1 — технические рейсы — осуществили по 12 аэродромам, фазу 2 — коммерческие полеты — в летний период осуществляли постоянно в Батагай и Усть-Неру; было совершено по одному полету в Среднеколымск и Депутатский. Результаты полетов еще раз подтвердили необходимость работ по приведению в соответствие прочности грунтового покрытия и устранению микронеровностей на ВПП.

Интерес нашей компании к Q300 связан с его коммерческими и техническими характеристиками. У самолета Bombardier Q300 есть возможность совершать полеты на определенную дальность, не дозаправляясь в пункте посадки. И это очень существенно. По нашим расчетам по республике мы смогли бы сэкономить около 2,5 тыс. т керосина, причем не в Якутске, а на севере. Мы можем получить мультипликативный эффект — снижение расхода керосина, снижение объемов завоза в северные районы республики, снижение потребности в дополнительных судах того же ЛОРПа (Ленского объединенного речного пароходства. — Прим. ATO.ru), сокращение количества емкостей компании "Саханефтегазсбыт" и т. д.

Убеждаем и доказываем нашим коллегам из "Аэропортов Севера" и Мирнинского авиапредприятия, а также территориального управления гражданской авиации, что это интересно для экономики республики.

АТО: Вы назвали цифру в 2,5 тыс. т топлива. Это по всем направлениям сразу или по каждому?

О. Ф.: На севера мы ежегодно завозим 7 тыс. т. Экономия составит 35%.

АТО: Вторая фаза, которую вы упомянули, — что это означает, сколько еще осталось сделать?
О. Ф.: Это коммерческие полеты с некоторыми ограничениями на ресурс стоек шасси, с расшифровкой и предоставлением всех данных в адрес Bombardier. В принципе, мы теперь должны выйти на стадию получения допусков в эти аэропорты без ограничений. Следующая итерация — это расширение количества аэропортов.

Конечно, нам хочется, чтобы в каждом аэропорту мог садиться самолет Q300, потому что кроме высокой топливной эффективности у него и скорость больше. Это сокращение времени полета, это несколько иная практика формирования расписания. Мы могли бы летать чаще и быстрее.

Мы формируем флот исходя из данности: у нас грунтовые аэропорты. Возникает вопрос: "Почему у нас, в республике, которая только летает, все аэропорты грунтовые?" Федеральной программой социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусмотрена реконструкция 16 аэропортов Якутии. Это полностью совпадает с поручением Владимира Владимировича Путина по развитию Дальнего Востока. Но в связи с состоянием экономики Российской Федерации эти аэропорты опять исключены из данной программы.
Государственная политика с точки зрения развития авиации должна быть пересмотрена. Должно же быть сопоставление с вложениями в авиационную инфраструктуру регионов Центральной России с высокой плотностью автомобильных, железных дорог и в регионы с низкой плотностью населения, с 36 см автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 кв. км территории! У нас на Севере, в республике с такими расстояниями, авиации нет альтернативы.
АТО: Если я правильно помню, республиканские власти инициировали законопроект, который предусматривает федеральное финансирование для перевозок в пределах Якутии. Есть какое-то движение?
О. Ф.: Мы очень долго бились по этому поводу. В марте этого года было совещание в Курумоче, которое проводил председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев. Тогда был снова поставлен вопрос о необходимости федерального субсидирования внутрирегиональных перевозок на расстояния свыше 500 км. Расстояния на авиационных маршрутах внутри республики сопоставимы с расстояниями, которые субсидируются на межрегиональных авиаперевозках в Российской Федерации. Вспомните еще раз про одну пятую России! От Андрюшкино (Нижнеколымский район) до Якутска — более 1,5 тыс. км, и нет никакого другого транспорта. Ну, может, только на оленях или "Буранах" (снегоходах. — Прим. ATO.ru).
После этого был протокол по этим 500 км и началось движение. Мы были в Минтрансе РФ у Петровой (Светлана Петрова, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. — Прим. ATO.ru), получили рекомендации по вариантам решения этой проблемы. Правительство республики внесло на рассмотрение федеральных министерств (Минтранс, Минэкономики) проект постановления правительства РФ, касающийся предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Республике Саха (Якутия). Мы понимаем, что это займет много времени.
У нас транспортная мобильность населения снизилась по сравнению с 70-ми гг. прошлого века. Раньше жители могли себе позволить летать два раза в год, а сегодня — только один. При том, что население даже сократилось. В два раза! Двадцать первый век!
Сегодня долететь из Якутска до Москвы дешевле, чем из Якутска до Депутатского или до Батагая, это районные центры. У нас работает федеральная программа субсидирования авиаперевозок, стоимость авиабилета по маршруту Якутск—Москва—Якутск составляет 14 тыс. руб. туда-обратно, а в одну сторону до Депутатского — средний тариф 15 тыс. руб. На одного пассажира со всеми сборами получается почти 50 тыс. А если с семьей? А если вы не из Депутатского, а из Тумата (это село недалеко от Депутатского, в 120 км)? Зимой — зимники. Знаете? Это дороги по замерзшим рекам, озерам и болотам. А если и их заметает, то на "Буранах". И тогда до районного центра часов 8–9. При температуре минус 40. Так что развивать авиаперевозки нужно.
Республика вкладывает колоссальные деньги в развитие северных регионов. На территории республики (а это 3 млн кв. км — одна пятая часть России!) живет меньше миллиона человек. Причем 73 тыс. чел. живут в 13 улусах, которые занимают две трети территории Республики Саха (Якутия). И, конечно, на север только самолетом можно долететь, ни на чем другом не добраться.

АТО: Надеюсь, у вас все будет хорошо.
Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком, пройдите простую регистрацию или авторизуйтесь на сайте.
О. Ф.: Вы знаете, у нас нет другого варианта. Я в этом отношении фаталистка: считаю, что развитие нашей республики без авиации невозможно. Авиация, важная составляющая транспортной системы республики, не только позволяет решить задачу повышения мобильности активной части населения. У Якутии большой потенциал: это угольные, золоторудные и другие месторождения полезных ископаемых, газо- и нефтедобыча. И устойчивый рост авиатранспортного рынка является одним из факторов, обеспечивающих социально-экономическое развитие республики. Власти должны принимать решения по развитию северных регионов, помочь которым иногда может просто возможность долететь.
 
Реклама
Подскажите, ссж продолжает эксплуатироваться в АК Якутия? оба? на флайтрадаре не отображается?
спасибо
 
продолжим табличку визитов в Новосибирск

RA-89011
01.05.2015
03.05.2015
08.05.2015
09.05.2015
15.05.2015
17.05.2015
22.05.2015
23.05.2015
29.05.2015
05.06.2015
12.06.2015
03.07.2015
10.07.2015
12.07.2015

RA-89012
11.05.2015
31.05.2015
19.06.2015
21.06.2015
22.06.2015
26.06.2015
17.07.2015
18.07.2015
24.07.2015

Продолжим. В сентябре у меня приемник не работал пару недель. Так что, там данные не полные.

RA-89011
09.08.2015
11.09.2015
11.10.2015
16.10.2015
17.10.2015
30.10.2015

RA-89012
14.08.2015
16.08.2015
19.08.2015
21.08.2015
22.08.2015
28.08.2015
29.08.2015
09.10.2015
06.11.2015
 
Новосиб - Нюрка

Снимок1.JPG
 
Авиакомпания "Якутия" в конце декабря 2015 г. вернула лизингодателю Aviation Capital Group последний остающийся у нее самолет типа Boeing 737-700 с регистрационным номером VQ-BEO, следует из открытых источников. Информацию о выводе из парка этой машины ATO.ru подтвердил представитель перевозчика. Таким образом, "Якутия" фактически завершила оптимизацию магистрального флота, проводимую в рамках реализации программы комплексного развития авиакомпании до 2018 г. (утверждена советом директоров в IV квартале 2014 г.). Напомним, что в течение прошлого года помимо борта VQ-BEO дальневосточный перевозчик отказался от эксплуатации еще двух Boeing 737-700 (всего было пять машин этого типа) и двух остававшихся у него пассажирских Boeing 757-200 (всего пять ВС).

Отметим, что 132-местный Boeing 737-700 VQ-BEO (серийный номер 30293/1496) выпуска 2004 г. стал первой машиной типа Boeing 737NG в "Якутии", а в парке другого якутского перевозчика — "Алросы" — вообще первым в истории самолетом иностранного производства. Эта машина эксплуатировалась "Алросой" с февраля 2013 г. по июнь 2015 г. в рамках соглашения о сотрудничестве в области развития авиатранспортного комплекса Республики Саха между авиакомпаниями "Якутия" и "Алроса".
Сокращение флота "Якутии" в течение прошлого года на шесть ВС (включая один Bombardier Q400, базирующийся в Краснодаре в рамках совместного проекта с транспортной компанией "Аэрокарго+") не могло не сказаться на производственных показателях дальневосточного перевозчика.

"Политические и экономические события 2015 г. оказали большое влияние на авиационную отрасль всей страны, на наши производственные показатели. В уходящем году услугами авиакомпании "Якутия" воспользовалось 615 тыс. пасс. (падение на 36% к 2014 г. — Прим. ATO.ru). Наши авиалайнеры доставили более 9 тыс. т груза и почты (падение на 14% к 2014 г. — Прим. ATO.ru). Это меньше, чем в прошлом году, в связи с плановым сокращением маршрутной сети, выводом из парка самолетов Boeing 757-200. 2015 г. показал, что авиакомпания "Якутия" держит удар — мы продолжаем свою планомерную работу, опираясь на опыт и достижения прошедших лет, совершенствуя качество и уровень безопасности оказываемых услуг, и с оптимизмом смотрим в будущее", — отмечала 30 декабря в своем новогоднем поздравлении на сайте "Якутии" гендиректор перевозчика Ольга Федорова.

По информации из авиакомпании, в 2016 г. "Якутия" готовится пополнить свой авиапарк по крайней мере одним турбовинтовым самолетом Bombardier Q300, а также рассматривает возможность увеличения численности Boeing 737-800 (в конце августа 2015-го перевозчик объявлял тендер на приобретение одной машины этого типа, но в итоге деньги, выделенные Республикой Саха в рамках допэмиссии перевозчика, направили на погашение долгов).

Ранее отмечалось, что именно на эти типы ВС, а также Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) перевозчик будет делать основную ставку в рамках собственного развития. На сегодняшний день "Якутия" законтрактовала еще три машины производства "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС).
"В принципе, сегодня сомнений по поводу того, что мы будем приобретать их в лизинг с конца 2016 г., у нас нет. Потому что по своим характеристикам эти самолеты действительно более эффективные для нас с точки зрения экономики по сравнению с уже имеющимися в парке", — рассказывала в октябре в интервью ATO.ru Федорова.
По данным сайта перевозчика, на конец 2015 г. парк "Якутии" состоял из трех Boeing 737-800, двух SSJ 100, пяти Bombardier Q300/400, четырех Ан-24 и одного грузового Boeing 757-200.
http://www.ato.ru/content/aviakompaniya-yakutiya-vyvela-iz-parka-posledniy-boeing-737-700
 
Реклама
Власти Якутии планируют выделить порядка 800 млн рублей на финансовое оздоровление региональной авиакомпании. В Минтрансе республики отмечают, что заявленная сумма предусмотрена для уплаты процентов по лизингу самолетов Сухой Суперджет - 100.

"Авиакомпании "Якутия" для уплаты процентов по лизингу будет выделено порядка 800 млн рублей", - сообщил представителям СМИ первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства республики Георгий Егоров.

Власти Якутии также не исключают предоставления авиаперевозчику государственной гарантии республики, которая позволит привлечь кредиты для реструктуризации долговых обязательств.

Как отметила генеральный директор авиакомпании "Якутия" Ольга Федорова, прежде всего необходимо решить вопросы задолженности по самолетам Сухой Суперджет - 100.
"Мы в прошлом году решили наконец-то вопросы по самолетам Ан-140, в этом году следующий этап - урегулирование вопросов номинирования в рублях лизинговых платежей по суперджетам", - сказала она.

По словам Федоровой, в планах - увеличить уставной капитал авиакомпании и привлечь стратегического инвестора.

http://www.aviaport.ru/digest/2016/01/29/378020.html
 
СИНГАПУР, 13 фев — РИА Новости. "..Самолет SSJ100 в ливрее авиакомпании "Якутия", участвующий в авиационной выставке Singapore Airshow 2016, приземлился в Сингапуре, сообщил РИА Новости официальный представитель производителя лайнера — "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС). .."
 
Авиакомпания «Якутия» открыла полеты по маршруту Хабаровск-Магадан
"...Полеты по данному направлению будут выполняться в период с 30.03.2016г. по 26.10.2016г. по средам на воздушном судне Sukhoi Superjet 100, с компоновкой 93 кресла, с двумя классами обслуживания – эконом и бизнес. Минимальный тариф экономического класса при раннем бронировании и покупке на сайте авиакомпании в одну сторону со всеми сборами составляет 9 100 рублей, бизнес класса – 22 200 рублей. Тариф для детей до 12 лет со сбором составляет 6 315 рублей. ..."
С 28 июня открывается продажа авиабилетов на рейсы авиакомпании «Якутия» по маршруту: «Улан-Удэ – Сеул». Рейсы будут выполняться традиционно, еженедельно на воздушном судне Sukhoi SuperJet-100.
 
Авиакомпания "Якутия", Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и "ВЭБ-лизинг" подписали план рефинансирования двух самолетов Sukhoi Superjet 100, эксплуатируемых восточносибирским перевозчиком с начала 2013 г. Об этом ATO.ru рассказал первый замгендиректора "Якутии" Павел Удод.

По словам топ-менеджера, в течение I полугодия авиакомпании предстоит вывести из эксплуатации имеющиеся в распоряжении авиакомпании SSJ 100 выпуска 2012 г. с регистрационными номерами RA-89011 (серийный номер 95019) и RA-89012 (95020). Параллельно с этим процессом ГТЛК предстоит поставить "Якутии" два SSJ 100 со вторичного рынка по схеме операционного лизинга и в аналогичной компоновке (8 кресел бизнес-класса, 95 — экономкласса).

К инспекции первого самолета, который получит восточносибирский перевозчик, технические специалисты "Якутии" приступили на этой неделе в Жуковском. Павел Удод отказался сказать, о какой конкретно машине идет речь, отметив, что этот SSJ 100 произведен после 2012 г. и будет перекрашен в ливрею нового перевозчика, скорее всего, в апреле. При этом топ-менеджер не исключил, что "Якутия" может вернуться к эксплуатации возвращаемых SSJ 100, но на других условиях.

"Получаемые "Якутией" через ГТЛК ВС попали в программу льготного финансирования. Машины будут переданы нам по схеме операционного лизинга с фиксированной ставкой в рублях, — рассказывает Удод. — Эти параметры значительно эффективнее тех параметров, которые были определены в наших первых договорах (с компанией "ВЭБ-лизинг". — Прим. ATO.ru) и которые номинировались в долларах". По словам топ-менеджера, условия на которых "Якутия" получит два SSJ 100 со вторичного рынка, "примерно такие же", как для "Ямала".
http://www.ato.ru/content/gtlk-dogovorilas-o-refinansirovanii-dvuh-ssj-100-yakutii
 
А в чем хитрый план поставить гнить к забору два обкатанных, покрашенных борта ради поднятия двух простоявших N лет самолетов? Ну ещё было бы понятно если бы два имеющихся поменяли на 2 с завода - но менять бу на бу....
 
Здорово. Я рад за "Якутию", только на что менять ? Экс-АФЛ мёртвый практически да и смысла никакого - машины еще старше "якутских" с теми же болячками + учитывая (за)хранение этих ВС, болячек будет гораздо больше.
 
Реклама
А в чем хитрый план поставить гнить к забору два обкатанных, покрашенных борта ради поднятия двух простоявших N лет самолетов?
ну так в исходном сообщении ж и указано, в чем идея - снизить лизинговые ставки за те же самые (аналогичные) самолеты - как минимум вдвое.
Ни "Якутия", ни "ВЭБ-лизинг" ставки лизинга публично не объявляли, но есть вот арбитражное дело 2014 года о взыскании с "Якутии" долгов по лизинговым платежам за период с апреля по август 2014 года и заодно еще авансом за сентябрь-октябрь 2014 г. за два SSJ100 по договору лизинга от 15 ноября 2012 года, в материалах которого, в частности, говорится:
Истец также просит суд взыскать с ответчика лизинговые платежи за два будущих периода с 01 сентября 2014 г. по 31 октября 2014г. в размере 1 014 873,82 доллара США.
из чего следует, что ставка лизинга за один самолет оставляла около 254 тыс. долл. в месяц. По нынешнему курсу это более 17 млн руб. в месяц (а в январе, когда курс зашкаливал за 80, превышала даже 20 млн руб.!). А ГТЛК по известному договору с "Ямалом" предлагает 7.5 млн руб. в месяц (причем за практически новый LR). Что называется, почувствуйте разницу! Есть, правда, один момент: договор от 15 ноября 2012 между Якутией и ВЭБ-лизингом был на финансовый лизинг на 10 лет (это, видимо, одно из обстоятельств, почему якутская ставка заметно больше аэрофлотовских 164 тыс. долл., известных по годовым отчетам АФЛ, - нацпер же брал их на 12 лет и к тому же был стартовым заказчиком), и расторгнуть такой договор без ощутимых штрафов и неустоек, наверное, будет не так просто...
Кстати, про АФЛские ставки (если они сохранились таковыми по сей день) на первую десятку SSJ от ВЭБ-лизинга (по годовым отчетам АФЛ эта ставка была примерно одинакова что на возвращенные уже "лайты", что на заменившие их "фуллы"): в сегодняшних деньгах это более 11 млн руб. в мес. против ГТЛКшных 7,5 млн, хотя лизинговый платеж для АФЛ был меньше "якутского" в 1,5 с лишним раза
 
Назад