NTSB: Boeing не представил записей об инциденте в воздухе Alaska Airlines
Доминик Гейтс
Репортер Seattle Times по аэрокосмической тематике
Председатель Национального совета по безопасности на транспорте Дженнифер Хоменди выступила с резкими показаниями во время слушаний в Сенате США в среду, раскритиковав Boeing за отсутствие сотрудничества в расследовании агентства по факту взрыва в воздухе авиакомпании Alaska Airlines 5 января.
«Boeing не предоставила нам документы и информацию, которые мы неоднократно запрашивали за последние несколько месяцев», — заявила Хоменди.
Она сказала, что компания Boeing не предоставила необходимые записи о работе, проделанной по открытию, а затем повторной установке дверной заглушки.
«Есть два варианта. Либо они существуют, а у нас их нет, либо их не существует», — сказала Хоменди. Она добавила, что если последний вариант верен, это «вызывает обеспокоенность по поводу обеспечения качества и систем управления безопасностью внутри Boeing».
Для механика было бы незаконно выполнять какие-либо значительные ремонтные работы на самолете без подробного отчета о том, что было сделано.
Однако раньше инспекторы по качеству утверждали, что менеджеры Boeing иногда просили механиков исправить дефекты, но не регистрировать ремонтные работы.
Это уменьшило количество дефектов, создавая ложное ощущение стабильности производственной работы. В 2019 году Профсоюз машиностроителей заявил, что эта тактика использовалась для оправдания сокращения количества проверок качества.
После появления Хоменди на слушаниях в Сенате компания Boeing поспешила отреагировать на ее высказывания, обнажив глубокую нестыковку между компанией и агентством безопасности.
В заявлении Boeing, опубликованном после дачи показаний Хоменди, подразумевалось, что такой документации не существует.
«Что касается документации, если бы снятие дверной заглушки не было задокументировано, не было бы никакой документации, которой можно было бы поделиться», — сказал Боинг косвенно, но четко.
Как ранее сообщала The Seattle Times, сотрудники Boeing открыли дверную заглушку, чтобы дать возможность механикам поставщика Spirit AeroSystems починить плохо установленные заклепки в соседней дверной коробке. Затем механики Boeing неправильно закрыли его, оставив без внимания четыре шпоночных стопорных болта, которые могли бы предотвратить выброс в полете.
Хоменди также сообщила, что NTSB запросил у Boeing имена сотрудников группы из 25 человек, которые работают над дверями и дверными заглушками на заводе в Рентоне, но не получил имен.
«Это два месяца спустя. Мы точно знаем, что в Рентоне есть команда, которая занимается дверями. Есть целая команда из 25 человек и менеджера», — сказал Хоменди в среду. «Менеджер находился в отпуске по болезни, мы не смогли взять интервью у этого человека. Мы запросили имена остальных 25 человек, но имен не получили».
«У нас нет записей. У нас нет имен этих 25 человек», — сказал Хоменди. «Это абсурдно, что два месяца спустя у нас этого нет».
Очевидно, показания Сената попали в точку. После завершения слушаний компания Boeing в своем заявлении отметила свое «глубокое уважение к NTSB и решающую роль, которую они играют в авиационной безопасности», и сообщила, что теперь предоставила 25 имен.
«На раннем этапе расследования мы предоставили NTSB имена сотрудников Boeing, в том числе специалистов по дверям, которые, по нашему мнению, могли располагать соответствующей информацией», — сказал Боинг, имея в виду сотрудников, которые работали с дверной заглушкой на самолете Alaska Airlines, в котором произошел взрыв.
Однако это раскрытие не предоставило NTSB имена всех людей, у которых оно хотело взять интервью. Поэтому в субботу агентство направило в Boeing письменный запрос на полный список сотрудников дверной команды 737 MAX.
«Теперь мы предоставили полный список лиц, входящих в команду дверей 737, в ответ на недавний запрос», — заявил Боинг после слушаний в среду.
Боинг также заявил, что «с первых же мгновений после крушения рейса 1282 авиакомпании Alaska Airlines мы работали активно и прозрачно, чтобы полностью поддержать расследование NTSB».
Это заявление грубо противоречит показаниям Хоменди.
После публикации заявления Boeing представитель NTSB Эрик Вайс заявил, что «председатель Хоменди придерживается своих точных показаний».
NTSB проводит интервью в Рентоне
Хоменди также раскритиковал компанию Spirt AeroSystems, которая производит фюзеляж 737 MAX и первоначально установила дверную заглушку в Уичито, штат Канзас, подразумевая, что она тоже скрыла информацию.
Она сказала, что «нам только что сообщили на прошлой неделе», что три механика Spirit, которые работали в Рентоне над ремонтом плохо установленных заклепок, были не прямыми сотрудниками Spirit, а подрядчиками, каждый из разных кадровых компаний в аэрокосмической отрасли: Aerotek, базирующаяся в Мэриленде, базирующаяся в Иллинойсе. Запуск и компания Strom Engineering из Миннесоты.
Хоменди сообщила, что Spirit не проинформировал об этом агентство. Следователи узнали об этом «от допрашиваемых лиц, которые напрямую связались с нами».
«Мы привлекли нашего адвоката по этому вопросу», — многозначительно добавила Хоменди.
Представитель Spirit Джо Буччино заявил в своем заявлении, что компания не может говорить о деталях расследования, но «мы координируем свои действия с NTSB, чтобы ответить на комментарии председателя».
Хоменди сообщила, что следователи NTSB проводят допросы на заводе окончательной сборки Boeing в Рентоне с воскресенья и будут продолжать делать это в течение недели.
Следователи допросили этих трех подрядчиков Spirit. Но «мы не знаем, кто работал над дверной заглушкой», — настаивал Хоменди.
Сенатор Тед Круз, республиканец от штата Техас, высокопоставленный республиканец в Комитете по торговле, назвал отсутствие сотрудничества Boeing со следствием «совершенно неприемлемым» и попросил Хоменди проинформировать Сенат через неделю о том, предоставил ли Boeing полный список имена и все требуемые записи.
Сенатор Мария Кантвелл, демократ от Вашингтона, сказала Homendy, что «очень разочаровывает» тот факт, что отсутствие записей и информации от Boeing «теперь тормозит ваше расследование».
«Вся наша экономика зависит от того, как люди понимают это правильно, и я думал, что генеральный директор [Boeing] сказал, что они будут сотрудничать в полной мере», — сказал Кантвелл.
После слушания Кэнтуэлл направила письмо в компанию Boeing с требованием «предоставить NTSB эту следственную информацию в течение следующих 48 часов».
NTSB — независимое федеральное агентство, которому поручено расследовать причины всех происшествий в гражданской авиации и серьезных происшествий на других видах транспорта. Дает рекомендации по снижению рисков в будущем.
Стороны расследования NTSB по закону обязаны сотрудничать. Однако вполне возможно, что
параллельное уголовное расследование, проводимое Министерством юстиции по факту вылета дверной заглушки, может помешать доступу NTSB к некоторой информации.
Любые лица, которые чувствуют угрозу возможного уголовного преследования, скорее всего, наймут адвокатов и могут отказаться от переговоров с NTSB до тех пор, пока уголовное дело не будет раскрыто.
«Нас беспокоит то, что сотрудники и другие люди не чувствуют себя в безопасности, разговаривая с нами», — сказала Хоменди о расследовании Министерства юстиции.
В отличие от Boeing, Хоменди заявила, что Федеральное управление гражданской авиации «оказывало нам большую помощь в расследовании».
Она заверила сенаторов, что расследование будет «очень глубоким и очень широким».
«Мы посмотрим на процедуры, политику. Мы также рассмотрим другие работы, которые были выполнены примерно в то же время или за последние несколько лет, чтобы выяснить, есть ли опасения по поводу других работ или записей, которые могут отсутствовать», — сказал Хоменди. «Мы также углубляемся в культуру безопасности, продвижение безопасности и управление безопасностью в целом.
In a U.S. Senate hearing, the NTSB chair scathingly criticized Boeing for its lack of cooperation in the investigation of the Alaska Airlines midair door plug blowout.
www.seattletimes.com