В Приозерском районе проживают 68 участников ликвидации аварии Чернобыльской АЭС, среди них военный летчик Константин Карпов, полковник запаса. С 1972 года он проходил службу на семипалатинском ядерном полигоне на различных должностях в качестве летчика-испытателя специальных самолетов-лабораторий Ан-24, Ан-26,Ан-30. Военную службу закончил в 1997 году командиром отдельной испытательной авиационной эскадрильи. Общий налет на самолетах составил более 8000 часов. Константин Викторович награжден орденами Мужества и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
В силу своих профессиональных знаний и опыта Константин Викторович выполнял работы в самых опасных местах, в том числе на Чернобыльской АЭС. Служба на полигонах для таких, как он, явилась академией мужества и героизма. Мы попросили его поделиться своими воспоминаниями.
- Константин Викторович, вспомните, когда Вы узнали о том, что случилась авария на Чернобыльской АЭС? Кто и когда направил Вас туда и какие задачи перед Вами ставили?
- 29 апреля 1986 года ни я, ни мои сослуживцы ничего не знали о произошедшей катастрофе. Был обычный день предварительной подготовки к полетам. Все шло своим чередом. Неожиданно меня вызвал исполняющий обязанности командира части. Он поставил задачу об установлении двухчасовой готовности экипажу самолета-лаборатории Ан-30рр к вылету для выполнения специального задания. Цель и характер предстоящего задания, место и сроки выполнения не могли быть определены ввиду того, что командование полигона не смело, по понятным причинам, раскрыть «государственную тайну». 30 апреля наш самолет приземлился на назначенном аэродроме. Первую ясность о происходящем я узнал от диспетчера: «На Чернобыльской атомной электростанции, под Киевом, произошла авария», - произнёс он, когда мы остались с ним вдвоём. Наутро экипаж занимался подготовкой к вылету. Капитан 1-го ранга Георгий Кауров довел оперативную задачу и порядок выполнения полетных заданий. Рассказал, что произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Ситуация сложная. Уровни радиации большие.
С момента аварии контроль за распространением зараженных воздушных масс производился самолетом АН-24рр службы специального контроля. Для экипажа выполнение этой задачи было по силам, но возникли две причины, которые осложняли её выполнение. Первая - это полет по маршруту на предельно малой высоте и по картам мелкого масштаба (полимаршрутные, масштаб 1:2000000). Вторая причина - продолжительность времени от момента, когда станет известен маршрут полета, а до взлета оставалось 1-1,5 часа. За это время нужно было изучить маршрут и нанести его на полетные карты. Эти обстоятельства я и штурман Казбек Гридин прекрасно осознавали. Оставалось одно - удесятерить осмотрительность в ведении визуальной ориентировки в полетах.
- Вы знали, что рискуете не только здоровьем, но и жизнью, и что ожидает людей, получивших дозу радиации?
- Да. Но мы понимали, что это наш долг. И цель у всех была одна - выполнить поставленные перед нами задачи.
- Как все было? Как и чем глушили реактор? Расскажите о самых сложных моментах и первых впечатлениях от увиденного с борта самолета.