Обсуждали мы тут эту обложку помнится, наконец дошли руки и прочитал сей труд.
В принципе книгу можно было бы охарактеризовать одним словом - говно, но всё же напишу о ней поподробнее, ибо это новое веяние в «исторической науке» и собственно то, что сей труд можно смело отнести к макулатуре - вовсе не значит, что само направление исследования стоит выбросить в корзину.
В мире нарисовался круг авторов, которые натягивают авиационную историю на просто историю и в качестве гарнира снабжают её экскурсами в культуру. В принципе это довольно занятно, но как любой стык двух и более наук - успех предприятия напрямую зависит от того, насколько автор владеет всеми тремя. Наш автор не владеет ни одной, но видимо немного владеет русским языком, хотя перевод «батюшка” как «small father” - говорит о том, что владение отнюдь не свободное.
Далее начинается классика, которая меня бесит больше всего - прочёл двадцать книг и написал 21-ю. В нашем случае, однако, сову натягивают на заранее приготовленный глобус, потому выбор литературы абсолютно тенденциозный и во многом как мне кажется рандомный. Несмотря на то, что в начале фигурируют какие-то ссылки на российские архивы, упоминание во введении нескольких авторов, позволивших нашему бумагамараке включить в книгу свои статьи, заставляет предположить, что в архиве автор не был. В тексте содержатся и случаи откровенного вранья, как например ссылка на уважаемого Андерссона, якобы утверждавшего, что ант-9 есть всего лишь слегка усовершенствованный Юнкерс. Я, разумеется, взял с полки Андерссона, прочёл две страницы, на которые наш копипастер ссылается, и не нашёл там ничего подобного.
В целом имеем следующее: берётся абсолютно лубочная версия российской и советской истории в пересказе западных авторов, причём часто это книжки об СССР 1966 или 1976 годов выпуска, разбавляются любой развесистой клюквой (как Сталин ушёл в двухнедельный запой в первые недели войны) и разумеется всеми возможными сальностями (как Туполев назвал Леваневского говнюком, а тот его послал на три буквы, причём в издании кембриджского университета автор старательно воспроизводит эти буквы в английском переводе), на всё это натягивается существующее в голове автора понимание российской и советской авиационной истории (всё говно, Илья Муромец и Ан-124 тоже говно, но составляющее небольшой вклад наследственно отсталой страны в мировую авиацию), дальние перелёты тоже говно, потому что они групповые, потому что назад своим ходом самолёты лететь не могли и говённые советские двигатели нужно было после перелёта менять. Ну и авторский разбор каких-то плакатов с целью доказать, что женщина, кормящая сиськой младенца - это конечно мадонна, Сталин с младенцем на руках - Саваоф, а три самолёта между ними конечно святая троица. Называя этот плакат «классической русской иконой», автор не задумывается, замечу, что на этой «классической иконе», если следовать его методе, изображены одновременно три Иисуса, два бога-отца и по одному - святой дух и Богоматерь.
Книга стремительно деградирует по ходу развития повествования, то есть на первой сотне страниц ещё присутствует хотя бы попытка показать как империя и советская власть пытались сформировать “air-mindedness”, дальше начинаются шарашки, голодомор и на фоне этого агитэскадрильи с Чкаловым (почему-то автор при этом утверждает местах в 5, что в фильме 1941 года Чкалов изображён дисциплинированным, собранным и не знающим колебаний), ну а дальше начинается такая клюква, что я уже читал по диагонали: 1500 поставленных в Испанию самолётов, причём 500 из них в воздухе каждый день, потом полный разгром и только шпионаж и бескорыстная помощь америки и ленд-лиз позволил запившему Сталину выжить.