Энтузиасты делают из этого бытового мотора автоспортивный вариант 2.0, увеличением диаметра цилиндра с 87 до 89 мм, и хода поршня с 72 до 80 мм, до пределов блока.
Далее, повышают степень сжатия с 10.3:1 заменой стандартных поршней под 95-й бензин с заправки, на специальные, дающие до 12:1, под гоночный 100-й. Потом, идёт замена стандартных гидрокомпенсаторов клапанных зазоров на цельные толкатели с шайбами, с заменой стандартных пружин, и втулок, что открывает возможность крутить двигатель выше 7,000 оборотов. Наконец, главное, устанавливаются иные распредвалы, с гораздо более высоким перекрытием фаз, что даёт гораздо лучшее наполнение цилиндров воздухом сверху, на 9,000 оборотах, в ущерб низовому и срединному, и холостым оборотам, неважным в авторпортивном приложении.
Чтобы к возросшему количеству воздуха добавлялось нужное количество топлива, вместо стандартных топливного насоса и форсунок устанавливаются адекватные ему по пропускной способности. Чтобы управлять наполнением, применяются индивидуальные дроссельные заслонки, что и у стандартного мотора, но по другому сконфигурированные. Стандартное ЭБУ, от Боша, с работой по сигналу датчика массы воздуха, вместе со стандартным механическим распределителем зажигания меняется на специфическое, с работой по сигналу датчика давления, минимально инерционному и ограничивающему поток воздуха, включающим в себя блок статического зажигания, позволяющим точно управлять опережением. Наконец, идёт отказ от единого впускного ресивера со стандартным воздушным фильтром, и переход на индивидуальные диффузоры.
В итоге, получают вместо объёма 1,712 см. куб. и его 130-140 сил пиковых на 6,500 оборотах, рабочий объём 1,991 см. куб., и 280 сил пиковых на 9,300 оборотах.
Нагрузки.
1. Стандартный мотор 1,712 см. куб. (87х72 мм, 10:1 степень сжатия под 95-й), с настройкой зажигания под средний 95-й:
---------------
15.6 м./с. средняя скорость поршня x 10.2 Бар среднее давление в цилиндре = 159 нагрузочный индекс (на 6,500 оборотах максимальной мощности)
2. Он же, с настройкой зажигания под качественный 95-й:
---------------
15.6 м./с. средняя скорость поршня x 11.1 Бар среднее давление в цилиндре = 173 нагрузочный индекс (на 6,500 оборотах максимальной мощности)
3. Автоспортивный мотор 1,991 см. куб. (89х80 мм, 12:1 степень сжатия под 100-й) с настройкой зажигания под гоночный 100-й:
---------------
24.8 м./с. средняя скорость поршня x 13.3 Бар среднее давление в цилиндре = 330 нагрузочный индекс (на 9,000 оборотах максимальной мощности)
Пиковая нагрузка выросла более чем в два раза, до почти что 25 м./с. и более чем 13 Бар одновременно, это серьезные цифры, поэтому, нужно много чего поменять в автоспортивном двигателе по отношению к стандартному, неплохому, но рассчитанному на гораздо меньшие нагрузки, чтобы он не развалился.
Блок оставили стандартным, его прочности и жёсткости достаточно, увеличив расточкой диаметр цилиндра с 87 до 89 мм.
Первый к замене, коленвал, на стальной с азотированием шеек, более прочный и лёгкий чем стандартный, и с ходом увеличенным с 72 до 80 мм. На фото видны те самые зубчатые соединения крышек его подшипников, выполненные такими разработчиками мотора ещё в конце 60-х, ради достижения высокой сносности их установки с постелями, поэтому точного выставления зазора вкладышей. Чем выше соосность и точнее зазоры, тем ниже биения и ниже вибрации, и выше отказоустойчивость.
Дальше, были заменены шатуны, самый нагруженные и ответственные компоненты, на стальные кованые H-типа, тоже более прочные и лёгкие, чем стандартные, в отличие от них с симметричными относительно центральной линии разъёмами крышек.
Наконец, заменены поршни, на вариант под степень сжатия 12:1. Они по прежнему алюминиевые, но уже не литые а кованые, более прочные и лёгкие, с более короткими юбками, с нанесенным на него антифрикционным их покрытием, и керамическим покрытием верхней части. Заменены их пальцы, также на более прочные и лёгкие. Как и шатуны, это тоже самые нагруженные компоненты.
Заменены стандартные прокладки, на композитные, под новый диаметр цилиндра.
Установка новых шатунов и поршней в блок.
По головкам и системе питания топливом и воздухом автоспортивного варианта допишу завтра.