Авиация в рисунках

Поскольку данная тема лежит в ветке "Моделизм", и часто бывает тесно связана с этой областью творчества, то позволю себе привести здесь две иллюстрации, на которых изображены авторские диорамы. На одной на переднем плане - истребитель Ла-7 (б/н "27", белый) заместителя командира 176-го ГИАП трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба на полевом аэродроме, август 1945 г. (самодельная стендовая модель-копия самолета с исторической миниатюрой, М1:48. 1987-1988 гг.), на второй - истребитель МиГ-17Ф (б/н "05", синий) на "линейке" аэродрома, 1960-е годы (конверсионная модель-копия с исторической миниатюрой в масштабе 1:72, 1995 г.). Задние планы на диорамах - рисованные, выполненные пастелью, миниатюра - лепная.
 
На домашней полке )).
В более развернутом и детальном виде с данными работами можно ознакомиться здесь:

 
Спасибо! Первую работу прекрасно помню по М-Хобби, вторую прежде не встречал как-то. Посмотрел по ссылке - прямо окунулся в былое (кино - "Вспомнить все"... ) Геннадий, Ваши публикации в М-Хобби по композиции диорам и персоналу, очень впечатлили и вдохновляли в свое время. Тоже пробовал создавать подобное по Вашему примеру.
 
Реакции: GK21

Спасибо за теплые слова всем откликнувшимся ! Очень рад, что публикации кому-то пригодились. Да, время для творчества было очень интересное и без "ностальгири" обойтись сейчас очень сложно )). Для желающих еще раз "окунуться в былое" привожу еще пару ссылок на том же ресурсе:


 
Ого, фотографии из А.С.Яковлев "Цель жизни" детектед

Фото как раз одно - одна из опытных машин под управлением летчика-испытателя Расторгуева.


А потом умелая рука художника-ретушера превратила этот Як-3 в как-бы самолет из "Нормандии-Неман".


Или даже так
 
Black Cat, а вот "пара" фото - Як-3 с Расторгуевым и характерный ФВ-190 были опубликованы "вместе" только в книге А.С.Яковлева "Цель жизни". Помню, когда-то в школе мне поручили сделать какую-то стенгазету и я решил обвести карандашом именно эти фото и через копирку перевести их "контурно" на лист. Умения рисовать не хватало, а нужен был пример "противостояния" наших и немцев. И когда обводил Фоккера, заложил копирку не той стороной.... Та книга цела до сих пор - следы копирки тоже видны до сих пор
 
Это дааа, для тех у кого рука в рисовании не особо набита, то копирка.
А еще калька.
Ну и hardcore - сеточку рисуешь с шагом 5 мм, а затем перерисовываешь сразу с увеличением уже на альбомном формате. А то и на А3
 
Поскольку фото Як3 с летчиком-испытателем Н. Расторгуевым в кабине на редкость удачное и одновременно - довольно редкое, то я также в своё время предполагал, что для варианта во французском исполнении было использовано именно это изображение (кстати , судя по изображениям в сети была, вероятно, сделана серия снимков). Правда выполнять такие метаморфозы без «фотошопов» в те времена было, наверное, сложнее.)).
Фото FW-190 было взято из другого советского издания конца 60-х -начала 70-х годов, посвящённого авиации второй мировой. Книга содержала кроме текста фотографии и неплохие проекции самолетов. Пришлось делать фотокопии из библиотечного экземпляра, поскольку своего не было. Названия этой хорошей книги не могу найти до сих пор (возможно, кто-то ее помнит.).
В моих экземплярах «Цели жизни» из противников имелось только одно ретушированное фото - раннего Ме-109 примерно в таком же ракурсе, как и Як-3, но с другого борта.
 
Ни одна серьезная газета в те годы AFAIK не обходилась без хорошего ретушёра, а то и нескольких. Да и большой-большой бизнес с изготовлением портретов для памятников в те, дофотошопные времена, тоже ведь в немалой степени быо завязан именно на ремесле, а порой и искусстве, ретушёра.

Фото с Расторгуевым, как раз наоборот, было довольно распространенным и встречалось в самых разных изданиях.
ЕМНИС в "Самолетах страны Советов", ЕМНИС у Шаврова.

А вот отретушированный под "Нормандию" Як-3 ЕМНИС был в мемуаре у Г.Захарова - командира 303 ИАД, в составе которой в 1943-45 гг. и воевала NN. Чой-то не захотели публиковать реальную фотографию Як-3 Дельфино, хотя она по идее уже была известна на тот момент.
Захотели видать картинку с бОльшим уау-эффектом, чем вот эта вот скукотищща, да еще и крестом этим не всем понятным

 
Когда упомянул слово «редкое», то имел ввиду редкое по выразительности. Наверное, трудно найти другое такое же удачное изображение этого самолета... Лётчик явно позировал в воздухе, чтобы фото получилось как можно более выразительным и запоминающимся. И оно действительно получилось настолько удачным, что его в дальнейшем перепечатывали в разных изданиях...
Сложно сказать, почему Лотарингский крест - символ Свободной Франции - отсутствует на фото Як-3 Луи Дельфино. Он находился на кокарде летчиков «Нормандии» , а в начале 70-х годов группа из 12-и самолетов «Вотур IIN” , на которых в то время летал эскадрон 2/30 «Нормандия-Неман» , демонстрировала даже эту фигуру в воздухе на авиабазе Реймс своим советским друзьям, прибывшим туда с дружественным визитом на своих самолетах.
 
ЕМНИП лотарингский крест нанесли на отобранные "Яки" уже перед самым перелетом NN во Францию.

Воевали то с немцами NN на "Яках" с красными звездами в качестве основных ОЗ, плюс цветной кок и кокарда в качестве дополнительных ЭБИ.
Так что для советских публикаций отретушированное под NN фото с Расторгуевым - идеологически более верно.
 
При этом, если кресты успели вроде всем накрасить, то вот французский ОЗ на руле направления - только на части самолетов.


был даже такой вариант
 
Да, вы правы.

Получается на ВО сразу закрасили звезды и нанесли лотарингский крест.
А вот на крыле и фюзеляже - звезды закрашивали уже во Франции, тогда же и РН красили.
 
Хорошая получилась, однако, подборка иллюстративного материала и фотографий по истории вопроса. Спасибо! Фото раньше не видел.
 
Еще немного по данной теме. Своей модели в окраске "Нормандии-Неман" в моем модельном "богаже", к сожалению, не имеется, но хочу здесь поделиться фото другой модели - Як-1Б Марселя Альбера, сентябрь 1943 г. Это радиоуправляемая копия в М 1:8 (электро), выполненная моим братом-коллегой. Ну а мне в этом проекте довелось выполнить лепной мастер-макет пилота из пластики для последующей отливки по нему пустотелой копии. Работа над моделью длилась около трех лет, над пилотом - около месяца.



 
В детстве - в 60-е годы- доводилось летать несколько раз на этой замечательной машине в такой же аэрофлотовской окраске на местных линиях в Краснодарском крае. Впечатления остались незабываемые, как от самих полетов, так и на земле - от звука мотора подруливающего к стоянке самолета и поскрипывания тормозов...)).