А/К "Аэрофлот" - новости

"Аэрофлот" вывел из эксплуатации последний самолет семейства Boeing-737
ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в рамках программы реструктуризации своего парка западных самолетов в воскресенье возвратил лизингодателю последний из остававшихся в парке самолет Boeing-737-400, сообщил "Интерфаксу" представитель авиакомпании.

Собеседник агентства напомнил, что "Аэрофлот" к настоящему времени уже получил 14 иностранных самолетов, в том числе один Boeing-767-300ER, семь А-319 и шесть А-320, и при этом вывел из эксплуатации 16 лайнеров, включая шесть А-310-300 и десять Boeing-737-400. Поставка первого самолета, которым стал Boeing-767-300ER, состоялась еще в конце августа 2003 г. Самолеты Airbus стали поступать в авиакомпанию с 15 октября 2003 г.

"Аэрофлот" собирается в рамках реализации программы реструктуризации парка иностранных воздушных судов взять в эксплуатацию в 2003-2004 гг. всего 21 самолет западного производства. Общее количество самолетов западного производства после завершения программы реструктуризации авиапарка будет составлять 27 единиц, что соответствует выделенной "Аэрофлоту" квоте на беспошлинный ввоз в РФ западной авиатехники.

"Аэрофлот" ожидает, что экономия компании за счет сокращения эксплуатационных расходов и снижения лизинговых платежей после завершения реализации программы обновления западной авиатехники будет ежегодно составлять $90 млн.


Источник: информационное агентство "Интерфакс"
 
Аэрофлот объявит тендер на поставку новых самолетов в июне
ОАО "Аэрофлот" рассчитывает в июне 2004 года объявить тендер на поставку региональных реактивных самолетов, сообщил генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов.

По его словам, окончательный вариант конкурсной документации в настоящее время уже практически подготовлен.

Ранее предполагалось, что тендер будет объявлен в январе-феврале этого года.


Источник: веб-сервер "Полит.Ру"
 
24 мая 2004
Аэрофлот и авиационный альянс SKY TEAM


24 мая 2004 года в Москве генеральный директор ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Валерий Окулов и президент авиакомпании Air France Жан-Сирил Спинетта (Jean-Cyril Spinetta), выступавший от имени авиакомпаний - участниц глобального альянса Sky Team - Aeromexico, Air France, AlItalia, CSA – Czech Airlines, Delta Airlines, Korean Air, - подписали соглашение о начале переговоров по процедуре вступления национального российского авиаперевозчика ориентировочно в 2005 году в альянс.

В ходе церемонии подписания Валерий Окулов заявил: «Перспектива присоединения Аэрофлота к одному из трех крупнейших мировых авиационных альянсов открывает перед нашей компанией новые горизонты. За альянсами – будущее мировых воздушных перевозок. Аэрофлот не считает возможным оставаться в стороне от этой тенденции, и мы рады, что уже недалек тот день, когда наша компания окажется членом дружной команды Sky Team - ведущего авиационного альянса».


Выступая на церемонии подписания в Кремле, президент Air France Жан-Сирил Спинетта заявил: «Уже два года назад мы дали понять, что готовы начать переговоры о вступлении Аэрофлота в альянс. Теперь, с учетом позитивных изменений, произошедших в Аэрофлоте, можно сказать, что время для этого, наконец, наступило. Я со своей стороны хочу выразить уверенность в том, что переговоры, которые мы сегодня начинаем, завершатся успехом».


В последние годы Аэрофлот провел большую работу, в ходе которой качество обслуживания и организационные параметры авиакомпании совершенствовались с учетом международных стандартов. Активно развивается кооперация с ведущими международными авиаперевозчиками, в том числе членами глобального альянса Sky Team.


Так, двусторонние отношения между авиакомпаниями Аэрофлот и Air France динамично развивались на протяжении многих лет. В 1997 году было подписано соглашение о стратегическом партнерстве, в 2001 году Аэрофлот получил предложение по присоединению к глобальному альянсу авиаперевозчиков Sky Team, ведущим участником которого является авиакомпания Air France. В качестве первого шага на пути к углублению сотрудничества в 2002 году Аэрофлот и Air France заключили двустороннее соглашение «код-шеринг» на рейсах обеих авиакомпаний между Парижем и Москвой.


С середины июля 2004 года обе авиакомпании намерены расширить рамки действующего двустороннего соглашения и будут выполнять совместные полеты между Москвой и Ниццей на воздушных судах Аэрофлота. В дальнейшем планируется выполнение совместных полетов в пункты Франции через Париж и пункты на территории России через Москву.


Кроме того, Аэрофлот имеет положительный опыт сотрудничества в рамках соглашения «код-шеринг» с авиакомпанией CSA – Czech Airlines, а также опыт кооперации с другими участниками альянса Sky Team – авиакомпаниями AlItalia, Delta Airlines, Korean Air.


В качестве будущего участника альянса Аэрофлот предложит пассажирам Sky Team модернизированный воздушный флот, широкую маршрутную сеть по России и граничащим с нею государствам. Авиакомпании - участники альянса Sky Team заявляют о приоритетности использования сети Аэрофлота по России.


В свою очередь Аэрофлот, вступив в глобальный альянс авиаперевозчиков, может получить следующие преимущества:

· обеспечение для российских граждан широкого выбора по перемещению по всему миру рейсами Аэрофлота и его партнеров по альянсу с высоким качеством предоставляемых услуг;

· повышение конкурентоспособности Аэрофлота на мировом рынке авиаперевозок;

· возможность использования единой программы поощрения часто летающих пассажиров, единых залов обслуживания пассажиров высоких классов;

· возможность увеличения объемов авиаперевозок и доходности авиакомпании.


ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (РТС: AFLT) – крупнейшая российская авиакомпания. 51% акций принадлежит государству. Основана в 1923 году. Контролирует порядка 11% внутреннего и 39% международного рынка авиаперевозок России. Чистая прибыль по РСБУ по итогам 2003 года составила 3 978 млн руб. В 2003 году Аэрофлот перевез 5,9 млн пассажиров. Парк состоит из 92 самолетов. Базируется в Москве, аэропорт Шереметьево. Планирует к 2007 году построить собственный терминал «Шереметьево-3». Подробная информация об авиакомпании – на веб-сайтах www.aeroflot.ru, www.aeroflotbonus.ruwww.aeroflotbonus.ru.

Альянс Sky Team был создан в июне 2000 года. Каждый год самолеты входящих в него авиакомпаний перевозят 212 млн пассажиров, ежедневно выполняя 7865 рейсов в 500 пунктов 110 стран мира. Более подробную информацию об альянсе Sky Team можно получить на веб-сайте www.skyteam.comwww.skyteam.com.





Департамент по связям с общественностью

ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»

тел./факс (095) 752-90-71,

тел. 903 98 20

presscentr@aeroflot.ru
 
"Они развивались, а мы стояли на месте"

Интервью: Валерий Окулов, гендиректор "Аэрофлота"

Вчера в Патриаршей палате Кремля на фоне возвращенных в Россию яиц Фаберже "Аэрофлот" и Air France подписали соглашение о присоединении "Аэрофлота" к глобальному авиаальянсу SkyTeam, который возглавляют французы. Вступление в SkyTeam должно повысить доходы "Аэрофлота" и снизить его расходы, но само по себе не является панацеей. В развитии "Аэрофлота" есть два шлагбаума - недоразвитость аэропорта "Шереметьево" и дефицит самолетов. О целях вступления в SkyTeam и других проектах "Аэрофлота" "Ведомостям" рассказал гендиректор компании Валерий Окулов.

- B Air France заявляют, что потребуется около года, чтобы "Аэрофлот" стал полноценным членом SkyTeam. Что надо сделать компании за это время, чтобы удовлетворить всем требованиям и стандартам альянса?

- Это касается прежде всего стандартов обеспечения безопасности полетов. Члены SkyTeam провели их аудит и сделали заключение, что "Аэрофлот" соответствует требованиям альянса. То же самое касается и стандартов обслуживания пассажиров, и наших информационных технологий. Потребуется еще определенная увязка ряда программ, например программы для часто летающих пассажиров. У нас есть программа "Аэрофлот-Бонус", где учет и размер начисляемых бонусов адаптированы с программами Frequent Flyer компаний Air France и CSA. Потребуется немного времени и денег, чтобы адаптировать ее к аналогичным программам других членов SkyTeam.

Вообще, базовая часть вступления в альянс - это подписание с каждым членом альянса двусторонних соглашений о совместных рейсах - так называемый код-шеринг (code-sharing). С двумя из шести членов SkyTeam - французской Air France и чешской CSA - такие соглашения у "Аэрофлота" подписаны. С американской Delta соглашение подготовлено и, я думаю, будет подписано до конца лета. Несколько больше времени потребуется c итальянской Alitalia и голландской KLM. Еще больше времени потребуется с Korean Air и AeroMexico, поскольку на эти переговоры мы пока не выходили. Поэтапное заключение код-шеринговых соглашений приведет к тому, что примерно через год объединенная маршрутная сеть начнет работать в полную мощность.

- Какие требования предъявляет SkyTeam к сервису в аэропорту?

- Главное требование - время стыковки между рейсами не должно превышать 30 минут. Сел самолет, прилетел транзитный пассажир, ему нужно пересесть на другой рейс, который улетает через 30 минут. Вот за эти полчаса пассажира и его багаж нужно успеть переместить на другой самолет. Такое в "Шереметьево-2" технически, технологически осуществить нереально. По этому параметру мы не отвечаем требованию альянса. Эту проблему может решить только строительство "Шереметьево-3", над чем мы сейчас активно работаем.

- Раз церемония вступления в SkyTeam подписывается в Кремле, надо полагать, правительство дало "Аэрофлоту" зеленый свет на строительство "Шереметьево-3". Какие именно решения на этот счет и в каком формате должны быть приняты?

- Для реализации проекта "Шереметьево-3" не требуется никаких основополагающих решений со стороны правительства. Необходимо простое согласование условий присоединения нового терминала к существующему аэропорту, присоединения перрона к рулежным дорожкам и выходу на взлетно-посадочную полосу. Но поскольку у нас ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" на 100% государственное предприятие, то все решения в нем принимаются по директиве правительства. До сих пор ее не было, а был на протяжении последних полутора лет абсолютно недееспособный совет директоров и гендиректор с приставкой "и. о. ". Я рассчитываю, что решение правительства в отношении развития "Шереметьево" будет принято в ближайшее время.

- Допустим, "Шереметьево-3" доверят "Аэрофлоту", а как быть с существующим аэропортом? Вы сможете ужиться там с управляющей компанией или категорически возражаете против ее прихода?

- Мы возражаем против того, чтобы в существующем аэропорту "Шереметьево" были безвластие и тот уровень обслуживания, который существует сегодня. Нужна сильная команда в виде исполнительной дирекции. Вот мы, например, намерены выстраивать порядок управления в терминале "Шереметьево-3" с помощью привлечения опытного иностранного оператора в роли играющего тренера. С ним будет заключен контракт на организацию управления. "Аэрофлот" готов самостоятельно провести конкурс по его отбору.

- У вас есть расчеты, насколько вступление в SkyTeam увеличит пассажиропоток "Аэрофлота"?

- Есть несколько сценариев. Если остается нынешнее "Шереметьево-2" с ограниченными возможностями по обслуживанию пассажиров, то мы рассчитываем, что транзитные перевозки вырастут на 10 - 15% с нынешних 0,9 млн человек. Если мы вводим терминал "Шереметьево-3", который позволит состыковать рейсы международные и внутренние, то транзитные перевозки вырастут, по нашим оценкам, как минимум на 20%.

Одно из преимуществ SkyTeam перед другими альянсами в том, что он доставляет транзитных пассажиров до Москвы и передает их "Аэрофлоту" с дальнейшей развозкой по российским регионам, СНГ и Юго-Восточной Азии. У таких членов альянса, как CSA и Delta, нет своей сети в Юго-Восточной Азии, нет туда прямого доступа. У "Аэрофлота" есть. У остальных членов альянса нет доступа к маршрутной сети России и СНГ, у нас она есть. Поэтому в отличие от Star Alliance, лидер которого - Lufthansa - сам идет в российские регионы и активно идет в СНГ, с членами SkyTeam у "Аэрофлота" не возникает коммерческого конфликта интересов. Наоборот, мы увеличиваем загрузку своих рейсов теми пассажирами, которых нам будут подвозить партнеры по альянсу.

- Считается, что SkyTeam лучше дополняет маршрутную сеть "Аэрофлота", нежели Star Alliance. Теперь своим клиентам вы сможете предложить направления, откуда "Аэрофлот" вынужден был уйти после распада СССР.

- Ситуация радикально изменилась со времен СССР. Тогда построение сети не преследовало каких-то коммерческих целей. Цели были скорее политические: надо присутствовать в Аддис-Абебе, в Триполи, в Алжире. Были регулярные рейсы в Перу и Сингапур из-за того, что там работал советский морской флот - рыболовный и торговый. Сейчас мы считаем деньги и видим достаточно много направлений, куда есть пассажиропоток из России (или транзитный через Россию). В то же время он недостаточно велик для того, чтобы "Аэрофлот" вводил регулярный рейс и мог рентабельно его эксплуатировать. В этом случае мы можем прибегнуть к услугам наших партнеров по альянсу.

Для нас очень привлекательна сеть, которая есть у Air France по Африке и Латинской Америке, и сеть Delta в США. Организовав удобные стыковки в аэропорту Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке, мы получаем доступ к 140 городам США, а также к такому важному активу, как корпоративная клиентура. Например, у "Аэрофлота" есть прямые рейсы между Москвой и Вашингтоном, но американские чиновники и многие бизнесмены в силу своих корпоративных правил, которые предписывают летать только национальной авиакомпанией, летят на Delta, которая летает в Москву только из Нью-Йорка, т. е. делают лишний перелет Вашингтон - Нью-Йорк. Сейчас мы получим этих пассажиров, потому что на рейсах будет совместный код su-dl ( "Аэрофлот"-Delta).

- Как вы посчитали, что вступление в SkyTeam увеличит доходы "Аэрофлота" на $20 млн в год?

- Это элементарная математика. Есть так называемая таблица MIDT, которая дает представление о том, какие пассажиропотоки существуют между пунктами. Мы точно знаем, сколько пассажиров в год летает между Самарой и Рио-де-Жанейро, сколько - между Екатеринбургом и Майами. $20 млн в год мы получим благодаря возможностям членов альянса за счет тех пассажиров, которые уходят мимо "Аэрофлота". Вступив в альянс, мы сможем участвовать в международном разделении труда и с помощью наших партнеров перетянем этот пассажиропоток на себя. Кстати, почему еще SkyTeam позволяет "Аэрофлоту" заработать больше, чем StarAlliance? Потому что в этом случае основной транзитной "трубой", по которой мы подвозим пассажиров для дальнейшей развозки их по глобальной сети членов альянса, становится Москва - Париж. А Париж почти на 400 км дальше от Москвы, чем Франкфурт, базовый аэропорт Lufthansa. То есть "Аэрофлот" получит больший доход. В прошлом году мы перевезли на Париж 195 000 пассажиров, со вступлением в альянс эту цифру можно увеличить.

- Приведет ли вступление в SkyTeam к тому, что цены "Аэрофлота" вырастут до уровня ваших партнеров по альянсу?

- В альянсе нет единой ценовой политики. У каждой авиакомпании свои себестоимость и структура затрат, каждая проводит самостоятельную тарифную политику.

Вступление в альянс - это предпосылка к снижению расходов, в том числе на содержание представительств, которых у "Аэрофлота" за рубежом более 50. Мы просто будем совмещать представительства членов альянса. Помимо этого значительное сокращение издержек достигается за счет координации закупок расходных материалов, лицензионных программных продуктов, создания пула запчастей.

- Как изменяется система продаж "Аэрофлота"? Сколько процентов составляют собственные, а сколько - агентские продажи за рубежом?

- 55% объема кресел у нас продается в России, 45% - за рубежом. По России собственные продажи составляют 14% , агентские - 86%. За рубежом собственные продажи составляют 20%. "Аэрофлот" выступает за развитие прозрачного рынка продаж. Наши последние инициативы по постепенному отказу от комиссионных, переходу на новую дистрибьютивную систему Sabre - шаги в этом направлении.

В прошлом году расходы на комиссионные составили $108 млн. Поставлена планка, чтобы увеличение объема продаж не вело к наращиванию расходов по этой статье. Это достигается использованием более дешевых каналов продаж: за рубежом переходим на систему так называемых нейтральных продаж - IRC/BSP, так как эти каналы продаж являются более дешевыми. В той же Америке мы сократили комиссию, ушли с 9% на 5% в системе IRC. Уменьшили комиссию в России с 9% до 7% , но при это предусмотрен бонус для тех агентов, которые демонстрируют рост продаж по "Аэрофлоту". Колоссальная сеть продаж SkyTeam (более 1100 касс по миру) тоже станет сильным ресурсом для "Аэрофлота".

- Как вы относитесь к созданию на базе "Аэрофлота" холдинга с раздельным учетом по видам деятельности и обособлением их в отдельные "дочки"?

- Это правильная модель бизнеса, которая доказала свою эффективность во многих авиакомпаниях мира. Сегодня "Аэрофлот" по факту является Aeroflot Group, и та отчетность, которую нам готовят аудиторы, включает предприятия со значительной долей "Аэрофлота". У нас есть четыре зависимые компании, которые занимаются аэропортовым обслуживанием в аэропорту "Шереметьево", доля в гостинице "Шеротель", компаниях "Аэроферст" (оператор беспошлинной торговли) и "Аэромар" (производство бортпитания) и две авиационные "дочки" - "Аэрофлот-Дон" и "Аэрофлот-Плюс" (VIP-перевозки).

Мы еще не настолько диверсифицированы, как Lufthansa, но и надо ли к этому стремиться? Хотя очевидно, что надо выделять грузовые перевозки. Это действительно обособленный бизнес, и его нужно в большей степени диверсифицировать, чем сейчас это сделано в "Аэрофлоте". Но мы точно не будем разделять международные и внутрироссийские перевозки. Это один перевозочный бизнес. Экипаж, который сегодня летал в Омск, завтра полетит в Лондон, и не должно быть никакой разницы ни в выполнении полета, ни в обслуживании пассажиров, ни в качестве предоставляемого самолета.

- Ваши конкуренты говорят, что внутрироссийские перевозки "Аэрофлота" убыточны, но "Аэрофлот" может себе позволить их содержать, так как получает почти $300 млн в год от иностранных компаний за пролет над Россией...

- Во-первых, внутренние перевозки для нас прибыльны. Во-вторых, мы не получаем деньги за пролет над Россией, как вы выразились. "Аэрофлот" получает доходы от коммерческих соглашений с иностранными авиакомпаниями по совместной эксплуатации авиалиний (по годовому отчету "Аэрофлота" в 2003 г. они составили 6,3 млрд руб. - "Ведомости"). Как крупнейший перевозчик страны, "Аэрофлот" фигурирует в межправительственных соглашениях: за ним закреплены коммерческие права на выполнение рейсов в страну, авиакомпания которой взамен имеет право летать в Россию и над ее территорией. Если зарубежные перевозчики летают больше - в основном это касается транзита над страной, - то по соглашениям "Аэрофлот" получает компенсацию за недоиспользование коммерческих прав. Так было со времен СССР. Но мы этими деньгами не субсидируем свое развитие, мы ими делимся с государством.

- "Аэрофлот" ведет агрессивную экспансию на внутреннем рынке. Она тоже в какой-то мере ориентирована на SkyTeam? Вашим международным партнерам нужна более широкая сеть в России?

- Предпосылка по развитию наших перевозок внутри России была совершенно иная. Когда компания работает только на одном рынке, в данном случае международном, складывается неустойчивая финансово-экономическая ситуация. Этот рынок очень чувствителен, подвержен любым внешним воздействиям - экономическим (дефолт в Юго-Восточной Азии) , политическим (война в Ираке) и даже медицинским, как SARS (атипичная пневмония). Для повышения устойчивости надо работать на большем количестве рынков, тем более что российский рынок авиаперевозок - самый динамично развивающийся: последние три года он растет на 10 - 11% в год. В прошлом году "Аэрофлот" перевез на внутренних линиях 1,7 млн человек, получив на них выручку около 5,1 млрд руб. Это примерно 13% -ная доля на внутрироссийском рынке. К 2010 г. мы намерены увеличить свою долю рынка до 30%. Только за I квартал 2004 г. у "Аэрофлота" внутренние перевозки выросли более чем на 20% , что подтверждает правильность выбранной нами стратегии.

Каждый вновь открываемый внутренний рейс подпитывает нашу международную сеть. И, в свою очередь, международные линии подпитывают нашу сеть внутреннюю. Ставка - на транзит. Ставка - на удобные стыковки. Мы не считаем себя компанией, которая заканчивается перевозкой в Москве. Москва для нас является стратегически перспективным транзитным узлом - хабом. Именно сюда нужно затянуть все пассажиропотоки из России, из СНГ и дальше двинуть на Европу, Америку. Затянуть потоки из Европы и дальше двинуть на Дальний Восток, Юго-Восточную Азию. Так и было в 1980-е гг. после возведения терминала "Шереметьево-2", а потом эти потоки переместились в крупнейшие западноевропейские аэропорты, потому что они развивались, а мы стояли на месте.

- Покупать региональные авиакомпании вы тоже собираетесь вместе с их аэропортами, региональными хабами?

- Мировой опыт показывает, что успешно развиваются те авиаперевозчики, которые либо сами управляют аэропортом, либо участвуют в его развитии. Впрочем, вопрос о том, разделять ли авиакомпании и аэропорты, в каждом конкретном случае решают государственные регуляторы, а не "Аэрофлот".

- Для "удвоения ВВП" "Аэрофлоту" требуются дополнительные самолеты? Будете покупать "иномарки"?

- Лимит на беспошлинное приобретение самолетов иностранного производства, который предоставило нам правительство, составлял 27 самолетов. Его мы уже исчерпали. Больше ввезти не можем - правительство этого национальному перевозчику не даст. В рамках этих 27 [самолетов] мы ведем реструктуризацию парка - меняем Boeing-737 и Airbus-310 на более эффективные Airbus-320. У нас заключена контрактация на шесть самолетов Ил-96, которые должны поступать с лета следующего года.

До 2007 г. в среднемагистральном сегменте "Аэрофлоту" необходимо приобрести до 29 современных самолетов, в том числе для замены воздушных судов Ту-154 на европейском рынке в связи с ужесточением требований по шумам с 2006 г. В ближнемагистральном сегменте компании требуется до 26 современных самолетов для реализации возможностей на ее самых важных рынках - Европы и России. А то мы теряем рынки, нами же разработанные, раскатанные и долгое время эксплуатируемые. Например, та же Прибалтика, готовясь к вступлению в Евросоюз, закрыла свой рынок для наших Ту-134. Не ахти какой рынок, но стабильный, традиционный, там сильны были наши позиции. Выдавили нас с этого рынка. .. В принципе, правительству имело бы смысл либерализовать ввоз иностранных воздушных судов тех типов, которые не производятся в России.

- Традиционно перед годовым собранием акционеров "Аэрофлота" слухи отправляют вас в отставку. Какова ситуация с вашим контрактом?

- Я был избран на должность генерального директора в 2002 г. , по уставу гендиректор избирается на пять лет. Поэтому годовое собрание не каждый раз занимается вопросом избрания гендиректора.

- Но совет директоров может сменить гендиректора или для этого нужны очень веские основания?

- Действительно, это исключительная компетенция совета директоров.

- Анатолия Чубайса часто спрашивают, чем он займется, когда реформирует РАО ЕЭС. А у вас есть какие-то планы на случай возможной отставки?

- Я начал свою работу 29 лет назад в гражданской авиации и не представляю, чем другим мог бы заниматься. Считаю, нет каких-то предпосылок обсуждать эту тему.

О компании: "Аэрофлот" - национальный перевозчик России. Эксплуатирует 93 самолета, в том числе 27 - иностранного производства. Выручка "Аэрофлота" в 2003 г. составила 48,5 млрд руб. , в том числе от международных перевозок - 31,8 млрд руб. , от внутрироссийских - 5,1 млрд руб. , от грузовых - 3,8 млрд руб. , доходы от коммерческих соглашений с иностранными авиакомпаниями (роялти) - 6,3 млрд руб. На международных линиях "Аэрофлот" перевез 4,12 млн пассажиров, на внутренних - 1,7 млн человек. Государству принадлежат 51,17% акций "Аэрофлота", более 30% акций контролирует Национальная резервная корпорация, около 10% акций - менеджмент, остальные акции распределены среди физлиц и портфельных инвесторов. На 24 мая капитализация компании составляла $1,155 млрд.

Биография: Валерий Окулов родился в 1952 г. в Кирове. В 1975 г. окончил штурманский факультет Академии гражданской авиации, получив специальность инженера-штурмана. В 1975 - 1985 гг. работал в Свердловском объединенном авиаотряде Уральского управления гражданской авиации штурманом самолетов Ан-24, Ан-12, Ту-154. В 1985 г. переведен на работу в Москву в Центральное управление международных воздушных сообщений. Летал штурманом на самолетах Ту-154, Ил-86, Ан-124, работал ведущим штурманом-наставником центра подготовки авиационного персонала авиакомпании "Аэрофлот". С 1996 г. - первый заместитель гендиректора, с 1997 г. - генеральный директор "Аэрофлота". Женат на дочери Бориса Ельцина Елене.


Источник: газета "Ведомости"
 
Аэрофлот наказал "воздушных хулиганов"
Во время выполнения рейса СУ 215 Москва - Копенгаген авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" 25 мая 2004 года на борту самолета А319 силами экипажа была пресечена драка между двумя пассажирами - гражданами Дании (Peter Federik Sass и Alian K.Jorgensen). Пассажиры находились в нетрезвом состоянии.
По прибытии в аэропорт "Каструп" (г. Копенгаген) командир корабля вызвал на борт полицию. В соответствии с международными правилами по мерам воздействия на недисциплинированных пассажиров полицейские задержали участников драки и доставили их в полицейский участок, где они провели целый день.
Ущерба воздушному судну Аэрофлота нанесено не было, безопасность пассажиров рейса Су 215 была обеспечена. Вылет обратного рейса Су 216 Копенгаген - Москва состоялся строго по расписанию.
В отношении датских пассажиров-нарушителей будут применены санкции в соответствии с законодательством Дании и на основании Токийской конвенции 1963 года. Эти пассажиры внесены в список "беспокойных пассажиров" авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии".


Источник: компания "АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
 
В 2004 году компания ОАО "Аэрофлот" планирует перевезти 6,9 млн. пассажиров
В 2004 году компания ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" планирует перевезти 6,9 миллиона пассажиров. Об этом заявил генеральный директор компании Валерий Окулов, выступая в среду на заседании думского комитета по энергетике, транспорту и связи.

В прошлом году "Аэрофлот" перевез 5,9 миллиона человек, уточнил Окулов. В планах компании к 2015 году увеличить пассажирские авиаперевозки до 15 миллионов пассажиров.

В настоящее время, по словам директора ОАО "Аэрофлот", компания перевозит 25,5% пассажиро-потока на внутренних авиалиниях.

Говоря о перспективах развития российских авиакомпаний в целом, Окулов заявил, что к 2010 году отечественные лайнеры будут перевозить до 50 миллионов пассажиров.


Источник: информационное агентство "РИА "Новости"
 
26 мая 2004
Изменилось расписание полетов в Амстердам

В связи с прекращением рейсов авиакомпании SkyNet по маршруту Москва – Амстердам – Шеннон «Аэрофлот – российские авиалинии» с 30 мая с.г. изменил расписание полетов.

- Рейс SU 229 Москва – Амстердам. Вылет из Шереметьево–2 в 10.45. Прилет в Амстердам – 12.10 (время местное).

- Рейс SU 230 Амстердам – Москва. Вылет из аэропорта Амстердама 13.10. Прилет в Москву 18.25 (время местное).

Все пассажиры, имеющие на руках билеты Аэрофлота до Шеннона и Дублина, будут доставлены к месту назначения через Лондон.

Источник: компания "АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
 
Более пяти тысяч ветеранов воспользовались бесплатными авиабилетами Аэрофлота
27 мая 2004 года, Москва. - Сегодня завершилась традиционная акция авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" в подарок ветеранам Великой Отечественной войны - "Встреча боевых друзей", которая продолжалась с 5 по 27 мая и была приурочена ко Дню Победы. Более 5000 ветеранов - фронтовиков, бывших узников фашизма, блокадников Ленинграда - воспользовались предоставленной Аэрофлотом возможностью бесплатного перелета в города Российской Федерации, а также в страны Западной Европы, СНГ и Балтии, куда летают самолеты авиакомпании. В прошлом году бесплатными билетами Аэрофлота воспользовалось 3683 ветерана.

Информация об акции "Встреча боевых друзей" своевременно дошла до всех регионов России, куда выполняет полеты Аэрофлот. Сотни региональных газет, телевизионных программ, начиная с 11 марта, сообщали ветеранам о возможности бесплатного полета. Только в Москве 1426 ветеранов получили бесплатные билеты в кассах Аэрофлота. В региональных представительствах Аэрофлота было выписано 3576 авиабилетов: Санкт-Петербург - 1673, Калининград - 220, Екатеринбург - 155, Петропавловск-Камчатский - 137, Владивосток - 136, Новосибирск - 135, Иркутск - 118, Хабаровск - 117, Краснодар - 116, Мурманск - 88, Волгоград - 87, Челябинск - 81, Уфа - 78, Омск - 75, Нижневартовск - 71, Сочи - 45, Пермь- 36, Самара - 35, Архангельск - 31, Нижний Новгород - 28, Астрахань - 27, Минеральные Воды - 24, Ростов-на-Дону - 17. Большинство ветеранов выбрали полет в один из российских городов, куда выполняет рейсы авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии".

А большинство участников акции из Санкт-Петербурга предпочли посетить европейские столицы: 745 ветеранов слетали в Берлин, Рим, Будапешт, Варшаву, любимым же городом питерских ветеранов оказался Париж. В книге отзывов представительства Санкт-Петербурга ветераны оставили такие строчки: "Сердечно благодарим авиакомпанию Аэрофлот за память и внимание к нам, ветеранам Отечественной войны. Многие из нас не летали с советских времен. Вы осуществляете нашу мечту - увидеть новую страну, новые места, испытать сильные подзабытые чувства. Сердечное Вам спасибо!".

Коллектив компании искренне рад, что год от года число наших майских гостей-ветеранов растет, и сделал все возможное, чтобы полет с Аэрофлотом для каждого ветерана стал настоящим праздником.

Акция "Встреча боевых друзей" проводилась авиакомпанией "Аэрофлот - российские авиалинии" четвертый год подряд как дань памяти подвигу народа нашей страны в Великой Отечественной войне.

Льготой, предоставляемой авиакомпанией в рамках этой акции, могли воспользоваться все постоянно проживающие в России граждане РФ, которые, согласно закону, считаются участниками Великой Отечественной войны, а также бывшие узники фашизма и блокадники Ленинграда.
Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней получали дополнительную льготу: при наличии свободных мест они могли совершить полет в салонах первого или бизнес-класса без какой бы то ни было доплаты.


Источник: компания "АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
 
Бизнес-класс Аэрофлота: новый стандарт качества
С 1 июня 2004 года ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" вводит новый стандарт обслуживания в бизнес-классе на рейсах Москва - Хельсинки - Москва, Москва - Мюнхен - Москва, Москва - Цюрих - Москва, Москва - Женева - Москва, Москва - Брюссель - Москва. Сделав ставку на повышение качества сервиса для бизнес-пассажиров и на обеспечение максимального комфорта, Аэрофлот планирует серьезно увеличить загрузку в высоких классах обслуживания на рейсах в Европу.

Отличительными чертами "нового сервиса" Аэрофлота являются индивидуальный подход к каждому пассажиру, предложение питания по карте меню на изысканной фарфоровой посуде, разнообразие блюд на рейсе с учетом времени суток, сервировка и украшение блюд непосредственно перед подачей на борту самолета. Специально для перечисленных рейсов шеф-повар кейтеринговой компании "Аэромар" разработал изысканное меню в стиле "фьюжн". В рамках внедрения в авиакомпании нового стандарта сервиса обучение по программе "Русское гостеприимство с элементами лучших традиций и современного образа жизни", включающее психологию общения с клиентами, прошли более 300 бортпроводников и инструкторов Аэрофлота. В состав бригады бортпроводников на каждом из вышеуказанных рейсов будет входить "гэллей-менеджер" (galley-manager) - специально обученный бортпроводник, выполняющий функции шеф-повара на борту.

Все европейские рейсы Аэрофлота выполняются на новых, построенных по заказу Аэрофлота самолетах Airbus А319/320. В отличие от большинства европейских авиакомпаний, использующих в бизнес-классе самолетов данного типа модифицируемые "кресла-трансформеры", имеющие ограничения по показателям комфортности, в бизнес-классе Аэрофлота установлены полноценные кресла с шагом 38 дюймов (96,5 см) и шириной 28 дюймов (71 см), как на дальнемагистральных самолетах.

Новый стандарт сервиса Аэрофлота был введен в прошлом году на маршрутах дальней протяженности Москва - Нью-Йорк и Москва - Токио, чуть позже на рейсе Москва - Лос-Анджелес, и получил положительные отклики пассажиров. В этом году Аэрофлот распространяет новый стандарт сервиса и на европейских маршрутах средней протяженности, введя его с 18 марта на рейсах в Вену. В ближайших планах введение данного стандарта на рейсах в Гонконг и Хабаровск.

По словам коммерческого директора ОАО "Аэрофлот" Евгения Бачурина, данные нововведения создают дополнительные конкурентные преимущества российской авиакомпании на популярных европейских маршрутах и наглядно демонстрируют кардинальные позитивные изменения в деятельности Аэрофлота, которые обеспечивают ее стабильный рост по всем показателям.


Источник: компания "АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
 
"Аэрофлот" приценивается к конкуренту
Россия берет под крыло крупнейшего авиаперевозчика Грузии
Принципиальное соглашение о покупке "Аэрофлотом" крупнейшей авиакомпании Грузии Air Zena было достигнуто в конце минувшей недели. Об этом корреспонденту газеты "Время новостей" сообщил высокопоставленный источник в российской делегации, принимавшей участие в работе бизнес-конференции в Тбилиси. По словам источника, соглашение предусматривает продажу 100% акций частной грузинской компании российскому перевозчику, контролируемому государством. Сторонам осталось лишь согласовать "цену вопроса".

Правда, генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов в Тбилиси был более осторожен, сказав, что о размере приобретаемого пакета говорить пока рано. В то же время он подтвердил интерес своей компании к Air Zena, как и факт переговоров на эту тему. В самой грузинской компании, а также в администрации гражданской авиации Грузии газете "Время новостей" комментариев получить не удалось из-за наступивших выходных.

Между тем опрошенных нашей газетой независимых экспертов удивило известие о готовности Air Zena перейти под крыло "Аэрофлота", так как до сих пор эти две компании активно конкурировали на маршруте Тбилиси - Москва. Помимо России Air Zena выполняет регулярные рейсы еще в восемь иностранных государств. Компания эксплуатирует три лайнера Boeing-737-500 (взятых в лизинг) и два унаследованных от советской эпохи легких самолета Ан-2.

Международную деятельность Air Zena начала в 1997 году с организации чартерных рейсов в Дубай, Вену и Ташкент. В своем нынешнем виде компания существует с ноября 1999 года, после слияния с разорившимся грузинским национальным авиаперевозчиком Air Georgia. Образовавшаяся в результате компания Air Zena - Georgian Airlines осталась полностью частным предприятием, но приобрела статус флагмана грузинской авиации. Еще одним "государственным" активом, приобретенным Air Zena, стал сам глава администрации гражданской авиации Грузии Зураб Перишвили. Он оставил чиновничью службу ради поста генерального директора компании.

Отношения Air Zena с "Аэрофлотом" развивались неровно. В феврале 2000 года две компании подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Однако уже летом следующего года они оказались втянуты в межгосударственный российско-грузинский конфликт, связанный с расчетами за пролет в воздушном пространстве двух стран. Воздушные власти Грузии сократили тогда частоту полетов "Аэрофлота" в Грузию и полностью запретили полеты еще одной российской авиакомпании. Российский Минтранс наложил симметричные санкции на Air Zena. Зураб Перишвили в момент этого конфликта еще возглавлял грузинскую авиационную администрацию и активно отстаивал интересы Air Zena с государственных позиций.

В последующие годы Air Zena еще пришлось в буквальном смысле "искать свое место" на московском маршруте. Компания несколько раз сменила аэропорт базирования в Москве: начав с Шереметьево, поработав во Внуково, с декабря 2003 года она наконец обосновалась в Домодедово. Летая оттуда ежедневно на "Боинге" в Тбилиси, Air Zena составляет активную конкуренцию "Аэрофлоту", который обслуживает тот же рейс только шесть раз в неделю на старом добром Ту-154.


Источник: газета "Время новостей"
 
Аэрофлот подвел итоги финансовой деятельности по международным стандартам за 2003 год
По итогам 2003 года чистая прибыль ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО/IAS) выросла на 41,8% по сравнению с предыдущим годом, составив 126,7 миллиона долларов США (в 2002 году - 89,3 миллиона долларов США).

Доходы ОАО "Аэрофлот" за 2003 год составили 1 716,0 миллионов долларов США против 1 563,0 миллиона долларов США в 2002 году.

Прибыль до налогообложения составила 158,0 миллионов долларов США против 132,9 миллионов долларов в 2002 году. Прибыль на одну акцию Аэрофлота увеличилась с 0,080 доллара США в 2002 году до 0,114 долларов США в 2003 году.

ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" - крупнейшая российская авиакомпания. 51% акций принадлежит государству. Контролирует порядка 11% внутреннего и 39% международного рынка авиаперевозок России. Парк состоит из 92 самолетов. В 2003 году Аэрофлот перевез 5,9 млн. пассажиров.


Источник: компания "АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
 
Аэропорт для двоих

“Альфа” и “Аэрофлот” объединятся в “Шереметьево”

Как стало известно “Ведомостям”, “Альфа-групп” и “Аэрофлот” пытаются договориться о создании совместной компании для управления шереметьевским авиаузлом. В нее “Альфа-групп” планирует внести права на управление существующим “Шереметьево”, а “Аэрофлот” — права на терминал “Шереметьево-3”, который еще предстоит построить. Договоренность сторон сегодня может скрепить премьер-министр Михаил Фрадков.


--------------------------------------------------------------------------------
Международный аэропорт “Шереметьево” – крупнейший в стране, в 2003 г. обслужил 11,541 млн пассажиров. Выручка составила 4,4 млрд руб., прибыль – около 636 млн руб. 100% акций ОАО “Международный аэропорт “Шереметьево” (включает терминалы 1 и 2) принадлежит государству. В конце прошлого года правительство объявило конкурс по выбору управляющей организации аэропорта “Шереметьево”. В январе 2004 г. конкурс выиграла компания “Альфа-Шереметьево” (входит в “Альфа-групп”), опередив по сумме баллов “Аэрофлот” и его партнеров.
--------------------------------------------------------------------------------

Как сообщил вчера замдиректора “Аэрофлота” Михаил Полубояринов, сегодня утром у премьер-министра Михаила Фрадкова должно пройти совещание по проблемам развития аэропорта “Шереметьево”. Проблем до сих пор было две — кто будет управлять существующим “Шереметьево” и кто будет строить новый терминал “Шереметьево-3”. Хотя конкурс по выбору управляющей компании “Шереметьево” прошел четыре месяца назад, победившая в нем “Альфа-Шереметьево” пока не может приступить к управлению. В качестве единоличного исполнительного органа ее должно утвердить собрание акционеров аэропорта. Для голосования на нем требуется личная директива премьер-министра. Предыдущий премьер Михаил Касьянов такую директиву подписать не успел, а сменивший его Михаил Фрадков заявил, что итоги конкурса под сомнение не ставятся, но по вопросу развития “Шереметьево” надо принимать “консенсусное решение” с учетом позиций всех заинтересованных сторон. В конце мая министр транспорта Игорь Левитин дал понять, что правительство считает строительство “Шереметьево-3” “проектом “Аэрофлота”. При этом управление “Шереметьево-3” и терминалами 1 и 2 (Международный аэропорт “Шереметьево”) должно быть объединено.

Высокопоставленный источник, близкий к “Альфа-групп”, говорит, что о создании такой структуры может быть объявлено уже сегодня, после совещания у Фрадкова. “Мы с „Аэрофлотом“ планируем объединить свои активы в „Шереметьево“. Наш актив — это „Альфа-Шереметьево“ (права на управление существующим аэропортом). Актив „Аэрофлота“ — это компания „Терминал“ (права на „Шереметьево-3„)“, — поясняет источник. Замдиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков подтверждает, что это один из обсуждаемых вариантов. Распределение долей в новой компании, ее возможное название и структуру стороны не раскрывают.

Между тем Александр Лебедев, депутат и совладелец Национальной резервной корпорации, которой принадлежит около 30% “Аэрофлота”, сомневается, что конечным партнером авиакомпании по “Шереметьево” окажется “Альфа-групп”. “Она [”Альфа“] предлагала нам выкупить 50%-ную долю в „Альфа-Шереметьево„ за $12 млн единовременно плюс еще $28 млн в течение трех лет“, — заявил Лебедев „Ведомостям“. При этом депутат утверждает, что другие 50% компании „Альфа-Шереметьево“ принадлежат вовсе не „Альфа-групп“, а неким „людям из окружения бывшего премьер-министра Михаила Касьянова“. Источник в „Альфа-групп“ утверждает, что его компания не продает “Альфа-Шереметьево”, а наличие партнерских акционеров в этой компании комментировать отказался.

От желающих поучаствовать в проекте тем временем нет отбоя. Выкупить долю в “Альфа-Шереметьево” хотел бы Межпромбанк, сообщил “Ведомостям” источник, близкий к одной из этих компаний. А на предварительном совещании о судьбе “Шереметьево”, которое состоялось в понедельник у министра экономики Германа Грефа, присутствовал Дмитрий Каменщик, глава группы “Ист Лайн”, управляющей аэропортом “Домодедово”. Об этом свидетельствуют представители двух других компаний — участников совещания. В “Ист Лайне” не смогли этого комментировать, а в Межпромбанке получить комментарии не удалось.

Вице-президент ИК “Атон” Александр Агибалов считает, что единая управляющая структура, где паритетные доли принадлежали бы “Аэрофлоту” и “Альфа-Шереметьево”, была бы вполне жизнеспособной. При этом он не исключает продажи “Альфой” ее доли в “Альфа-Шереметьево”. “Группе важно достойным образом выйти из неприятной для нее конфликтной ситуации, которая сложилась вокруг конкурса, будь то через альянс с „Аэрофлотом“ или полный выход из проекта”, — заключает он.
--------------------------------------------------------------------------------
Источник -
 
Рывок “Аэрофлота”
Его чистая прибыль выросла на 42%

“Аэрофлот” удачно пережил тяжелый для мировой авиаиндустрии 2003 г. В прошлом году чистая прибыль компании выросла на 42% до $126,7 млн. Аналитики отмечают, что “Аэрофлоту” удалось контролировать свои расходы и оптимизировать маршрутную сеть. Но в компании предупреждают, что в нынешнем году подобного успеха достичь не удастся.


--------------------------------------------------------------------------------
“Аэрофлот” – крупнейшая авиакомпания в России. В 2003 г. на международных линиях перевез 4,12 млн пассажиров, на внутренних – 1,7 млн. Государству принадлежат 51,17% акций “Аэрофлота”, более 30% акций контролирует Национальная резервная корпорация, около 10% акций – менеджмент.
--------------------------------------------------------------------------------

Прошлогодний спад в мировой авиаиндустрии не повлиял на деятельность “Аэрофлота”. Вчера компания объявила финансовые итоги своей деятельности в 2003 г., рассчитанные по международным стандартам финансовой отчетности. За прошлый год чистая прибыль “Аэрофлота” увеличилась на 41,8% до $126,7 млн, а выручка — на 9,8% до $1,716 млрд. “В прошлом году компании приходилось работать в трудных условиях: постоянная угроза терактов, распространение вируса атипичной пневмонии поставили авиаперевозчиков в затруднительную ситуацию, — говорит Сергей Суверов из банка „Зенит“. — Но показанные „Аэрофлотом“ результаты можно назвать неплохими”.

Свой успех в самой компании объясняют тем, что ей удалось оптимизировать свою маршрутную сеть. “В 2003 г. компании пришлось пережить тяжелый болезненный период корректировки сети маршрутов для увеличения прибыльности, — цитирует заместителя гендиректора „Аэрофлота“ Михаила Полубояринова агентство „Интерфакс“. — Финансовые итоги показывают правильность выбранной стратегии”.

Аналитики не ждали от “Аэрофлота” таких достижений. “Наш прогноз по чистой прибыли был около $102 млн, а по выручке — $1,6 млрд”, — констатирует Наталья Загвоздина из “Ренессанс Капитала”. А ОФГ на прошлой неделе вообще прогнозировала чистую прибыль авиакомпании на уровне $86 млн, а выручку — $1,68 млрд. Основной причиной хороших результатов “Аэрофлота” аналитики вслед за Полубояриновым называют оптимизацию маршрутной сети. “Они закрыли нерентабельные рейсы, такие как Хошимин, Тунис, Оман, Осака, и увеличили количество прибыльных”, — напоминает Суверов. А Загвоздина отмечает, что “Аэрофлот” еще больше сфокусировался на европейских рейсах — в 2003 г. его доходы от перевозок в Европу составили $563,1 млн, что на 40% больше, чем в предыдущем году. К тому же война в Ираке компанию никак не затронула.

“Им также удалось удерживать расходы на оптимальном уровне, — добавляет Суверов. — Рост административных расходов составил лишь 3,4%”. Зато независимые от компании расходы в 2003 г. серьезно выросли. По данным самого “Аэрофлота”, наибольший рост пришелся на стоимость топлива (19,3%), аэропортовых сборов (20%), техобслуживание (48%) и операционный лизинг (27,6%). “Рост цен на нефть, аэропортовые расходы будут существенными и в этом году, — говорит Загвоздина. — Поэтому при значительном росте выручки мы не ожидаем, что чистая прибыль „Аэрофлота“ в 2004 г. серьезно увеличится по сравнению с 2003 г.”. Такого же мнения придерживается и Полубояринов. Вчера он заявил, что чистая прибыль компании по итогам 2004 г. будет на уровне прошлого года, в то время как выручка вырастет на 15%.

Источник -
 
Фрадков подружил "Аэрофлот" и "Альфа-Шереметьево"Правительство утвердит итоги конкурса на управление Шереметьевом лишь после того, как "Аэрофлот" и "Альфа" подготовят совместную концепцию управления аэропортом

"Аэрофлот" и "Альфа-Шереметьево" в течение двух недель должны подготовить концепцию создания единой управляющей компании по Шереметьеву-1, 2, 3. Такое решение по итогам закрытого заседания у премьер-министра Михаила Фрадкова в пятницу вынес министр транспорта РФ Игорь Левитин. Кроме того, г-н Левитин подчеркнул, что правительство даст указание совету директоров Шереметьева утвердить итоги конкурса на управление аэропортом (которое, напомним, выиграла "Альфа-Шереметьево") лишь после того, как будет подготовлена совместная концепция. Словом, похоже, что лоббистские старания Александра Лебедева, депутата и совладельца Национальной резервной корпорации, которой принадлежит около 30% "Аэрофлота", не прошли даром - государство фактически дало понять "Альфе", что, пока та не договорится с "Аэрофлотом", управлять аэропортом ей не позволят. Представители авиакомпании решением министра транспорта остались довольны; как сообщили RBC daily в "Аэрофлоте", скорее всего, управление будет осуществляться на паритетных началах, однако пока "точная схема участия обеих компаний прорабатывается".

Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) - крупнейший в стране воздушный порт - по итогам 2003 г. он обслужил 11,541 млн пассажиров. Выручка составила 4,4 млрд руб., прибыль - около 636 млн руб. Государство является владельцем 100% акций аэропорта, включая первый и второй терминалы. Шереметьево - базовый аэропорт для крупнейшего российского авиаперевозчика - компании "Аэрофлот" (государству принадлежит 51,17% акций авиакомпании, группе Национального резервного банка (НРБ) - около 30%). Эпопея вокруг управления Шереметьевом началась еще в 2003 г., когда правительство объявило тендер на управление аэропортом. В результате долгих перипетий конкурс выиграла "Альфа-Шереметьево" (ее главным конкурентом был альянс "Аэрофлота" и НРБ). Правда, победитель до сих пор не мог приступить к работе, так как результаты конкурса должно утверждать собрание акционеров МАШ. Правительство Михаила Касьянова (по слухам, около 50% компании "Альфа-Шереметьево" принадлежат людям из окружения бывшего премьер-министра) дать директиву на голосование не успело. Административными перестановками сумели воспользоваться оппоненты "Альфы", которые сначала попросили нового премьера Михаила Фрадкова одобрить начало строительства третьего терминала силами "Аэрофлота", а потом и вовсе отменить итоги конкурса.

Дело в том, что строительство нового терминала и "облагораживание" облика двух старых - стратегически важная задача для "Аэрофлота". Несмотря на то что в прошлом году в мировой авиаиндустрии наблюдался значительный спад, российскому лидеру удалось пережить его достаточно удачно. По итогам 2003 г. "Аэрофлот" перевез 5,8 млн пассажиров, чистая прибыль его увеличилась на 41,8%, до 126,7 млн долл., а выручка — на 9,8%, до 1,716 млрд долл. Свой успех в самой компании объясняют тем, что ей удалось оптимизировать свою маршрутную сеть. По прогнозам представителей "Аэрофлота", выручка перевозчика в этом году должна вырасти на 15%, однако, для того чтобы добиться такого результата, ей необходимо постоянно наращивать свой объем перевозок. У "Аэрофлота" амбициозные планы - он намерен не только ежегодно увеличивать этот показатель на 1 млн человек, но и стать лидером на рынке внутрироссийских перевозок, где его пока опережает "Сибирь". Одно из главных препятствий на пути авиакомпании заключается в том, что пропускная способность ее базового аэропорта достигла максимума, а уходить в другой перевозчику невыгодно по целому ряду причин. "У "Аэрофлота" нет перспектив дальнейшего развития без нормальной аэропортовой инфраструктуры. Ее отсутствие ведет к деградации авиакомпании", - заявил в одном из своих выступлений генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Создание в аэропорту Шереметьево терминала Шереметьево-3 позволит "Аэрофлоту" ежегодно наращивать объем пассажирских перевозок на 25-27%. Предполагалось, что Шереметьево-3 будет построено в 2004 г., но до сих пор его возведение не началось.

Напомним, что накануне заседания "Аэрофлот" представил собственную схему строительства терминала Шереметьево-3, для реализации этого проекта авиакомпания собирается привлечь около 400 млн долл. Авиакомпания давно заявляла, что проект третьего терминала - это ее собственное, отличное от управления всем аэропортом в целом, дело. Правда, строительство отдельного терминала, который бы не подчинялся управлению всего аэропорта, серьезно усложнило бы жизнь обеим сторонам. Во-первых, это могло породить конкуренцию между терминалами, а во-вторых, представители "Альфы" заранее признались, что, в случае если Шереметьево-3 будет отдельной хозяйственной структурой, проект управления МАШ для нее неинтересен. Впрочем, накануне решающего заседания у премьера Игорь Левитин собрал рабочий совет из гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова, президента "Альфа-Групп" Петра Авена, председателя совета директоров МАШ Юрия Исаева и нескольких чиновников. Министр транспорта ясно дал понять представителям "Альфы", что признает за "Аэрофлотом" приоритет на строительство третьего терминала, и посоветовал сторонам искать компромисс. Результатом вынужденных поисков стало решение о создании совместной управляющей компании между некогда "молчаливо враждующими" "Аэрофлотом" и "Альфой-Шереметьево". Как подчеркнул на заседании у премьера Игорь Левитин, создание единой управляющей компании не ущемляет права "Альфы", так как так как "она сама просит "Аэрофлот" быть своим компаньоном". Действительно, генеральный директор "Альфы-Шереметьево" Игорь Барановский не раз упоминал о том, что они готовы вести переговоры с "Аэрофлотом" и настроены на конструктивное сотрудничество с ним. Однако вряд ли г-н Барановский под словом "сотрудничество" подразумевал совместное управление аэропортом.


Источник: газета "RBC Daily"
 
Aeroflot Loses Key Reformer
By Lyuba Pronina
Staff Writer

The man who is widely credited with overhauling business at Aeroflot has unexpectedly quit as a state representative on the airline's board.

Alexander Zurabov, a former president and chairman of Aeroflot, dropped a bombshell Saturday at what was expected to be a routine annual shareholders meeting. After taking the floor before a vote on candidates to the 11-seat board, Zurabov announced he was taking his name off the ballot due to differences with management on the airline's development.

Later he said that Prime Minister Mikhail Fradkov had signed off on his decision to give up the post.

"How long could this last? It feels nice to be free," Zurabov said after he emerged from the meeting. He was evasive about his future plans.

For the past year and a half, Zurabov has been in a standoff over the airline's business with CEO Valery Okulov.

Okulov was not available for comment on Zurabov's resignation Saturday.

The meeting had been seen as a formality ahead of an extraordinary shareholders meeting on July 24, called to elect a board that would reflect the government reshuffle this spring.

As aviation adviser to former Prime Minister Mikhail Kasyanov, Zurabov was also an Aeroflot board member representing the state. Yet Zurabov did not retain the adviser's post under Fradkov.

A former banker, Zurabov joined Aeroflot in late 1999. He has been credited with bringing the airline, which lost $60 million in 1999, into the black with an $8.6 million profit the following year; optimizing expenses; overhauling its route network; and restructuring its fleet to include brand-new Airbuses.

Zurabov and Okulov had a falling out as the CEO began to take a more active role in financial decisions, a company source said, speaking on condition of anonymity.

Zurabov "was very tough but also very open, ready to step into conflicts and resolve them," said Vasily Bobrov, former head of Aeroflot's aviation technical center .

"But it is tough for two bears in one lair."

Источник - www.moscowtimes.ru
 
"Аэрофлот" подписал договор на техобслуживание грузовых лайнеров DC10-40F с финским авиаконцерном Finnair

Российская авиакомпания "Аэрофлот" подписала договор на техническое обслуживание грузовых лайнеров DC10-40F с Finnair Technical Services финского авиаконцерна Finnair. Как сообщили "Росбалту" в пресс-службе Finnair, в условия договора входит планирование ТО, техобслуживание оборудования, капитальный ремонт и оперативное техническое обслуживание 4 грузовых самолетов, базирующихся в аэропорту Франкфурт-Хан в Германии, где уже работает персонал Finnair Technical Services.

Действие договора начинается 15 июня 2004 года. В середине июля первый лайнер DC10-40F прибудет в Хельсинки на 1 месяц для капремонта. Договор заключен на 3 года, его стоимость составляет по меньшей мере 15 млн. евро. После подписания этого договора "Аэрофлот" стал вторым по величине клиентом Finnair Technical Services вне Finnair Group. Самым крупным внешним партнером Finnair в настоящее время является Lufthansa Cargo.


Источник: информационное агентство "РосБалт"
 
"Аэрофлот" нашел замену системе бронирования ТКП
"Аэрофлот", собственноручно заварив кашу, которая резко осложнила жизнь продавцам авиабилетов (RATA-news от 6 и 12 апреля 2004), сам же честно взялся ее расхлебывать. Во всяком случае, 3 июня авиакомпания предложила своим агентам альтернативу системе бронирования "Сирена-трэвел", которая, как известно, принадлежит Транспортной клиринговой палате.

Напомним, что в марте с.г. ТКП отвергла предложение "Аэрофлота" последовать его примеру и обнулить комиссию с продажи авиабилетов, в связи с чем национальный перевозчик расторг договор с ТКП. Палата в долгу не осталась и закрыла продажу на бланках ТКП билетов на рейсы "Аэрофлота". А затем и вовсе поставила агентов перед сложнейшим выбором - либо ТКП, либо "Аэрофлот". Тех, кто вопреки этому требованию продолжал продавать билеты на бланках и ТКП, и "Аэрофлота", отключали от системы бронирования "Сирена". Это нанесло серьезный удар по билетному бизнесу многих компаний.

К чести "Аэрофлота", сам он не отключил от системы бронирования авиабилетов ни одного из своих агентов, сделавших выбор в пользу ТКП. А в минувший четверг, 3 июня, собрав продавцов в гостинице "Аэростар", предложил альтернативу злополучной "Сирене" - систему бронирования "Сирена 2.3", которой владеет Координационно-технологический центр "Сирин".

Как сообщил коммерческий директор "Аэрофлота" Евгений Бачурин, авиакомпания и "Сирин" уже заключили соглашение о продаже билетов на бланках "Аэрофлота". А поскольку "Аэрофлот" сейчас ведет активные переговоры об интерлайне с другими перевозчиками, то вполне возможно, что на его бланках вскоре можно будет продавать билеты других авиакомпаний. По словам г-на Бачурина, "Сирин" получил бланки "Аэрофлота", что дает ему возможность не только бронировать места, но выписывать билеты. Таким образом, агенты, продававшие рейсы "Аэрофлота" на нейтральных бланках ТКП, теперь вполне могут без них обходиться.

По словам генерального директора "Сирин" Алексея Попова, КТЦ сегодня контролирует 60% рынка продаж авиаперевозок внутри России и с другими странами СНГ. Число подключенных агентов составляет порядка 350 (около 7200 пультов) и постоянно растет: в конце прошлого года агентов было 312, в конце 1 квартала 2004 г. - 330 (6851 пульт). Офисы аккредитованных туристических и специализированных авиационных агентств расположены в большинстве крупных городов России и стран СНГ. Г-н Попов считает, что увеличению числа агентов "Сирина" способствует также то, что доступ к ресурсам авиакомпаний в центрах "Сирена-2.3" возможен и для агентов АРС "Сирена-трэвел", хотя и на стандартном уровне доступа. Агентам АРС "Сирин" доступ к ресурсам в центрах "Сирена-2.3" обеспечивается на современном - интерактивном уровне.

По данным на начало апреля 2004 г., в числе участников авиационной распределительной системы продажи и бронирования авиаперевозок "Сирин" было 104 авиакомпании. В их числе "Архангельские авиалинии", "Аэрофлот-Дон", "Владивосток авиа", ГТК "Россия", "Домодедовские авиалинии", "Кавминводыавиа", "Красноярские авиалинии", "Омскавиа", "Пулково", "Самара", "Сибирь", "Татарстан", "Трансаэро", "Уральские авиалинии", "Энкор", "Ютэйр", "Якутские авиалинии" и др.

Алексей Попов - признанный профессионал в области продажи авиаперевозок. В 1991 году он окончил Финансовую академию при Правительстве РФ, потом аспирантуру Государственной академии управления при Президенте РФ, получил ученую степень кандидата экономических наук. Работал директором филиала крупного коммерческого банка, затем около трех лет - финансовым директором, заместителем генерального директора Главного агентства воздушных сообщений гражданской авиации.

Любопытно, что в свое время Алексей Попов участвовал в создании Транспортной клиринговой палаты, систем "Сирена-трэвел", "Сирена-2000" и даже около полугода являлся президентом ТКП. Сегодня, помимо "Сирина", он возглавляет инвестиционную группу, которая весной 2000 года приобрела обанкротившийся аэропорт города Улан-Удэ и авиакомпанию "Бурятские авиалинии".

Как признает Алексей Попов, работа "Сирина" мало интересует ТКП, которая лоббирует интересы АРС "Сирена-трэвел". "Все наши попытки получить аккредитацию в ТКП закончились безуспешно, хотя на сегодняшний большинство крупных российских авиакомпаний держат ресурс в центрах "Сирена-2.3", - говорит глава "Сирина". - Через эти центры в прошлом году было продано 9,1 млн. билетов. Это самая крупная цифра для распределительных систем, работающих в России. И даже притом, что мы не аккредитованы в ТКП, через нашу систему в 2003 году было реализовано 2 млн. 600 тыс. нейтральных бланков ТКП".

По мнению специалистов, активное продвижение на рынке продажи авиабилетов альтернативной системы бронирования, может и должно разрушить определенную монополию "Сирены-трэвел" и создать атмосферу здоровой конкуренции в билетном бизнесе.


Источник: веб-сервер "RATA.Ru"
 
08 июня 2004
Скидки для выпускников-медалистов российских школ

С 15 июня по 15 августа Аэрофлот предоставит льготы золотым и серебряным медалистам средних общеобразовательных школ из отдаленных регионов России, решившим поступать в нынешнем году в высшие учебные заведения г. Москвы.

50% скидку на авиабилеты в салон экономического класса получат школьники-медалисты выпуска 2004 года, проживающие в городах: Барнаул, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Уфа, Кемерово, Нижневартовск, Новосибирск, Омск, Пермь, Тюмень, Хабаровск и Челябинск.

Забронировать билет можно в офисе Аэрофлота в своем городе при наличии паспорта и аттестата о среднем образовании.

По словам генерального директора ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Валерия Окулова, проведение акции отражает стремление авиакомпании и ее акционеров участвовать в социально ориентированных проектах, направленных на развитие научного и кадрового потенциала страны.

Льготную перевозку медалистов по ходатайству Министерства образования РФ, губернаторов ряда краев и областей России, Аэрофлот проводит в третий раз. За это время льготными билетами авиакомпании воспользовались около 200 отличников учебы. Большинство из них сегодня успешно обучаются в вузах столицы.

Источник: АК "Аэрофлот - Российские авиалинии"
 
Ерофлот антисоциально способствует оттоку одаренных кадров из регионов!