А можно подтверждение?Конечно, в оригинальных чертежах [Ли-2], все болты были из 30ХГСА, да и остальные стальные детали - тоже.
Пусть выскажет - посмеюсь; а если этим будет объяснять свои косяки - выгоню: благо, представительство Боинга в Газетном, до сих пор работает.Там по американскому справочнику пусть и считает.
А я, имея по ТМ, предел прочности дюралевого листа в 42 кГ/мм^2, смотрю на сертификат, приложенный к партии листов - вижу 49 кГ/мм^2 . Но считать будут на 42 - правда, отрицательный допуск на толщину также учитывать не станут
Эй, приятель: а не об этом ли я сам и говорил?Можно сколько угодно рассуждать об особенностях ПШМ, но дистанции в целых дюймах на Ли-2 и доказательство подгонки "метрической системы" под дюймовые размеры ДС-3 налицо.
Профессор мог считать одно, а читать - другое: кому придет в голову подставляться, излагая, что из одного и того же количества сырья в тоннах, можно накатать больше проката в километрах, и получить большее перевыполнение плана?Ага, листы катают с отрицательным допуском для снижения веса (профессор мне в институте лекцию читал)
ТМ-5, скажем, на фирме Сухого - это, как бы, правила конструирования, принятые на фирме - в них содержатся основные сведения, пользуясь которыми, констуктор не в силах, в работе, вылезти далеко за приемлемые ограничения: перечислены основные особенности работы с разными материалами при разных технологиях.А что такое ТМ? Что за справочник? И почему такая большая разница? Этот реальная цифра - 49 кгс/мм2?
Вы точно, видели профиль с утолщенными относительно номинала, стенками - или умозрительно?а вот профили прессуют с симметричными допусками.
В том и дело - и наш прочнист до седых мудей дожил, а сертификата на дюраль в глаза не видел. Я-то измерял и взвешивал, т.к. достаточно длительный период приходилось быть "человеком-оркестром", сочетая в себе все ипостаси работников авиапрома.Я постоянно вижу чертежи прессованных профилей с симметричными допусками +-ХХХ.
Действительные размеры не измерял.
Технические материалы, или РТМ (руководящие технические материалы) - так расшифровывается эта аббревиатура - это внутренний документ фирмы, наряду с ограничителем материалов, нормалей, ОСТов и прочих инструкций. Типа методички. Однако, никто не мешает пользоваться любыми иными материалами - случаются-таки, и пробелы.А все таки, что такое справочник ТМ, по которому вы выбираете сигма временное материала?
К сожалению, большая статья Маслова о самолетах Кочеригина ("Арсенал-Коллекция", 6/2018 (72)) не вносит ясности насчет примененных на БШ-1 материалов. А вот, кстати, 30ХГСА упоминается - но уже в описании конструкции самолета "Ш" (Ш-1).Black Cat, очень хороший вопрос. Не знаю. Спрошу у Растренина - может, он знает.
Я думаю, что нет, потому как 24ST.Al (позднее 2024) - это 1933 г. V-11 это 1935, но он сделан на основе V-1A, а тот взлетел в феврале 1933 г., то есть, проектировался до появления на рынке нового сплава. Вряд ли V-11 пересчитывался на новые материалы. Но, конечно, это не доказательство.
Не знаю, откуда брал данные Маслов по самолетам все того же Кочеригина, но пишет следующее:Black Cat, с 30ХГСА интересно. ВИАМовцы утверждают, что эта сталь разработана в годы ВОВ, а до этого применялась ХМА. А вот у Шаврова 30ХГСА сплошь и рядом при описании самолётов 1930-х годов, откуда и пошла по всем перепечаткам.
Технические материалы, или РТМ (руководящие технические материалы) - так расшифровывается эта аббревиатура - это внутренний документ фирмы, наряду с ограничителем материалов, нормалей, ОСТов и прочих инструкций. Типа методички.
Не знаю, откуда брал данные Маслов по самолетам все того же Кочеригина, но пишет следующее:
- самолет СР (Р-9) - "... при проектировании была принята цельносварная конструкция лонжеронов крыла и центроплана из хромомолибденовых труб. Это потребовало освоения новой технологии сварки в сочетании с термообработкой"
- самолет "Ш" - "Указывались изменения, отличающие "Ш" от Р-9: металлическое крыло с гладкой обшивкой и лонжеронами из стальных профилей из стали 30ХГСА (хромансиль)"
Попробую у Мишки спросить. Может, что и расскажет.К сожалению, большая статья Маслова о самолетах Кочеригина
Black Cat, с 30ХГСА интересно. ВИАМовцы утверждают, что эта сталь разработана в годы ВОВ, а до этого применялась ХМА. А вот у Шаврова 30ХГСА сплошь и рядом при описании самолётов 1930-х годов, откуда и пошла по всем перепечаткам.
Кто-то из них неправ. Очень интересно понять, кто. Буду в ВИАМе - спрошу.
Я верно Вас понял: в Ли-2 хромансиля,по-Вашему, не было?По-моему, 30ХГСА появилась несколько позднее.
Трубы из высокопрочной стали, в те времена поставлялись из Швеции: поэтомуматериал и такой. Что интересно: посведениям (непроверенным, но заслуживающим доверия), импортировали только 8...10 номиналов : остальной сортамент получали уже из них - протяжкой, дорнением и пр.- самолет СР (Р-9) - "... при проектировании была принята цельносварная конструкция лонжеронов крыла и центроплана из хромомолибденовых труб. Это потребовало освоения новой технологии сварки в сочетании с термообработкой"
По тем же сведениям: в СССР, тогда был катастрофически дефицит молибдена и недостаток никеля. Поэтому, на создание сплава, позволяющего скомпенсировать этот дефицит, самое серьезное внимание обращалось сверху - к счастью, результат был достигнут, и упомянутый хромансиль, по критерию "цена-качество" уделал конкурентов как стоячих; да, собственно, и в абсолютных показателях он совсем неплох.Думаю, что прав ВИАМ. Аналог американской 4130 - наша 30ХМА. А 30ХГСА - это 30ХМА, в которой молибден заменен тем же марганцем. Похоже на замену для удешевления в советском стиле. Американцы на такое почему-то не пошли. Честно говоря, я удивлен. Всегда считал 4130 аналогом 30ХГСА/30ХГСНА. А вот поди ж ты...
Я верно Вас понял: в Ли-2 хромансиля,по-Вашему, не было?
- А что было тогда; и заменили ли то, что было на хромансиль с его появлением - почему?
Ну да, увидев во втулках НВ вертолета 40ХНМ2А, никакого удивления не возникает. Но зачем платить дороже при примерно равных свойствах?в авиации предпочитает "качество", т.е. стали с молибденом - 4130, 4340. Cчитай, 100 лет прошло, но не стали они убирать молибден из состава.
BF-109 тоже был не бином Ньютона технологическиЯк-3, не сильно уступал в летных и боевых качествах BF-109 - но, при этом был выполнен "на уровне деревенского кузнеца"