Астрономия и астрофизика

Насколько я понимаю - шум - это отклонение сигнала от медианы или ещё какого-то среднего значения. То есть температура просто хаотически прыгает в диапазоне 40мК от средней температуры сенсоров. Я так понимаю.
 
Реакции: SDA
А зачем сравнивать теплое с мягким? В нашем случае холодное со светлым
Я так понимаю стабильность температуры в данном случае - это стабильность температуры сенсоров - скажем так эксплуатационная характеристика. Она указана в абс величине, потому что температура особо не меняется.
А стабильность фотометрии - это, полагаю, стабильность результата измерения интенсивности, то есть характеристика функциональная. И дана она в относительных величинах потому что измеряемые интенсивности отличаются на порядки, так что и абс отклонение измерения отличается очень сильно.
 
Считал, что температурная стабильность - составляющая стабильности фотометрической. В таблице приводят не собственно температурную стабильность, а её влияние на чувствительность сенсора. То есть чувствительность сенсора плавает в пределах 40 мК.
 
Стабильность фотометрии вероятно зависит от стабильности температуры, но зависимость эта может быть крайне замысловатой (учитывая возможную коррекцию на температурный шум). В любом случае мое предположение совсем о другом: один показатель: стабильность физического параметра, второй - стабильность измерения - то есть процесса зависящего от многих физических параметров и алгоритмов коррекции. Несравнимые в общем вещи.
 
Возможно, речь идёт о темновом токе. Он, конечно, шум, но шум смещённый: его матожидание ненулевое и зависит от температуры. Если точно знать температуру, можно избавиться от смещённой составляющей и подавить несмещённую усреднением по времени.
 
Реакции: SDA
в интернетах пишут, что возникли проблемы с прибором NIRISS телескопа James Webb
 
в интернетах пишут, что возникли проблемы с прибором NIRISS телескопа James Webb
починили.



Астрономы отыскали систему колец у карликовой планеты Квавар в Поясе Койпера, хотя в теории их быть не должно.

Астрономы обнаружили третий пример системы колец вокруг небольших тел Солнечной системы. Плотное и неоднородное кольцо было найдено вокруг карликовой планеты Квавар из Пояса Койпера, причем располагается вне предела Роша, что противоречит теоретическим предсказаниям. Статья опубликована в журнале Nature.

Долгое время считалось, что системы колец есть только у планет-гигантов, например Сатурна. Однако открытие колец у кентавра Харикло и карликовой планеты Хаумеа показало, что и небольшие объекты способны обладать подобными структурами. Все известные системы колец располагаются достаточно близко к своим родительским телам, находясь внутри границы, определяемой пределом Роша, где любой спутник будет разрушен приливными силами.

Группа астрономов во главе с Бруно Моргадо (Bruno Morgado) из Федерального университета Рио-де-Жанейро сообщила об обнаружении колец у карликовой планеты Квавар. Открытие было сделано в ходе наблюдений покрытия Кваваром фоновой звезды, за которым следили космический телескоп CHEOPS и камера HiPERCAM, установленная на наземном Большом Канарском телескопе.

Квавар относится к классической популяции объектов Пояса Койпера и обладает радиусом в 555 километров, что делает его седьмым крупным транснептуновым объектом. Карликовая планета обладает спутником Вейвотом, радиусом около 80 километров, который находится на расстоянии примерно 24 радиуса Квавара от самого Квавара.

Обнаруженное у Квавара кольцо плотное и неоднородное и находится на расстоянии 7,4 радиусов Квавара от родительского тела. Это очень необычно, так как кольцо располагается далеко за пределом Роша, а значит в теории из его вещества мог достаточно быстро сформироваться спутник. Ученые считают, что большую роль в стабильности кольца играют упругие столкновения между его частицами, а также тот факт, что положение кольца близко к 1/3 спин-орбитальному резонансу с Кваваром.

 
NYT пишет о проблеме крупных спутниковых группировок на низкой околоземной орбите («Старлинк» и те, что за ним последуют) для наблюдательной астрономии. Любопытно, что орбита «Хаббла» со временем снизилась ниже 550 км, и теперь он ниже основной массы «Старлинков». Поэтому да, они вполне себе мешают наблюдениям старичка-телескопа. По факту, SpaceX предпринимает меры для снижения яркости своих спутников, но вообще дело идет к тому, что через пару десятилетий любой серьезный телескоп нужно будет выводить не только с Земли, но и за пределы низкой околоземной орбиты.

 
К тому времени Gateway обживут, накидать им телескопов по частям на соседние орбиты и пусть их там собирают и обслуживают заодно польза от станции будет
 
Точки Лагранжа, опять-таки.

Когда речь заходит о больших телескопах, часто говорят: мол, надо создать большую ракету, чтобы не париться с лимитом по массам – и запускать сравнительно задешево целые обсерватории. Но еще их нужно сделать обслуживаемыми на тех орбитах, где им предстоит работать. И если с большими ракетами вроде как есть подвижки (SLS, Старшип, CZ-9 и иже с ними), то в технологиях обслуживания вдалеке от Земли пока конь не валялся.
 
Это идеи из разряда "сто марсоходов" в соседней теме
#ау
 
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил детальное изображение туманности вокруг звезды WR 124, относящейся к типу Вольфа–Райе. Ожидается, что в ближайшем будущем светило взорвется как сверхновая, сообщается на сайте NASA.

Звезды Вольфа–Райе представляют собой одну из финальных стадий эволюции очень массивных звезд, которые практически полностью исчерпали запасы водорода в своем ядре, переходя к ядерному горению гелия и более тяжелых элементов. Это чрезвычайно яркие и горячие светила, многие из которых входят в состав массивных двойных звезд. Особой чертой подобных объектов являются порождаемые ими мощные, высокоскоростные ветра, из-за чего многие звезды Вольфа–Райе обладают туманностями. Считается, что такие звезды являются прародителями сверхновых типа Ib и Ic.

WR 124 представляет собой звезду Вольфа–Райе, которая находится на расстоянии 15 тысяч световых лет от Солнца в созвездии Стрелы. Она в 33 раза массивнее Солнца, обладает светимостью, превосходящей солнечную в 150 тысяч и окружена обширной газопылевой туманностью, которая в 10 раз массивнее Солнца.


 


Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» впервые обнаружил силикатные облака на объекте планетарной массы, считающегося коричневым карликом. Помимо них телескоп нашел в атмосфере коричневого карлика целый ряд молекул, включая воду и метан. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.
 
Хмм, откуда на коричневом карлике кремний? Там же реакции синтеза если и идут, то до кремния ещё не добрались.
Или это вселенский мусор, который собрался в недозвезду?
 
По идее, кремний там — из протопланетного облака, из которого и сформировалась эта «уже не планета, ещё не звезда». Вообще, пишут, что соединения на основе кремния довольно типичны для атмосфер коричневых карликов.
 
Конечно, мусор. Ядерное горение кислорода, в результате которого появляется кремний, происходит лишь в звёздах массивнее Солнца. Поэтому кремний там оттуда же, откуда и на Земле.
 
Реакции: SDA

На новом снимке Урана, сделанного «Хабблом», в районе северного полюса планеты сохраняется густая дымка, частицы которой, вероятно, являются продуктами фотохимических реакций в атмосфере. У границы полярной дымки можно увидеть несколько небольших вихрей. С момента наступления равноденствия на ледяном гиганте в 2007 году размер и яркость северной полярной зоны все больше увеличиваются. Ожидается, что пик яркости может прийтись на 2028 год, когда в северном полушарии будет летнее солнцестояние.

 


Исследование атмосфер экзопланет системы TRAPPIST-1 – одна из главных научных задач телескома «Джеймс Уэбб» на ближайшие годы. Эта планетная система расположена в 39,5 световых лет от Земли, и считается одной из наиболее интересных среди открытых на данный момент.

По правде сказать, звезда TRAPPIST-1 мало похожа на Солнце: это сравнительно холодный красный карлик размером чуть больше Юпитера. Однако его особенность состоит в том, что несколько лет назад вокруг TRAPPIST-1 были открыты целых 7 планет, по размеру и массе сравнимых с Землей, причем 3 из них расположены от звезды на таком удалении, что на их поверхности теоретически возможно существование жидкой воды. С учетом возраста звезды (примерно в 2 раза старше Солнца), за несколько миллиардов лет – при наличии условий, благоприятных для зарождения жизни – эта самая жизнь вполне могла бы сформироваться.

Так что «Джеймс Уэбб» должен будет внимательно изучить спектральные характеристики планет этой системы – вдруг там будут т.н. «волатильные» соединения (короткоживущие по астрономическим меркам молекулы, которые требуют постоянной подпитки за счет образования каким-либо способом, в т. ч. биологическим путем... или хотя бы за счет вулканизма). Дело это небыстрое и непростое, так что до сегодняшнего дня никаких результатов наблюдений (которые стартовали еще в середине прошлого года), не публиковали.

И наконец, появились первые данные. Пока они касаются самой неинтересной планеты – TRAPPIST-1b, расположенной к местному «Солнцу» ближе всего. Это небесное тело вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0,011 а.е. (что всего лишь в 4,2 раза больше дистанции от Земли до Луны), совершая один оборот всего за полтора земных дня. TRAPPIST-1 b немного больше Земли, но имеет примерно такую же плотность, что указывает на то, что он должен иметь каменистый состав.

Как показали данные измерений, температура на «дневной» половине этой планеты, находится в районе 227 град. Цельсия. Данные основаны на подсчете тепловой энергии, выделяемой в виде инфракрасного света, обнаруженного прибором среднего инфракрасного диапазона телескопа (MIRI). Судя по всему, TRAPPIST-1b – это такой «местный Меркурий», лишенный атмосферы, которую давно сдуло «звездным ветром», даже если она когда-либо существовала. Впрочем, на настоящем Меркурии еще жарче (до 450 град. С).

Это первое обнаружение инфракрасного излучения экзопланеты по размере и температуре сравнимой с теми, которые знакомы нам внутренней Солнечной системе. Найти признаки атмосферы не удалось. Дальше должно быть интереснее.

 
Комета C/2023 A3 (Tsuchinshan–ATLAS), открытая в начале этого года южноафриканскими астрономами, осенью следующего года может стать такой же яркой (если не ярче), как комета C/2020 F3 (NEOWISE), наделавшая шуму в 2020 году. По текущим расчетам, в конце сентября 2024 г. новая комета приблизится к Солнцу на расстояние 0,39 а.е. (1 а.е. = расстояние от Земли до Солнца), а минимальное расстояние от Земли составит 0,47 а.е.

Вообще-то, предсказывать яркость недавно открытой кометы – задача непростая и неблагодарная, но по некоторым предположениям наивысшая звездная величина C/2023 A3 (Tsuchinshan–ATLAS) может составить от 0 ... до -3.5 (чем меньше, тем ярче). Это означает, что при приближении к Солнцу новая комета может стать самой яркой за все время наблюдений после становления современной астрономии.

Картинка, как все это может выглядеть в сумерках:


Как и другие долгопериодические кометы, C/2023 A3 (Tsuchinshan–ATLAS) происходит из облака Оорта, и в настоящее время она находится на расстоянии 6.7 а.е. от Солнца (то есть ближе орбиты Юпитера), приближаясь к нему со скоростью 16,3 км/с. О размерах кометы и примесях различных веществ в ее составе пока ничего не известно.