Автоматика как фактор безопасности в современных транспортных средствах

неделю назад были занятия по привлечению молодежи
И берите (за деньги, взяв кредит или продав бизнес) полный курс АТПЛ, вам никто не мешает
а куда молодежь-то привлекают? на курсы по продаже бизнеса и взятию кредитов? :D
 
Реклама
там нет построения модели из множества неизвестных, которые надо определить, зарегистрировать, установить их подлинность, учесть взаимное влияние и т.
Ну не так все страшно. Все эти неизвестные и так регистрируются и проверяются, например по принципу мажоритарности.
В конце-концов не так этих параметров и много:
Воздушные сигналы:
- скорость воздушная
- высота барометрическая
- УА

IRS:
- тангаж
- крен
- ускорения по всем осям и направлениям (6 штук)

- курс магнитный
- скорость GPS
- высота GPS (не слишком точно)

Итого с дюжину параметров. И при этом не нужна сверхточность, достаточно оценить достоверность одних сигналов по всем другим. Думаю проблема в использовании кода, работающего уже десятилетиями и сертификациях.

Модераторы: всё это обсуждение наверное стоит вынести в другую тему, например Автоматика как фактор безопасности в современных ВС
 
Ну не так все страшно. Все эти неизвестные и так регистрируются и проверяются, например по принципу мажоритарности.
В конце-концов не так этих параметров и много:
Воздушные сигналы:
- скорость воздушная
- высота барометрическая
- УА

IRS:
- тангаж
- крен
- ускорения по всем осям и направлениям (6 штук)

- курс магнитный
- скорость GPS
- высота GPS (не слишком точно)

Итого с дюжину параметров. И при этом не нужна сверхточность, достаточно оценить достоверность одних сигналов по всем другим. Думаю проблема в использовании кода, работающего уже десятилетиями и сертификациях.

Модераторы: всё это обсуждение наверное стоит вынести в другую тему, например Автоматика как фактор безопасности в современных ВС
Вы берете параметры, которые регистрируются автоматически по состоянию на сегодняшний день. А для безопасного управления самолетом нужна регистрация параметров, которые компьютер сегодня не регистрирует, но они определяются, регистрируются и учитываются инструментом, который называется "пилот самолета". При помощи его органов чувств и механизма, называемого жопометр (или опыт).
И электронной замены этому инструменту пока не придумали. Но насильно вмешиваться в его работу уже пытаются. На мой взгляд, рановато.
Тут как-то читал у того же Дениса, как он где-то на югах сажал борт. То ли сдвиг ветра там был, то ли еще чего в этом роде. Он хорошо описывает "полет пилота впереди самолета". Когда действия пилота предшествуют событию. Интуитивно.
 
Жопометр это как раз акселерометр и есть ))).
Но я имел ввиду не полное управление самолетом, а отбраковку неверных сигналов, даже если все три датчика врут одинаково.
 
Жопометр это как раз акселерометр и есть ))).
Но я имел ввиду не полное управление самолетом, а отбраковку неверных сигналов, даже если все три датчика врут одинаково.
Нет. Акселерометр - это полукружные каналы среднего уха. А жопометр другое. Это то, что тебе говорит, ну, все, пипец, чую щас че-то будет. Надо бы туда не ходить, там снег башка попадет. И по спине такие бикарасы совместно с холодным потом.
 
#ау
На самом деле для нужд автопилота - вполне достаточно вычислительной мощности процессоров Intel i386. Кроме исключительной надежности, они отличаются низким тепловыделением и энергопотреблением. Используемые в ныне летающих машинах FCP-2002 имеют схожую архитектуру. Применяются - в том числе в космонавтике.
Программное обеспечение, правда, не Windows и даже не Linux. Распространены операционные системы с распределением задач в реальном времени. Лет 5-7 назад были актуальны Green Hills Software и Wind River VXWORKS 653, сейчас не знаю.
Ну и уж совсем оффтоп - применяемые в а/моделизме автопилоты построены на микроконтроллерах, производительность которых на порядки меньше, чем у настоящих машин. Однако, полет по заданным координатам, удержание высоты, скорости, пространственного положения, возврат на базу, автоматическая посадка - это опции под силу даже им.
 
#удаление


Переходите, пожалуйста, с этим на предназначенную для этого ветку. Там вам и расскажут, почему жопометр пилота - это плохой, негодный прибор.
А я говорил, что он хороший? Я говорил, что у пилота он есть и используется. Наравне с другими, хорошими. А у компьютера нет. И кстати по поводу негодности опыта пилота я бы, наверное, поспорил. Но пусть лучше кто-то вроде Денокана это объясняет. У него авторитет, а я так, погулять вышел.
Что касается перехода в другую ветку. Я изначально написал совсем о другом. О том, чего не должно быть сейчас. И что по сути своей явилось одной из причин катастрофы, которую обсуждают в этой ветке. Наряду с другими, не менее, а более вескими причинами. А уж в технические подробности разговор утащили другие.
 
Последнее редактирование:
а куда молодежь-то привлекают? на курсы по продаже бизнеса и взятию кредитов? :D

В летные школы. В летные академии. На самом деле, как не странно, в США можно выучиться на пилота, имея почти 0 денег (но путь будет слегка нетривиальный, например получить какую нибудь степень бакалавра, поступив туда куда стипендию дали за хорошую учебу, а потом записаться в армию и там выучиться на пилота. Причем я две недели назад разговаривал с пилотессами вертолетов НАВИ (совсем молодые девчонки, лет 27 - 28 на вид) которые так и выучились. В коммерческих операторов дронов, например (у меня знакомый дронами рулит, сидит в США дроны в африке товары доставляют).
 
По-моему выходит, что все параметры увязаны, и не может вдруг изменится УА без изменения других параметров. Вот летит самолет, и вдруг УА (или воздушная скорость, с этим тоже были проблемы) начинает куда-то убегать, а все остальное стоит на месте. Очевидно, что показания неправильные.

Самолет резко задрал нос? Должен измениться тангаж.
Попал в восходящий поток? Должно быть вертикальное ускорение.
Попал в попутный поток? Воздушная скорость упала, но выросла путевая скорость по GPS и IRS.
И т.д.
Воздушная скорость - это скорость вс относительно того самого попутного потока в котором он летит, с чего ей меняться , при изменений скорости потока ? Я Вам больше скажу - планеры именно так и летают, используя восходящие и попутные потоки.
К сожалению для самолета это уже немножко по другому, советую у Дениса в жж поискать, там он доходчиво обьяснял в свое время.

Нуежели Вы вправду думаете, что это так просто, и что все дураки авиаконструкторы до сих пор до этого не додумались ?
[automerge]1556587886[/automerge]
Из плоского штопора много чего не выводится. И сила пилотов тут не причем. Тут как раз причем мозги. А там мышц нету. И не должно быть.

Как и в случае с ручным перекладыванием стабилизатора, отвечу Вашими словами:
"Тут как раз причем мозги." "И сила пилотов тут не причем."
Как видите тоже самое. Имея мозги не нужна сила что бы крутить.. :)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Воздушная скорость - это скорость вс относительно того самого попутного потока в котором он летит, с чего ей меняться , при изменений скорости потока ?
Немного другое имелось ввиду. Отказ датчика ПВД регистрируется как изменение воздушной скорости. Если та же самая скорость, регистрируемая другими методами (например, GPS), не изменялась, если не произошло изменений в работе других систем самолета, влияющих на скорость полета или на которые влияет скорость самолета, то правомерно сделать вывод об отказе датчика ПВД. Логика тут присутствует. А метод реализации - не знаю, существует ли в натуре.
Интересно тут другое. Датчик ПВД показывает меньшую (большую) скорость. Ок. Зарегистрировали. Но воздушная скорость - параметр расчетный. И зависитот самой скорости и от плотности набегающего потока. Т.е. исправный датчик будет показывать изменение воздушной скорости не только в случае ее реального изменения, но и в случае увеличения плотности потока. А плотность потока зависит не только от скорости самолета и его высоты (что тоже измеряемый параметр), но и от состояния воздушной среды, в которой летит самолет. А плотность газовой смеси (коей является воздух) зависит не только от высоты, но и от состава, и от температуры. А значит, вариантов, в которых измеряемая воздушная скорость будет не соответствовать фактической, вагон и большая телега. И вот тут нам помогает опрос дублирующих датчиков. Если их показания меняются согласованно или в пределах допустимой погрешности измерений, то все гут. А если нет - можно отключать неисправный датчик. Но я бы еще для успокоения души считывал показания абсолютного атмосферного давления от отдельного датчика (тот самый измеряемый параметр, который нужен для определения высоты полета, мимо GPS), а для полного счастья имел бы на борту простенький автоматический многокомпонентный газоанализатор (может показаться бредом, но плотность и состав взаимосвязаны, а бывает такое, когда летают во всяких нехороших облаках, в которых может быть что угодно, кроме азота, кислорода и водяного пара).
Вот тогда мы имеем полный комплект всего, что нужно для уверенного определения работоспособности одного датчика ПВД.

На мой взгляд - комплект не хилый. Полетит шарик?
 
На мой взгляд - комплект не хилый. Полетит шарик?
Надо кстати посмотреть, что там наворочено в А350, там вроде флюгарка и пито - резервные, и есть три каких-то более хитрых измерительных прибора, которые как раз в комплексе меряют...
 
Немного другое имелось ввиду. Отказ датчика ПВД регистрируется как изменение воздушной скорости. Если та же самая скорость, регистрируемая другими методами (например, GPS)
GPS не регистрирует воздушную скорость. Как не регистрируют истинную (воздушную) скорость приемники ППД.
 
Т.е. исправный датчик будет показывать изменение воздушной скорости не только в случае ее реального изменения, но и в случае увеличения плотности потока. А плотность потока зависит не только от скорости самолета и его высоты (что тоже измеряемый параметр), но и от состояния воздушной среды, в которой летит самолет. А плотность газовой смеси (коей является воздух) зависит не только от высоты, но и от состава, и от температуры. А значит, вариантов, в которых измеряемая воздушная скорость будет не соответствовать фактической, вагон и большая телега.
Считаете, что летательный аппарат, который так остро на это реагирует, стоит вообще поднимать в воздух? Есть скорость максимальная и есть минимальная для каждого профиля и высоты полета. Между ними приличная "вилка", которая позволяет не заморачиваться на изучении состава того или иного облака. Зачем на "огороде" городить еще "огород"?)) Замучаетесь считать, а экипаж принимать решение.
 
Воздушная скорость - это скорость вс относительно того самого попутного потока в котором он летит, с чего ей меняться , при изменений скорости потока ?
Инерциальные датчики это заметят. Только на GPS полагаться, действительно, нельзя - разрешения недостаточно.
 
На мой взгляд - комплект не хилый. Полетит шарик?
Для начала вполне хватит простого анализа: режим не меняли, температура за бортом и высота не меняются, гпс не меняется. Если воздушная скорость начнет падать (что наиболее пугает пилотов и приводит к пикирование в планету), какова вероятность что это не поломка датчиков воздушной скорости, а такое совпадение с изменением условий полета? На вскидку даже не придумывается что должно случиться с окружающим воздухом чтобы такое было не поломкой.
 
GPS не регистрирует воздушную скорость. Как не регистрируют истинную (воздушную) скорость приемники ППД.
ППД или ПВД? GPS, конечно, не регистрирует воздушную скорость. Но совокупность данных GPS с иными данными, позволяет определить изменение истинной скорости. Не абсолютное. Но достаточное для выявления неисправности. Я только это имел ввиду.
[automerge]1556644816[/automerge]
Считаете, что летательный аппарат, который так остро на это реагирует, стоит вообще поднимать в воздух? Есть скорость максимальная и есть минимальная для каждого профиля и высоты полета. Между ними приличная "вилка", которая позволяет не заморачиваться на изучении состава того или иного облака. Зачем на "огороде" городить еще "огород"?)) Замучаетесь считать, а экипаж принимать решение.
Не знаю. На счет остроты не знаю. Я вообще экстраполирую ситуацию на полное автоматическое управление полетом, когда компьютер может вмешиваться в действия пилота и препятствовать им. С этого, собственно, и начался этот (в принципе, беспредметный) разговор. Я имел неосторожность не согласиться с Деноканом в том, что нет ничего страшного, что компьтер может создавать ситуацию, препятствующую или существенно затрудняющую для пилота возможность управления. Именно тогда я сказал, что такого компьютера еще нет. И вряд ли его можно создать применимо к существующим ЛА. И (опять же неосторожно) стал развиваться на тему, что и как должен уметь делать такой компьютер, чтобы полностью заменить человека. Поэтому вопрос занятости экипажа в данном случае вообще никак не рассматривается. Все только для машинной обработки и машинного же принятия решения.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Для начала вполне хватит простого анализа: режим не меняли, температура за бортом и высота не меняются, гпс не меняется. Если воздушная скорость начнет падать (что наиболее пугает пилотов и приводит к пикирование в планету), какова вероятность что это не поломка датчиков воздушной скорости, а такое совпадение с изменением условий полета? На вскидку даже не придумывается что должно случиться с окружающим воздухом чтобы такое было не поломкой.
Что то мне это напоминает... Не вспомните ? Саратовский Ан148.
Двух вменяемых человек не хватило, а Вы предлагаете это на железяку повесить ?

Все что Вы предложили хорошо и правильно, только вот исходно авторы предлагают на gps это повесить, совсем позабыв что путевая то для пилота что пятая нога.
 
Назад