"Уральские авиалинии" улетают от менеджмента
Миноритарные акционеры восьмой по размеру российской авиакомпании "Уральские авиалинии" сокращают свое участие в ее капитале. По сведениям "Бизнеса", их доли переводятся в ООО "Крылья Урала", которому уже принадлежит около 71% акций перевозчика. На рынке не исключают, что крупный пакет акций авиакомпании может консолидироваться для дальнейшей продажи.
Согласно данным системы раскрытия информации "Интерфакс-СПАРК", в августе и сентябре частные совладельцы "Уральских авиалиний" сократили размер принадлежащих им долей в капитале компании.
В частности, часть своих бумаг продали члены правления Елена Икчурина, Олег Шубин, Наталья Баева, Светлана Лавыш, Татьяна Папкова, а также члены совета директоров Виктор Ашихмин, Игорь Колясов, Игорь Космаков, Владимир Чикилев и генеральный директор Сергей Скуратов. Пакеты большинства из них сократились до 0,0006%, у Икчуриной осталось 0,0019%. Один из крупных акционеров USV Holdings Ltd., зарегистрированный в Объединенных Арабских Эмиратах, продал свои 10,251% "Уральских авиалиний" компании Beta Investment Holdings Ltd.
"Происходит консолидация акций авиакомпании",- пояснил "Бизнесу" Сергей Скуратов. По его словам, менеджерские пакеты были переданы главному акционеру и одновременно "дочке" "Уральских авиалиний" - ООО "Крылья Урала". Ранее ООО принадлежало около 71%, а размер нынешнего пакета "Крыльев Урала" Скуратов сообщить отказался. По его словам, акции авиакомпании консолидируются в руках основного акционера для повышения управляемости "Уральскими авиалиниями". "Пакета "Крыльев Урала" в 71% вполне достаточно для контроля над авиакомпанией",- говорит в ответ гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Эксперт не исключает, что менеджеры передали свои акции в "Крылья Урала" для дальнейшей продажи более крупного пакета "Уральских авиалиний".
Скуратов в свою очередь категорически отрицает такую возможность. "Продажа авиакомпании нецелесообразна, по крайней мере в ближайшие 50 лет",- заявил он "Бизнесу". По его словам, "авиакомпания работает очень эффективно" - настолько, что собственникам постоянно поступают предложения о продаже "Уральских авиалиний", но они не рассматриваются.
Тем не менее источники сразу в нескольких российских авиакомпаниях рассказали "Бизнесу", что собственники "Уральских авиалиний" готовы продать свои акции. Но, по словам источника в менеджменте одной из них, акционеры уральского перевозчика переоценивают свой актив. "У авиакомпании малопривлекательный парк самолетов, маршрутная сеть также не вызывает оптимизма. Единственный интересный маршрут - Екатеринбург - Москва",- пояснил собеседник "Бизнеса". Борис Рыбак с ним не согласен: "Главные активы авиакомпании - это ее пассажиры, сеть продаж и маршрутная сеть. И хотя "Уральские авиалинии", конечно, опаздывают с обновлением парка воздушных судов, потенциальный покупатель обращает на это внимание все-таки в последнюю очередь".
Во многих авиакомпаниях, в частности в "Сибири", "ЮТэйр", "КрасЭйр" и "ВИМ-авиа", подтверждают интерес к уральскому рынку авиаперевозок, однако покупать базового перевозчика региона не собираются. А один из участников рынка, знакомый с предложениями акционеров "Уральских авиалиний", сообщил, что они просят за компанию $100 млн, и предположил, что за эти деньги они вряд ли смогут ее продать: "Я думаю, "Уральские авиалинии" будут дешеветь с каждым годом, так что стоит как можно быстрее продать их заинтересованному инвестору, но не более чем за $10 млн",- считает собеседник "Бизнеса".
"Уральские Авиалинии", по данным Транспортной клиринговой палаты, за семь месяцев этого года перевезли 474 807 пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажиропоток компании упал почти на 100 тыс. человек (в январе-июле 2004 года он составил 560 064 человека). По данным "Интерфакс-СПАРК", ухудшаются и финансовые показатели компании. Чистая прибыль "Уральских авиалиний" за 2003 год превышала 155,5 млн руб., а в 2004 году она сократилась до 56,5 млн руб. Из-за этого сократились и дивиденды: за 2004 год акционеры получили по 5 руб. на акцию, тогда как предыдущие три года выплачивалось по 10 руб. на акцию.