Английские хроники

В один из крайних докарантинных вылетов попал на аэродром Норт-Уилд (North Weald), где несколько лет наблюдал находящийся там на хранении DC-4. Запарковавшись неподалеку, заметил, что вокруг самолета ходят техники. Один из них оказался новым владельцем машины, которую он мечтает довести до летного состояния и возить на ней в экскурсионный полеты энтузиастов. Не хочется теперь говорить об этом в прошедшем времени.













 
Самолет произведен под самый занавес Второй мировой войны в 1945 году для Корпуса морской пехоты США. В последующем он много потрудился на перевозке военных грузов по всей Юго-Восточной Азии вплоть до самой вьетнамской войны, после чего был списан и в какой-то момент попал в Англию на съемки псевдо-документального, как водится, кино про берлинский "воздушный мост", для чего самолет подшаманили и подполировали. Но кино умерло, не начавшись, самолет оказался на приколе. С десяток лет спустя появилась слабая надежда на реанимацию. Переживет ли надежда коронавирус?















 
Буду выкладывать потихоньку фото с единственного авиашоу, до которого дошли руки в прошлом году - с традиционной вечерней фотосъемки Коллекции Шаттлворта в поместье Олд-Уорден на север от Лондона. Отпрыск состоятельного семейства, владевшего поместьем, Ричард Шаттлворт был архетипом боевого английского джентельмена времен излета глобального могущества своей страны. Не будут аристократом, он тем не менее чтил рыцарский турнирный кодекс в духе своего времени, то есть мог ездить и летать на всем, что ездит и летает, и делать это лучше других. С началом войны в 1939 году призвался в ВВС и погиб в 1940 году в учебном полете. В память Ричарда его мать Дороти Шаттлворт учредила благотворительный фонд, который и владеет коллекцией, основой которой стали гоночные машины, мотоциклы и самолеты Ричарда., а еще сельскохозяйственные паровые машины, которые производила семейная фирма. На деньги от музейной экспозиции, многолюдных показов действующих экспонатов и частные пожертвования коллекция пополняется до сих пор. При коллекции есть реставрационные мастерские и летно-эксплуатационная служба, в основном волонтерская. За всей этой технической сказкой - многолетний труд, триумфы, падения, предприимчивость, цинизм, расчет, преданность памяти и вера в будущее, которая переходит из поколения в поколение. Езжу и прилетаю сюда уже лет десять и не могу остаться равнодушным к этому тихому подвигу.
Но еще больше я восхищаюсь теми, кто занимается этим делом в России.

 
De Havilland Dragon Rapid - предвоенный "авиалайнер" и военный связной самолет на земле, а до этого - на разных этапах реставрации в небольшом "де-хавилландовском" музее под Лондоном.











 
Спасибо огромное!!! Гладиатор с Лайсендером просто красавчики...Еще раз Спасибо!!!
 
Lysander в характерной черной раскраске в память о его службе по ночной заброске/вывозу подпольных и диверсионных групп по время войны в оккупированной немцами Франции.









 
Красавцы! Интересно, что в своё время Матснвох на своём Гладиаторе в 72-м масштабе давал такой же вариант окраски, только номер был К 7984.
 
Неудивительно, что Матчбокс выбрал именно этот цвет, ибо именно в нем самолет вошел в (английскую) историю войны как средство скрытного, ночного проникновения на территорию противника с "цессновскими" ВПХ. Все попытки в начале войны (1939-40 годы) использовать его как легкий бомбардировщик, разведчик и ударный самолет заканчивались большими потерями из-за его тихоходности и уязвимости для более современных немецких машин.
 
Стоп- стоп- стоп! Речь шла про матчбоксовский Гладиатор. А Лизандер- ночник, естественно, чёрный.
 
Пардон, мозги совсем... Читал про Гладиатор, а в глазах стоял Лайсандер. Конечно.
А Гладиатор объединял с Лайсандером двигатель одной модели (Бристоль-Меркьюри) и неудачи в боевом применении против немцев в начальный период войны (Франция, Норвегия). Но звук моторов у этой пары замечательный, "звездообразный".











 
Посиделки в Олд-Уордене всегда уютные, домашние. Поставил машину, развернул шезлонг у первой линии, достал выпить-закусить, завернулся в плед (вечера могут быть свежие), и сиди наблюдай за эволюциями, наслаждайся звуком. Жаль, что только два-три раза в год, а этот будет, похоже, пустым, может быть, что-то успеют к закрытию сезона.

















 
Ну и "спитфайр", как без него? Данный экземпляр прошел всю войну с 1940 года, начиная с "чешской" эскадрильи, где служили чехословацкие пилоты, добравшиеся до Франции, а потом до Англии после оккупации Чехословакии немцами в 1938 году. Характерные подрезанные концы крыльев машина получила после аварии в 1944 году для улучшения ТТХ на малых высотах.