Памятник был, стоял наверное с середины 80х. Точно не знаю. Я сам 86го года рождения. Мои родители и деды ничего толком сказать не могут когда он точно туда прибыл. Спрашивал про него на различных ресурсах авиа темтики, у сборщиков реестра по Як-40. Никто ничего не знает. Борт номер тоже пока не удаётся узнать. А сам вспомнить не могу.
Итак, коротко о моей любимой игрушке детства Яшке:
Свою трудовую пенсию Яшка провёл возле кинотеатра "Авангард", который возле поселковой администрации. В конце 80х он ещё брал на борт людей в организованный внутри видеосалон, в котором крутили дешевые америкосовские боевичики. Году к 90-91 (может и раньше) этот гешефт прикрыли и Яшка пустовал, года 3-4 пока кто-то в шахте верхней турбины не выломал проход в салон. Ребята по взрослее начали залазить внутрь, чтобы тайком покурить или просто полазить внутри. Шли годы и Яшку постепенно стали разбирать по мелким, доступным для разбора частям сначала снаружи, потом понемногу и внутри. В 96м он уже был без люка в кабине пилота, растащены останки турбин, эвакуационные двери так же были кем-то утащены и пропиты. Унитаз был переполнен до верху надлежащей для него субстанцией. Растаскивались останки проводки.
Последний раз, я был на своём друге детства в 99м. Его состояние на тот момент можно увидеть ниже. Салон был разграблен вплоть до досок покрытия пола, но в кабине пилота ещё чудом уцелели стойки штурвалов и части панели приборов. Педали были ещё на месте. Там же остались последние стёкла.
В промежутке 2000-2003 я в Копьёво не был. Летом 2003, когда я приехал к дедам на пару недель помочь с хозяйством, я тем же вечером пошёл посмотреть на свою любимую игрушку детства. Ведь столько дней лета и своего детства я провёл на ней. Сколько царапин и ссадин на теле были от ежедневных лазаний по нему. И на память о себе Яшка мне оставил шрам на губе. Как мне было тогда интересно изучать все его узлы и агрегаты, которые ещё были на нём. Я облазил его на тысячу раз вдоль и поперёк. Когда был повзрослее лазил по нему с книжками по Як-40. Так вот, прихожу я на место, а друга моего нету. Только три ямки, в которых стоял Яшка. Выяснилось, что его кто-то сдал в металолом. Грешил на местную конторку по приёму металолома. Из-за них в округе деревни ни одного гвоздя на улице теперь не валяется. И до моего друга тоже добрались.
Сделал скрины с места, где стоял Яшка. Под цифровой то самое место. Под цифрой 2, так для общей информации, был грунтовый аэродром, куда садился АН-2 из Северного, и до середины 90х садились вертолёты сан авиации из Абакана.
На следующем скрине, с Google Earth в 3d режиме видно что-то подобное самолёту. По крайней мере он так и стоял там. Снимки датированы 2002 годом, значит Яшка ещё был жив. Ниже фотки со мной и Яшкой в 1999 году. Сорри за качество, эти фотографии я фотографировал телефон. Мой мфу недавно сломался, поэтому сканы сделать не смог.
Недавно ( в декабре?!) пообщался с отставным пилотом их Кызыла, там Як-40 очень много было. Летали по всему краю. Отсканил пару фотографий, но всё руки не дойдут в божеский вид привести. Доделаю - выложу.
В аэропорту Кызыла сейчас до сих пор много Яшек стоит, мчсники говорят, что это списанные, некторым требуется замена определённых узлов. В общем они сейчас доноры последнему Яшке, который летает в Новосибирск и Красноярск. В 2007 я тоже на нём летал в Кызыл и обратно