Вопрос чайника - ответ специалиста

Что за "Stall recovery procedure"? И чем она не нравилась Эйрбасу?

По простому - предотвращение сваливания, ну или вывод из него.
В нормальном состоянии Эрбас не позволяет допустить такую ситуацию. Сам добавляет режим до взлетного и опускает нос.
Чтобы довести этот самолет до состояния сваливания требуется очень серьезный комплексный отказ компьютеров, что практически нереально.
 
Реклама
Навеяно аварийной посадкой Ан24 в Томске.

Лет 7 назад товарищ вылетал из Новосибирска, с тогда еще работающего Северного.
Самолет заводит двигатели, готовится к взлету. Товарищ замечает - из двигателя тонкой струйкой что-то вытекает. Он подзывает стюардессу, она - все Ок, пристегнитесь. Парень конечно не авиатор, но понимает - что-то не так. Опять подзывает, причем делает все аккуратно, не поднимая паники - стюардесса заверяет его что пилоты в курсе, все нормально.
Взлетают, через 10-15 минут двигатель останавливается, самолет возвращается в аэропорт. Мужчина на выходе прорывается к пилоту, типа я предупреждал стюардессу еще ДО ВЗЛЕТА. Пилот головой покачал, что-то пробурчал типа "разберемся" и свалил.

Вопрос к спецам: Как донести до пилотов ( или до кого вообще стучаться) в таких ситуациях? Салонный экипаж реально ведет себя прохладно с паксами, тем более всякие фобы наверняка одолевают в каждом полете.Панику надо было поднимать?
И прокомментируйте плиз, что мог КВС потом сказать милой стюардессе?
 
По простому - предотвращение сваливания, ну или вывод из него.
В нормальном состоянии Эрбас не позволяет допустить такую ситуацию. Сам добавляет режим до взлетного и опускает нос.
Чтобы довести этот самолет до состояния сваливания требуется очень серьезный комплексный отказ компьютеров, что практически нереально.
....поэтому-то до недавних пор Airbus не акцентировал внимание на тренировках по выводу из этой ситуации.
Но сейчас введены в QRH две процедуры, которые выполняются по памяти и тренируются - stall warning at lift-off - сигнал "сваливания" звучит сразу после отрыва и stall recovery - непосредственно действия в случае сваливания.
Связано это, в частности, с тем, что не только отказ, но и весьма серьезные внешние воздействия окружающей среды могут привести к подобной ситуации.
 
какую таблетку может вам предложить на борту стюардесса? Что у них там в аптечке имеется?
Alena_, есть нормы/ правила (JAR-OPS, основные требования к эксплуатации вс в ГА) предписывающие каждой авиакомпании иметь на борту аптечку.
Прeдписано также количество аптечек на кол-во паксов. За содержанием аптечки (и за сроками сохранности препаратов) следит врач или мед. организация (это обязано быть оговорено между а/к и мед уч. с допуском к авиационной медицине).
На борту самолёта может отсутсвовать аптечка (на усмотрение а/к, конечно), если запланированный полёт длится менее 60 минут (при нормальных условиях полёта) и на борту менее 30 паксов.
Ещё раз хочу заметить, что выше сказанное, относится к а/к работающим по JAR-OPS нормам.

---------- Добавлено в 09:38 ----------

Как донести до пилотов ( или до кого вообще стучаться) в таких ситуациях? Салонный экипаж реально ведет себя прохладно с паксами, тем более всякие фобы наверняка одолевают в каждом полете.Панику надо было поднимать?
панику поднимать не надо, в любом случае, т.к. паника влёчёт неоправданные жертвы.
Можно было потребовать от стюардессы вызвать одного из пилотов. кстати, описанный Вами случай, классика из трэнинга по Human Factors. Точно такой же случай был в Канаде лет 15 назад.
Такое развитие событий это явный прокол в продготовке кабинного экипажа.

P.S. конечно не надо реагировать на каждую каплю из двигателя, по большей части это тривиальный дренаж из систем двигателя.
 
панику поднимать не надо, в любом случае, т.к. паника влёчёт неоправданные жертвы.
Можно было потребовать от стюардессы вызвать одного из пилотов. кстати, описанный Вами случай, классика из трэнинга по Human Factors. Точно такой же случай был в Канаде лет 15 назад.
Такое развитие событий это явный прокол в продготовке кабинного экипажа.

P.S. конечно не надо реагировать на каждую каплю из двигателя, по большей части это тривиальный дренаж из систем двигателя.

....но лучше перебдеть....
Из личной практики - раз обращал внимание экипажа на необходимость противооблединительной обработки (писал уже на форуме). Тоже кабинный экипаж пытался утихомирить "дебошира", покуда на свет не появилась IDшка и пилотское. После этого обливались. Это был экипаж компании СНГ

При полете западной компанией (Европа, из мажоров) обратил внимание на серьезное повреждение предкрылка ударом птички (когда ударило, ни я ни экипаж не заметили, при вылете все было хокей, это я проснулся, продрал глаза - а в крыле хорошая вмятина :) ), там без лишних разговоров пришел FO для осмотра, вот только тут я показал IDшку. Мог бы и не показывать, и так все вполне серьезно восприняли. Далее, помог ребятам с принятием решения, как обрабатывать ситуацию (благо тип на котором я инструктор) и все прошло вполне штатно.

Так что совет - если понимаете в вопросе и видите проблему - смело зовите бортпроводника и настаивайте на том, чтобы экипаж провел дополнительный осмотр. В авиации вопрос безопасности - всегда приоритет.
 
Так что совет - если понимаете в вопросе и видите проблему - смело зовите бортпроводника
тут два ключевых словосочения "понимаете в вопросе" и "видите проблему".
По большей части, паксы люди далёкие от авиации, поэтому им свойственно "делать большие глаза". Хотя конечно, любое замечание пакса, по поводу замеченных "ненормальностей", должно быть воспринято экипажем всерьёз. Обычно это занимает несколько минут и "проблема" решена.

P.S. Один из пассажиров, подойдя к лопасти в/в, подёргав её, сказал кэпу, что лопасть болтается и лететь на поломанном самолёте он не намерен. Об#яснения, что "так должно быть", не помогли, тогда кэп вызвал а/п работников и "специалиста" проводили до здания а/п, благо дело было на маленьком аэродромчике.
 
По большей части, паксы люди далёкие от авиации, поэтому им свойственно "делать большие глаза".
Зима. Ночь. Мерзнут под холодным светом прожекторов самолеты на перроне. Неподалеку запускается улетающий "грузовик". Из сопла двигателя вылетает клуб белого дыма. Обычное, в общем-то, дело.
Стоящий у самолета молоденький ВОХРовец трясет за плечо товарища:
- Смотри, смотри, %$@$ поршневой, точно тебе говорю!
 
Открывать и использовать ее можно только если на борту имеется профессиональный врач с сертификатом, номер которого вписывается при этом в специальную форму.
А если на борту имеется пакс, которому срочно нужна помощь и некто, называющий себя доктором, уверенно ставящий диагноз, но, совершенно случайно не таскающий в чемодане сертификат, как тогда разруливается ситуация?
 
Реклама
А если на борту имеется пакс, которому срочно нужна помощь и некто, называющий себя доктором, уверенно ставящий диагноз, но, совершенно случайно не таскающий в чемодане сертификат, как тогда разруливается ситуация?
1 вариант. Тогда выполняется немедленный уход на ближайший аэродром, на котором есть сертифицированный врач. (для случаев полета в зоне, где подходящих аэропортов масса)
2 вариант. Экипаж связывается со специальным сертифицированным мед центром. И получает квалифицированную рекомендацию, что и как применить из мед.набора. (для случаев полета по ЭТОПС и т.п.) И уже по рекомендации медиков полет либо продолжается, либо летят на запасной.
 
Экипаж связывается со специальным сертифицированным мед центром. И получает квалифицированную рекомендацию, что и как применить из мед.набора.
А перед этим на землю зачитывают минут тридцать все симптомы, которые присутствуют у внезапно заболевшего пассажира, выявленные методами визуального осмотра, аускультации, перкуссии и пальпации - чтоб, не дай бог, на земле, не ошиблись в дистанционной постановке диагноза.
А пассажиру, тем временем, все хуже и хуже...

Перестраховщики, блин...
 
А пассажиру, тем временем, все хуже и хуже...
а что делать, если на борту нет медика?
помню случай, когда в а/к, в которой я работал, на рейсе из Германии в Штаты, одной из стюардесс стало плохо (что-то с сердцем). Кэп принял решение садиться в Рекьявике. Девушку забрала в а/п исландская скорая...

Cовсем недавно по телеку показывали репортаж, как два студента медика (первый курс) спасли англичанина- диабетика, у него начался приступ, стюардессы (Бритиш) растерялись. Студенты догадались дать диабетику выпить Колу, что б хоть как-то притупить приступ. На борту ни одного врача, полёт был около 1,5 часов.

Eщё- одна стюардесса, готовила пакс кабину к полёту, случайно ударилась головой об одну очень неудачную доработку перегородки в кабине... море крови, еле успели перемотать и вызвать скорую.
Перегородку, потом срочно сняли и отправили на доработку.

так что, случаи разные бывают, это жисть и предусмотреть всё просто невозможно.

P.S. Кстати не все а/к имеют возможность (дорого и нет требований по нормам) поставить на борт дефибриллятор, а жаль. очень нужная штука. Может кому-то спасти жизнь.
 
Последнее редактирование:
А если на борту имеется пакс, которому срочно нужна помощь и некто, называющий себя доктором, уверенно ставящий диагноз, но, совершенно случайно не таскающий в чемодане сертификат, как тогда разруливается ситуация?

Мы задавали такой вопрос на тренинге по оказанию первой помощи.
Нам ответили, что, по крайней мере в Европе, где мы летаем, каждый уважающий себя врач такой сертификат (или его копию) имеет при себе, как раз в расчете на такие случаи.
 
Cовсем недавно по телеку показывали репортаж, как два студента медика (первый курс) спасли англичанина- диабетика, у него начался приступ, стюардессы (Бритиш) растерялись. Студенты догадались дать диабетику выпить Колу, что б хоть как-то притупить приступ. На борту ни одного врача, полёт был около 1,5 часов.
Повезло студентам. Обычная гипогликемия. К страшным последствиям как правило не приводит. А вот еслибы гипергликемия была могли бы до комы колой довести.
 
Повезло студентам... oбычная гипогликемия... a вот если бы гипергликемия
Nata, это тёмный лес, по крайней мере, для меня :)
Надо заметить, что те студенты (братья), отработали перед мед. универом пару лет на скорой и папа у них хирург. Поэтому, думаю, что повезло англичанину- диабетику... он даже не поблагодарил пацанов, хотя имена можно было узнать в а/к, без проблем. Вот так. Хотя конечно, благодарность, дело совести, ни кто требовать не может.
 
Обычная гипогликемия. К страшным последствиям как правило не приводит.
Согласен, но не все так просто...
Расскажу страшную разницу между "гипо" и "гипер":
Когда я был еще молод и зелен, на моей памяти 16-летнюю девочку, страдающую немного повышенным содержанием сахара в крови и находившуюся, заметьте не в эндокринологии, а в терапевтическом отделении для профилактической коррекции уровня сахара, по ошибке практикантки и халатности мед. сестры, передозом инсулина ввели в гипокому, далее девочка отправилась в реанимцию, а оттуда, через пару дней, прямиком в морг. Я был в шоке...
До сих пор помню этот трагический эпизод...
 
Последнее редактирование:
пора открывать раздел "Авиационная медицина- вопрос больных, ответ врача"

Кстати, на не к ночи быть помянутому авиа.ру такая ветка была, но что-то Доктора я давно не вижу в инете. А там много полезного было.
 
Повезло студентам. Обычная гипогликемия. К страшным последствиям как правило не приводит. А вот еслибы гипергликемия была могли бы до комы колой довести.

Гипергликемия менее опасное состояние всё-таки. Нас тоже учили сахарку сначала.
 
Реклама
Гипергликемия менее опасное состояние всё-таки. Нас тоже учили сахарку сначала.

Tanita, ну Вы и садистка - у человека и так повышенный уровень сахара в крови, а Вы ему еще ложечку... :D

З.Ы. Чувствуете разницу между "гипо" и "гипер"? :D
 
Последнее редактирование:
Назад