airBaltic отлетит к SAS
Вполне вероятно, процесс продажи государственных долей airBaltic скандинавской авиакомпании SAS Group выходит на финишную прямую. Вчера национальный латвийский авиаперевозчик скупо сообщил, что председателем ее совета назначен Матс ЯНССОН. Он же является президентом и исполнительным директором SAS.
В середине августа нынешнего года г-н Янссон в интервью германской деловой газете Handelsblatt заявил, что его предприятие намерено создать на базе латвийского airBaltic и эстонского Estonian Air регионального перевозчика. Разумеется, для этого сначала необходимо выкупить госдоли обеих компаний. Получив контроль над ними, "в среднесрочной перспективе" SAS намерен объединиться с ними.
По информации издания, такие переговоры ведутся с середины нынешнего лета. Правда, об их ходе ни одна из сторон пока предпочитает не распространяться. Вчера, однако, поступило косвенное подтверждение тому, что процесс продажи госдоли airBaltic (государству принадлежит 52,6%, а SAS — 47,2%) близится к финалу — совет отечественной компании возглавил М.Янссон.
Официальная позиция airBaltic заключается в том, что в этом факте не следует искать какого-то скрытого смысла. "Состав совета регулярно меняется. На этот раз его председателем назначен представитель нашего второго акционера — SAS", — сообщил вице-президент по корпоративным коммуникациям airBaltic Янис Ванагс. О возможности смены владельцев г-н Ванагс рекомендовал поинтересоваться у держателя контрольного пакета компании — латвийского государства в лице Министерства сообщения.
Там лаконично сообщили, что ждут предложений от скандинавов и никаких новостей пока сообщить не могут. В свою очередь член совета airBaltic с латвийской стороны Кришьянис Петерс комментировать возможность продажи долей компании отказался, сославшись на политизированность этого вопроса.
Однако едва ли г-на Янссона назначили на пост главы совета просто так. Человек он очень занятой, ведь посты президента и исполнительного директора крупной авиакомпании по сути означают, что именно М.Янссон занимается непосредственным, оперативным, управлением SAS. Надо ли ему забивать себе голову проблемами и буднями мелкого провинциального перевозчика, чей оборот в сотни раз отличается от показателей SAS? Вряд ли, если только не исходить из того, что эта компания в обозримом будущем станет членом большой семьи SAS.
Сколько государство может выручить за доли капитала airBaltic, пока не может сказать никто. Эксперты предполагают, что общая стоимость компании составляет около 75-80 млн. латов, т.е. от продажи страна получит около 40 млн. латов. И скорее всего это будут не деньги — SAS может расплатиться собственными акциями.
Игорь ЛЕОНОВ, Бизнес&Балтия