Большие проблемы ждут Боинг в Китае....
Ужесточение экспорта США замедляет продвижение китайских самолетов C919 - источники
ФОТОГРАФИЯ: Пятый прототип китайского пассажирского самолета C919 вылетает в свой первый испытательный полет из международного аэропорта Шанхай Пудун в Шанхае, Китай, 24 октября 2019 г. Снимок сделан 24 октября 2019 г. REUTERS / Stringer / File Photo
Чжухай, Китай, 27 сентября. (Рейтер). Китайский лайнер C919 - не показанный на крупнейшем авиасалоне страны на этой неделе - обнаружил, что в условиях жестких экспортных правил США все труднее выполнять требования сертификации и производства в условиях жестких экспортных правил США.
По словам источников, Commercial Aircraft Corp of China (COMAC), не смог получить своевременную помощь от поставщиков, и у него закончились некоторые запасные части.
По состоянию на декабрь 2020 года США требовали специальных лицензий для экспорта запчастей и технической помощи любой компании, связанной с китайскими военными. Это бросило вызов программе C919, которая разрабатывалась 13 лет.
Связанные с США поставщики постепенно получают лицензии, но это замедлило процесс сертификации в Китае, а многомесячные задержки могут повлиять на производство.
У COMAC есть 815 предварительных заказов, но только China Eastern Airlines
(600115.SS) разместила твердый заказ на пять самолетов.
Поддерживаемая государством авиакомпания заявила в августе, что рассчитывает получить свой первый C919 к концу года, два - в 2022 году и еще два - в 2023 году.
Медленное наращивание производства означало бы, что C919 не будет представлять краткосрочной угрозы для Airbus
(AIR.PA) и Boeing
(BA.N) , которые производят десятки узкофюзеляжных самолетов в месяц.
«Одним из самых больших препятствий станет цепочка поставок, особенно сейчас, в связи с инфляцией, доступностью материалов и сменой поставщиков», - сказал эксперт по цепочке поставок в аэрокосмической отрасли Алекс Круц из американской консалтинговой компании Patriot Industrial Partners.
«COMAC очень озабочен тестовыми полетами. Они отстают от графика и летают столько, сколько могут, чтобы достичь минимального количества часов, необходимых для сертификации в Китае», - сообщил Reuters источник в отрасли. «Несмотря на все проблемы, COMAC полон решимости пройти сертификацию, поскольку это важнейшая политическая задача».
Источники сообщают, что C919, скорее всего, получит сертификат типа от китайского авиационного регулятора к концу этого года, но будет длинный список ограничений на выполнение полетов. Источники сообщили, что даже после сертификации COMAC должен провести модернизацию.
ОСТОРОЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР
Источники, знакомые с программой C919, заявили, что прогресс самолета, похоже, отражает схему сертификации и медленное производство его предшественника, регионального самолета ARJ21.
ARJ21 столкнулся с 2,5-летним разрывом между получением «сертификата типа», который декларирует безопасность конструкции, и «сертификата производства», позволяющего начать серийное производство.
Это контрастирует с Западом, где эти сертификаты обычно выдаются примерно в одно и то же время.
На сегодняшний день поставлено около 60 самолетов ARJ21, но рост производства также был медленным: по данным COMAC, с двух самолетов в год в 2017 году до 24 в 2020 году.
C919 находится на этапе, называемом «серийное производство», когда каждый самолет требует одобрения регулятора.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ДЕТАЛИ
C919 собирается в Китае, но в значительной степени зависит от западных компонентов, включая двигатели и авионику. Это сделало его уязвимым для санкций при передаче ключевых технологий.
Добавление двух ключевых дочерних компаний COMAC в список компаний с военными связями в декабре 2020 года создало бюрократические требования к лицензированию.
Китай удвоил усилия по разработке собственного двигателя для C919; Государственный производитель двигателей Aero Engine Corporation of China (AECC) представит на авиасалоне модель двигателя CJ-1000, но до отечественного решения для авиалайнера еще не скоро.
В прошлом месяце местные СМИ сообщили, что AECC потратит 10 миллиардов юаней (1,55 миллиарда долларов) на строительство промышленного комплекса в юго-западном городе Чэнду по производству гондол двигателей и реверсоров тяги. По словам осведомленного источника, это комплекс, связанный с производством CJ-1000.
Ожидается, что производство гондолы вырастет до 100 в год, этого хватит для 50 самолетов, говорится в отчетах, хотя плановые сроки не называются. AECC не сразу ответила на запрос о комментарии.
China's C919 jetliner - a no-show at the country's biggest air show this week – has found it harder to meet certification and production targets amid tough U.S. export rules, according to three people with knowledge of the programme.
www.reuters.com