Аэровокзалы в советских аэропортах

Здание аэровокзала 1-го воронежского аэропорта было введено в строй в 1946 году.
Вид со стороны перрона:


Вид со стороны привокзальной площади:


В 1972 г. воронежский аэропорт был перенесён в район села Чертовицкое, а территорию старого аэропорта застроили.
Бывший аэровокзал в 1978-1979 гг.:


Бывший аэровокзал находился по адресу ул. Хользунова, 60А — в 2006 г. его снесли. В последние годы в здании находились фабрика и магазин головных уборов "Работница", а также магазин парфюмерии, косметики и бытовой химии. Теперь на его месте находится парковка перед 17-этажным домом (на заднем плане):


Вид со стороны лётного поля:


Фото со стороны лётного поля из газеты "Коммуна" от 18.12.1948 г. - изначально у здания не было башни:


Подробнее про старый воронежский аэропорт: 1) "Старый аэропорт" на ул.Хользунова - Большой Воронежский Форум, 2) Старый аэропорт в Воронеже - Воронежский исторический форум
 
Снимок Воронежа от 20-09-1973.
Я правильно понимаю, что аэропорт находился у самого верхнего края снимка, левее дороги.. (как раз в этом месте вертикальный след от неточной склейки кадров)?

 
Правильно - примерно в центре обозначенной территории и находился воронежский аэровокзал.

Аэровокзал аэропорта Фрунзе (Бишкек) был открыт в 1956 г.:


Вид со стороны перрона:


В 1966 г. к фасаду аэровокзала со стороны лётного поля пристроили накопитель на всю ширину здания. На крыше накопителя были вывески "Фрунзе" и "Добро пожаловать" на киргизском и русском языках:


Ниже - фотография с обложки набора открыток "Фрунзе" 1974 г.: на крыше здания появилась характерная для агентств Аэрофлота вывеска "Аэрофлот - быстро, удобно, выгодно". В мае 1975 г. регулярные рейсы начал принимать новый фрунзенский аэропорт - "Манас". С переносом всех рейсов в Манас в октябре 1981 г., здание старого аэровокзала было передано фрунзенскому ЦАВС:


Здание бывшего аэровокзала находится по адресу проспект Чингиза Айтматова, 95 - на фото оно запечатлено до косметического ремонта:


Перекраска здания:


Вид со стороны лётного поля:


Как минимум до 2009 г. в бывшем аэровокзале всё ещё находились авиакассы. Хотя к 2014 г. в здании перестали продавать авиабилеты (оно целиком перешло "Газпрому"), о его связи с авиацией напоминает эмблема Аэрофлота на шпиле и памятник В.П.Чкалову на подъезде к бывшей привокзальной площади:


Здание после косметического ремонта. Бывший аэровокзал окружили гораздо более высокие здания, тем не менее на макушке его шпиля сохранились заградительные огни времён 1-го фрунзенского аэропорта:


История бишкекского авиапредприятия в фотографиях
 
Последнее редактирование:
Freddy В картотеке киргизского архива кинофотодокументов это фото описано как "внутренний вид аэропорта Джалал-Абад".
Как вы думаете, это ошибка?

Внутри накопителя (справа - проход в здание аэровокзала):
 

Действительно, фото сделано в аэропорту Джалал-Абад, благодарю за подсказку! Там, где я нашёл фотографию, было написано, что снято внутри фрунзенского аэровокзала.
Фото из аэропорта Джалал-Абад, сделанные в 2010 г.:



Прикреплю эту фотографию сюда, а из сообщения про фрунзенский аэропорт - удалю:
 


Согласно РЛЭ, минимальная длина ВПП, при которой разрешается эксплуатация самолета Ан-24 , составляет 1300 м.


Учитывается ведь не только длина разбега, но и дистанция прерванного взлета при отказе двигателя.
 

Интересно, что на конверте 1983 года изображён взлетающий Ту-154, хотя старый аэропорт принимал только Ан-24 и Як-40, а Ту стал принимать только новый аэропорт с 1988 года
 
Ещё к теме аэропорта Фрунзе. Я немного запутался и не могу разобраться с аэропортом Манас. Есть фотографии двух аэровокзалов разных размеров - как они соотносятся? Сняты примерно в одно и то же время, но вместе на одном фото я их пока не нашёл. Маленькое здание - это аэровокзал для официальных лиц и делегаций какой-то?

 

Это первый аэровокзал Манаса, после ввода в строй большого аэровокзала ставший автовокзалом. "Одновременно с ВПП в 1974 г. был построен автовокзал, первоначально выполняющий функции аэровокзала <...> с окончанием строительства взлетно-посадочной полосы и автовокзала началось проектирование здания аэровокзала и всех других сооружений," - так о нём высказался первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Т.У.Усубалиев на церемонии открытия первой очереди большого аэровокзала в 1980 г. (полностью здание было введено в строй в 1981 г.).

14 мая 1975 г. - здание аэровокзала "Манас", построенного по проекту московского института "Аэропроект" строительно-монтажным управлением "Аэропортстрой". Шлафштейн М./Фотохроника ТАСС:


1 мая 1975 г. СССР. Киргизская ССР. Фрунзе. 1 мая 1975 г. Пассажиры в зале ожидания аэровокзала. Шлафштейн М./Фотохроника ТАСС (внизу - эта же фотография в хорошем разрешении, взятая из другого источника):


Далее - фрагменты фотографий со споттинга 1995 г.
Слева в кадре - край крыши аэровокзала 1981 г., под днищем Ту-154 виден аэровокзал 1974 г. (фото целиком):


Аэровокзал 1974 г. крупнее (фото целиком):


К середине 1990-х гг. со стороны перрона к аэровокзалу 1974 г. пристроили такой блок (фото целиком):


Так это выглядело сверху:


Пристроенный блок крупнее:


Сейчас это строение претерпело глубокую реконструкцию и выполняет функцию зала официальных делегаций (VIP-терминал) - полагаю, что в 1990-е гг. его назначение были аналогичным:


Усубалиев Турдакун - "О строительстве аэропорта «Манас»".
 

Большое спасибо. Я предполагал примерно так же, но паззл не складывался. А теперь все точки на i расставлены.
 
Похожая история была и в случае с аэровокзалом старого казанского аэропорта.

Здание было введено в строй 30 марта 1954 г. (обратите внимание на вывеску на башне - "Миру-мир!"):




Отличительный признак аэровокзалов данного проекта (со стороны лётного поля): продольный скат крыши центрального блока и наличие 2-х ризалитов (выступающих частей):

Челябинск:


Омск:


Красноярск:


Далее - проект тот же, только другое оформление:
Харьков:


Тбилиси:


Чита:


Львов



Для сравнения - похожий, но немного другой проект: cкат крыши центрального блока со стороны лётного поля - поперечный, отсутствуют ризалиты:
Свердловск:


Хабаровск:


Оформление фасада казанского аэровокзала было такое же, как у хабаровского:
Казань:


Хабаровск:

Казанский аэровокзал был рассчитан только на 200 пассажиров в час — из-за роста пассажиропотока в 1968 г. к юго-западу от него был построен пассажирский павильон местных авиалиний. В силу того, что аэропорт со временем оказался в городской черте, а также из-за возникшей потребности в более длинной ВПП, в 1972 г. было принято решение построить новый аэропорт в 26 километрах к югу от Казани. В 1979 г. новый аэропорт начал принимать рейсы союзного значения, а из старого продолжали выполняться только местные рейсы. Фото с открытки 1978 г.:


К концу 1980-х гг. аэровокзал был передан Казанскому агентству воздушных собщений (КАВС) - на фасаде здания появилась вывеска "Агентство Аэрофлота". После этого регистрация пассажиров осуществлялась, по-видимому, в пассажирском павильоне:



Другой вариант вывески казанского аэровокзала - с изображением самолёта и той же надписью "Агентство Аэрофлота":


После распада СССР здание аэровокзала занимало Татарское агентство воздушных сообщений (ТАВС) - правопреемник КАВС и структурная единица Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта. Фотография с сайта ТАВС начала 2000-х гг., на которой виден 3-й вариант вывески + над колоннами появилась выложенная рельефными буквами надпись "Татарское агентство воздушных сообщений":


Последние пассажирские рейсы из аэропорта были сделаны, по одним данным, в конце 1990-х годов, по другим — в 2001 году. В 2003-2004 гг. старый аэропорт был закрыт, и в его восточной части на площади 91 га началось строительство Международного конно-спортивного комплекса «Казань», открытого в 2005 году:


К началу 2006 г. ТАВС переехало по адресу ул.Н.Ершова, 18. После этого бывший аэровокзал перешёл к другому собственнику, не имевшему отношения к авиации, - помещения в здании стали сдаваться в аренду различным организациям:




Фото 21 ноября 2020 г.:
 
Последнее редактирование:
В 2001. Летом 1999 года из старого аэропорта вовсю выполнялись пассажирские рейсы на Л-410 в Бегишево и Бугульму.
 
А точно не позже?Мне кажется,что я видел в 2002 или даже в 2003 в расписании рейсы из Москвы в два аэропорта Казани.Тогда меня эта тема интересовала совсем мало,но я еще удивился,что в Казани два аэропорта действовало.
Может,конечно,ошибаюсь,но вот ощущение у меня стойкое,что это точно позже 2001г. было.
 
Как было упомянуто выше, аэровокзалы в Донецке, Кишинёве, Кустанае и Караганде были практически идентичными и различались лишь некоторыми деталями оформления. Донецкий аэровокзал в начале 1990-х гг. стал частью Путиловского автовокзала и использовался в этом качестве вплоть до конца августа 2011 г., после чего был снесён (подробнее). Бывший кишинёвский аэровокзал расположен на территории действующего аэропорта и является историческим памятником. Два остальных здания этого проекта находятся в Казахстане:

Первый костанайский аэропорт располагался в районе железнодорожного вокзала:


Аэровокзал был введён в строй в середине 1950-х гг.:


Его особенность заключалась в том, что для отопления здания использовалось канновое (безбатарейное) отопление. Фото 1962 г.:


Позднее вывески "Аэропорт" и "Кустанай" установили на крыше аэровокзала:



В 1970 г. кустанайский аэропорт начали постепенно переносить на военный аэродром, располагавшийся на окраине города. Этот район назывался "Наримановка" - отсюда и пошло название нынешнего кустанайского аэропорта, а старый аэропорт получил наименование "Кустанай-Центральный". В 1975 г. в аэропорту "Наримановка" ввели в строй аэровокзал, а в 1978г. авиаотряд аэропорта "Центральный" был перебазирован в "Наримановку". После этого территория старого аэропорта стала использоваться в качестве спортивного аэродрома.


Со временем здание бывшего аэровокзала пришло в полный упадок (ещё фото):




Но в 2017 г. строение отреставрировали и открыли в нём гостиницу "Остров" (адрес - ул. Авиационная, 3):


C декабря 2017 г. в бывшем аэровокзале находится ресторанно-гостиничный комплекс «Поместье» (у здания сменился адрес - ул. Камшат Доненбаевой, 55):


Материалы по истории авиации Костаная: 1) Авиаторы , 2) НГ: Только самолетом можно долететь
 
Аэровокзал первого карагандинского аэропорта был введён в строй в 1954 г.


Фото 1961 г., на котором виден ранний вариант вывесок "Аэропорт" и "Караганда":


Более поздний вариант вывесок:


В 1973 г. в аэропорту было введено в строй новое пассажирское здание. Фотография со стороны лётного поля: на заднем плане слева - крытый проход, соединявший пассажирское здание с северо-восточным торцом старого аэровокзала:


Пассажирское здание изнутри (слева виден проход в аэровокзал):


Фотография 1982 г. - пассажирское здание попало в кадр справа:


В 1980 г. в 25 километрах от города началось строительство нового аэропорта "Караганда-Центральный" (старый аэропорт стал называться "Караганда-Городской"). Строительство ВПП было завершено в том же году, тогда как постройка аэровокзала затянулась до 1996 г., из-за чего пассажиры проходили регистрацию на рейсы в старом аэропорту. В середине 1980-х гг. самолёты были перебазированы из "Городского" аэропорта в "Центральный". В последующие годы на территории старого аэропорта находилась вертолётная воинская часть, а в начале 1990-х гг. аэродром "Городской" был закрыт.
Здание по адресу Стартовый переулок, 61/1 в 1994 г.:


2009 г.:


В настоящее время в бывшем аэровокзале 1954 г. находится авторынок:


А в пассажирском здании 1973 г. - автоцентр:


Вид со стороны лётного поля:


Единственное, что напоминает о том, что здесь когда-то находились воздушные ворота города - надпись на фасаде "Караганда":


Материалы по истории авиации Караганды: 1) Вечно второй. Как живет аэропорт Караганды - Газета «Новый Вестник» , 2) История авиации Караганды. Теги: история авиации и космонавтики; авторская книга; кто подарил людям крылья?; начало пути во вселенную; Валерий Стешенко; История ВВС, История авиации Казахстана, авиационный инженер; обсуждение истории развития; изучение биографии авиаторов; история авиации; вертолеты история.
 
Последнее редактирование:
Не так. Флот Ту-154 изначально с 1982 года базировался в новом аэропорту, тогда как Ил-18 и Ан-24 оставались в городском. Ил-18 списали в 1985 году, а Ан-24 оставались в городе до 1988 года, после чего были переведены в новый аэропорт.
 
Хочу чуть-чуть добавить (не подвергая сомнению сказанное выше!!!)
Аэропорт Караганда-Центральный работал уже летом 1981 года. Из него выполнялись рейсы на "чужих" Ту-134 и Ту-154. Карагандинские Ил-18 и самолеты классом ниже продолжали летать из "Городского" аэропорта.
Свои карагандинские Ту-154 начали летать из "Центрального" в 1982 году.
Судя по расписанию, Ил-18 перестали летать из "Городского", если не ошибаюсь, уже летом 1984 года. Ну а вскоре их списали.
 
Последнее редактирование:
29 октября 2012 года аэропорт "Минск-1" перестал обслуживать пассажирские рейсы, а с 23 декабря 2015 г. — все коммерческие рейсы (это и есть дата закрытия аэропорта). После этого аэродром использовался только для обслуживания авиаремонтного завода № 407 — 28 июня 2018 г. с аэродрома взлетел последний отремонтированный самолёт. После этого был произведён демонтаж ВПП, РД и перронов, были снесены здания АРЗ. В настоящее время ведётся застройка освободившейся территории зданиями общественно-делового центра, входящего в состав многофункционального комплекса «Минск-Мир».

Со времени открытия аэропорта в 1933 г. и до 1958 г. функцию аэровокзала выполняло 2-этажное здание в районе пересечения улиц Аэродромной и Брилёвской. До 1970-х гг. в нём базировались подразделения Минского ОАО с поликлиникой ГА. После перемещения авиаотряда в аэропорт "Минск-2", в этом здании остались врачебно-лётная экспертная комиссия и поликлиника.


В последнее время в здании находилась только поликлиника — она была закрыта в марте 2020 г. Статус памятника архитектуры бывший аэровокзал 1933 г. так и не получил — вероятно, из-за безвкусного евроремонта, проведённого в начале 2000-х гг. (тогда же была надстроена мансарда). Еще в 2017 г. ветераны и работники ГА обращались к президенту с просьбой сохранить объект, однако в апреле 2020 г. здание было снесено с целью расчистки территории для строительства комплекса «Минск-Мир».


Аэровокзал 1958 г. обрёл статус памятника архитектуры, поэтому сносу не подлежит. Теперь здание занимает застройщик территории — компания "Dana Holdings". Вид со стороны привокзальной площади:


По территории аэропорта пройдут две транспортные магистрали: ул. Казинца соединится с улицей Чкалова, а улица Кижеватова — с ул. Жуковского; продлевается до железной дороги и улица Володько. Также через территорию района пройдет третье городское транспортное кольцо, а в будущем — третья линия метрополитена, одна из станций которого разместится прямо в центре нового района. Фото 2019 г.: через место бывшего перрона прокладывают автомагистраль:


Место в центре кадра когда-то занимал перрон аэропорта:


В связи с ростом пассажиропотока, в 1976 г. было введено в строй пассажирское здание со стеклянным фасадом:


Кадр из фильма "Давай поженимся" (1982 г.):


В период с мая 2003 г. по апрель 2004 г. пассажирское здание было переделано в торговый комплекс "Аэродромный". В ТК производилась продажа продовольственных товаров: в нём было 179 торговых объектов с торгово-холодильным оборудованием, 10 киосков, 4 павильона, кафе на 70 мест, бар на 44 места, а также отделение банка. Фото 2008 г.:




Но в 2013 г. предприятие обанкротилось, в результате чего ТК "Аэродромный" со всеми долгами был выставлен на продажу. В 2017 г. бывшее пассажирское здание 1976 г. было снесено.
Пустующий ТЦ в 2013 г.:


Фотопрогулка по аэропорту "Минск-1" (июнь 2015 г.)
История аэропорта Минск-1 и перспективы застройки его территории
 
Последнее редактирование: