Аэровокзалы в советских аэропортах

Не так. Флот Ту-154 изначально с 1982 года базировался в новом аэропорту, тогда как Ил-18 и Ан-24 оставались в городском. Ил-18 списали в 1985 году, а Ан-24 оставались в городе до 1988 года, после чего были переведены в новый аэропорт.
Да, действительно, рейсов Ту-154 никогда не было из городского аэропорта (вроде бы зажатая с трех сторон городом полоса коротковата была). Единственными реактивными самолетами там были Як-40 и Ту-124.
 
Реклама
В 1980 г. в 25 километрах от города началось строительство нового аэропорта "Караганда-Центральный" (старый аэропорт стал называться "Караганда-Городской"). Строительство ВПП было завершено в том же году, тогда как постройка аэровокзала затянулась до 1996 г., из-за чего пассажиры проходили регистрацию на рейсы в старом аэропорту. В середине 1980-х гг. самолёты были перебазированы из "Городского" аэропорта в "Центральный". В последующие годы на территории старого аэропорта находилась вертолётная воинская часть, а в начале 1990-х гг. аэродром "Городской" был закрыт.
Здание по адресу Стартовый переулок, 61/1 в 1994 г.:
За вертолетную воинскую часть не скажу - не вспомню уже, но хвосты Ан-12 из-за забора там точно торчали. Если смотреть с привокзальной площади (со стороны города), то слева было здание "нового" терминала, прямо - "старое" здание, а справа - было стекло-бетонное здание то-ли грузового, то-ли почтового назначения терминала...а уж за ним и торчали упомянутые мной хвосты
 
15 марта 1968 г. в аэропорту Тула был введён в строй типовой аэровокзал - такие же были в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Перми, Кировограде, Барнауле, Новокузнецке, Джамбуле и др. городах.
312432432.jpg


42343242345.jpg


С распадом СССР для аэропорта наступили трудные времена. Регулярные пассажирские рейсы прекратились в 1993 году (см. расписание), окончательно рейсы перестали выполняться к концу 1990-х.
4235435345.jpg


Тульский аэровокзал закрыт с 1995 г. (источник - журнал "Столица" №12/1997 г.). В 2001 г. аэропорт был исключён из Реестра аэродромов. 27 августа 2003 г. было ликвидировано Тульское авиапредприятие.
4234534545.jpg


В 2005 г. здание аэровокзала было переделано в строительный супермаркет «Пенаты» (ул. Октябрьская, 304):
4324232354.jpg

423423424.jpg

3123423.jpg

2342342343.jpg


Теперь на перроне и в здании бывшего КДП располагается Тульский авиационный центр малой авиации — авиационная посадочная площадка «Тула»:
234534534545.jpg
 
За вертолетную воинскую часть не скажу - не вспомню уже, но хвосты Ан-12 из-за забора там точно торчали. Если смотреть с привокзальной площади (со стороны города), то слева было здание "нового" терминала, прямо - "старое" здание, а справа - было стекло-бетонное здание то-ли грузового, то-ли почтового назначения терминала...а уж за ним и торчали упомянутые мной хвосты

154 ОВЭ ПСС ВВС или в/ч 13657, базировалась в г.Караганда и имела в своем составе вертолеты: Ми-8 различных модификаций, Ми-8КП, Ми-6А, Ми-6ТЗ, Ми-14ПС и наземную технику повышенной проходимости. Вся техника была специализирована под решение конкретных задач. Кроме того, наземная техника, как и применяемая сегодня, была аэромобильна.

Эскадрилья выполняла поисково-спасательные работы (ПСР) в районах г.Джезказган, г.Аркалык, пустыня Бетпакдала в направлении г.Кзыл-Орда, г.Ленинск (ст.Тюра-Там) и перекрывали зоны по всему центральному Казахстану.

В эту систему был включен и 195 отап (Отдельный транспортный авиационный полк) дислоцированный в г.Кустанай (аэродром Нариманово), имевший на вооружении: Ан-12, Ан-24. Вообще, в систему входили еще: опсаэ Якутск (РСФСР) с самолетами Ан-12, Ан-26, вертолетами Ми-8; пс вэ г.Джезказган с вертолетами Ми-8, Ми-6; пс вэ г.Аркалык с Ми-8, Ми-6; 82 овпсо г.Аральск с Ми-8, Ми-14ПС, Ми-6; опсао г.Форт-Шевченко с Ми-14ПС и Ми-8.

На эти эскадрильи и отряды возлагались основные задачи по поиску и спасению космонавтов и объектов, возвращавшихся с орбиты.

Насколько позволяют открытые источники, удалось выяснить, что сегодня в г.Караганде выполняет поисково-спасательные функции 171-я авиакомендатура РФ (командир - полковник Сергей Семченко), которая входит в Военно-космические силы (ВКС) Министерства обороны Российской Федерации (созданы в августе 1992 года). Личный состав комендатуры проживает в гостинице «Космонавт» г.Караганды. В состав ВКС входят космодромы Байконур, Плесецк, Свободный, а также Главный испытательный центр испытаний и управления космических средств.


 
Со временем здание бывшего аэровокзала пришло в полный упадок (ещё фото):

Но в 2017 г. строение отреставрировали и открыли в нём гостиницу "Остров" (адрес - ул. Авиационная, 3):

C декабря 2017 г. в бывшем аэровокзале находится ресторанно-гостиничный комплекс «Поместье» (у здания сменился адрес - ул. Камшат Доненбаевой, 55):


Похожая судьба у КДП, сблокированного с аэровокзалом, в аэропорту Джусалы (Кызылординская область Казахстана).
Аэропорт Джусалы — один из старейших аэропортов Средней Азии, был основан в 1920-х годах. Заброшен во второй половине 1990-х и было вот так:

апвяыапвап.jpg


Потом, лет 10 назад, здание приватизировали и стали реконструировать:
прапрпрр.jpg


Сейчас там гостиничный комплекс с рестораном, баней и вертолётной площадкой:

парпарпрпар.jpg


clipimage.jpg


енекекеннке.jpg


Кстати, может быть кто-то подскажет, были в каких-то аэропортах аэровокзалы такой же конструкции? Годы постройки предположительно 1943-1947.
 
Кстати, может быть кто-то подскажет, были в каких-то аэропортах аэровокзалы такой же конструкции? Годы постройки предположительно 1943-1947.
Из гражданских аэропортов припоминаю такое служебно-пассажирское здание только в Улан-Баторе:
4234235345345.jpg


В основном задния этого проекта использовались как военные КДП:
Хвалынка (Приморский край):
432243343.jpg


Тоже Хвалынка: в отличие от гражданского варианта, с тыльной стороны военных КДП не было дверей:
2432543534.jpg


1571283_0dabb1ef0584b471fc59b7aecb711833.jpg


Воздвиженка (Приморский край):
198682.jpg


Веретье (Псковская область):
435546546456.jpg


Мигалово (Тверь):
3422344543.jpg


Шайковка (Калужская область) - усечённый на 1 этаж вариант:
43242343243.jpg


Лиманское (Одесская облась). До 1992 г. был военным аэродромом, теперь - аэропорт:
452123678.jpg


Это далеко не весь список - здания этого проекта были и на других военных аэродромах (а возможно, и гражданских аэропортах).
 
Последнее редактирование:
Это далеко не весь список - здания этого проекта были и на других военных аэродромах (а возможно, и гражданских аэропортах).


Большое спасибо! На момент постройки КДП аэродром использовался как раз в основном для военной авиации. Развитие рейсов ГВФ произошло чуть позже.
 
Аэропорт Октябрьский в Башкирии (около границы с Татарстаном). В советское время принимал Ан-24 и Як-40. В 1990-е годы заброшен как аэропорт, используется как аэродром ДОСААФ.

Было так:
scale_2400 (5).jpg


Ныне вот так:
scale_1200 (8).jpg


scale_1200 (7).jpg


scale_2400 (4).jpg
scale_1200 (5).jpg


scale_1200 (4).jpg
scale_2400 (2).jpg
scale_2400 (3).jpg
 
Аэровокзал 1-го аэропорта Мариуполя (с 1948 по 1989 гг. - Жданов).
В период оккупации (1941-1943 гг.) немцы построили в Мариуполе военный аэродром, соорудили служебное здание для навигационной службы. Отсюда взлетали истребители люфтваффе и пикирующие бомбардировщики Ю-87 Штукас. В послевоенное время на базе бывшего немецкого аэродрома был создан городской аэропорт. Имеющееся здание, конечно же, использовали, как аэровокзал. Возле него поставили флагшток, на котором развевался по ветру полосатый, как чулок, «ветровой флаг». Внутри была касса и служебные помещения, а для пассажиров – небольшой открытый павильон и общественный туалет. К аэровокзалу от сквера курсировал маленький автобус. 1 Мая 1950 г. ждановский аэропорт открыл регулярные рейсы в Сталино (Донецк), Москву, Киев, Харьков, Запорожье, Ростов-на-Дону.
Фото 1955 г.:
345435546546.jpeg



Со временем назрела необходимость в строительстве нового современного аэропорта, место для которого, согласно генеральному плану развития, определили за западной городской чертой. В 1966 году основные объекты аэропорта были сданы в эксплуатацию, а к аэровокзалу проложена шоссейная дорога с раздельными полосами движения. В 1970 г. приступили к застройке старого аэропорта. Бывший аэровокзал стал жилым домом, в котором поселили лётчиков и инженеров близлежащей авиационной части.
Сейчас территорию 1-го ждановского аэропорта занимают дома Западного микрорайона. Здание бывшего аэровокзала расположено по адресу ул. Троицкая, 1 - теперь в нём находится детская музыкальная школа №5. Вид со стороны лётного поля:
4234234324345.jpg

2017-01-06.jpg

42335345435.jpg

4234234.jpg

4324324234.jpg


История первого мариупольского аэропорта
Видеосъёмка бывшего аэровокзала и рассказ про это место
 
Последнее редактирование:
Реклама
Ой, братушки, как мы все одичали... Моя мама, геолог, когда-то ездила после экспедиций по Центральному Казахстану в Караганду. Знакомиться и пополнять запасы геологического архива. Это был архив по геологии всего Казахстана и прилегающих районов, тогда ведь не делили территорию на республики, государства тем более. Там был и Байконур и всё что хотите. Печалька. Что уж говорить про аэропорт. В 1978-м году, в июне, двоюродный брат пригласил на свй
 
Ой, братушки, как мы все одичали... Моя мама, геолог, когда-то ездила после экспедиций по Центральному Казахстану в Караганду. Знакомиться и пополнять запасы геологического архива. Это был архив по геологии всего Казахстана и прилегающих районов, тогда ведь не делили территорию на республики, государства тем более. Там был и Байконур и всё что хотите. Печалька. Что уж говорить про аэропорт. В 1978-м году, в июне, двоюродный брат пригласил на свою свадьбу в город Уральск. Мы с родным братом полетели, рейс Ту-154 в Алма-Ату (тогда столица Казахстана), с посадкой в Уральске (у русских казаков назывался Яичный городок). В, Домодедово пришёл борт из Алма-Аты, СССР-85173. Сели, пассажиры на своих местах. Удивило (никогда не видел раньше) из всех вентиляционных отверстий и щелей у окон парит переохлажденный пар - боялся даже. Ну ничего, взлетели и сели в Уральске прилично, мягко. Отпраздновали свадьбу как положено, я ещё тогда был в форме Аэрофлота, будто свадебный генерал оказался, только "званием" не вышел. А вот назад летели на Ан-24 в Быково. К чему я это все рассказываю? Минута в минуту, как положено по расписанию, прибыл быковский борт Ан-24 СССР-47820. Транзитный рейс кажется из Шевченко (сейчас по-другому называется), с посадкой в Уральске. Довёз нас до Москвы. Пассажиров выгрузили, а надо мной экипаж ещё смеялся: эй, студент, ты чего золотые лычки себе напялил, хочешь на командира походить? Вот такая история. Привез нас Ан-24 минута в минуту, хотя транзитные посадки были. Может те старики из экипажа и вспомнят тот рейс, спасибо им.
 
В 1945-1963 гг аэропорт города Ставрополя находился в черте города, имел травяное покрытие перрона и ВПП. С постройкой нового аэропорта в селе Михайловском в 1962 году, территорию старого аэропорта передали краевому противотуберкулезному диспансеру, который находится на этом месте по адресу улица Достоевского, 58 и поныне. Здание аэровокзала с КДП и с эмблемой Аэрофлота ГВФ на балконе также сохранилось до наших дней.
Фото со стороны бывшего лётного поля делал я.
cS6MQIbaSzE.jpg
 
Аэровокзал 1-го аэропорта Мариуполя (с 1948 по 1989 гг. - Жданов).
....
В 1967 г. в 5 км. от центра Жданова началось строительство нового аэропорта, а в 1970 г. приступили к застройке старого аэропорта.
....
Здание бывшего аэровокзала расположено по адресу ул. Троицкая, 1 - теперь в нём находится детская музыкальная школа №5.

Хотел найти на старых спутниковых снимках остатки старого аэродрома Жданова, но по состоянию на 15-07-1972 года территорию уже частично застроили.
Стрелкой указал на местоположение здания бывшего аэровокзала.
Интересно, а где располагались взлетные полосы (скорее грунтовые), и как они были расположены?
В левой верхней четверти снимка, слева от автотрассы, уходящей на северо-запад, просматривается нечто похожее на грунтовые уже частично заросшие ВПП.
Это не они?

Жданов 1972-07-15_.jpg
 
Последнее редактирование:
Интересно, а где располагались взлетные полосы (скорее грунтовые), и как они были расположены?

Балкон диспетчерской выходил на север - там и должна была находиться ВПП относительно аэровокзала. Источник подтверждает это: "Там, где сейчас высятся девятиэтажные и двенадцатиэтажные дома микрорайона «Западный», в годы оккупации находился военный аэродром гитлеровцев".
123123213.jpg


В найденных материалах упоминается, что в бывшем аэровозале поселили лётчиков и инженеров близлежащей авиационной части (рядом должен был быть и военный аэродром):
424234324.jpg



Аэровокзал первого томского аэропорта "Каштак"
8 февраля 1945 г. в Томске был организован 119-й авиаотряд Западно-Сибирского управления гражданской авиации с базированием авиазвена в составе 3-х самолетов ПО-2 и открыт аэропорт, который расположился в районе Каштака. Вид на аэровокзал со стороны привокзальной площади:
42343534345.jpg


Фото сделано в 1965 г., за 2 года до закрытия аэропорта:
3423465643.jpg


К началу 1960-х годов встал вопрос о расширении границ города - одним из районов застройки был избран Каштак (полеты производились в непосредственной близости от жилых районов, что не соответствовало требованиям безопасности). Руководство области совместно с ЗСТУ ГВФ приняло решение о переносе аэропорта за пределы города - началось строительство нового современного аэродромного комплекса в районе Богашева. Аэропорт Богашево начал функционировать 6 ноября 1967 г. - практически сразу после этого территорию старого аэропорта стали застраивать жилыми домами многоэтажных типовых серий. Застройка началась с места современного перекрёстка улиц Говорова и Карла Ильмера, чуть позднее бывшая взлётно-посадочная полоса была превращена в проспект Мира.
Здание аэровокзала первого томского аэропорта сохранилось по сей день - оно находится по адресу ул. Карла Ильмера, 10/1. Фото от 27 января 2009 г. - вид со стороны лётного поля (этой стороной здание обращено к проспекту Мира, по которому ранее пролегала ВПП):
34534543.jpg


Фото от 27.01.2008 - вид со стороны привокзальной площади:
42345435.jpg

3455446456.jpg


К 2011 г. здание обшили сайдингом и надстроили мансарду:
3456546546.jpg

6456456345.jpg

1415776_b44cdbeff6702a9ab793d546bbb480fc.jpg
 
Балкон диспетчерской выходил на север - там и должна была находиться ВПП относительно аэровокзала
Нашел снимок Жданова от 04-06-1966 и дополнил им пост Жданова в теме исторических снимков из космоса.
Выложу и сюда кусок снимка территории старого ждановского аэропорта в максимальном разрешении. Но даже на нем почему-то не просматривается ВПП....
Жданов 1966-06-04_5 старый.jpg



Мне кажется, что не в 1967 году, а как минимум годом или двумя раньше старый аэропорт уже переехал (может быть частично) на новое место, так как на снимке от 04 июня 1966 нового аэропорта уже видно здание аэровокзала, автодорога, ведущая к нему, и грунтовая ВПП с рулежками перед ним.
А к юго-востоку от ВПП даже видно взлетающий самолет!
Жданов 1966-06-04_новый.jpg
 
Последнее редактирование:
Нашел снимок Жданова от 04-06-1966 <...> Но даже на нем почему-то не просматривается ВПП....
Из отчёта ЦРУ от 28 февраля 1957 г.: грунтовая ВПП, расположенная с севера на юг, 1000-1200 м. в длину, 30-40 м. в ширину:
423423423554.jpg


Мне кажется, что не в 1967 году, а как минимум годом или двумя раньше старый аэропорт уже переехал (может быть частично) на новое место

Здесь такая иформация: "В 1967 г. усилиями секретаря горкома партии В.М. Цыбулько удалось добиться выделения средств и разрешения на строительство нового современного аэропорта." Возможно, до начала строительства нового ждановского аэропорта на его месте был какой-то аэродром. Все другие источники также утверждают, что строительство нового аэропорта началось в 1967 г.
 
Реклама
Из отчёта ЦРУ от 28 февраля 1957 г.: грунтовая ВПП, расположенная с севера на юг, 1000-1200 м. в длину, 30-40 м. в ширину:
Freddy, спасибо!
Но вот бы еще эту грунтовую ВПП увидеть на снимке! Пытаюсь, но не вижу.
Вот снимок территории побольше. Верхний край снимка находится примерно в полутора километрах от здания аэропорта. Есть идеи на счет расположения ВПП?

Жданов 1966-06-04_3 старый.jpg


Севернее здания аэропорта виден светлый круг с точкой в центре. Может быть это о чем-то говорит?
Жданов 1966-06-04_4 старый.jpg


Здесь такая иформация: "В 1967 г. усилиями секретаря горкома партии В.М. Цыбулько удалось добиться выделения средств и разрешения на строительство нового современного аэропорта." Возможно, до начала строительства нового ждановского аэропорта на его месте был какой-то аэродром. Все другие источники также утверждают, что строительство нового аэропорта началось в 1967 г.

То ли в этом сообщении год перепутали, то ли на фотопленке дата неверная, хотя последнее маловероятно...
Screenshot_11.jpg


Но на этом снимке в новом ждановском аэропорту виден типовой пассажирский (!!!) терминал размером примерно 105X19 метров, сохранившийся до настоящего времени.
Таких же размеров были терминалы в обсуждавшейся недавно Туле, Кировограде, Ровно, а так же
в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Перми,...,Барнауле, Новокузнецке, Джамбуле и др. городах.
Т.е. в 1966 году (судя по снимку) уже был построен терминал, а 1967 году (судя по сообщению) "удалось добиться выделения средств и разрешения на строительство современного аэропорта."
Ну не в кредит же было построено здание...
В.М. Цыбулько переехал в Жданов из Донецка в январе 1966. Так что, если он и чего добивался, то либо не ранее 1966 года из горкома Жданова, либо до 1966 года, но из Донецкого обкома. Может быть, под на строительством в данном сообщении понималось строительство современной бетонной ВПП вместо грунтовой на месте уже действующего аэропорта, а не строительство целиком аэропорта. Но (опять же судя, по снимку) летом 1966 года уже видно строительство бетонной ВПП...
У меня не стыкуется...
Жданов 1966-06-04_новый.jpg
 
Последнее редактирование:
Назад