Мандрик
Местный
Гражданская авиация России приступила к борьбе за выживание
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила Минтрансу принять ряд срочных мер для защиты гражданской авиации РФ. Среди них — снижение ставки НДС до нулевой отметки, увеличение финансирования госпрограмм субсидирования, заморозка аэропортовых и прочих сборов. Росавиация тоже готовит пакет инициатив и призывает отрасль немедленно включиться в его разработку. Спасти все без исключения авиакомпании страны поможет только чудо и, возможно, беспрецедентная по скорости реакция государственной машины. Но ни первого, ни второго ждать не приходится. Лозунг "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих" стал для перевозчиков как никогда актуален.
Письмо АЭВТ
"Правительство РФ, исходя из масштабов и стремительности распространения эпидемии коронавируса в КНР и странах Европы, оправданно ввело жёсткие меры по ограничению воздушного сообщения с этими странами, — говорится в письме президента АЭВТ Владимира Тасуна министру транспорта Евгению Дитриху. — Динамика распространения коронавируса в других станах мира не исключает, что в ближайшей перспективе моryт быть введены ограничения и по другим междyнародным направлениям".
Падение прибыльного рынка
Международные пассажирские перевозки — самый прибыльный для авиакомпаний сегмент рынка. Прямо сейчас он значительно ужимается.
"Положительный финансовый результат операционной деятельности на международных воздyшных линиях (МВЛ) всегда позволял авиакомпаниям частично компенсировать убытки от перевозок нa внутренних воздушных линиях (ВВЛ), давая возможность обеспечивать ценовую доступность для потребителей внyтренних авиаперевозок", — отмечает Владимир Тасун.
Непокрываемые расходы
Постоянные расходы, которые авиакомпании несут вне зависимости от фактического выполнения полётов, не покрыть за счёт убыточного сегмента ВВЛ.
По данным АЭВТ, авиакомпании ведут активные переговоры с собственниками ВС по снижению лизинговых ставок и рассрочке платежей.
"Но в условиях общего спада мировой экономики значительных уступок от лизингодателей ожидать не приходится. В таких условиях авиакомпании не моryт без финансовых потерь и в приемлемые сроки сократить образовавшийся избыток ВС", — полагает Тасун.
Давящий курс рубля
Пессимизма добавляет новый этап ослабления курса рубля. По данным ЦБ РФ, в период с 1 января по 18 марта российская валюта подешевела по отношению к доллару почти на 20%.
Затраты авиакомпаний на лизинг, ТО и обязательное страхование выражены в основном в валюте, проинформировала АЭВТ. В условиях снижения курса рубля это ведёт к еще большему росту убытков авиакомпаний.
Внутренний туризм не спасёт
По мнению АЭВТ, спрос на внутрироссийский туризм не вырастет пропорционально падению спроса на зарубежные путешествия.
"Не все потребители предпочтут такой вариант [внутрироссийского туризма], и нельзя искпючить ситуацию, когда из-за угрозы распространения коронавируса внутри страны будут введены ограничения на внутренние перелеты", — рассуждает Тасун.
АЭВТ ожидает хаотичного переориентирования освободившейся части парка ВС на внутренний рынок. Это приведёт к переизбытку провозной ёмкости на ВВЛ, что значительно ухудшит экономику внутренних перелётов и увеличит убыток авиакомпаний.
Необходимость экстренных мер
Неотложные меры господдержки национального авиатранспорта нужны по двум основным причинам, объясняет Тасун.
Во-первых, необходимо предотвратить стремительный рост тарифов на авиаперевозки — и в первую очередь на ВВЛ.
Во-вторых, должна быть сохранена финансовая устойчивость российских авиакомпаний.
Чтобы предотвратить стремительный рост тарифов и спасти перевозчиков от краха, АЭВТ предлагает три спасительные меры.
Во-первых, установить ставку НДС 0% на все внутрироссийские перевозки, включая авиасообщение через аэропорты московского авиаузла. "Данная мера позволит снизить фискальную нагрузку на авиакомпании в размере до 36 мрлд руб. <...> Предлагаем внести данные изменения в Налоговый кодекс РФ на период с 1 июня 2020 г. до 31 декабря 2029 г. (по аналогии с ж/д транспортом)", — пишет Владимир Тасун.
В 2019 году Росавиацией были реализованы две программы субсидирования, направленные на развитие региональных авиаперевозок. Совокупный бюджет этих программ составил 17,1 млрд руб., а пассажиропоток — более 3,2 млн чел., что на 1,8 млн чел. больше, чем в 2018 г.
В-третьих, АЭВТ считает необходимым ввести на весь 2020 год мораторий на повышение ставок и сборов за услуги аэропортов и аэронавигацию. Кроме того, по словам Тасуна, нужно рекомендовать поставщикам данных услyг рассмотреть возможность частичного их снижения.
В фокусе Росавиации
Похоже, финансовое здоровье авиакомпаний страны находится в фокусе внимания Александра Нерадько, первого замминистра транспорта и руководителя Росавиации. Ранее, по наблюдениям ATO.ru, он не так часто беспокоился об экономике воздушного транспорта.
Но расширенном заседании коллегии Росавиации, прошедшем 17 марта, Нерадько заявил (цитата по ТАСС): "Снижение доходов авиакомпаний от закрытия международных маршрутов с одновременным ростом расходов в случае снижения курса рубля может привести к значительным убыткам и трудностям в работе организаций гражданской авиации. Фактически возникают рынки банкротств — в первую очередь авиаперевозчиков и других организаций".
В сообщении ведомства от 18 марта говорится, что в целях реализации мер поддержки авиакомпаний в 2020 г. Росавиация предлагает обнулить сборы за аэронавигационное обслуживание ВС российских авиакомпаний в районах аэродромов Дальневосточного федерального округа и Арктики, а также на маршрутах между ними, что позволит снизить себестоимость перевозок.
Сейчас Росавиацией совместно с Минтрансом готовится план комплексных мер по поддержке не только авиакомпаний, но и аэропортов, и других организаций отрасли. Александр Нерадько считает, что все участники отрасли должны включиться в эту работу немедленно, говорится на сайте ФАВТ.
Рекомендации АЭВТ и риторика Росавиации выглядит здраво. Но у авиационных чиновников и перевозчиков нет позитивного опыта выступления единым и сплоченным фронтом. Недавние обещания выплатить компенсации за авиатопливо и потерю для перевозчиков грузинского рынка до сих пор не реализованы.
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила Минтрансу принять ряд срочных мер для защиты гражданской авиации РФ. Среди них — снижение ставки НДС до нулевой отметки, увеличение финансирования госпрограмм субсидирования, заморозка аэропортовых и прочих сборов. Росавиация тоже готовит пакет инициатив и призывает отрасль немедленно включиться в его разработку. Спасти все без исключения авиакомпании страны поможет только чудо и, возможно, беспрецедентная по скорости реакция государственной машины. Но ни первого, ни второго ждать не приходится. Лозунг "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих" стал для перевозчиков как никогда актуален.
Письмо АЭВТ
"Правительство РФ, исходя из масштабов и стремительности распространения эпидемии коронавируса в КНР и странах Европы, оправданно ввело жёсткие меры по ограничению воздушного сообщения с этими странами, — говорится в письме президента АЭВТ Владимира Тасуна министру транспорта Евгению Дитриху. — Динамика распространения коронавируса в других станах мира не исключает, что в ближайшей перспективе моryт быть введены ограничения и по другим междyнародным направлениям".
Негативный эффект для российских авиакомпаний из-за вспышки коронавирусной инфекции COVID-19 ассоциация разделила на несколько условных составляющих.Уже введённые ограничения затронули около 40% рынка пассажирских международных воздушных перевозок российских авиакомпаний. В АЭВТ входят шесть из десяти крупнейших по пассажиропотоку авиаперевозчиков России.
Падение прибыльного рынка
Международные пассажирские перевозки — самый прибыльный для авиакомпаний сегмент рынка. Прямо сейчас он значительно ужимается.
"Положительный финансовый результат операционной деятельности на международных воздyшных линиях (МВЛ) всегда позволял авиакомпаниям частично компенсировать убытки от перевозок нa внутренних воздушных линиях (ВВЛ), давая возможность обеспечивать ценовую доступность для потребителей внyтренних авиаперевозок", — отмечает Владимир Тасун.
По данным АЭВТ, в 2018 году операционный убыток от перевозок на ВВЛ составил 60,4 млрд рублей.
Непокрываемые расходы
Постоянные расходы, которые авиакомпании несут вне зависимости от фактического выполнения полётов, не покрыть за счёт убыточного сегмента ВВЛ.
"Часть этих затрат (около 55 млрд руб.) неизбежно будет отнесена на оставшиеся направления авиаперевозок, в большей степени на и без того убыточный сегмент ВВЛ", — указал Владимир Тасун.К постоянным расходам перевозчиков АЭВТ относит плату за лизинг ВС, ТО ВС, затраты на оплату труда и обязательные отчисления на социальные нужды, обязательное страхование. В структуре операционных затрат авиакомпаний эти статьи в совокупности составляют до 45–50%.
По данным АЭВТ, авиакомпании ведут активные переговоры с собственниками ВС по снижению лизинговых ставок и рассрочке платежей.
"Но в условиях общего спада мировой экономики значительных уступок от лизингодателей ожидать не приходится. В таких условиях авиакомпании не моryт без финансовых потерь и в приемлемые сроки сократить образовавшийся избыток ВС", — полагает Тасун.
В феврале совокупный парк российских авиакомпаний состоял из 1194 самолётов (без учёта машин емкостью менее 19 кресел; рост на 68 ВС к началу 2019 года). При этом коэффициент занятости пассажирских кресел по итогам прошлого года вырос на 0,1 п. п., до 83,9%. Но в январе этот показатель к январю 2019 года снизился на 0,2 п. п., до 78,8%.
Давящий курс рубля
Пессимизма добавляет новый этап ослабления курса рубля. По данным ЦБ РФ, в период с 1 января по 18 марта российская валюта подешевела по отношению к доллару почти на 20%.
Затраты авиакомпаний на лизинг, ТО и обязательное страхование выражены в основном в валюте, проинформировала АЭВТ. В условиях снижения курса рубля это ведёт к еще большему росту убытков авиакомпаний.
Внутренний туризм не спасёт
По мнению АЭВТ, спрос на внутрироссийский туризм не вырастет пропорционально падению спроса на зарубежные путешествия.
"Не все потребители предпочтут такой вариант [внутрироссийского туризма], и нельзя искпючить ситуацию, когда из-за угрозы распространения коронавируса внутри страны будут введены ограничения на внутренние перелеты", — рассуждает Тасун.
Близкий переизбыток ёмкостейПо итогам прошлого года российские авиакомпании перевезли на ВВЛ 73,1 млн пассажиров (рост на 6,1% к 2018 году), или 57% от суммарного пассажиропотока авиаперевозчиков РФ. Пассажиропоток на МВЛ рос почти втрое быстрее: на 16,3%, до 55,1 млн пасс.
АЭВТ ожидает хаотичного переориентирования освободившейся части парка ВС на внутренний рынок. Это приведёт к переизбытку провозной ёмкости на ВВЛ, что значительно ухудшит экономику внутренних перелётов и увеличит убыток авиакомпаний.
Вместе с тем он оговаривает, что в условиях стремительно развивающихся негативных факторов представляется затруднительным подсчитать точный размер дополнительных потерь авиаперевозчиков.Со ссылкой на неназванных экспертов авиаотрасли Тасун пишет, что дополнительные убытки авиакомпаний можно оценить минимум в 65–70 млрд рублей.
Необходимость экстренных мер
Неотложные меры господдержки национального авиатранспорта нужны по двум основным причинам, объясняет Тасун.
Во-первых, необходимо предотвратить стремительный рост тарифов на авиаперевозки — и в первую очередь на ВВЛ.
Во-вторых, должна быть сохранена финансовая устойчивость российских авиакомпаний.
Три спасительные мерыПомощь государства "позволит избежать возможных банкротств и вызываемых этим негативных социальных последствий, а также создаст условия для быстрого восстановления авиаперевозок в посткризисный период", — пишет президент АЭВТ.
Чтобы предотвратить стремительный рост тарифов и спасти перевозчиков от краха, АЭВТ предлагает три спасительные меры.
Во-первых, установить ставку НДС 0% на все внутрироссийские перевозки, включая авиасообщение через аэропорты московского авиаузла. "Данная мера позволит снизить фискальную нагрузку на авиакомпании в размере до 36 мрлд руб. <...> Предлагаем внести данные изменения в Налоговый кодекс РФ на период с 1 июня 2020 г. до 31 декабря 2029 г. (по аналогии с ж/д транспортом)", — пишет Владимир Тасун.
Во-вторых, ассоциация считает необходимым увеличить объём финансирования существующих программ субсидирования региональных авиаперевозок.Сейчас в отношении маршрутов, у которых пункт отправления, назначения или промежуточные пункты перевозки расположены в московских аэропортах, действует ставка НДС в размере 10%.
В 2019 году Росавиацией были реализованы две программы субсидирования, направленные на развитие региональных авиаперевозок. Совокупный бюджет этих программ составил 17,1 млрд руб., а пассажиропоток — более 3,2 млн чел., что на 1,8 млн чел. больше, чем в 2018 г.
В-третьих, АЭВТ считает необходимым ввести на весь 2020 год мораторий на повышение ставок и сборов за услуги аэропортов и аэронавигацию. Кроме того, по словам Тасуна, нужно рекомендовать поставщикам данных услyг рассмотреть возможность частичного их снижения.
В фокусе Росавиации
Похоже, финансовое здоровье авиакомпаний страны находится в фокусе внимания Александра Нерадько, первого замминистра транспорта и руководителя Росавиации. Ранее, по наблюдениям ATO.ru, он не так часто беспокоился об экономике воздушного транспорта.
Но расширенном заседании коллегии Росавиации, прошедшем 17 марта, Нерадько заявил (цитата по ТАСС): "Снижение доходов авиакомпаний от закрытия международных маршрутов с одновременным ростом расходов в случае снижения курса рубля может привести к значительным убыткам и трудностям в работе организаций гражданской авиации. Фактически возникают рынки банкротств — в первую очередь авиаперевозчиков и других организаций".
В сообщении ведомства от 18 марта говорится, что в целях реализации мер поддержки авиакомпаний в 2020 г. Росавиация предлагает обнулить сборы за аэронавигационное обслуживание ВС российских авиакомпаний в районах аэродромов Дальневосточного федерального округа и Арктики, а также на маршрутах между ними, что позволит снизить себестоимость перевозок.
Сейчас Росавиацией совместно с Минтрансом готовится план комплексных мер по поддержке не только авиакомпаний, но и аэропортов, и других организаций отрасли. Александр Нерадько считает, что все участники отрасли должны включиться в эту работу немедленно, говорится на сайте ФАВТ.
Рекомендации АЭВТ и риторика Росавиации выглядит здраво. Но у авиационных чиновников и перевозчиков нет позитивного опыта выступления единым и сплоченным фронтом. Недавние обещания выплатить компенсации за авиатопливо и потерю для перевозчиков грузинского рынка до сих пор не реализованы.
Очевидно одно: гражданская авиация России не будет прежней — чистки в отрасли не миновать.Поэтому слабо верится, что в нынешних стрессовых условиях государственный аппарат проявит чудеса бюрократической гибкости и продемонстрирует молниеносность реакции. Собственно, этого уже не видно.
Гражданская авиация России приступила к борьбе за выживание
Росавиация и АЭВТ анонсировали меры поддержки тонущей отрасли; среди предложений — нулевой НДС, рост госсубсидий и заморозка сборов
www.ato.ru