Сайт переехал сюда. Чем можете помочь? Следите за обзорами - если в них будут отсутствовать артефакты, которые имеются у Вас, прошу выложить их фотографии в этой теме (фото желательно с обеих сторон)! Также приветствуются замечания и дополнения по тексту.День добрый! Не дадите рабочую ссылку на сканы обложек рекламы союзных республик?
P.S. Может чем могу быть полезен?!
Служебные билеты Аэрофлота
Служебные билеты разделялись на разовые и годовые: первые давали право как бесплатного, так и льготного проезда, а вторые - только бесплатного проезда. Согласно "Правилам применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР (ППТ-84)" бесплатные служебные билеты применялись при командировочных перевозках работников ГА, а также при перевозках работников ГА к местам обучения для повышения квалификации (§367, 389, 397), а льготные со скидкой 50% - при перевозках студентов вузов ГА (§390). При перевозках работников ГА и их семей к местам отдыха применялись как льготные, так и бесплатные разовые служебные билеты (§411). Кроме того, служебные билеты применялись при перевозках работников сторонних учреждений и ведомств, выполнявших поручения, связанные с деятельностью гражданской авиации (например, служебные билеты выдавались представителям управлений почтовой связи при совместных с работниками ГА проверках состояния организации перевозок авиапочты).
1930-е - конец 1950-х гг.
Наиболее ранние сведения о служебных билетах Аэрофлота из известных на данный момент относятся ко 2-й половине 1930-х гг.: согласно Инструкции ГУГВФ от 25.04.1937 г. служебные перевозки оформлялись нарядами, которые затем обменивались в аэропортах отправления на билеты обычной формы с пометкой "служебный". Как правило, выписывались льготные служебные билеты со скидкой 50% - бесплатные же оформлялись только в особых случаях, по персональным разрешениям начальников управлений ГВФ. Оплата льготных служебных билетов производилась из средств, выделявшихся учреждениями ГА на командировочные или транспортные расходы. Уже в 1930-е гг. существовала система зонирования служебных перевозок: территориальные управления ГВФ могли оформлять наряды на служебные перевозки, совершаемые только в пределах своих территорий, а ГУГВФ - на перевозки по всей территории СССР. В инструкции упоминаются только разовые билеты - по-видимому, годовых бесплатных служебных билетов на момент выхода документа ещё не существовало.
Ниже на фото представлен наиболее ранний из известных служебных билетов Аэрофлота, причём - годовой: он был оформлен в конце 1945 г. и затем был продлён до конца 1947 г. Судя по дате выпуска этого бланка, годовые служебные билеты появились к 1944 г. До начала 1960-х гг. зоны действия служебных перевозочных документов обозначались на них "сериями": серия "Ц" - на право бесплатных полётов по всем воздушным линиям ГУГВФ, серия "У" - для полётов в пределах одного территориального управления ГВФ:
До конца 1950-х гг. разовые служебные билеты оформлялись на бланках билетов обычной формы с пометкой "Служебный" и маркировкой в виде диагональных линий. Судя по заголовку графы для указания основания выдачи билета, вплоть до 1959 г. разовые служебные билеты выдавались по нарядам на служебную перевозку. На фото - разовый служебный билет на бланке 1955 г., оформленный в 1959 г.:
Ниже на фото - ещё один годовой бесплатный служебный билет серии "Ц", оформленный в конце 1959г. Бланк этого билета явно был выпущен не к 1960-му году - об этом говорит заголовок "действителен по___195_г.", так что указание года использования "1960" - просто надпечатка:
Начало 1960-х - 1979 г.
В начале 1960-х гг. зоны действия служебных перевозочных документов стали называться вместо "серий" "литерами": литер "ЦА" - для полётов работников центрального аппарата ГУГВФ по всем внутрисоюзным авиалиниям, литер "Ц" - для полётов по всем внутрисоюзным авиалиниям, литер "У" - для полётов по всем авиалиниям одного территориального управления или отдельной авиагруппы, литер "М" - для полётов по местным воздушным линиям одного авиапредприятия (аэропорта). С 1960 или с 1961 г. бланки разовых служебных билетов стали значительно отличаться от бланков обычных авиабилетов как по форме, так и по внешнему оформлению. Нововведение заключалось также в том, что билеты выдавались уже не на основании служебных нарядов, а по "требованиям на выдачу служебных билетов", оформлявшимся предприятиями, учреждениями и организациями ГВФ. На фото - разовый льготный билет литера "Ц" со скидкой 50%, оформленный в 1961 г. (были также льготные служебные билеты со скидкой в 75 %):
Далее - разовый бесплатный билет литера "Ц", оформленный в 1965 г. на бланке 1-й половины 1960-х гг.:
С 1965 г. бланки разовых служебных билетов были приближены по оформлению к бланкам обычных авиабилетов. Разовые билеты литеров "ЦА", "Ц" и "У" были идентичны по форме и различались только буквами литер, а также цветами и количеством диагональных линий на лицевой стороне бланков. Литеры указывались не только в шапке билета, но и на контрольных талонах, отрывавшихся в аэропортах отправления и использовавшихся для учёта отправленных служебных пассажиров (например, "2У" на контрольном талоне означало: 2-й талон, литер "У"). Ниже на фото - четыре разовых служебных билета на бланках образца 1965 г.:
Бесплатный литера "Ц" (форма № К-40):
Бесплатный литера "У" (форма № К-42):
Льготный литера "У":
Бесплатный литера "М":
Далее - разовый бесплатный билет литера "У" на бланке образца 1974 г.: фамилия, имя служебного пассажира и номер его документа стали указываться не на лицевой, а на обратной стороне контрольных талонов, также изменился текст правил перевозки: