Почитал воспоминания
Пассажир Ту-144 о его полёте на Ту-104 и решил поделиться и своими, раз люди интересуются этим делом. Может и мои кого-то заинтересуют. То, о чём уже рассказали, повторять не буду, внесу только свои детали. Я на этом типе летал много и часто (по тем временам), фактически каждый год в июле-августе, начиная с 1971-го, когда меня, двухлетнего тогда спиногрыза, родители впервые взяли в отпуск. Точнее, к тому времени я, по их мнению, уже подрос настолько, что уже не был совсем уж непроходимым тормозом, чтобы съездить в гости к родственникам на далёкую "историческую родину". Беда только в том, что лет мне тогда было ну уж очень мало, поэтому более-менее связные образы я сохранил уже от последних моих полётов на этой машине-в 1976-1977 гг.
Точно знаю и помню, что летали мы на Ту-104 всегда из Хабаровска в Алма-Ату и обратно с промежуточными в Чите и Новосибирске, а также пару раз в 1973 и 1976-м годах из Новосибирска в Алма-Ату, возможно тоже хабаровскими рейсами. Но тут не уверен, это могли быть и иркутяне. С большой долей вероятности думаю, что летал и из Владивостока, где мы, собственно и жили, в Хабаровск и назад, такие рейсы были. Не запоминал по малолетству, не говоря уже про бортовые номера, хотя авиацией уже тогда интересовался.
Но пора уже и к конкретике переходить. Довольно хорошо помню, как летели из Новосиба в Алма-Ату в 1976 г. Не знаю, почему-то именно тот полёт запомнил, хотя в том же году ещё возвращались из Алма-Аты в Хабаровск и в следующем ещё полный цикл туда-обратно из Владика. С этого и других рейсов запомнились отдельные детали, которые можно свести к какой-то единой картине. Помню слова бортпроводницы: "Рейс выполняет экипаж Дальневосточного управления гражданской авиации... Наш полёт проходит на высоте 9000 м со скоростью 800 километров в час." Вот точно запомнил, что именно эти скорость и высоту всегда объявляли. Помню забавные чёрные резиновые трубочки на концах крыла (тогда я ещё не знал, что это стекатели статического электричества). Ещё помню, что в салоне кресла, как минимум однажды, были по схеме 3+3, да и вообще, мы чаще всего сидели в тройном блоке, т.к. обычно летали втроём. Кресла, в принципе, похожи на те, что стояли потом на ранних Ту-154Б в 70-80-е годы, с обивкой серо-зелёного цвета, откидными столиками и пепельницами в подлокотниках. Кармашек с задней стороны впередистоящего кресла был сетчатый, из верёвочек с крупными ячейками, там постоянно лежали всем известные зелёные аэрофлотовские пакеты для сами знаете чего. Кстати, на Ту-104 они были весьма нелишней для меня вещью, т.к. регулярно тошнило на взлёте и посадке. Как только мы пересели на Ту-154, всё сразу прекратилось, уж не знаю почему. Может быть, дело в системе кондиционирования, может взлёт-посадка на этих самолётах производились по-разному, а может просто организм окреп с возрастом.
Иллюминаторы на Ту-104 были интересные-круглые, с серо-зелёными или серыми же матерчатыми шторками, и грома-аадные, не чета нынешним окошечкам. Вот только размещены они были через довольно большие промежутки, поэтому иногда, даже сидя у окошка, приходилось тянуть коротенькую шею либо к переднему ряду, либо изворачиваться назад.
Ещё, как мне кажется, помню Ту-104 с надписью у кабины пилотов Ту-104В. Я не знаю, были ли действительно машины с такой маркировкой типа на борту, но ведь существовала же на самом деле такая модификация, если не ошибаюсь, это были уплотнённые до 100 мест Ту-104А. Может, это был какой-то Ту-124, виденный мной на лётном поле, но были ли 124-ки с такой маркировкой и мог ли я их видеть в Хабаровске, Чите, Новосибирске, Алма-Ате и Владивостоке? Ведь там Ту-124 вроде не летали.