Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)

Модератор темы: Freddy
"Апельсинные и лимонные дольки" (15.06.1962 г.):
690711


690712


690713


690714


690715


"Клюква в сахарной пудре" (28.02.1964 г.):
654762_d537088a95a732d77d395ab2360aeffd.jpg


654758_90a60d07161466cb6a5d6554dfbdb273.jpg


654759_d0f46eefb51402f0f0c1a0b22a9867cb.jpg


654760_60182f805d7c925468cedb907e816437.jpg


"Монпансье леденцовое":
690716


690717


690718
 
Последнее редактирование:
Реклама
Интересно, каким образом это всё употребляли? Раздавали пассажирам на борту? Продавали пассажирам?

Думаю, что продавали. Реклама 1956 г.:
690719


Вафли "Карагандинские":
690720
690721


Карамель "Взлётная":
690722


690723


690724


690725


Шоколад "Аэрофлот": 1, 2, 3, 4, 5
Шоколад "Спорт": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Шоколад "Детский"
Шоколад "Дорожный":1, 2, 3, 4
Шоколад "Лунный"
Шоколад "Ту-144": 1, 2
Шоколад "Жар-птица"
Шоколад "Сливочный"
Шоколад "Ванильный"
Конфета "Репка"
Конфета "Гулливер"
Карамель "Взлётная"
Карамель "Старт": 1, 2
Карамель леденцовая "Спорт": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Жестяные банки из-под леденцов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Вафли "Ягодные"
Вафли "Аэрофлот"
Вафли "Лимонные"
Вафли "Снежинка"
Печенье "Аэрофлот"
Печенье "Аврора"
"Клюква в сахарной пудре"
Пастила в шоколаде "Сластёна"
Повидло: 1, 2
 
Последнее редактирование:
Талон на получение бесплатного прохладительного напитка в аэропорту Гаваны (Куба, середина 1980-х гг.) - такие талоны выдавались пассажирам в случае продолжительной задержки рейса:
691260


Из "Наставления по организации международных перевозок в гражданской авиации СССР" (НОМП ГА-83):
5.14.11. Пассажирам по истечении одного часа задержки предлагаются прохладительные напитки, а при задержке более трех часов - питание в зависимости от времени суток.


Показанные ранее талоны на бесплатные прохладительные напитки:
691262


691261



Безалкогольные напитки:
Виноградный сок
Яблочный сок
Виноградно-яблочный сок
Напиток "Буратино"
"Боржоми"


Алкогольные напитки:
Банка пива "Золотое кольцо"
Ликеры "Южный" и "Кофейный"
Водка "Московская особая", "Старка" и "Столичная" (вариант 1)
Пиво "Львовское" и водка "Столичная" (вариант 2)
Портвейн белый «Сурож»
Вино "Ркацители Инкерманское"
Вино "Алиготе Золотая Балка"
Ликёры "Бенидиктин", "Вишнёвый", "Южный", "Рябиновый", "Новогодний", "Шартрез" и пр.
Настойка "Нежинская Рябина", водка "Московская", "Старка", "Столичная" и пр.
Пиво "Двойное золотое", "Московское", "Самарканд"
Пиво "Московское", "Оригинальное"
Пиво "Ленинградское", "Рижское"
Пиво "Львовское"
Пиво "Ризьке" ("Рижское")
Вино "Гуля-Кандоз", "Серсиаль"
Вино "Алеатико", ликер "Ванильный", водка "Охотничья", "Московская особая"
Вино "Рислинг Крымский", "Рислинг Анапа", "Фархад", водка "Беловежская горькая"
"Кагор"
 
Последнее редактирование:
На сайте электронной библиотеки "Хроники Приангарья" выложено 718 выпусков газеты "Восточно-Сибирский Аэрофлотец" ВСТУ ГВФ/ВСУ ГА за 1951-1976 гг.:

692281


692282


692283


692284


692285


692287


692288


692289


692290


692291


Газеты территориальных управлений ГА:
"Авиатор Киргизии" - Киргизское УГА
"Авиатор Латвии" (с 1970 г.) - Латвийское УГА
"Авиатор Севера" (с 1977 г.) - Архангельское УГА
"Авиатор Тюмени" (12.09.1967 - 31.12.1977 г.) - Тюменское УГА
"Воздушная МТС" (c 18.03.1934 )->"Воздушный путь"/"Воздушный путь на авиахимработах" (приложение) - Северо-Кавказское УГА
"Воздушный рейс" (c 15.06.1932 ) - Московское УГА
"Воздушный транспортник" (с 8.04.1934 г.) ->"Крылья Украины"/Крылья Украины на авиационно-химических работах" (приложение) - Украинское УГА
"Восточно-Сибирский аэрофлотец" (с 14.09.1934)- Восточно-Сибирское УГА
"Западная трасса" (с 1954 по 1977 г.) - Белорусское УГА
"Крылья Закавказья"(с 1.04.1934) ->"Самолёт" ->"Вперёд за Родину!" -> "Пилот Грузии" -> "Сталинский пилот" -> "Наши крылья" -> "Авиатор Грузии" (с 1934 г.) - Грузинское УГА
"Крылья Поволжья" (c 18.08.1934 ) - > "Пилот Поволжья" -> "Крылья Родины" - Приволжское УГА
"Крылья Cевера" -> "Красноярский пилот" (с 1949 г.) - Красноярское УГА
"Крылья Советов" (с 1934 г.) - Западно-Сибирское УГА
"Крылья Советов" (с 9.01.1931) - Ленинградское (Северное) УГА
"Крылья Таджикистана" (с 15.06.1938 по 1952) - Таджикское УГА
"Крылья Урала" (1934) ->"Стахановец авиации"->"Большевистские крылья" ->"Авиатор Урала" - Уральское УГА
"Магаданский авиатор" (с июля 1989 г.) - Магаданское УГА
"Пилот Азербайджана" (с 16.12.1944 ) ->"Советский Авиатор" - Азербайджанское УГА
"Пропеллер" (с 22.10.1934 ) -> "Советский пилот" - Казахское УГА
"Северная трасса" (с 1945 г. ) - Якутское УГА
"Стахановец авиации"(с. 2.08.1936) ->"Воздушная трасса" - Туркменское УГА
"Тихоокеанский авиаработник"(с 14.03.1934- середина 1960-х)- Дальневосточное УГА
"Ударная трасса" (с 15.01.1934 ) ->"Крылья Востока" - Узбекское УГА

Центральная газета Министерства ГА СССР "Воздушный транспорт"
 
Последнее редактирование:
Сегодня теме "Артефакты советского Аэрофлота" исполняется ровно 10 лет! В связи с этим в ней будут размещены обзоры по наиболее значимым артефактам, которые удалось найти за эти годы.


Билеты внутренних авиалиний

До 1955 г. на внутренних и международных рейсах применялись одинаковые бланки билетов.

Наиболее ранние бланки билетов Аэрофлота из известных выпущены в 1934 г. - это всего спустя 2 года с момента образования Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУГВФ) и учреждения официального названия "Аэрофлот". В шапке бланка - заголовок "СССР-Аэрофлот-Трансавиация": изначально организация ГУГВФ и его органов на местах строилась по функциональной системе - руководство воздушными линиями осуществляло объединение "Трансавиация", материально-техническое снабжение – "Снабаэрофлот", производство и ремонт самолетов и двигателей было возложено на "Граждавиапром", капитальное строительство осуществлял "Граждавиастрой", проектирование и строительство дирижаблей – "Дирижаблестрой", из системы Нарком-зема в ГУГВФ была передана "Сельхозавиация". На бланке билета изображён АНТ-9, один из первых советских многоместных пассажирских самолётов:


Ко 2-й половине 1930-х гг. в шапке бланка билета поменялся заголовок: 19 мая 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, предусматривающее ликвидацию функциональной системы управления подчинёнными органами ГВФ и образование 12 территориальных управлений: в результате перестройки были ликвидированы тресты и объединения, включая "Трансавиацию" и местные управления воздушных линий, а вместо ликвидированных органов было образовано 12 территориальных управлений ГВФ, осуществлявших эксплуатацию всех видов гражданской авиации и гражданского воздухоплавания: Московское, Северное, Украинское, Среднеазиатское, Казахское, Азово-Черноморское, Кавказское, Волжское, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное. Такие бланки выпускались на типографии Гознака и 2-й типографии Трансжелдориздата НКПС с 1935 по 1939 гг., причём в разных цветовых вариантах:


Бланки аналогичного вида использовались тогда и на рейсах Управления Полярной авиации Главсевморпути (УПА ГУСМП) - второго ведомства помимо ГУГВФ, которое согласно Воздушному Кодексу СССР 1935 г.могло осуществлять внутрисоюзные коммерческие авиаперевозки. К концу 1940-х гг. форма бланков УПА ГУСМП всё ещё была как у ГУГВФ, тем не менее, у билетов уже значительно различалось внешнее оформление (для сравнения, билеты УПА ГУСМП и ГУГВФ). В феврале 1960 г. Полярная авиация ГУСМП была передана в ведение ГУГВФ:


С 1940 г. на бланках авиабилетов изображался самолёт ПС-84:


В годы войны производством бланков авиабилетов занималась типография Аэрофлота, выпускавшая также отраслевую литературу, авиарекламу и бланки различных документов. По-видимому, перенос производства бланков авиабилетов на типографию Аэрофлота был связан с высокой загруженностью типографии Гознака в годы войны. Тем не менее, все известные авиабилеты военных лет были оформлены на бланках либо 1935, либо 1940 гг., а билеты на бланках типографии Аэрофлота были использованы в первые послевоенные месяцы. У всех известных экземпляров билетов, выпущенных начиная с военных лет и вплоть до 1949 г., отсутсвуют признаки наличия контрольных талонов (которые отрывались при регистрации на рейс, либо при посадке в самолёт):


В 1945 г. значительно изменился формат бланков, денежная сетка стала располагаться слева, обратная сторона была чистой:


В 1947 г. бланки билетов Аэрофлота вновь стали выпускаться на типографии Гознака. Теперь на билетах стал изображаться самолёт Ил-12, эксплуатация которого началась 1 июня того же года. На обратной стороне бланков вновь появилась выдержка из правил перевозки, стала указываться типография изготовления и год выпуска:


В 1949 г. эмблему Аэрофлота и надпись "Аэрофлот СССР" выровняли по центру бланка, у билетов появились контрольные талоны:
 
Последнее редактирование:
В первой половине 1950-х гг. помимо традиционных бланковых билетов использовались картонные билеты на строго обозначенные рейсы:


В 1952 г. было изменено изображение Ил-12:


В 1954 г. с бланков временно исчезло изображение самолёта. Это был последний год использования на внутренних и международных авиалиниях Аэрофлота одинаковых бланков билетов.


В 1955 г. на международных авиалиниях Аэрофлота стали применяться билеты-книжки общемирового формата "Пассажирский билет и багажная квитанция" (они будут рассмотрены в следующем обзоре), а на внутренних авиалиниях продолжилось использование билетов рассмотренного выше формата. С этого года на международных билетах печатался заголовок "Аэрофлот СССР", а на внутренних - просто "Аэрофлот":


С 1957 по 1979 гг. на бланках билетов изображался Ту-104, первый реактивный самолёт Аэрофлота:


В 1959 г. на внутренних авиалиниях Аэрофлота стали использоваться билеты, объединённые с багажной квитанцией в один перевозочный документ. Особенность этого вида билета - в отсутсвии денежной сетки:


В 1961 г. была произведена диверсификация форм билетов для разных случаев применения: ниже на фото - билеты форм K-19 (взрослый для прямых рейсов), К-21 (взрослый для перевозок с пересадками), К-20 (для детей от 5 до 12 лет), К-23 (взрослый для авиалиний до 525 км.) и К-24 (детский для авиалиний до 525 км.):
 
27 июля 1964 г. Главное управление гражданского воздушного флота СССР было реорганизовано в Министерство гражданской авиации СССР (МГА СССР), а территориальные управления ГВФ - в управления ГА (УГА). В том же году был изменён цвет авиабилетов, в правом верхнем углу бланков стало указываться наименование УГА, на территории которого был оформлен авиабилет. В таком виде бланки печатались вплоть до 1980 г.:


Кроме того, в 1964 г. начался выпуск бланков формы К-54 для прямых рейсов, у которых пункты маршрута и стоимость билета заполнялись сразу на типографии - этой особенностью данные бланки напоминают показанные выше картонные билеты начала 1950-х гг. В 1977 г. были повышены цены на авиабилеты, поэтому на проданных в тот год билетах формы К-54 указанная стоимость затушевывалась и штемпелем проставлялась актуальная, а в 1978 г. были выпущены бланки с обновлённой стоимостью билета (фото см. здесь):


В 1963 г. на линиях Аэрофлота впервые были установлены льготы на проезд для студентов, курсантов и учащихся, а к 1967 г. появились бланки льготных авиабилетов - они выпускались в вариантах для прямых рейсов и для перевозок с пересадками:


Параллельно с билетами форм К для ручного заполнения с 1972 г. применялись билеты СИстемы РЕзервирования На Авиалиниях ("Сирена"), которые заполнялись на ЭВМ и распечатывались с использованием билетопечатающего устройства (подробности здесь):


В 1980 г. появились универсальные бланки билетов, на которых вид билета (бесплатный/льготный/полный) указывался в поле с соответствующим заголовком, а тип (детский/ученический/служебный/воинский/депутатский/групповой и т. д.) - в поле с заголовком "код". Такие бланки выпускались всего в 2-х вариантах: для прямых рейсов (форма К-1) и для рейсов с пересадками (форма К-2):


Тогда же бланки билетов системы "Сирена" были окрашены в такую же цветовую схему, как у бланков форм К-1 и К-2:


К началу 1984 г. началось применение бланков системы "Сирена-2":


Через год оформление бланков "Сирены-2" несколько изменилось: линии таблиц стали тонкими, заголовок "Место и время начала регистрации" был заменён на "Начало регистрации",


С помощью терминалов системы "Сирена-2" можно было оформлять билеты для трансферных перевозок: справа от поля с пунктами маршрута на бланках имелось небольшое поле для указания количества рейсов в перевозке, за которым следовало поле с перечислением трёхбуквенных кодов всех пунктов маршрута - всего в этой графе могло помеситься до пяти кодов. На дополнительных билетах нижние поля заполнялись звёздочками - стоимость и вид билета указывались только в основном билете. Основной и дополнительный билеты на перевозку Москва-Баку-Нахичевань (1989 г.):


Согласно приказу от 5 октября 1995 г. N ДВ-104 "Об Утверждении и регистрации форм перевозочных документов строгой отчетности" применение бланков билетов форм К-1 и К-2 на авиалиниях федерального значения было прекращено к 15 октября 1995 г., а на внутрирегиональных авиалиниях - к 30 июня 1996 г. Тем не менее, известны случаи использования таких бланков малыми авиапредприятиями даже в 2010-е гг.: например, билет на рейс "Второго Уральского авиапредприятия" по маршруту Сосьва-Гари-Пуксинка (расстояние - 95 км), оформленный на 24 июля 2010 г. А применение билетов системы "Сирена" было полностью прекращено к 1 ноября 1995 г.
 
Последнее редактирование:
Неверно ! Наименование территориального управления относилось лишь к аэропорту выписки билета, и не имело никакого отношения к управлению, осуществлявшему перевозку !

Спасибо! Я упустил из виду, что билеты могли оформляться одним управлением и использоваться на рейсах других управлений.

В дополнение к обзору:
Бланки билетов выпускались в виде книжек, содержавших попарно бланки для пассажиров и заполнявшиеся с них под копирку копии для учёта проданных билетов. Книжки с бланками билетов форм К-1 и К-2:


Билеты вырезались из книжки либо по денежной сетке, либо по линии отреза, если стоимость билета была указана на бланке типографским способом (форма К-54, билет местных авиалиний), а также если билет был бесплатным (служебным/депутатским). Бесплатный билет мог быть оформлен и на обычном бланке - в этом случае денежная сетка отрезалась полностью.

Упаковка билетов формы К-1:
 
Последнее редактирование:
Реклама
Сегодня теме "Артефакты советского Аэрофлота" исполняется ровно 10 лет!
С юбилеем! Одна из самых любимых тем авиафорума! Спасибо большое за интересную подборку и полезную информацию!
 
Билеты международных авиалиний

До 1955 г. на внутренних и международных авиалиниях прменялись бланки билетов единого образца. При зарубежных рейсах на билеты иногда ставился штамп "Перевозка подчиняется действию конвенции от 12 октября 1929 г." (имелась в виду Варшавская конвенция, которая является многосторонним международным соглашением, основным международно-правовым документом, регулирующим международные воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика; СССР стал участником Конвенции в 1934 г.):


В 1955 г. Аэрофлот начал использовать бланки общемирового стандарта "Пассажирский билет и багажная квитанция", которые признавались всеми участниками IATA и, в отличие от бланковых билетов ГУГВФ, могли использоваться при оформлении билетов на рейсы любой иностранной авиакомпании: двухбуквенный IATA-код перевозчика вписывался в билет напротив соответствующих пунктов маршрута. В межправительственном соглашении о воздушном сообщении оговаривается коммерческое право каждой из сторон на свободную продажу своих билетов в другой стране - если этого права предоставлено не было, авиакомпания вынуждена организовывать продажу своих перевозок в стране, куда открываются ее полеты, через генерального агента, который оформляет эти билеты на своих бланках. Генеральный агент получает комиссионные за все продажи перевозок, произведенные на его территории (общие комиссионные) в размере 2—2,5% от суммы выручки. Если генеральный агент сам продал перевозки, то дополнительно может получить 9% от суммы выручки за продажу перевозок пассажиров.
С началом использования стандартных авиабилетов символика Аэрофлота на них обозначала лишь агента по оформлению билетов, а перевозчиком, выполнявшим рейс, мог быть как сам Аэрофлот, так и любая иностранная авиакомпания, билет на рейс которой он оформил, являясь её генеральным агентом на территории СССР. В 1956 г. Аэрофлот производил в СССР продажу билетов на рейсы 19-ти зарубежных авиакомпаний, с которыми он к тому времени заключил межправительственные соглашения о воздушном сообщении. Оформлять билеты этих перевозчиков на бланках формата ГУГВФ СССР было нельзя, право продавать в СССР билеты на своих бланках авиакомпаниям предоставлено не было, поэтому Аэрофлот и перешёл на стандартные бланки билетов формата IATA. В свою очередь, билеты на рейсы Аэрофлота за рубежом тоже, как правило, оформлялись на бланках его генеральных агентов: например, билет на трансферную перевозку Аэрофлота, оформленный в Восточном Берлине местной авиакомпанией "Интерфлюг":


1955-1975 гг.
В первый год использования стандартных билетов их номер указывался в формате "серия выпуска + 6-значный номер". Если рейс выполнял Аэрофлот, его название вписывалось в билет сокращённо как "AFL". Заголовок на обложке билета "Для 1-4 перевозчиков" обозначал максимальное количество сегментов перевозки, на которое был рассчитан бланк (рейсы могли выполняться как одним, так и несколькими перевозчиками). На фото - билет на перевозку Аэрофлота, оформленный ВАО "Интурист" 4 ноября 1955 г. Так как один бланк билета был рассчитан максимум на 4 рейса, а вся перевозка состояла из 6 рейсов, она была оформлена на 2-х билетах: 1-ый - на рейсы Москва-Прага, Прага-Париж, Париж-Лондон, Лондон-Париж и 2-ой (на фото) - на рейсы Париж-Прага и Прага-Москва:


Бланк билета представлял из себя книжку, включавшую в себя 4-7 разноцветных купона с полётными данными, на обратную сторону каждого из которых (кроме последнего) был нанесён карбонированный слой, выполнявший функцию копирки для быстрого заполнения нижележащих купонов. После завершения перевозки у пассажира оставалась только обложка билета с пассажирским купоном:
1) купон "для контроля" (AUDIT COUPON) отрывался от билета после заполнения и являлся вспомогательным документом для проверки правильности применения тарифов, а также для контроля при расчётах с иностранными авиакомпаниями, которые перевезли пассажира по билету Аэрофлота
2) купон "для агента" (AGENT COUPON) предназначался для хранения в пункте продажи авиабилета
3-6) "полётные купоны 1-4" (FLIGHT COUPON) отрывались последовательно при регистрации на рейсы перевозки, каждый из них давал право пассажиру на полёт между двумя пунктами маршрута, очерченными на купоне жирной линией
7) купон "для пассажира" (PASSANGER COUPON) оставался у пассажира и служил доказательством заключения договора перевозки
Ниже на фото - неоторванный полётный купон на 2-й рейс перевозки Вена-Москва-Молотов(Пермь), оформленный 13 августа 1955 г.:


Судя по надписям на корешках купонов, бланки выпускались на некоей немецкой типографии - на данный момент известно, что Аэрофлот заказывал перевозочные документы у восточногерманской типографии "VEB Etikettendruck Muhlhausen" (см. ярлык от упаковки багажных бирок), а также у западногерманской типографии "Bartsch International", которая выпускала бланки различных перевозочных документов Аэрофлота по крайней мере с середины 1970-х гг.

К ноябрю 1956 г. Аэрофлот получил свой 3-циферный код-префикс в системе IATA ("555"), который с тех пор добавляется перед номерами всех его документов в формате IATA. Соответственно, с 1956 г. номера на международных авиабилетах печатались уже в следующем формате: код-префикс, за ним - цифра, обозначавшая форму перевозочного документа IATA (цифра от "1" до "4" обозначала: "авиабилет с 1 - 4 полётными купонами"), а далее - 6-значный номер этого документа. Ниже на фото - билет, оформленный 8 ноября 1956 г.:


К 1957 г. Аэрофлот получил свой 2-значный IATA-код перевозчика - "SU", который стал использоваться вместо сокращения "AFL". К началу 1959 г. на обложке международных авиабилетов вместо поршневого Ил-12 стал изображаться турбореактивный Ту-104: по мере выхода на лини новых газотурбинных самолётов устаревшие поршневые самолёты переводились с международных, магистральных, союзного значения авиалиний на линии малой протяжённости. Корешки обложек окрашивались в 4 цвета, исходя из количества полётных купонов внутри бланка. У билетов этого выпуска использовались следующие цвета: красный корешок - один полётный купон, зелёный-два, синий-три, жёлтый-четыре. На фото снизу - билет, оформленный в международном аэропорту Внуково 10 января 1959 г. взамен другого авиабилета (иностранец пожелал сократить маршрут своей поездки:


Билет с сохранившимся полётным купоном на 3-й рейс перевозки Москва-Лондон-Амстердам-Москва (оформлен 7 апреля 1961 г.):


К 1962 г. название авиакомпании стало указываться на обложке не только кириллицей, но и латиницей, также на обложке впервые приводился адрес авиакомпании, выпустившей билет, - сначала это был адрес Главного управления гражданского воздушного флота (ГУГВФ) СССР. 27 июля 1964 г. ГУГВФ было преобразовано в Министерство гражданской авиации (МГА) СССР и переехало в новое административное здание по адресу Ленинградский проспект, 37. В конце номера билета стала указываться серия выпуска - у всех известных экземпляров билетов этого вида стоит латинская "A" (1-й выпуск). У билетов этого выпуска цвета корешков обложек соответствовали следующему количеству полётных купонов: жёлтый - один, красный - два, зелёный - три, коричневый - четыре. 1-й выпуск включал в себя ограниченную партию удлинённых бланков, на купонах которых таблица для агентства была в 2 раза шире обычной из-за добавления дополнительных строк для указания стоимости каждого сегмента перевозки (20 против 8 ). Но, как показала практика, увеличение количества строк этой таблицы не оправдывало увеличения размера билета: редко когда маршрут перевозки пролегал через 20 городов, поэтому удлинённая разновидность не прижилась:


11 февраля 1964 г. вышел приказ начальника ГУГВФ "Об организации транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУМВЛ)": путём объединения аэропорта Шереметьево с международной авиагруппой Московского управления транспортной авиации было образовано самостоятельное хозрасчётное предприятие "ТУМВЛ". К концу 1965 г. Аэрофлот имел соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами, в 40 из которых экипажи ТУМВЛ выполняли регулярные рейсы. Большинство международных рейсов осуществлялось из аэропорта Шереметьево. На обложках международных авиабилетов 2-й половины 1960-х гг. вместо адреса ГУГВФ стал указываться адрес ТУМВЛ. У всех известных экземпляров билетов этого вида в конце номеров стоит латинская "В" (2-й выпуск). Цвет корешка билета для 4-х рейсов стал синим - в остальном цветовая маркировка бланков не изменилась:


В первой половине 1970-х гг. на обложках международных билетов указывался адрес административного здания Министерства гражданской авиации СССР (МГА СССР), являвшегося частью архитектурного комплекса, в который также входила гостиница "Аэрофлот" (близнец здания МГА) и Московский городской аэровокзал: на фото гостиница - слева, здание МГА - справа, аэровокзал - на переднем плане. Комплекс был введён в строй одновременно с образованием МГА СССР в 1964 г. При указании адреса на обложке был использован 6-значный индекс, который начал использоваться в СССР в 1971 г., отсюда и нижний предел даты выпуска таких бланков. У всех известных экземпляров билетов этого вида в конце номеров стоит латинская "С" (3-й выпуск):
 
Последнее редактирование:
В 1974 г. значительно изменилось оформление обложек билетов, на них стал изображаться флагман Аэрофлота тех лет - первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62, а название авиакомпании стало указываться не только кириллицей и латиницей, но и в развёрнутом виде на английском языке - "Soviet Airlines": к тому времени за рубежом это сочетание уже успело стать равнозначным слову "Аэрофлот". Логотип с приставкой "Советские авиалинии" сначала использовался в авиарекламе 1960-х гг. (на карманных календариках - с 1965 г.), в 1968 г. он стал размещаться на страницах авиарасписаний, а к 1969 г. появился и на бланках некоторых перевозочных документов (например, на багажных и авиагрузовых бирках). В 1973 г. в связи с 50-летием ГА СССР началось использование обновлённого логотипа Аэрофлота, при этом изменился и шрифт написания "Soviet Airlines" - этот вариант и был впервые размещён на обложках билетов-книжек. Тем не менее, на купонах авиабилетов авиакомпания по-прежнему именовалась как "Аэрофлот СССР". Номера билетов стали 7-значными, при этом перестали указываться серии выпусков. Билеты этого вида стали последними, у которых были разноцветные корешки. Количество перевозчиков стало обозначаться римскими цифрами:


Второй полётный купон билета на обратный рейс перевозки Москва-Амстердам-Москва, оформленный 1 июля 1976 г.:



1976-1978 гг.:
В 1930 г. IATA утвердила стандарт международного авиабилета с несколькими полётными купонами для ручного заполнения. 1 декабря 1971 г. была утверждена резолюция IATA 722 "Transitional Automated Ticket (TAT)" ("копирующийся автоматический билет"), 15 декабря 1972 г. принята резолюция IATA 720a "Passenger Ticket and Baggage Check - Issuance and Honouring Procedures" (процедура выпуска и оплаты билетов), а 1 ноября 1974 г. - резолюция 720 "Passenger Ticket and Baggage Check - Technical Specifications" (техническая спецификация бланков). Так в первой половине 1970-х гг. появился новый формат международного авиабилета, данные для которого генерировались автоматически на компьютере, а бланк заполнялся с использованием принтера. Билеты, оформлявшиеся непосредственно авиакомпаниями, назывались "Transitional Automated Ticket" (TAT), а билеты, оформлявшиеся лицензированными IATA агентами (н-р, турфирмами), - "Off-Premise Transitional Automated Ticket" (OPTAT). Бланки ручного и машинописного заполнения были унифицированы, поэтому применение бланков для ручного заполнения старого формата было прекращено.
К 1976 г. у Аэрофлота появились бланки билетов, отвечавшие новым требованиям IATA, - вплоть до прекращения использования в 2008 г. они выпускались на специализированной западногерманской типографии "Bartsch International". На обложке билетов появилось поле для указания имени пассажира ("выдан/delivered to"), номер билета стал 9-значным, количество перевозчиков стало указываться горизонтальными чёрточками в левом верхнем углу обложки:


На внутренней стороне передней обложки указывалось время прибытия пассажира в аэропорт/аэровокзал, на третьей и четвертой страницах билета были отпечатаны «Условия договора о международной воздушной перевозке» на русском и английском языках, на пятой и шестой страницах были отпечатаны «Ответственность перевозчика при международной перевозке» на русском и английском языках, на седьмой странице билета был указан перечень на русском и английском языках предметов и материалов, запрещенных к перевозке, на восьмой странице билета был приведён перечень на русском и английском языках предметов, которые разрешалось перевозить бесплатно. Далее следовали разноцветные купоны билета, на которых, наконец, появился логотип "Soviet Airlines" (назначение каждого из них см. в начале обзора):


На обратной стороне каждого из купонов, кроме последнего, имелся карбонированный копировальный слой, который предназначался для ускорения заполнения бланков билетов:


Купон для пассажира находился на внутренней стороне задней обложки, а на её внешней стороне была размещена реклама Аэрофлота. Пассажирский купон раннего TAT-билета Аэрофлота:



1979-1988 гг.:
В 1979 г. изменилось оформление обложки, с неё было убрано поле для указания имени пассажира - оно стало указываться на обложке папки для билета. Тогда же изменился и формат написания номера билета: за кодом-префиксом (555) следовало 4 цифры, обозначавшие тип и форму документа IATA, за которыми следовал 7-значный номер:


Второй полётный купон билета для 2-х перевозчиков:


В том же 1979 г. появилась разновидность билета с добавленной на обложку олимпийской символикой, которая использовалась в период проведения московской Олимпиады 1980 г.:


После завершения Олимпиады 1980 г. с обложки убрали олимпийскую символику, а чёрточки, обозначавшие количество полётных купонов в билете, первое время всё ещё находились в нижней части корешка обложки - вскоре их перенесли в центральную часть корешка, как это было у исходного билета 1979 г.:
 
К 1982 г. на билетах снова стал указываться адрес в Шереметьево - на этот раз адресатом являлось Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУМВС), созданное в 1971 г. на базе ТУМВЛ. В первой половине 1980-х гг. "шереметьевские" бланки использовались наряду с предшествующими бланками с указанием адреса МГА СССР на Ленинградском проспекте:


У бланков с адресом МГА имелась разновидность на арабском и английском языках:


Купоны англоарабского билета заметно отличались по оформлению от купонов обычного англорусского билета (оба билета снизу - на 4 рейса):


Также у них различались и задние обложки. Во 2-й половине 1980-х гг. на задней обложке "шереметьевских" бланков вместо фотографии с видом на Московский Кремль была размещена реклама Аэрофлота с изображением полушарий Земли:


К концу 1980-х гг. у Аэрофлота появились бланки TAT-билетов нового вида, которые состояли из 2-х отдельных частей: 1) обложки с прикреплёнными к ней информационными страницами и 2) блока с купонами. Блок с купонами вставлялся в принтер и после заполнения вклеивался в обложку. Судя по тому, что билеты с такими обложками рассматриваемого периода известны всего в 3-х экземплярах, до 1989 г. они выпускались малыми партиями - гораздо большее распространение такие билеты получили в 1990-е и 2000-е гг. Бланки с вклеиваемыми блоками выпускались в 2-х вариантах: с обложкой, открывавшейся вертикально и горизонтально. В первом случае на обложке всё ещё указывался номер билета:


На обложках, открывавшихся горизонтально, номер уже не печатался - это позволяло использовать при оформлении билетов обложки и блоки из разных партий. На фото снизу представлена обложка, выпущенная до 1989 г., а вклеенный в неё блок был выпущен в 1992 г. (к 1990 г. год выпуска стал указываться в правом верхнем углу купонов):



1989-1992 гг.
В 1989 г. Аэрофлот стал полноправным членом IATA - с того года соответствующее упоминание присутствовало на обложках билетов. На билетах, выпускавшихся с 1989 по 1992 гг., снова указывался адрес МГА СССР на Ленинградском проспекте:


К 1990 г. в значительной степени изменилось оформление купонов билетов ручного заполнения. Номер стал указываться в нижней части купонов, причём на купоне для контроля и на полётных купонах он указывался не только в цифровом варианте, но и в виде штрихкода. На все служебные купоны был добавлен гильош (орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой):


Изменилось и оформление купонов TAT-билетов, распечатываемых на принтере. Все известные обложки для вклеиваемых блоков, выпущенные после 1989 г., открываются горизонтально:


В 1992 г., в связи с распадом Советского Союза, на обложках билетов было изменено название страны приписки авиакомпании с "СССР" на "Россия":


1 апреля 1993 г. Постановлением "Об акционерном обществе "Аэрофлот - российские международные авиалинии" производственно-коммерческое объединение "Аэрофлот - советские авиалинии", Центральное управление международных воздушных сообщений, международный аэропорт Шереметьево, Международное коммерческое управление гражданской авиации, Шереметьевское авиационно-техническое предприятие, Центр международных расчётов гражданской авиации и государственная авиакомпания "Московские воздушные линии" были реорганизованы в акционерное общество "Аэрофлот — Российские международные авиалинии".
В 1993 г. у АО "Аэрофлот", правопреемника ЦУМВС, появились тёмно-синие бланки билетов. Билеты этого цвета выпускались и в 1980-е гг., но малыми партиями - это довольно редкие разновидности голубых билетов: 1) с указанием адреса "Ленинградский проспект", 2) с указанием адреса "Шереметьево" и 3) с упоминанием про членство Аэрофлота в IATA.
 
Последнее редактирование:
купон билета на обратный рейс перевозки Москва-Амстердам-Москва, оформленный 1 июля 1976 г.
Этот Корчной В. Л. -- тот самый Корчной?
И это тот самый неиспользованный билет на возвращение в Москву!
Исторический документ, однако.
 
Последнее редактирование:
Этот Корчной В. Л. -- тот самый Корчной?
И это тот самый неиспользованный билет на возвращение в Москву!
Исторический документ, однако.

Да, это его билет. Фото найдено здесь (там же описана история, связанная с этим билетом).

694301
 
Билеты на чартерные рейсы Аэрофлота

Чартер - договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и их багажа, груза, почты или иных целей. Туроператоры организуют чартерные рейсы для доставки своих клиентов к местам отдыха и обратно без пересадок, перевозка может осуществляться по маршруту, по которому у авиакомпании нет регулярных рейсов. Чартерные рейсы не вносятся в общее расписание, билеты на них распространяются через туроператоров.
В рассматриваемый период билеты на чартерные рейсы оформляли как турфирмы, так и сами перевозчики: в первом случае это делалось с использованием специальных бланков для чартерных рейсов, а во втором - с использованием обычных бланков авиабилетов:

Чартерные билеты, оформленные туроператорами. Туроператоры оформляли чартерные билеты на бланках, выпускавшихся авиакомпаниями либо в виде традиционной купонной книжки (см. билет а/к "Olympic airways"), либо в виде бланкового билета с 2-мя купонами на рейсы "туда" и "обратно" (см. билет а/к "TAP Air Portugal") - все известные билеты Аэрофлота относятся ко 2-му виду. В отличие от обычных билетов международных авиалиний, на бланках для чартерных рейсов отсутствовали поля для указания класса обслуживания, так как все пассажиры чартерных рейсов обслуживались одинаково.

Билет на чартерный рейс Аэрофлота с наиболее ранней датировкой был оформлен турфирмой "Horizon Holidays Ltd" 7 августа 1973 г. На бланке билета всё ещё присутствует старый логотип 1960-х гг. - на год использования билета пришлось обновление логотипа Аэрофлота в связи с 50-летием Гражданской авиации СССР. Примечательно, что логотип с приставкой "Soviet Airlines" появился в первую очередь на чартерных билетах, и лишь в 1974 г. - на основных билетах международных авиалиний. Под логотипом указывался адрес представительства Аэрофлота в стране выдачи билета - на рассматриваемом бланке указан дом в Лондоне по адресу Риджент-стрит, 292, в котором располагались представительства Аэрофлота и Интуриста (фото). В отличие от основных билетов международных авиалиний Аэрофлота, бланки для чартерных рейсов не содержали ни слова на русском языке, так как предназначались исключительно для иностранных туристов:


Второй билет был оформлен 28 июня 1979 г. турфирмой "Progressive Tours Ltd". В апреле 1975 г. представительство Аэрофлота переехало в новый офис на Пикадилли (фото), а прежнее помещение в здании на Риджент-стрит осталось за Интуристом, поэтому на бланке второго чартерного билета указан уже другой адрес. У перевозочного документа слегка изменилось название: "Пассажирский билет на чартерный/частично чартерный рейс" (частичный чартер - перевозка с бронью блока мест на регулярном рейсе). К концу 1970-х гг. номера чартерных рейсов стали обозначаться 4-значными числами. Номера билетов стали наноситься на бланки печатным способом, да и сами бланки заполнялись уже не от руки, а на принтере - в билеты вписывалось только имя пассажира. Как и в случае с билетами-книжками, в 1979 г. на чартерных билетах была размещена символика московской Олимпиады 1980 г. В правой части рассматриваемого билета - неоторванный купон на обратный рейс:


Третий билет был оформлен турфирмой "Progressive Tours Ltd" 20 июня 1985 г. На фото - купон для пассажира и полётный купон на обратный рейс:



Чартерные билеты, оформленные Аэрофлотом. В случае, если чартерные билеты оформлялись самой авиакомпанией, это делалось с использованием обычных бланков билетов международных авиалиний. Выписывались как групповые, так и индивидуальные билеты. Групповой чартерный авиабилет удостоверял заключение между туроператором и перевозчиком разового договора по перевозке пассажиров и их багажа. Ниже на фото - групповой билет на чартерный рейс Баку-Рим, оформленный для некоей турфирмы в октябре 1980 г. в московском Центральном международном агентстве Аэрофлота. В поле для указания имени пассажира вписан проводник группы и количество сопровождаемых пассажиров (140), в поля для указания стоимости билета - "CHRT" (charter/ чартер), а в поле для указания формы оплаты - "INV" (invoice/безналичная):


Если туроператор перевозил своих клиентов по групповому билету, то для каждого из них он оформлял авиабилеты на собственных бланках - эти билеты удостоверяли заключение договора перевозки между клиентами и их туроператором, зафрахтовавшим воздушное судно. Например, билет на чартерные рейсы Аэрофлота Лондон-Сочи-Лондон, оформленный на бланке турфирмы "Thomson Holidays" 12 августа 1982 г.:


Договор перевозки также мог заключаться непосредственно между клиентами турфирмы и перевозчиком - в этом случае для каждого пассажира чартерного рейса Аэрофлот оформлял индивидуальный билет. Например, TAT-билет на чартерные рейсы Болонья-Москва-Санкт-Петербург-Болонья, оформленный отделением Аэрофлота в Падуе (Италия) на клиента турфирмы "Clipper International":



Перевозочные документы при групповых перевозках туристов внутрисоюзными рейсами
Из книги Букин Г.А., Волков М.М. Коммерческая эксплуатация воздушного транспорта: Учебное пособие. Л., ВАУ ГВФ, 1964.: "В целях повышения рентабельности самолетомоторного парка в период снижения пассажиропотоков (осень, зима и весна) разрешено заключать с городскими экскурсионными бюро, а также предприятиями и учреждениями договоры на групповые перевозки туристов по отдельным незагруженным линиям ГВФ... Выделение специальных самолётов (внерейсовых) разрешается только на 100-местных вариантах Ту-104, Ил-18 и Ан-10 при условии оплаты организациями за все пассажирские кресла в оба конца... перевозка оформляется групповым билетом; расчеты за перевозку производятся за наличный расчет, по безналичному расчету и чеками из лимитированных книжек; перевозка осуществляется на прямых рейсах (без пересадок в пути следования и без остановок)."

При перевозке туристов по групповому билету бюро путешествий выдавало каждому члену группы по два посадочных талона - на рейсы к месту отдыха и в обратном направлении (это своего рода аналог рассмотренных выше чартерных билетов на бланках иностранных турфирм):
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад