Ан-32: История эксплуатации

Наконец, удалось свести воедино данные о первоначальных, т.н. заводских, поставках Ан-32 в структуры и авиакомпании СССР и Постсоветии (таковых получилось 129 самолётов): производителя, ST и RP.
Сделал им "кросс-чек", и сразу "всплыли" нестыковки, которые вынес в крайний столбец (Примечания, предложения и спорные моменты).

Порядок данных и их источники:
1) Регистрационный - из ST.
2) Серийный номер, год выпуска и город поставок - данные производителя.
3) Структура (авиакомпания) поставок - данные из ST.
4) "Жирным" шрифтом отмечены данные RP (но только, если они отличаются от ST).
5) Примечания, предложения и спорные моменты - попытка разрешить спорные моменты и ряд замечаний - выделены курсивом.

* - там, где стоят ?? и ??? - данных пока нет...

Регистр. Сер. Год выпуска Город поставки ST Поставка RP Поставка Примечания, предложения и спорные моменты
21508 001 ?? Киев ОКБ Антонова 83 82
48018 003 ?? Киев ОКБ Антонова 83 83
????? 01 - 06 ?? Киев ОКБ Антонова ?? 84
48093 07 - 03 ?? Киев ОКБ Антонова ?? 88
48004 13 - 06 ?? Киев ОКБ Антонова ?? 87
48974 14 - 07 89 Калуга МАП Калуга Мотор 89 КОБМ
69356 14 - 08 89 Красноярск МАП Красноярск МСЗ 89
48979 14 - 09 89 Комсомольск-на-Амуре МАП К-н-А АПО 89
69321 14 - 10 89 Горький МАП Горький АПО 89
48115 15 - 10 89 Калуга МАП Калуга Мотор. 89 КОБМ
48981 16 - 01 89 Уфа МАП Уфа Мотор 89 УМПО "Союз"
48104 16 - 02 89 Ленинград МАП Ленинград НПО 89 Ленинград МРП Северный завод?
48983 16 - 03 89 Ростов-на-Дону МАП Ростов ВПО 89
29120 16 - 04 89 Улан-Удэ МАП Улан-Удэ АПО 89
69309 16 - 05 89 Казань МАП Казань Мотор 89
69354 16 - 06 89 Иркутск МАП Иркутск АПО 89
69355 16 - 07 89 Иркутск МАП Иркутск АПО 89
48107 16 - 08 89 Харьков МАП Харьков АПО 89
48094 17 - 03 89 Калуга МАП Калуга Мотор. 89
48976 17 - 04 89 Москва ОКБ Сухого 89
48095 17 - 05 89 Мячково МАП Московский ОАО 89
48013 17 - 06 89 Горький МАП Горький АПО 89
48105 17 - 07 89 Мячково МАП Московский ОАО 89
48109 17 - 08 89 Мячково МАП Московский ОАО 89
48113 17 - 09 89 Мячково МАП Московский ОАО 89
69336 18 - 10 89 Омск МОМ Полёт Омск 89 МАП Омск
69344 20 - 09 90 Омск МОМ Полёт Омск 90
48098 21 - 02 89 Уфа МАП Уфа Мотор 89
48972 21 - 03 89 Уфа МАП Уфа Мотор 89
69306 21 - 04 89 Уфа МАП Уфа Мотор 89
69310 21 - 05 89 Уфа МАП Уфа Мотор 89
48101 21 - 06 89 Комсомольск-на-Амуре МАП К-н-А АПО 89
66759 21 - 07 89 Баку НПЦ Информатика 89 не НПЦ Информатика?
66752 21 - 08 89 Баку НПЦ Информатика 89 не НПЦ Информатика?
66756 21 - 09 89 Баку НПЦ Информатика 90 89 не НПЦ Информатика?
64452 21 - 10 89 Баку НПЦ Информатика 90 89 не НПЦ Информатика?
48116 22 - 01 89 Тюмень МАП Тюмень Мотор 89 МПО
69329 22 - 02 89 Новосибирск МАП Новосибирск АПО 89
48117 22 - 06 89 Йошкар-Ола МРП Марийский МСЗ 89
48118 22 - 07 89 Москва МВЛ 89 Крыло 92 предложение: Крыло
69313 22 - 08 90 Новосибирск МАП Новосибирск АПО 90 89 предложение: 90
48119 22 - 09 90 Москва ОКБ Микояна 90
26221 22 - 10 90 Москва МВЛ 90 МРП НПО Ленинец 91 АК?
26222 23 - 01 90 Москва МВЛ 90 МРП НПО Ленинец АК?
26223 23 - 02 90 Москва МВЛ 90 МРП НПО Ленинец АК?
26224 23 - 03 90 Москва МВЛ 90 МРП НПО Ленинец АК?
26225 23 - 04 90 Москва МВЛ 90 МРП НПО Ленинец АК?
48121 24 - 10 91 респ. Якутия-Саха Стерх 91 92
48066 25 - 01 91 Москва Сибавиа 91 Калужские двигатели? 93 не Сибавиа?
48067 25 - 02 91 Москва Сибавиа 91 Калужские двигатели? 93 не Сибавиа?
48122 25 - 08 90 респ. Якутия-Саха Стерх 92
48123 25 - 09 90 респ. Якутия-Саха Стерх 92 90 предложение: 92 (Якутия-Саха - с 1991 г.)
48089 25 - 10 91 Таганрог ТАНТК Бериева 91
48090 26 - 01 91 Таганрог ТАНТК Бериева 91
48084 26 - 02 91 Киев КиАПО 91
48085 26 - 03 91 Киев КиАПО 91 92
48125 26 - 04 91 Киев КиАПО 91
48082 27 - 10 91 Ульяновск Волга-Днепр 91 КиАПО 92 Предложение: Волга-Днепр
????? 28 - 01 92 Киев Авиалинии Украины 92
????? 28 - 02 92 Киев Авиалинии Украины 92
48053 28 - 03 92 Запорожье Авиалинии Украины 92 не Авиалинии Украины?
48054 28 - 04 92 Запорожье Авиалинии Украины 92 не Авиалинии Украины?
48055 28 - 05 92 Запорожье Авиалинии Украины 92 не Авиалинии Украины?
48057 28 - 06 91 Москва Школа воздушного транспорта 91 AIS Skytriumph Школа воздушного транспорта
48058 28 - 07 91 Москва Школа воздушного транспорта 91 AIS Skytriumph Школа воздушного транспорта
48059 28 - 08 91 Москва Школа воздушного транспорта 91 AIS Skytriumph Школа воздушного транспорта
48052 28 - 09 92 Москва АвиаРосс 92
48056 28 - 10 92 Москва АвиаРосс 92
48086 29 - 01 92 Киев КиАПО 92
48050 29 - 02 92 Екатеринбург Уральское УГА 92
48051 29 - 03 92 Екатеринбург Уральское УГА 92
48087 29 - 04 92 Киев КиАПО 92
48048 29 - 05 92 Киев КиАПО 92
48128 29 - 06 92 Москва Авиасервис 92 Тушино!
48129 29 - 07 92 Москва Авиасервис 92 Тушино!
48070 29 - 08 92 Иркутск Стела 92
48071 29 - 09 92 Иркутск Стела 92
48060 29 - 10 92 Новосибирск Крылья Сибири 92
48083 30 - 01 92 Киев КиАПО 92
48075 30 - 02 92 Тирасполь Air Pavelonik 92
48061 30 - 03 92 Черкассы Авиалинии Украины 92 не Авиалинии Украины?
48062 30 - 04 92 Черкассы Авиалинии Украины 92 не Авиалинии Украины?
48068 30 - 05 92 Орёл Орёлавиа 92
48069 30 - 06 92 Орёл Орёлавиа 92
48072 30 - 07 92 Харьков Авиалинии Украины 92 не Авиалинии Украины?
48080 30 - 08 92 Николаев Авиатранс-К 92 Aveco Leasing АК? Авиатранс - это ПОТА МАП в 1990-92 гг.
48073 30 - 09 92 Тирасполь Тирасавиа 92
48074 30 - 10 92 Тирасполь Тирасавиа 92
48077 31 - 01 92 Тирасполь Аэрофлот 92 Air Pavelonik Предложение: Air Pavelonik. Стоял вТушино (с закраш. звездой)!
48127 31 - 02 92 Москва Аэрофлот 92 ф.Планета Комплекс АК? (владелец - ф. Планета Комплекс)
48136 31 - 03 92 Баку Азербайджанские авиалинии 92
48078 31 - 04 92 Киев Авиалинии Украины 92 Академия наук Украины предложение: Авиалинии Украины
48137 31 - 05 92 Баку Азербайджанские авиалинии 92
48081 31 - 06 92 Николаев Авиатранс-К 92 АК? Авиатранс - это ПОТА МАП в 1990-92 гг.
48134 31 - 07 93 Харьков СП Аэро 92 93 предложение: 93
48079 31 - 08 92 Киев Авиалинии Украины 92 Академия наук Украины предложение: Авиалинии Украины
48135 31 - 09 92 Харьков СП Аэро 92 93
48076 31 - 10 92 Одесская обл. Транс-Чартер 92 АК? не Транс-Чартер - это Москва
48138 32 - 01 92 Черкассы Нак Эйр 92 Украина-Аэроальянс 93 предложение: Нак Эйр
48130 32 - 02 92 Николаев Колумбус Авиа 92 Украинское УГА 92 предложение: Колумбус Авиа
48139 32 - 03 92 Черкассы Украина-Аэроальянс 92
48131 32 - 04 92 Николаев Колумбус Авиа 92 Украинское УГА? предложение: Колумбус Авиа
48140 32 - 05 92 Жуковский Аэрофлот 93 Крыло (владелец - ф. Сигма-Х)
48016 32 - 06 93 Киев Украина-Аэроальянс 93
48063 32 - 07 92 Москва ???? 92 АК?
48007 32 - 08 95 Киев КиАПО 95
48026 32 - 09 95 Ереван Минмашиностроения Армении 95 ВВС Армении предложение: Минмашстрой Армении
48132 32 - 10 92 Харьков Авеко 92 Украина-Аэроальянс
48133 33 - 01 93 Иркутск Стела 92 предложение: 92
48017 33 - 02 93 Киев Инфокс 93 Украина-Аэроальянс предложеие: Инфокс
48019 33 - 03 95 Киев КиАПО 95
48000 33 - 04 92 Одесская обл. Транс-Чартер 92 АК? не Транс-Чартер - это Москва
48002 33 - 05 93 Жуковский Скайтрамп 93 Ремэкс (Скайтрамп) Крыло (владелец - ф. Сигма-Х)
48006 33 - 06 92 Киев Академия наук Украины 92 Украина-Аэроальянс предложение: Академия наук Украины
????? 33 - 07 93 Санкт-Петербург Интерекс 93 LAT-ALAK предложение: LAT-ALAK (владелец - ф.Интеркс)
????? 33 - 08 93 Санкт-Петербург Интерекс 93 LAT-ALAK предложение: LAT-ALAK (владелец - ф.Интеркс)
48015 33 - 09 93 Иркутск Стела 93
48005 33 - 10 92 Киев Редут 92 Vitair предложение: Vitair
48014 34 - 01 93 Иркутск ???? 93 Стела предложение: Стела
48020 34 - 02 95 ???? КиАПО 95
48012 34 - 04 93 Кировоград Трансавиа 93
48008 34 - 05 92 Киев Украина-Аэроальянс 92
48003 34 - 06 92 Киев Украина-Аэроальянс 92
48023 34 - 09 95 Киев КиАПО 95
48022 34 - 10 95 Киев КиАПО 95
31 36 - 08 07 Нежин МЧС Украины 08
32 36 - 09 08 Нежин МЧС Украины 08
33 36 - 10 08 Нежин МЧС Украины 08
34 37 - 01 08 Нежин МЧС Украины 08

Получается, что точно бывшими военными Ан-32 были:
22 - 10
23 - 01
23 - 02
23 - 03
23 - 04
29 - 06
29 - 07
31 - 01

В Тушино отправились:
29 - 06
29 - 07
31 - 01
Возможно, их перегоняли туда ещё с красными звёздами, и один из них и попал в книгу Бутовского.

Так пока и неизвестно, в какую авиакомпанию первоначально поставили Ан-32:
26221 22 - 10 90 Москва
26222 23 - 01 90 Москва
26223 23 - 02 90 Москва
26224 23 - 03 90 Москва
26225 23 - 04 90 Москва
48080 30 - 08 92 Николаев
48127 31 - 02 92 Москва
48081 31 - 06 92 Николаев
48076 31 - 10 92 Одесская обл.
48063 32 - 07 92 Москва
48000 33 - 04 92 Одесская обл.

Явные противоречия по поставкам:
66759 21 - 07 89 Баку НПЦ Информатика
66752 21 - 08 89 Баку НПЦ Информатика
66756 21 - 09 89 Баку НПЦ Информатика
64452 21 - 10 89 Баку НПЦ Информатика
48066 25 - 01 91 Москва Сибавиа
48067 25 - 02 91 Москва Сибавиа

И, возможно:
48053 28 - 03 92 Запорожье Авиалинии Украины
48054 28 - 04 92 Запорожье Авиалинии Украины
48055 28 - 05 92 Запорожье Авиалинии Украины
48061 30 - 03 92 Черкассы Авиалинии Украины
48062 30 - 04 92 Черкассы Авиалинии Украины
48072 30 - 07 92 Харьков Авиалинии Украины

Тут либо Авиалинии Украины имели там свои структуры, либо кто-то упрощённо всех "скопом" отправил их сюда, не особо вникая в подробности...

Какие были "пятицифровые" обозначения Ан-32 (а они были, учитывая их принадлежность к украинскому и российскому реестрам ЛА):
????? 01 - 06 ?? Киев
????? 28 - 01 92 Киев
????? 28 - 02 92 Киев
????? 33 - 07 93 Санкт-Петербург
????? 33 - 08 93 Санкт-Петербург

В общем,"белых пятен" и вопросов ещё много, поэтому буду очень признателен за дополнения и исправления.

С уважением
Сергей
 
Последнее редактирование:
Реклама
Интересно и про 01-06. Машина была лётной, не "статической", но вот её судьба "покрыта мраком"...
 
> Так пока и неизвестно, в какую авиакомпанию первоначально поставили Ан-32:
>26221 22 - 10 90 Москва
СЗРУ №88 - Аэролит
>26222 23 - 01 90 Москва
не был в ГА
>26223 23 - 02 90 Москва
СЗРУ №88 - Аэролит
>26224 23 - 03 90 Москва
СЗРУ №88 - Аэролит
>26225 23 - 04 90 Москва
не был в ГА
>48127 31 - 02 92 Москва
не был в ГА
>48076 31 - 10 92 Одесская обл.
МРУ №331 - Транс-Чартер
>48063 32 - 07 92 Москва
РУВТЦР №71 - Крыло
>48000 33 - 04 92 Одесская обл.
Интересно, 48000 у меня в разных источниках отмечен как 31-04, так и 33-04. В любом случае, Транс-Чартер.
 
Спасибо, уважаемый kiiiba!

Выше привёл такие воспоминания:
"В 1991-92 году авиакомпания (точнее, банк) купила 5 АН-32Б у военных с налетом 1 полёт за предыдущие 2 года (после переучивания военных и перегона самолетов в Пушкин). Бортовые номера СССР-26221...26225 (серийные - 22-10, 23-01...23-04). Летали на них 1,5 года, а затем банк их потихоньку распродал. Один из них (26222) "отличился" в Киншасе (не смог взлететь и въехал в рынок)"...

Задал очевидцу вопрос, что за банк и что за авиакомпания. Пока жду от него ответа...

По данным производителя, 31 - 10 и 33 - 04 первоначально поставлены в Одесскую обл.
Лиманское?
Потом уже, видимо, попали в Транс-Чартер (Москва)...
Похоже, иногда эти изменения в реестре вносились в течение нескольких дней: АК "по бумагам" или фактически получала самолёт и тут же его регистрировали на другую АК.
Что поделаешь - было начало 90-х...
 
Уважаемый Алексей!
Не всегда одно и то же: см. в списке Ан-32 выше выделенное "жирным" шрифтом - это и есть отличия между ними...

По первоначальным поставкам Ан-32 вот что ещё "соседи" подсказали:

26221 22 - 10 90 Москва
26222 23 - 01 90 Москва
26223 23 - 02 90 Москва
26224 23 - 03 90 Москва
26225 23 - 04 90 Москва
------------------------------
Эти машины, по моему, были, в итоге, в Московских воздушных линиях. Может не все. Там еще одна была с номером 48118, но могу соврать.

Вот откуда "МВЛ"!!!

UR 48061 и UR 48062 с 1991-1992 года эксплуатировала украинская компания Днепр Аэро (директор Володя Булгаков), мы с ними в Кении работали.

Ан-32А "Информатики" действительно были куплены одним московским нотариусом с азербайджанскими корнями и перегнаны в Баку, где получили регистрацию 4К
.
 
Понял Вас, уважаемый Алексей!

Новая информация по Ан-32 СССР-26221 - 26225 от "соседей":
"Ан-32Б 26221...26225 в 90-91 годах стояли в Пушкине (это под Ленинградом) в аэрофлотовской раскраске в военной эскадрилье (испытательная АЭ по РЭО). На гражданке начали летать в 1992 году в лётном отряде Северного банка, который (отряд) затем преобразовали в авиакомпанию "Аэролит". Летали только на свою зарплату, немного - всего налетали за 1,5 года на 5-ти бортах около 1500 часов. Летали с дубликатами судовых документов - подлинники лежали в банке. Летали из Пушкина и из Сиверской. К концу 93-го года все машины, начиная с 26222 (поскольку в ней сидел чёрт по словам священника) банк распродал и авиакомпания прекратила своё существование - люди разошлись кто куда. Кому продали самолёты - уже не припомню. В Африку 26222 ушел уже от нового хозяина".

Получается, что 196 оалиэ (Пушкин) 76 ВА всё-таки их имела в своём составе до распада Союза. Насколько знаю, она обеспечивала ВНИИРА, занимавшегося созданием радиолокацией, системами посадки и созданием другого аэронавигационного оборудования.

Вот только они просто там простояли, раз налёт их был всего несколько часов...

Тоже, кстати интересно: самолёты есть (целых 5!), экипажи переучены, а они в 1990-92 гг. просто простояли на земле.
На Союз что-то не похоже...
Возможно, кто-то знает причину этого "простоя"?
 
Посмотрел по поводу высоты Ан-32.
Хотя марки колёс с Ан-26 у него разные, но диаметр одинаковый...
Длина стоек шасси, вероятно, та же.
Похоже, 18 см разницы "набегают" всё-таки из-за увеличение высоты киля...
 
До 1992 года было так
48104
принадлежность Завод им Климова
Базировка Левашово (Ленинград)
Году в 1992 был продан
 
Реклама
Уважаемый DT!
Большое спасибо!

По поводу "пушкинских" Ан-32 подсказали:
"Поскольку уволился в 1990 году, то эпопею с получением и причиной стоянки самолётов подробно не знаю. Но могу предположить, что, получив самолёты в транспортном варианте (даже с тельферами и лебёдками) их для нужд ВНИИРА требовалось переоборудовать в лаборатории. А для этого нужны были деньги от заказов на НИР - а их не было.
Когда мы самолёты в 1992 году поднимали, то изучали формуляры и видели, что на двух или трёх машинах полеты были по переучиванию лётного состава, а на остальных - только приёмо-сдаточные облёты. А затем перелёт, год стоянки, облёт летчиками-испытателями и снова стоянка. Ну а потом мы за них взялись
"...
 
До 1992 года было так
48104
принадлежность Завод им Климова
Базировка Левашово (Ленинград)
Году в 1992 был продан

... в Туринское авиапредприятие (Эвенкия). Первый "большой" самолёт Туринского ОАО. Довелось полетать на нём. В 1994 г. в Байките был разложен по глупости, фотки после АП были в реестре Ан-32.
 
Интересно, что СССР-48118 в ST числится поставленным эксплуатанту в декабре 1989 года. Интересно, в какую АК?
К тому времени их существовало не так-то много - три или четыре: Полёт (Воронеж), Авиалинии Антонова (Киев), Sayakhat Air (Алма-Ата?) и Титан Эйр (Москва?)?
Или я ошибаюсь насчёт 3-4?..

В ST числится, что этот борт поставлен в "Московские воздушные линии", но вот существовали ли они в конце 89-го, или их создали на рубеже 1991 и 1992 гг.?
 
Получил два противоположных ответа на один и тот же вопрос по Ан-32. Какой из них, всё же, верный?

1) На Ан-32 в процессе экстренного снижения (приходилось часто так снижаться), в отличие от Ан-26, было необходимо после установки РУДов на 0° по УПРТ следить за оборотами турбины, т.к. система следящего упора не допускала отрицательной тяги выше определённой. В результате этого при падении оборотов ниже 72% двигатели выключались.

2) У Ан-32 "на винтах" стоит хитрая система "следящего упора", соответственно РУД на ноль можно ставить в полете без опасения получить большую обратную тягу.
 
Интересно, что СССР-48118 в ST числится поставленным эксплуатанту в декабре 1989 года. Интересно, в какую АК?
К тому времени их существовало не так-то много - три или четыре: Полёт (Воронеж), Авиалинии Антонова (Киев), Sayakhat Air (Алма-Ата?) и Титан Эйр (Москва?)?
Или я ошибаюсь насчёт 3-4?..

В ST числится, что этот борт поставлен в "Московские воздушные линии", но вот существовали ли они в конце 89-го, или их создали на рубеже 1991 и 1992 гг.?

Коллега, до распада СССР ( а это 1991 год) не было в Гражданской авиации СССР ни одного Ан-32.
 
Уважаемый DT_!
Если верить ST и RP , то в гражданскую авиацию СССР (МАП, МРП и авиакомпании) до начала 1992 года поставлено 56 Ан-32: 44, 5 и 7 соответственно. Ведь ГА СССР - это не только МГА...
А насчёт Ан-32 в Аэрофлоте до 1992 года - тут я с Вами согласен: похоже, ST немного ошибается, "отправляя" часть машин туда...
 
Воздушный кодекс Союза ССР
"Статья 5. Принадлежность средств гражданской авиации СССР

Основным органом,в ведении которого находятся принадлежащие Советскому государству гражданские воздушные суда, а также аэропорты, гражданские аэродромы и наземное оборудование,является Министерство гражданской авиации СССР.

Другие министерства,государственные комитеты и ведомства могут иметь в своем ведении, а кооперативные и иные общественные организации - в собственности необходимые для обеспечения своих нужд гражданские воздушные суда, наземное оборудование и иметь в своем ведении гражданские аэродромы только с разрешения Совета Министров СССР."

Тогда было так ГА = МГА.
А всякие МАП, МОМ, МРП, МВД, КГБ и так далее - это ведомственная авиация.
Авиакомпаниями в советское время они никогда не назывались.
Летный отдел завода или в лучшем случае летный отряд.
Авиакомпания была только одна - Аэрофлот.
Все остальные появились после распада Союза.
 
Уважаемый DT_!
Большое спасибо за информацию!

Выше применял слово "гражданские самолёты" в более широком смысле, т.е. - не самолёты авиации силовых ведомств СССР (МО, МВД и КГБ), которые можно только в самом общем смысле назвать военными самолётами, т.к. структуры МВД и КГБ военными не являлись... Поэтому - силовых ведомств...

По поводу авиакомпаний, то они до 1992 года уже были (даже первые частные):
1988 - Полёт (создана 09.08.88), Титан Эйр (неточно)???
1989 - Авиалинии Антонова, Саяхат
1990 - Трансаэро и ещё 7 АК
1991 - ещё более 20...

Кроме того, до 1992 года на базе бывших УГА и даже ОАО созданы 24 авиакомпании, корпораций и даже концернов:
Например (это самые первые, до 01.01.91) - это официальные данные:

Дата приказа МГА/Старое название/Новое название

05,01,90

Литовское УГА

АК Литовские авиалинии


26,06,90

Камчатский оао

АК Камчатавиа


13,07,90

Уфимский оао

АК Башкирские авиалинии


09,10,90

Дальневосточное УГА

Дальневосточная корпорация ГА

с 01,01,91


09,10,90

Западно-Сибирское УГА

АК Сибавиа

с 01,01,91


09,10,90

Магаданское УГА

Магаданский концерн ГА

01,12,90


14,12,90

Азербайджанское УГА

Азербайджанские авиалинии (АЗАЛ)


18,12,90

Красноярское УГА

Красноярские авиалинии

с 01,01,91

Также см. с.472 книги "История отечественной ГА", М., Воздушный транспорт, 1996 г.
 
Реклама
Здравствуйте уважаемые форумчане ! Прочитал историю эксплуатации Ан-32 . Очень интересно . Воспоминания накатили . Я переучился на него в 1988 году в КиАПО , а в 1989 начал летать на нем в Московском ОАО ПОТА МАП . Считаю что это самый удачный самолет в своем классе !
 
Назад