Автоматика как фактор безопасности в современных транспортных средствах

Так и с автоматикой - избыток автоматики уменьшает возможность рулить без нее или даже пользоваться обычным пилотам (а не операторам автобуса с крыльями).
Если автоматику добавляют на самолет, который раньше без нее обходился - чем уменьшает то? Другое дело, что современные системы управления делают возможными всякие нестабильные конструкции, которые без автоматики не особо то рулятся (ну или недолго). Придумают планер, позволяющий экономить 10% топлива по сравнению с текущими, но аэродинамически нестабильный - и "мкас" будет стоять в каждой цесне. К слову, пепелац на картинке из вашего поста как раз из той серии - управлять им без автоматики - как ходить по канату.
 
Реклама
Намедни заходим в одном европейском порту , выходной день, тишь, дают визуальный заход. Молодой парень справа уверенно крутит,все параметры в кучке.
Я ловлю расслабление и любуюсь видами, попутно делаю процедуры, читаю чек-листы, кручу настройки связи.
И вот пока перехожу на вышку срабатывает шейкер, хорошо хоть без джипивиэса, скорость проваливается в забор снизу - соратник справа героически продолжает тянут рога на себя , уже до пупа , видя растущую вертикальную которая уже больше 2.5 .
А ведь всего то, буквально минута раслабона и ситуация перешла в радикально необычайную.
Причина оказалась проста - вытащенные и забытые спойлеры.
Разговариваем после посадки,
и никакого понимания и попытки разобраться - типа кули тут думать - падаем ведь ,
надо тянуть и двигать режим.
[automerge]1556134737[/automerge]
Ситуация такая же .Заход на А 300-600.Командир 60 лет.Гасил скорость спойлерами.Забыл.Я отрабатывал с Вышкой.Чуть на забор не наехали.Вовремя очухались.
 
Почитайте Guidance Material and Best Practices for MPL Implementation, обращая внимание на Главу 5, и заодно EBT Manual и EBT implementation guide.

Потом поговорим про водителей автобусов.

Это точно то, что говорят МНОГИЕ пилоты в США. То что профессия давно уже стала ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА. А в CAP пообще в полете главный не пилот а обзервер, опять таки потому что пилот _тупо рулит самолетом как шофер. а вот сложные вопросы типа поиска, настройки маршрута, и прочие решает обзервер который командир операции_. ну в случае CAP это преувеличение, но в целом профессия пилот ссчитается примерно сравнимой с _водитель автобуса, ну да с крыльями..._. То что там экзаменов до фига, мы естественно все знаем, как и то что там не все так просто, но в целом оно именно так. И именно в США, где летчиков под 500,000. (У меня наврное треть знакомых мелкие самолеты водят, или учатся водить... Из нашей программистской команды что в 90-е в США приехала работать - где то половина летает. Ну и те пилоты что выучились выше и водят лайнеры, и публика, все примерно так и считают - ну да, автобусы с крыльями и шоферы оных... Ничего особенного в профессии пилота давно уже не считается). Конечно, все понимают что оно преувеличение но не такое уж и большое.

И потому и автоматика. Чтобы вождение стало профессией наподобие шофера. А не наподобие каскадера в цирке.
 
Последнее редактирование:
В итоге мы имеем поколение, не умеющее триммировать самолет и восхищаемся надежным А, который уже не раз воткнули в землю вопреки супер-защитам от дурака и еще воткнут, увы...

Именно. Я сейчас вроде и не пенсионер еще, но что-то вроде того - "играющий тренер", и регулярно планку сдвигаю - "нет, ну такого то идиотизма же быть не может точно!" - кто-то как игрушку компутерную воспринимает, где сохраниться можно, кто-то просто глазками хлопает ""yes! yes!", вообще нихрена не понимая...
 
А бюрократизм, он в перестраховках. На всех уровнях. В CAP (Civil Air Patrol) в IMS неправильно уходили на Missed и воткнулись в деревья. Действия
- минимумы для посадок по IFR подняты до 500 футов - 1 миля. Иначе только по супер разрешению.
- теперь нужно делать флайт релиз с офицером не позже чем за 2 часа.
- для IFR флайт релиза ввели понятие супер офицер, который не просто имеет права делать релиз но должен быть еще и сеньор пилотом и получить права на супер FRO. То есть кроме обычных выпускающих еще ввели СУПЕР выпускающих
- и все это натянули даже на тренировочные полеты под капюшеном с сейфети пилотом - чтобы файлить IFR изволь все выше выполнить.
Все после ровно 1 инцидента. И так все время.
 

Прочитал. Типичная попытка евро бюрократов натянуть сферического коня на глобус, так как они не могут нормально готовить пилотов из за недостатка мелкой авиации, то заменяют нормальное обучение обучением бюрократическим. Очень типично для ЕС. В целом мнение об МПЛ в обществе сильно отрицательное. Так как предлагается готовить не пилотов а чистых ничего не умеющих операторов. Как раз подход _давайте готовить не пилотов а шоферов для автобусов с крыльями_.

Вот тут отличное сравнение.

MPL vs ATPL - The great debate

Короче, бюрократы увидели что не способны готовить нормально, и придумали эрзац. Там и спорить не о чем. Подход в документе чисто бюрократический. Это может работать в Германии, но абсолютно например не будет работать в США. С другой стороны, куда деваться если в стране нет мелкой авиации и не на чем и учить и часы нарабатывать - остается готовить операторов по MPL (лицензия MPL даже не позволяет цессной рулить, а только сидеть в кабине лайнера справа и смотреть что делают слева, с расчетом на то что со временем оператор обучится и слева рулить. Но это именно ОПЕРАТОР АВТОБУСА выходит. В отличие от ATPL которая означает _полноценный пилот с опытом_.

Кстати MPL объясняет некоторые катастрофы которых никогда бы не случилось, если бы пилоты готовились по американскому пути (так как я так понимаю что в ЕС зачастую даже ATPL готовят ближе к рецептам MPL). Но куда деваться, народу не хватает катастрофически (включая, хуже всего, инструкторов).

Хотя я бы сказал что летные училища в СССР готовили как раз в стиле ближе к MPL но все таки с элементами и нормального обучения.
[automerge]1556161857[/automerge]
Кстати, любопытно что в США вообще заморочки ICAO приживаются плохо. Например, как идиотский но вполне рабочий пример, флайт планы вдруг стали постепенно требовать по ICAO с ихним замороченным кодом оборудования. В итоге диспетчеры переспрашивают им говорят Cessna 182 / GOLF - и всем все понятно, а десяток дурных кодов придуманных ICAO (и какой там у вас ADS-B и какое конкретно там радио и GPS и прочее) всех только путает и мало кто его правильно постит - что-то там ввели что система слопала и всех устроило. Это правда касается любой бюрократии (чего в США меньше в 10 раз чем в ЕС, так это бюрократии). А MPL как раз пример замены обучения бюрократией.

(Если КВС объявит _я учился по МПЛ и мой копилот учился по МПЛ и мы умеем рулить лайнером но даже не имеем простой PPL лицензии_ - пассажиры с самолета, пожалуй, побегут как крысы. Хотя на деле это система, мне как-то показалось, во многом похожа на летные училища СССР, но там все таки сначала учили пилотов а потом уже операторов.)

В общем, это система подготовки недо-пилотов. В США их не приняли, США не приняло этот документ, как я понимаю. ВОт что написано в требованиях, если я не ошибаюсь:
The MPL pilot is entitled to fly in his aircraft as co-pilot from anywhere outside the USA into the USA, although not in a USA-registered aircraft
 
Последнее редактирование:
Реклама
Печально, что в главе 5 начинают про пилотов, заканчивают аэро оператором
 
(Если КВС объявит _я учился по МПЛ и мой копилот учился по МПЛ и мы умеем рулить лайнером но даже не имеем простой PPL лицензии_
Я так понимаю, что получение PPL при наличии MPL - это просто сдача экзамена, нет?
 
stranger267, похоже, что не прочитали. И не сделали упор на главу 5.
Прочитал полностью от начала и до конца. Я же говорю, из за отсутствия инструкторов, мелкой авиации, и прочих возможностей, изобрели соплю 'подготовь оператора самолета за полгода, только не давай ему в руки штурвал, авось за пару лет сидения справа научат летать'. По пути нашел термин Aptitude который вообще неясно зачем туда приплели. Короче, от бедности изобрели недолицензию. В США ее не признают, кстати, но терпят у 2П других стран. Ну а дальше стали накручивать скринингё аптитуды всякие, правила движения по курсу, и фигову тучу ограничений. Огромное спасибо за ссылку, я и не знал о таком чуде бюрократии, а оно вон как. Но как раз пилоты с таким обучением точно бы сыпанулись в ситуации с оными датчиками так как их учат быть операторами а не пилотами. Пилот он будет пилотировать, триммировать, штурвальчик крутить, оператор полезет искать решение в чек листах и убъется.
[automerge]1556178129[/automerge]
Я так понимаю, что получение PPL при наличии MPL - это просто сдача экзамена, нет?
Ну, при условии нужного налета и способности сдать чекрайд, что не факт, кто например его научит посадке при отказе двигателя или расчету кросс кантри полета? . Те кто умнее делают CPL и уже потом MPL, судя по форумам.

Еще раз просмотрел главу 5. Типичная германская бюрократия - мы мол лучше вас знаем на кого вам учиться а потому протестируем и пошлем. В фантастике была такая повесть - мир будущего, в 18 лет всех тестируют и вливают знания по профессии которую тест показал. И во парень приходит, его тестируют, и говорят 'ты не способен к вливанию придется корпеть в классе', и он несколько лет сидит и учится по старинке и все они считают себя убогими. А потом сдают экзамены и им поясняют, что их отобрали потому что чтобы эти самые учебные программы создавать нужны творческие способности и именно они их и получают учась по старому, и именно они и двигают мир вперед. Так и с формализованной от и до MPL vs гибкой и построенной на опыте ATPL. Ну не могут в европе научить достаточно пилотов так как учат в США, чтож поделаешь... приходится эрзац кушать,
 
Последнее редактирование:
Это точно то, что говорят МНОГИЕ пилоты в США. То что профессия давно уже стала ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА
Уже прогресс - «все» заменили на «многие».

Эти документы точно не о водителях автобусов. Индустрия заточена на сокращение расходов любым путём, поэтому начинают экономить на том, на чем экономить опасно - на базовых навыках и их поддержании.
Водителя автобуса не посадят за руль без опыта вождения небольших автомобилей, а в авиации это сочли допустимым не в последнюю очередь благодаря внедрению автоматизации.
Принцип back2basics заменили на skip the basics. Причём это относится и к переучиваниям на тип в авиакомпаниях.
К чему это приводит, мы уже видим.

В США пока по-другому, что и выражается в высоком уровне безопасности полетов, но США это далеко не весь мир.

P.s.: К Вашему сведению написание КАПСом в интернете расценивается как крик и неуважение к собеседнику.
 
Ну США в плане авиации достаточно уникальная страна. Такого количества летающих на всяких тарахтелках - это впечатляет. Был в гостях у друга, он сейчас на ПМЖ в США. У него дом находится недалеко от одного регионального аэропортика. Дак я часа два сидел и втыкал на то количество всяких самолеток которые взлетают и садятся. Реально, некоторые самолеты я до этого только на картинках видел. Там даже пролетал самолет времен второй мировой войны. Именно увидев его я и залип глядя на заходящие самолетки всякие. Впечатляет. Все цифры, которые можно привести, меркнут перед этим зрелищем. Вся эта мелочь конечно тоже бьется не мало (это в абсолютных цифрах, в относительных там все прекрасно), но в то же время из всей этой массы вырабатывается культура полетов. Тот знаменитый переход, когда количество переходит в качество.

Но местные линейные пилоты в возрасте тоже жалуются, что типа "раньше трава была зеленее, вода мокрее" - Типа: мы летаем-то как икары, а сейчас идут молодые без налета на малой авиации, сразу в кресло большого и пр. Не знаю, насколько это близко в США к реальности или банальное брюзжание, но вот тоже ведут такие разговоры про водителей автобусов за штурвалом.
 
stranger267, спасибо, я теперь лучше стал понимать ваше мировоззрение и уже не буду так удивляться вашим суждениям о большой авиации сквозь призму некоторого частного опыта.
#автоудаление
 
stranger267, спасибо, я теперь лучше стал понимать ваше мировоззрение и уже не буду так удивляться вашим суждениям о большой авиации сквозь призму некоторого частного опыта.
#автоудаление
Денис, мой частный опыт ограничен парой аэропортов, и мировозрение отличается от Stranger267 - но по поводу водителей, в кенгуряндии абсолютно конгруэнтно. Нет MPL мы приняли, и вроде как запретов нет..
 
Prophet, когда весь авиационный мир говорит о повышении требований к пилотам, когда предлагаются решения, как можно эти требования подкрепить в подготовке... довольно-таки прикольно слышать о сравнении работы пилота большого реактивного самолета и водителя автобуса, а также насмешки над проф- психотестированием.

MPL для некоторых стран выглядит, кхм, несколько новаторским решением. И, учитывая консервативную сущность индустрии, далеко не просто отойти от стандартного пути подготовки пилота - через частника-индивидуалиста. Ведь это, замечу, еще и большие деньги для тех же США.

Но это не значит, что предложенные инициативщиками решения по развитию и оценки компетенций пилота не приняты в тех же США. Я же не зря предложил почитать и про ЕВТ тоже. Вообще, в отдаленном будущем индустрия видит путь пилота следующим - подготовка MPL (профотбор, развитие компетенций, допуск к полетам на самолет, необходимый авиакомпании), а далее - регулярная подготовка ЕВТ - развитие и оценка тех же компетенций. И все это направлено на то, чтобы подготовить водителя автобуса пилота, способного не теряться в ситуации, отличной от шаблонной.

Из сочинения 10-летнего мальчика.

"Когда я вырасту, я хочу стать летчиком, потому что это веселая и легкая работа. Вот почему сегодня так много летчиков вокруг.
Летчикам не надо много учиться, им просто надо знать цифры, чтобы понимать приборы. Наверное, им еще надо уметь читать карты, чтобы не заблудиться в полете.

Летчики должны быть смелыми и не бояться когда туман и ничего не видно,или если крыло или мотор отвалится, то они должны оставаться спокойными. Летчики должны иметь хорошее зрение, чтобы видеть сквозь облака, не должны бояться молний и грома потому что они ближе к ним, чем мы.

Еще у летчика хорошая зарплата. Они получают больше денег, чем могут потратить.Это потому что большинство людей думают, что летать опасно, кроме летчиков, которые так не думают и знают, как это легко.

Не нравится мне только то, что летчики нравятся деушкам, и все стюардессы хотят выйти за них замуж, и летчикам приходится их отгонять, чтобы они не надоедали.
Я надеюсь, что меня не будет укачивать в самолете как в машине, потому что если меня будет укачивать, то я не смогу стать летчиком и мне придется идти работать"
 
Последнее редактирование:
Да нет же. МПЛ именно затычка. Так как в ЕС нет возможности нормально готовить нормальных пилотов (нет инструкторов, негде делать налет, негде получать опыт), при этом бюрократам кушать хочется, а АК хочется пилотов, то придумали паллатив, в виде MPL. Ну и так как подготовка по MPL крайне убогая, туда за уши потянули психологогию, проф психотестирование и прочую чушь. Слава богу, в США этого нет и МПЛ в США не признают. Хотя идея МПЛ - будем готовить _операторов автобусов с крыльями_ так как пилотов не получается. И кстати, чтобы потом MPL пилот стал ATPL, слева сажают нормально подготовленных КВС а не пришедших из MPL (по крайней мере это то что пишут авиакомпании - что они балансируют количество MPL и нормальных АТПЛ в своих рядах, и прослеживается причина - MPL не способен нормально готовить КВС, нет опыта, даже если его самого подготовили. Хотя не случайно там целый раздел про акробатику впялили, в этот документ - чувствует кошка чье мясо скушала...

от стандартного пути подготовки пилота - через частника-индивидуалиста.

Ну почему так? В США хотите - идите в авиационный университет, академию, что тут еще есть, И берите (за деньги, взяв кредит или продав бизнес) полный курс АТПЛ, вам никто не мешает. Но вот требования налета, требования опыта, требования разносторонности знаний - останутся американскими а не урезанными MPL-евскими. Псих тест - потребуется если вас спонсирует авиа компания (что бывает) то она может и тест провести. Вообще проф отбор это не вопрос методики, это вопрос оплаты обучения - если человек платит свои пусть и через кредит, то проф отбора не бывает, если его спонсирует будущий работодатель, то он вполне логично отбирает тех кто сможет обучиться быстрее.

И все это направлено на то, чтобы подготовить водителя автобуса пилота, способного не теряться в ситуации, отличной от шаблонной.

Это невозможно тем методом, по которому работает подготовка MPL. Без опыта и разностороннести выпускник MPL будет теряться в нешаблонных ситуациях, так как на то и понятие _нешаблонность_. Естественно там сделаны попытки натянуть коня на глобус, потому что без них было бы совсем грустно.

НО с чем я согласен, так это с тем, что автоматизация и призвана - позволить работать _ОПЕРАТОРАМ АВТОБУСОВ_ а не пилотам. Так как _ОПЕРАТОР АВТОБУСА_ обходится дешевле чем пилот. ТО есть вкладываем деньги в автоматизацию, экономим на подготовке, к этому все идет.

Кстати, возможно это и не так уж и плохо, так как MPL крайне бюрократизованный и формализованный путь, и это может работать там, где другие пути не работают (коррупция, отсутствие кадров), ну и если все были бы одинаково подготовленными _операторами_ то можно было бы и автоматику заточить точно под их подготовку (правда, хотелось бы добавить спасательный парашют, на случай если _что то пошло не так_).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Да нет же. МПЛ именно затычка. Так как в ЕС нет возможности нормально готовить нормальных пилотов
Я не уверен, что вы являетесь специалистом по подготовке пилотов, пусть даже ненормальных.
Эти суждения ваши примерно того же рода и уровня, что и безапелляционные заявления о пилотировании больших реактивных. Сорри. 🤷‍♂️
#автоудаление
 
Назад