Аварийное покидание гражданского ВС в полёте

Когда в России навернулся Л-410,не все спортсмены смогли покинуть переломившийся самолёт.Перегрузка,так её....А мы про большие самолёты речь ведём.Только катапультное кресло может являтся достаточно надёжным гарантом.Представьте ситуацию.Ан-2,спортсмены и перваки "на верёвку".Скажем развивается ситуация"зацепление за самолётом".Захарий,
мы с тобой знаем,что нужно делать.Перваку о таком моловероятном деле на инструктаже не говорят,чтобы не пугать и голову не забивать.Но ведь такое случается иногда.Пусть и редко.Так вот,если он сдуру дернет запаску,исход для гружёного под завязку "антона" предположить можно.Думаю успеет спастись только выпускающий,если всё сделает оперативно,может ещё помощник его,если будет у двери,а те,кто у кабины будут "присыпаны" теми,кто ближе к хвосту.Будь ты трижды суперпрофи-шансов почти нет(мизерный процент есть всегда).В разбившейся элке тоже все были профи.А в разбишемся Ми-8(когда хвостовую балку перерубил НВ)-были суперпрофи-члены сборной.Но вертол-зараза перевернулся на спину,как и бывает в таких случаях,а в винт прыгать,или в его остатки...Ты до рампы или двери добраться ещё попробуй....Грустно однако.А если большому борту каюк-величину проблемы нужно умножать на размеры борта....
 
Последнее редактирование:
Реклама
В АиВ 1.97 упоминаются случаи покидания Ан-26РТ и Ан-30 в Афгане. Ан-26РТ борт 22 сбит 26.12.86г. При падении с высоты 8000м часть экипажа прыгала в аварийный люк, находящийся сразу за кабиной пилотов (?), а бортоператор через приоткрытую грузовую рампу.
Ан-30 борт 05 сбит 11.03.85г. севернее Кабула. Экипаж,кроме КВС и 2-го пилота, прыгал в шлейф огня и дыма от горящего ЛЕВОГО двигателя. Видимо, через левую входную дверь.
 
Захарий сказал(а):
Только тут он с Цессны прыгает
Захарий,
это Грег Гассон.Гайардон нежно любил "Пилатус"!:p ЕМНИП он даже умудрился запрыгнуть обратно В ТОТ САМЫЙ самолёт,из которого выпрыгнул.Тут его только один мужик обошёл,который прыгнул с воздушного шара,раскрылся,а потом в корзину этого же шара и залетел.
 
Николаев Сергей сказал(а):
а бортоператор через приоткрытую грузовую рампу
Ну так это нормально(правда ситуация экстремальная,понимаю).Ведь и с Ил-76,Ан-26,12,Геркулеса и Ан-72 прыгают.Недавно в Польше,кстати,проходило мероприятие "AN-72 Boogie".
 
Последнее редактирование:
А вот в дверку Ан-30-пожёстче дело.И с Ил-76 десанты прыгают в боковую,но там "стабилизейшн с контролем ситуэйшена".;)
 
Экзот, знак (?) к тому, что, насколько я помню из полётов на Ан-24 люк находится В КАБИНЕ экипажа. На Ан-26 по другому?
 
Николаев Сергей сказал(а):
На Ан-26 по другому?
Нет. Так же. Просто Вы о разных люках. На всём семействе Ан-24/-26 (не уверен за Ан-30 и Ан-32) в потолке кабины есть аварийный круглый люк. (Согласно некоторым учебным плакатам, мог заменяться астрокуполом). Но у Ан-26 есть ещё аварийный люк в брюхе во "входном тамбуре" сразу за кабиной, т.к., в "спинной" люк самолёт не покинешь — шибанёт об оперение или затянет в винты. Люк прямоугольный со скруглёнными краями. На гражданских машинах заклёпан.
 
Экзот, понял, благодарствую. Вечерком гляну чертежи повнимательнее. Кстати, отец рассказывал, что был случай на Ан-26, когда в полёте самопроизвольно открылся аварийный люк в грузовом отсеке по правому борту. Вместе со створкой люка в поток вытянуло бортмеханика, который в этот момент находился рядом. Они этот борт потом видели в Курске на стоянке. Позже на всех 26-х этот люк (или все люки в отсеке) законтрили.
 
Нет, это байка. Аварийные люки в бортах фюзеляжа испокон открывались внутрь.
"Контрить" их никто не даст; это "два".
Что там смотреть... Вот он.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Видел по Дискавери сюжет про мужика, который на сверхзвуке спасся с помощю катапульты. Остался инвалидом, напарник погиб.
 
www.buran.ru/htm/katapu.htm
Вот здесь всё о креслах "Бурана".Оказывается,у них характеристики на покидание,по части высот и скоростей поболее,чем я думал!
 
Mr.Explosion сказал(а):
Скажем развивается ситуация"зацепление за самолётом". Захарий, мы с тобой знаем,что нужно делать. Перваку о таком моловероятном деле на инструктаже не говорят,чтобы не пугать и голову не забивать...
Угу. Но нам про это говорили, причем для ряда моих коллег по экипажу это был первый прыг.
Так что не все так плохо :pivo:
 
Захарий сказал(а):
Угу. Но нам про это говорили
И это правильно."Дубы" штука надёжная.И Д-5,Д-6,тоже,даже в варианте"принудительное стягивание камеры",это когда в Ан-2,через удлиннитель.Но говорить про зацеп нужно.Вероятность "повиснуть"-не меньше,чем сесть на препятствие или приводнится.Всякое бывает.А уж когда начинаются извращения,типа укладки "Лесника"(первого,круглого,того что родственник Т-4)"рабоче-крестьянским" методом-жди неприятностей!Я всяких "приколов" голимых,мля,навидался...:mad: Травм и смертей тоже хватало....Не шутки это!Только не все любители бабла от авиации это понимают!:mad:
 
У всех прошу прощения за мои небольшие оффтопы.Просто всё тесно взаимосвязано.

Кстати,меня особо впечатлил пост о прыжке испытателя из Ил-62.Додуматься надо,однако.Авантюра,на оправданный риск не тянет.
 
Mr.Explosion, там не просто авантюра была. Нужно было обпрыгать Ил-62 на возможность покидания самолёта-лаборатории в экстренном случае. Прыгали из передней двери по левому борту. Основную опасность представляло низкорасположенное крыло. Сначала бросали манекены, постепенно уменьшая скорость полёта. Кажется всего три или четыре манекена бросили, при чём, зазор между Иван Иванычем и кромкой крыла сперва, по мере уменьшения скорости, имел тенденцию увеличиваться, а у последнего почему-то оказался меньше, чем у предыдущего. Но посчитали это случайностью, и следующим прыгнул парашютист-испытатель Александр Сперанский на ещё меньшей скорости полёта. Как потом выяснилось, на носовой части Ил-62 при увеличении угла атаки образуются своеобразные завихрения, в которые и попал испытатель. Должны быть кадры видеосъёмки этого случая, снятые с самолёта сопровождения.
 
Николаев Сергей,
Спасибо за разъяснение!Но хоть дверь на Ил-62 достаточно далеко,всё равно затея была чересчур опасной...Слишком быстро-смерть,слишком медленно-смерть...Да и никто не угадает,из какого положения и на какой скорости придётся покидать ВС.Люк с тоннелем тоже не выход,только если у него не будет некоей телескопической законцовки,в экстренных случаях выдвигающейся под брюхо,под углом градусов 45-60.Но это только до определённых значений скорости,да и обтекание под брюхом нужно тщательно анализировать,и влияние того же "телескоп-приспособления" тоже.И опять приходим к катапультным креслам.Для пилотов их поставить можно,доработки конструкции при этом будут весьма значительные,но ведь в самолёте-лаборатории ещё и куча инженеров летит,а с ними уже сложнее...
 
Николаев Сергей сказал(а):
Должны быть кадры видеосъёмки этого случая, снятые с самолёта сопровождения.

Я видел эту запись. Парню был всего 21 год. он ударился о центроплан, от чего растегнулся парашют, потом он в безсознательном состоянии (хочется верить в это) "пошел" вве6рх, на крыло и на воздухозаборник.... Потом беспорядочное падение...
Главное, что в фильме небыло никаких коментариев. я начал искать информацию, пока, случайно не вышел на Гарнаева младшего, он мне дал ссылку на свою книгу "Аэроузел", где этот эпизод очень подробно описан.
 
Реклама
Вот, нашел:
А. Гарнаев Аэроузел-2
....Но судьбе было угодно распорядиться иначе – мы все пришли туда через две недели! Пришли, чтобы навсегда рядом с Анатолием Семёновичем и Александром Владимировичем оставить нашего Саню…
В пятницу, второго сентября, на нашем аэродроме поднялся в воздух пассажирский лайнер ИЛ-62 с необычным заданием: выброска парашютистов-испытателей. Дело в том, что этот совершенно ни для чего, кроме перевозки пассажиров, изначально не предназначенный самолёт (в том числе, естественно, и для прыжков с парашютом – даже с целью вынужденного покидания) был переоборудован по специальной испытательной тематике в летающую лабораторию. Планировавшиеся же на нём последующие испытательные полёты предусматривали участие в них, кроме лётного экипажа, целого штата инженеров-экспериментаторов для работы со специальным оборудованием. В такого рода испытательных полётах непременно должны быть предусмотрены методы и средства вынужденного покидания воздушного судна в аварийной ситуации.
С этой целью парашютистам-испытателям Николаю Рослякову и Александру Сперанскому была поставлена задача “опрыгать” самолёт из передней двери пассажирского салона, чтобы сделать затем заключение о возможности его вынужденного покидания. В качестве основного средства объективного контроля использовалась высокоскоростная киносъёмка с рядом летевшего ТУ-134. На ней и запечатлелись трагические кадры.
Сначала на разных значениях скоростей в пределах диапазона, рекомендованного наукой для вынужденного покидания самолёта такого типа, было сброшено несколько манекенов. По теории, чем больше скорость, тем с меньшим зазором под крылом должен пройти манекен.
В выполненных выбросках, однако, эта закономерность однозначно не наблюдалась… Сперва, по мере уменьшения скорости, зазор, как полагается, увеличивался. Но вот у последнего манекена, выброшенного на минимальной из заданного диапазона скорости, этот зазор оказался меньше предыдущего. Это показалось непонятным, нелогичным – но так как он всё же не был меньше минимально допустимого для такого прыжка, а случайные разбросы в подобных экспериментах не редкость, было принято решение продолжать работу по плану.
А по плану теперь должны были прыгать испытатели. Первым, на меньшей скорости, Сперанский. Вторым – в условиях, считавшихся более жёсткими, на большей скорости, Росляков.
И Саня прыгнул…
Потом выяснится, что наука слепо ошиблась, а уменьшение зазора при выброске последнего из манекенов случайным не было. Дело в том, что весь теоретически рекомендовавшийся для вынужденного покидания летающей лаборатории ИЛ-62 диапазон, сам по себе уже находился в области довольно небольших – для этого типа самолёта – скоростей, при которых на отдельных элементах конструкции обтекание воздуха становится срывным. И, начиная с определённого значения, при дальнейшем уменьшении скорости, сравнительно задолго до возникновения срывов на крыле, возникают мощные срывные вихри, сходящие с вытянутой носовой части фюзеляжа. Направление их закрутки таково, что вдоль борта самолёта в этом районе идёт как бы местный восходящий поток. Он-то и приподнимал последний из манекенов…
В него и попал Саня! При замедленном просмотре ускоренной киносъёмки, сделанной оператором летевшего рядом ТУ-134, отчётливо видно всё происходившее в те последние трагические доли секунды.
После отделения Саню энергично подняло аж до линии иллюминаторов и развернуло спиной к потоку. Затем он начал, как и положено, проваливаться вниз – но к тому моменту был уже слишком близко к передней кромке корневой секции крыла.
Удар о лобовую часть плоскости пришёлся на грудь и был настолько силён, что расчековался ранец основного парашюта. Его купол начал неравномерно наполняться под крылом, а Саню проволокло потоком сверху. Ещё несколько мгновений – и одна за другой порвавшиеся неравномерно натянутые стропы больше не связывали парашютиста с основным куполом. Падая после такого удара, запасной парашют он, конечно же, раскрыть уже не мог…
В качестве последней ремарки в этом грустном рассказе хочется без каких-либо комментариев констатировать, что по смете испытательной программы денежная оплата этого испытательного прыжка была около двадцати пяти рублей. И не подумайте, что в этом месте допущена опечатка – именно так, в один доперестроечный четвертак (или – в две бутылки неплохого коньяка), была изначально оценена работа испытателя в том рискованном эксперименте....
 
Назад