Компания станет низкобюджетным регулярным авиаперевозчиком
Фото: orenair.ru
Авиакомпания «Оренбургские авиалинии», которая входит в группу «Аэрофлот», начала переводить сотню пилотов и две сотни бортпроводников в другие авиакомпании группы («Аэрофлот», «Победу», «Донавиа», «Аврору», «Россию»). Этот летный персонал составляет порядка половины из 688 человек, которые вошли в программу оптимизации расходов и согласились перейти; другую половину — административный персонал и сотрудников иных служб — «Оренбургские авиалинии» сокращают. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота». По его словам, всех сотрудников, попавших под сокращение, официально уведомили об этом еще два месяца назад, несколько дней назад начались переводы летного персонала в авиакомпании группы.
В конце января Федерация независимых профсоюзов России сообщила, что ряд российских авиакомпаний, в том числе и «Оренбургские авиалинии», планируют значительно сократить персонал. Тогда представители «Аэрофлота» признали, что в группе пройдет перераспределение кадров. В 2014 году основной, чартерный бизнес «Оренбургских авиалиний» рухнул следом за массовым банкротством туроператоров, и по итогам года убыток составил 4,4 млрд рублей — крупнейший в группе «Аэрофлота». В феврале совет директоров холдинга принял решение предоставить «Оренбургским авиалиниям» трехлетний заем в 1 млрд рублей под 20% годовых.
По словам источника «Известий», совет директоров «Аэрофлота» планирует переформатировать «Оренбургские авиалинии» в низкобюджетную регулярную авиакомпанию, цены которой будут ниже средних по рынку. В частности, компания значительно сэкономит на сервис-обслуживании рейсов. К примеру, перевозчик вместо телескопических трапов, которые позволяют сесть на борт сразу из здания аэропорта, будет использовать только автобусы (не более двух автобусов на рейс). Кроме того, компания откажется от транзитного клининга бортов (то есть уборка самолета будет производиться один раз на оборотный рейс вместо двух). Бортовое питание и вода на оборотные рейсы будут загружаться также только в одном аэропорту, сократятся расходы на размещение летного персонал в гостиницах, а также на техническое обслуживание воздушных судов за счет более выгодного соглашения Аэрофлота с Lufthansa Technik.
Как ожидается, эти меры помогут сэкономить перевозчику сотни миллионов рублей в год. Насколько меры снизят цены на билеты, непонятно — пока что «Оренбургские авиалинии» планируется позиционировать в сегменте выше «Победы», но цены будут ниже, чем у других отечественных авиакомпаний. Не исключен и переход компании на модель лоукостера (кроме перечисленных мер, эта бизнес-модель подразумевает платное питание, пониженные багажные нормы и единый класс обслуживания во всем самолете).
Что касается маршрутной сети, то OrenAir до конца от чартерных рейсов не откажется — их количество будет зависеть от общий ситуации на рынке летом 2015 года, но приоритетными станут регулярные перевозки. Приоритетными останутся рейсы внутри страны, особенно курортные направления (на прошлой неделе авиакомпания открыла широкую программу полетов из регионов РФ в Сочи, Анапу и Симферополь), но и маршрутная сеть международных перевозок также может быть расширена. На текущий момент среди регулярных международных направлений «Оренбургских авиалиний» — Дюссельдорф, Ганновер, Мюнхен и Душанбе. Правда, в текущей экономической ситуации многие компании сузили зарубежные направления: так, в феврале Росавиация сообщала, что российские перевозчики отказались от допуска на 50 международных маршрутов, в том числе «Оренбургские авиалинии» — от 25 маршрутов: из Екатеринбурга в Лондон, Торонто, Нью-Йорк, из Москвы — в Майами, Льеж, Варадеро, из Петербурга — в Канкун. Правда, по этим маршрутам OrenAir и до заявок не летала.
Кроме того, все рейсы «Оренбургских авиалиний» переходят под коммерческое управление «Аэрофлота» — это главным образом касается продаж билетов и управления маршрутной сетью. Также в 2015 году будет прорабатываться вопрос плавной смены базового аэропорта в Москве — с Внуково на Домодедово. Это необходимо, чтобы снизить конкуренцию «Оренбургских авиалиний» и «Победы», которая осенью 2014 года переехала как раз во Внуково. В пресс-службе «Аэрофлота» воздержались от комментариев.
— Те изменения в «Оренбургских авиалиниях», о которых вы говорите, — это типичная модель лоукостера, которая обычно подразумевает максимальные сокращения накладных расходов авиакомпании — в том числе и экономию на наземном обслуживании, например ту же замену телетрапов автобусами, — поясняет главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. — Кроме того, лоукостеры обычно предоставляют только один класс обслуживания, а также взимают дополнительную плату за питание. Эта модель уже успешно опробована на «Победе», и, видимо, теперь ее внедряют в «Оренбургские авиалинии». Такая реформация «Оренбургских авиалиний» явно связана с тем, что «Аэрофлот» ищет пути спасения компании. Мы прекрасно помним, что в компании еще в докризисный период были проблемы: имея большую автономию в рамках группы «Аэрофлот», руководство скрывало от головного офиса задолженность туристических операторов. Оказалось, что дела в компании идут далеко не так хорошо. Такими действиями компания сама себя лишила автономии. Я полагаю, что дальше «Аэрофлот» будет стараться максимально развести «Победу» и «Оренбургские авиалинии». Думаю, как минимум в этом году направления лоукостеров пересекаться не будут.
— Действительно, планируемые изменения сделают «Оренбургские авиалинии» крайне похожим на классический лоукост-перевозчик, — солидарен глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — По сути, сейчас у «Аэрофлота» стоит задача минимизации издержек дочерней компании, что он и делает за счет снижения уровня обслуживания при существующих низких тарифах на билеты. «Оренбургские авиалинии» в отличии от «Победы» будут достаточно традиционным перевозчиком в плане линейки тарифов. У них, вероятнее всего, не будет таких опций, за которые нужно доплачивать, — например, за провоз ручной клади.
Финансовые проблемы «Оренбургских авиалиний» начались летом 2014 года. Тогда крупнейший партнер «Оренбургских авиалиний» — брокер по приобретению билетов «Идеал-тур» — задолжал около 1,5 млрд рублей компании. В итоге было отменено порядка 36 рейсов авиакомпании, директор «Идеал-тура» Михаил Шаманов находится в международном розыске. В феврале «Оренбургские авиалинии» выиграли суд против «Идеал-тура» на 336 млрд рублей. В августе 2014 года стало известно, что «Аэрофлот» обратился в Следственный комитет с просьбой проверить долги «Идеал-тура» перед «Оренбургскими авиалиниями». По словам гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, внутреннее расследование в компании выявило, что руководство «Оренбургских авиалиний» намеренно скрывало от головной компании величину дебиторской задолженности.