Архангельское УГА

Aleck

Старожил
Часть 1-я. Парк воздушных судов.
Архангельское УГА выделилось 8 августа 1972 года в результате деления Северного УГА на два самостоятельных управления – Ленинградское и Архангельское. По наследству от старого подразделения ему достались один Ан-24 – 46820, 7 Ан-24Б (номера приведены в порядке их прихода в Архангельск) – 46214, 46260, 46269, 46275, 46424, 46564, 47288, работавшие в АРГ в составе старого управления с 16 июня 1966 г.; Ил-14 №№ 41831, 41835, 52042, 61776, 91535 (список Ил-14 неполный…), Ли-2 (номера приведу позднее) и Як-40 (дата начала эксплуатации 15.08.1969) №№ 87701, 87702, 87713, 87714, 87728. С 1 января 1971 года Архангельское УГА начало эксплуатировать Ил-18, пришедшие из Пулково №№ 75663, 75784, 75535 и 75586.
Далее события приведены по годам:
1971 год: Поступили Як-40 №№ 87790 и 87793
1972 год: 26.08.1972 г. в условиях плохой видимости в Архангельском аэропорту разбился Ил-18Б № 75663. Ан-24Б № 47288 передан Псковскому Авиапредприятию Ленинградского УГА.
1973 год: Поступили новые Ан-24РВ № 46511 и Як-40 № 87843. Як-40 № 87790 разбился в Архангельске 31 октября.
1974 год: Окончание эксплуатации самолётов Ли-2. Начало эксплуатации самолётов Ту-134А. Первый № 65811 прибыл из Пулково в марте. В течение года поступили с завода ещё №№ 65827 и 65846. Начало эксплуатации Як-40 в Котласском авиаотряде. Туда поступили машины №№ 87392 и 87456. В дальнейшем Як-40 поступали только в Котлас. В Архангельск прибыли новые Ан-24РВ №№ 46651 и 46667.
1975 год: Начало эксплуатации самолётов Ан-26. Поступили две новые машины №№ 26551 и 26556. Посупление в Архангельск новых Ту-134А №№ 65883, 65898 и Ан-24РВ №№ 46528 и 47305. В Котлас поступили новые Як-40 №№ 87336, 87521 и 87235.
1976 год: Поступил новый Ан-26 № 26542.
1977 год: Окончание эксплуатации самолётов Ил-18. Последний рейс Архангельского УГА совершила машина 75784 26 декабря 1977 г. Поступление новых Ту-134А №№ 65052, 65066, 65083 и 65084. Поступление новых Ан-26 №№ 26615 и 26622.
1978 год: Поступили новый Ту-134А № 65096, и машина 1973 года из ЦУМВС № 65976. Поступил новый Ан-26 № 26501. В Котлас поступили два новых Як-40К №№ 87956 и 87957.Из Душанбе в Архангельск передан Ан-24Б № 46560.
1979 год: В Архангельск поступил новый Ан-26 № 26682. 3 сентября в Амдерме разбился Ан-24Б № 46269, а 16 ноября в Вологде разбился Як-40 № 87456. Самолеты №№ 87701 и 87702 переданы Актюбинскому ВЛУ ГА.
1980 год: Поступил первый Ан-26Б № 26024. Списан Як-40 № 87843.
1981 год: из Шереметьево передан Ту-134А № 65955, а из Быково Ан-24РВ № 46617. Поступили новые Ан-26Б №№ 26052 и 26076.
1982 год: Списан Ту-134А № 65883.
1983 год: Поступили новые Ан-26Б №№ 26104 и 26135. 24 декабря в Архангельске разбился Ан-24РВ № 46617.
1980-1984 гг: поступили Ту-134А №№ 65103, 65116, 65132 и 65143.
1984 год: Окончание эксплуатации самолетов Ил-14.
1985 год: Во 2-е Архангельское АП поступают новые Л-410УВП-Э №№ 67551, 67552, 67553.
1986 год: Ан-24РВ № 46511 передан Брянскому Авиапредприятию УГАЦиА. Во 2-е Архангельское АП поступают новые Л-410УВП-Э №№ 67562, 67563, 67564, 67565, 67566, 67567, 67569
1987 год: Списаны Як-40 №№ 87714 и 87728.
1988 год: Начало эксплуатации в Архангельске самолетов Ту-154Б-2 совместно с Латвийским УГА. Списан Як-40 № 87392.
1989 год: из Баку поступил Ту-134А-3 № 65819. Во 2-е Архангельское АП поступают новые Л-410УВП-Э №№ 67602, 670603, 67606.
1988-1990 гг: поступление в Архангельское АП самолетов Ту-154Б-2 №№ 85365, 85386 и 85468.
1991 год: Поступление самолета Ту-154Б-2 № 85301 из Внуковского ПО.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Часть 2-я. Эксплуатация.
25 февраля 1963 года в посёлке Талаги был сооружен новый аэровокзальный комплекс с ВПП твёрдого покрытия, способный принимать самолёты Ан-12, Ил-18 и Ту-124. Но поскольку в парке предприятия до 1971 года отсутствовали многоместные самолеты,
архангельскими авиаторами обслуживались в основном рейсы местного значения.
В 1966-1971 гг из Архангельска за пределы области выполнялись рейсы на Ан-24 по направлениям: Архангельск-Москва(Шереметьево) 2 раза в день, Архангельск-Сыктывкар-Свердловск 3 раза в неделю, и 1 рейс в день на Ли-2 по маршруту: Архангельск-Вельск-Шенкурск-Вологда-Москва(Быково). Кроме того, Ленинградскими авиаторами на самолетах Ил-18 из Архангельского аэропорта выполнялись рейсы: 1183/1184 и 1185/1186 Архангельск-Москва (Шереметьево), 4069/4070 Архангельск-Минеральные Воды-Сочи, 4071/4072 Архангельск-Краснодар-Сочи, 4073/4074 Архангельск-Ростов на Дону-Сочи, 4079/4080 Архангельск-Симферополь и 4081/4082 Архангельск-Киев(Борисполь)-Одесса. С поступлением 1 января 1971 года в Архангельское АП самолетов Ил-18 все эти направления перешли архангелогородцам.

В 1974-1977 гг. география полётов значительно расширилась. На Ту-134А выполнялись рейсы: 2315/2316, 2321/2322, 2323/2324/, 2325/2326, 2327/2328 Архангельск-Москва(Шереметьево), 8915/8916 Архангельск-Горький-Минеральные Воды, 8923/8924 Архангельск-Киев(Борисполь)-Одесса, 8927/8928 Архангельск-Минск-Кишинев, 8929/8930 Архангельск-Киев(Борисполь), 8951/8952 Архангельск-Ленинград(Пулково); на Ил-18 выполнялись рейсы: 2317/2318 Архангельск-Москва(Шереметьево), 277/278 Москва(Шереметьево) – Свердловск, 8899/8900 Архангельск-Краснодар, 8901/8902 Архангельск-Ростов на Дону, 8907/8908, 8909/8910 и 8911/8912 Архангельск-Сочи, 8919/8920 Архангельск-Симферополь, 8921/8922 Архангельск-Харьков-Симферополь, 8937/8938 Архангельск-Ленинград(Пулково)-Калининград, 8945/8946, 8947/8948 и 8949/8950 Архангельск-Ленинград(Пулково), 8979/8980 и 8981/8982 Архангельск-Мурманск; на Ан-24 выполнялись рейсы: 2319/2320 Архангельск-Москва(Быково), 2329/2330 Архангельск-Котлас-Москва(Быково), 8881/8882 Архангельск-Котлас-Уфа-Челябинск, 8883/8884 Архангельск-Киров-Пермь-Свердловск, 8885/8886 Архангельск-Котлас-Пермь-Свердловск, 8887/8888 Архангельск-Котлас-Казань, 8893/8894 Архангельск-Котлас-Куйбышев-Волгоград, 8895/8896 Архангельск-Котлас-Ульяновск-Волгоград, 8953/8954 Архангельск-Ленинград(Смольный), 8961/8962 Архангельск-Петрозаводск, 8967/8968 Архангельск-Сыктывкар, 8971/8972, 8973/8974, 8975/8976 и 8977/8978 Архангельск-Мурманск, 8983/8984 Архангельск-Ленинград(Смольный)-Вильнюс-Львов; на Як-40 выполнялся рейс 8965/8966 Архангельск-Котлас-Сыктывкар.

В период расцвета авиаперевозок в конце 80-х – начале 90-х гг. география полетов была следующей:
На Ту-134А : 2317/2318, 2323/2324, 2325/2326 и 2329/2330 Архангельск-Москва(Шереметьево), 2333/2334 Нарьян-Мар-Москва(Шереметьево), 2335/2336 Амдерма-Москва(Шереметьево), 8731/8732 Мурманск-Архангельск-Свердловск, 8733/8734 Мурманск-Архангельск-Свердловск-Новосибирск, 8883/8884 Архангельск-Горький, 8895/8896 Архангельск-Казань-Волгоград, 8933/8934 Архангельск-Куйбышев-Баку, 8937/8938 Архангельск-Калининград, 8943/8944 Архангельск-Минск, 8945/8946, 8949/8950, 8951/8952, 8953/8954, 8955/8956, 8957/8958 Архангельск-Ленинград(Пулково), 8963/8964 Архангельск-Воронеж, 8965/8966 Архангельск-Сумы-Сухуми, 8967/8968 Архангельск-Донецк, 8969/8970 Архангельск-Харьков, 8971/8972 Архангельск-Курск-Донецк, 8973/8974, 8975/8976 и 8991/8992 Архангельск-Мурманск, 8977/8978 и 8987/8988 Архангельск-Нарьян-Мар, 8979/8980 Архангельск-Днепропетровск, 8981/8982 Архангельск-Курск-Жданов, 8983/8984 Архангельск-Вильнюс-Львов, 8985/8986 Архангельск-Гомель, 8993/8994 Мурманск-Архангельск-Челябинск-Ташкент, 8995/8996 Архангельск-Челябинск, 8997/8998 Архангельск-Амдерма.
На Ту-154Б-2: 2315/2316, 2321/2322 и 2327/2328 Архангельск-Москва(Шереметьево), 8899/8900 Архангельск-Краснодар, 8901/8902 Архангельск-Ростов на Дону, 8907/8908 Архангельск-Анапа, 8909/8910 Архангельск-Сочи, 8915/8916 Архангельск-Минеральные Воды, 8921/8922 Архангельск-Симферополь, 8923/8924 Архангельск-Одесса, 8927/8928 Архангельск-Кишинев, 8929/8930 и 8931/8932 Архангельск-Киев(Борисполь), 8941/8942 Архангельск-Минск, 8947/8948 Архангельск-Ленинград(Пулково).
 
Кстати, ты как-то говорил, что коллекционируешь старые расписания. А что у тебя сейчас есть? :rolleyes:
 
Aleck, спасибо огромнейшее! просто супер преогромнейшее! :pivo:

Я коллекционирую все расписания - не только старые. А конкретно из старых у меня рейсы BEA из Берлина (зима 1967), JAL (лето 1978го) и Air Afrique (лето 79) и тарифы Air Alpes на лето 1978.

Самое грустное, что нигде не могу достать Аэрофлот старый :( Есть только какие-то буклеты "старинные" - про первый класс на рейсах в Сочи и что-то еще про международные рейсы.
 
Будешь в моих краях - могёшь отксерить мою коллекцию расписаний. Прислать по инету, увы не могу - больше двух тыщ страниц...
 
Aleck, объязательно отксерю! Только вот я в ваши края пока не собираюсь :(
 
На выходных "пошерстил" интернет — уж больно много пищи для размышлений вы мне дали — еще раз огромное спасибо — все никак не нарадаюсь 8-)

Вот пока какие правки/вопросы возникли:

CCCP-85301 ли поступил в Архангельск? По моим данным это был  RA-85302, который позже (в 1997мом) был списан.

Когда появился 85551?

про 65883 ничего не знал... Буду теперь искать. А почему его списали через 7 лет после появления — он вроде новый же поступил?

еще по Ту-134 - в разное время в АВЛ летали 65043 (недавно), 65056 (с полета на котором начался мой интерес к номерам - раньше я их просто не замечал, а тут 6 часов сидели в Е-бурге в самолете и я на номер на правом крыле насмотрелся 8-)), 65720 (не знаю откуда пришел, когда, последний раз нес рег. UR-BYY), 65819 (списан в АРХ в 1998 году, откуда взялся — не знаю), 65934 (???, летает сейчас как салон).

С Антоновыми буду на днях разбираться.

По происшествиям:

CCCP-87790 разбился вроде как 8 августа - http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19730808-1

15 сентября под Березником разбился Ил-14 № 41831 — http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19800915-1

24 декабря 1983 года Ан-24 разбился не в Архангельске, а в Лешуконском:
http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19831224-0. Больше того, на форуме есть свидетель этой катастрофы — Alex R, который подробно все описывал.

ну и после 1991го года:

1993 год: 7 мая Ту-134 № 65976 сел с невыпущенной правой основной стойкой, чему ваш покорный слуга был свидетелем, самолет позже был списан. http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19940507-1

1995 год: 6 февраля Ан-24РВ № 46564 после посадки съехал с полосы и позже был списан http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19950206-0.

В истории авиапредприятия было 2 случая захвата самолетов:

20 января 1989 года был захвачен Ту-134 (регистрация неизвестна?) выполнявший рейс Архангельск – Одесса. Захватчик(и) требовали лететь в Израиль или Румынию.

28 марта 1991 года был захвачен Ту-134 (регистрация неизвестна?) выполнявший рейс Архангельск – Ленинград – Калининград. Захватчик(и) требовали лететь в Швецию.

Очень много вопросов связано с расписанием, но их я на потом оставлю, потому как есть идея связаться с музеем авиации Севера (оказывается есть такой — сколько лет жил в Архангельске — никогда не знал) с целью получения ответов.
 
85551 08.1982-12.1993 ЗСУ ГА, Толмачевское АП; 14.06.1998-20.10.2001 Ист-Лайн, 20.10.2001- н.в. АВЛ
65043 29.03.1977-20.03.1993 - Прив. УГА, Горьковское АП, 20.03.1993-… Нижегородские АЛ
65056 04.1977- 1984 235-й ОАО, 1984-1992 - Уральское УГА, Ижевское АП
65720 01.1980 –31.08.1993 МАП, ЛИИ им. М. М. Громова, 10.1993-06.1995 – Ставропольские Авиалинии, 03.07.1995-23.08.1997- АВЛ, 08.1997-27.01.01 Туполев-Аэротранс, продан на Украину.
65934 12.1983 – 07.1999 МАП, ИАПО; 16.08.1999- 02.01.2000 АВЛ
Почему списали 65883 – не знаю. После списания он своим ходом улетел в Кирсанов, в училище, стал учебным пособием.
Про 65819 я подробно написал выше. Поступил 26 сентября 1989 из Баку.
Про 85301 и 85302 я перепутал, сорри, вообще, что касается Внуковских «скотовозов» - здесь настолько темные истории… разные источники говорят противоречивые данные.
По катастрофам и происшествиям я особо данные не собирал, посему скорей всего было именно так, как у тебя написано.

ЗЫ, поскольку мы уже давно друг друга знаем, пусть и заочно, предлагаю перейти на «ты». :pivo:
 
Забыл воткнуть одну поставку в АРГ 1990 года: Л-410УВП-Э СССР-67628.
 
Реклама
Вот обещанный список Ли-2. Всего их там было то ли 7, то ли 8 штук, мне пока известны 63872, 63873, 71231, 83870 и 84658.
 
thnx!

интересно, а как теперь восстановить информацию по Ли-2 - остались какие-нибудь реестры или только "по воспоминаниям очевидцев"?
 
По воспоминаниям очевидцев, Ли-2 в Архангельске было 17 штук. С номерами гораздо сложнее.
Не совсем в тему Архангельского УГА, но также в Талаги летали латвийские Ту-104 и вроде как мурманские Ту-124... Может кому интересно...
 
Plinker,
Ту-104 в Латвийском управлении не было, на рейсах Архангельского УГА использовались латвийские Ил-18,Ту-134,Ту-154.
27.08.1966 авария в а/п Талаги Ил-18в СССР-75552 Рижского оао
 
По воспоминаниям очевидцев, Ли-2 в Архангельске было 17 штук. С номерами гораздо сложнее.
попробую:

из ВВС:
73964/33444410 - с 27/12/1972, списан 3/7/1973
73965/33444005 - с 1/11/1972, списан 31/1/1975
73963/18437205 - с 11/11/1972, списан 3/7/1973
73962/18431701 - с 2/11/1972, списан 14/12/1973

из ВСУ:
73972/18439207 - с 10/1974, списан 29/4/1975

из СУ:
63836/5107 - с 1/1/1973, списан 22/1/1974
63872/18434202 - с 1/1/1973, списан 30/11/1974
63878/23443706 - с 1/1/1973, списан 28/9/1975
63881/18439305 - с 1/1/1973, списан 4/4/1975
63882/18437802 - с 1/1/1973, списан 4/4/1975
63883/23440810 - с 1/1/1973, списан 1/7/1975
63884/23442908 - с 1/1/1973, списан 30/4/1975
71231 (он же 51106)/18438705 - с 1/1/1973, списан 30/9/1974
71249 (он же 51139)/18434705 - с 1/1/1973, списан 3/7/1973
84528/18432105 - с 1/1/1973, списан 22/2/1974
84593/33444709 - с 1/1/1973, списан 28/2/1975
84628/18432208 - с 1/1/1973, списан 30/5/1974

из УрУГА:
63911/33444010 - с 9/1/1974, списан 9/4/1974

из перечисленных уважаемым Aleck'ом, не встретил Ли-2 63873 и 84658.
83780 - опечатка, скорее всего, Ли-2 на 83ххх в МГА вообще не попадалось
 
1989 год: из Баку поступил Ту-134А-3 № 65819.
Недолго же эта машина задержалась в 339-м ЛО. Перед тем как минимум до июля 1987 г. она служила в 269-м ЛО Кишинёвского ОАО Молдавского УГА. Прочие Ту-134А бакинцы к тому времени уже списали или сплавили в другие отряды, перейдя на Ту-134Б. Интересно, по какой причине они взяли одиночную "ашку"?

1993 год: 7 мая Ту-134 № 65976 сел с невыпущенной правой основной стойкой, чему ваш покорный слуга был свидетелем, самолет позже был списан.
По заключению инженерно-технической подкомиссии, RA-65976 №1 подлежал восстановлению, и АПБЧЖ классифицировано как поломка. Хотя, возможно, в связи со сложным финансовым положением и малым остаточным ресурсом самолёт решили не восстанавливать.
 
Северное Управление. Т.е. те борта, которые достались по наследству при разделе СУ на Ленинградское и Архангельское УГА.

перепроверил, 63911 точно с Уральского пришел
 
Реклама
parfaits, спасибо за данные.
У меня вопрос по 73972 ВСУ - есть подробные сведения о нем? В документах Якутского управления несколько раз попадается его номер, но точных сведений о нахождении его в Якутском управлении нет.
83780 - опечатка, скорее всего
Скорее всего имелось ввиду 84780.
 
Назад