Артефакты иностранных авиакомпаний и аэропортов.

Подборка артефактов, связанных с полётами Pan Am в СССР, которым в июле этого года исполняется 50 лет.

Конверт первого рейса (First Flight Cover) - предмет коллекционирования, который был взят на борт самолёта по случаю открытия новой авиалинии/прямого авиасообщения между двумя городами/нового маршрута перевозки авиапочты или в связи с выходом на уже открытую линию нового самолёта. Традиция выпуска специальных конвертов первого рейса существует практически у каждой крупной авиакомпании мира.
Конверты первых рейсов Нью-Йорк-Москва (15.07.1968) и Москва-Нью-Йорк (16.07.1968):


Обращение к пассажирам первого рейса в Москву, которое было вложено в бортовое меню:



Стаканы, посвящённые открытию авиалинии Нью-Йорк-Москва:
http://www.everythingpanam.com/Special_Glasses.html


Расплющенные монеты ("elongated coins") - монеты, прокатанные через специальный 20-тонный пресс с рельефным рисунком.


Начало рейсов на Боинге-747:




Буклет и расписание:


Бортовой журнал, посвящённый первой годовщине совместных рейсов Pan Am и Аэрофлота на Боинге-747:


Плакат:


Багажные бирки с рейсов из Нью-Йорка в Москву и Ленинград:


Представительство в Ленинграде:
https://jpbtransconsulting.com/tag/moscow/


Наружная реклама в Москве:
 
Последнее редактирование:
Ещё значки:


Начало рейсов Pan Am из Нью-Йорка в Ленинград:


Посадочный талон Pan Am на рейс Аэрофлота, доставившего Гарика Сукачёва из Нью-Йорка в Москву 27 июля 1989 г.:


В 1991 г. Pan Am обанкротилась и прекратила своё существование. Delta Air Lines, другая крупная американская авиакомпания, приобрела за 197 млн. $ трансатлантические маршруты Pan American и начала выполнять рейсы в Европу. Ниже на фото, насколько понимаю, краткий справочник для менеджеров Delta, содержащий информацию об особенностях СССР и о ближайших планах/задачах компании в этом регионе (также известны аналогичные справочники Delta и по другим европейским странам):


Сертификат о выполнении первого рейса в Москву (рейсы из Нью-Йорка совершались с промежуточной посадкой во Франкфурте):


Посадочный талон Delta, использованный на рейсе Аэрофлота Нью-Йорк-Санкт-Петербург в августе 1992 г.:


С 17 марта по 25 октября 1992 г. рейсы в Москву также совершала TWA ("Trans World Airlines"), ещё одна американская авиакомпания, которая в 1990-е гг. испытывала не лучшие времена (1 декабря 2001 г. она прекратила своё существование).
Баннер, посвящённый открытию рейсов TWA в Москву:


Бортовой журнал TWA "Ambassador" за май 1992 г. с материалом о начале рейсов в столицу России ("Exploring the Hidden Moscow") и значки:


Плакат:


С 3 июня 2008 г., т. е. спустя 40 лет после открытия прямого авиасообщения между СССР и США, рейсы в Москву стала выполнять 4-я по счёту американская авиакомпания, "American Airlines" (на этот раз из Чикаго в Домодедово). К слову, "American Airlines" и "United Airlines" впервые выразили заинтересованность в открытии этой авиалинии ещё в 1990 г. (источник1, источник2).
Плакат:
 
В начале 1970-х гг. американская авиакомпания Alaska Airlines организовывала туры по СССР, которые сопровождала тематическая кампания "Золотой самовар" ("Golden Samovar"). Согласно рекламе во время рейсов пассажиров окружала атмосфера "Царской России", которую создавали стюардессы в казацких костюмах, стилизованное оформление салонов, русская кухня, музыка на балалайке, сувениры и т. п. Собственно из самовара пассажирам наливали эксклюзивный алкогольный напиток под названием "Bolshoi Golden Troika". За свою историю Alaska Airlines провела немало подобных акций: до "Золотого самовара", например, были "Golden Nugget Jets", выдержанные в стилистике аляскинской золотой лихорадки конца 19 века.
Первый чартерный рейс из Анкориджа в Хабаровск на Боинге-727 был совершён 10 июня 1970 г., а всего в тот год было выполнено 14 рейсов в СССР. В следующем году начались полёты через Северный полюс в Ленинград на Боинге-707. В Хабаровске и Ленинграде туристы пересаживались на самолёты Аэрофлота и посещали многие другие города СССР. В 1973 г. из-за низкого спроса на туры "Золотой самовар" предоставление этой услуги было прекращено.


Расписания:

Расписание 1970 г.

Бортовой журнал Alaska Airlines за март/апрель 1970 г.:



Реклама 1972 г.:


Сувенирная монетка из серии "Alaska Aeronaut":


В мае 1988 г. Alaska Airlines совершила "Рейс дружбы" из Нома (Аляска) в посёлок Провидения, а в декабре 1990 г. анонсировала рейсы на MD-80 из Анкорижда в Магадан и Хабаровск, которые начались 17 июня 1991 г.

Плакат в память открытия рейсов в Магадан и Хабаровск:




Значки на цанге:


2017 г., артефакт из магаданского аэропорта:
http://zhekaskyview.livejournal.com/52795.html


В 1993 г. начались рейсы во Владивосток. В летний период 1992 и 1993 гг. самолёты Alaska Airlines, летавшие в Россию, были заполнены лишь наполовину, в сентябре 1994 г. их загрузка на рейсах из Магадана в Анкоридж достигала 85 %, однако к январю 1998 г. она опустилась до 22%. В 1998 г. из-за финансового кризиса в России полёты Alaska Airlines в РФ были прекращены.

Подробнее про полёты Alaska Airlines в СССР (на английском языке).
 
Последнее редактирование:
17-20 апреля 1967 г. начались совместные рейсы японской авиакомпании Japan Air Lines (JAL) и Аэрофлота по маршруту Москва–Токио–Москва. JAL заключила с Аэрофлотом соглашение на использование на линии дальнемагистрального Ту-114: рейсы выполняли самолёты СССР-76464, СССР-76470, СССР-76474 и СССР-76490 в окраске МГА СССР с нанесёнными на борт надписями "Japan Air Lines". Лётные экипажи состояли из сотрудников Аэрофлота, а кабинные экипажи были смешанными: по 5 человек от советской и японской стороны. Время в пути составляло 10 часов 35 минут из Москвы в Токио и 11 часов 25 минут обратно.
Конверт первого рейса Москва-Токио (17.04.1967):


Конверт первого рейса Токио-Москва (20.04.1967):


Самолёты Ту-114 были перекомпонованы под салоны первого и экономического класса. Из брошюры JAL:



Вкладыш в бейдж и памятный значок с первого рейса Москва-Токио-Москва:


Бортовое меню:





Плакат 1968 г. (кликабельно):


В начале июня 1969 г. на смену турбовинтовым самолётам Ту-114 пришли турбореактивные Ил-62 (СССР-86677 и СССР-86682):


Cовместные рейсы Аэрофлота и Japan Air Lines на Ил-62 выполнялись непродолжительное время и завершились в марте 1970 г., т. к. иностранным авиакомпаниям с того времени было разрешено совершать рейсы по Транссибирскому маршруту на собственных самолётах. 25 марта 1970 года в Париже было подписано соглашение между авиакомпаниями Japan Air Lines, Аэрофлотом и Air France об открытии авиалинии Токио – Москва – Париж. Первый рейс Japan Air Lines на DC-8 по этому маршруту был совершён 28 марта 1970 года:


Сувенирная шкатулка "В честь открытия первого рейса Токио-Москва-Париж, Джапэн Эр Лайнз, 28 марта 1970 г.":


Несколькими месяцами позже в Лондоне было подписано аналогичное соглашение между авиакомпаниями Japan Air Lines, Аэрофлотом и британской BOAC об открытии полётов по авиалинии Токио–Москва–Лондон. Первый рейс авиакомпании Japan Air Lines по этому маршруту был совершён 2 июня 1970 г.
Артефакты гостя первого рейса:


Плакат с анонсом начала рейсов Токио-Париж и Токио-Лондон с промежуточной посадкой в Москве:


Со 2 июня 1971 года Japan Air Lines начала выполнять регулярные рейсы из Токио в Хабаровск. Значки JAL, посвящённые рейсам в Лондон, Париж, Москву и Хабаровск:


1 сентября 1973 г. JAL открыла рейсы Ниигата-Хабаровск на Boeing-727. Значок, посвящённый 10-летию полётов по этой авиалинии:


Конверт с олимпийского рейса JAL на Олимпиаду-1980 в Москве:


С начала апреля 1982 г. рейсы в Европу через Москву стали выполняться на Боингах-747:


Подборка артефактов Аэрофлота, связанных с авиалинией Москва - Токио - Москва
О полётах JAL в СССР подробнее
 
FANTOMAS, в ANA есть карта полетов? Интересно, как там Сахалин с Курилами прописаны.
 
Отрывные талоны от багажных бирок Монгольских авиалиний (МИАТ) на рейс Улан-Батор-Варшава. Судя по оформлению, такие бирки создавались с оглядкой на бирки Аэрофлота 1950-х гг. Примечательно, что идентификационные номера бирок вписывались в них при оформлении багажа, а не наносились на типографии.



Фотоподборка "Монгольская авиация в 1930-1950 гг."