Длительное падение Boeing и как оно может восстановиться
7 апреля 2024 года
Резкая реакция на Boeing после едва не случившейся катастрофы на борту 737 MAX авиакомпании Alaska Airlines в январе была реакцией не на единичную производственную ошибку, а на многолетнее снижение стандартов безопасности.
История падения Boeing уходит корнями на четверть века назад, когда ее лидеры поставили интересы акционеров превыше всех остальных, сказал Ричард Абулафиа, отраслевой аналитик AeroDynamic Advisory.
“Подавите рабочих. Цена акций. Цена акций. Цена акций. Финансовые шаги и показатели превыше всего”, - такова философия Boeing, сказал он. По его словам, это была “безжалостная попытка сократить расходы без какого-либо осознания того, что это может сделать с возможностями”.
Чтобы снизить расходы, Boeing предпочел агрессивно противостоять сначала своим сотрудникам, а затем поставщикам, а не сотрудничать с ними. По словам Абулафии, они остались “разгневанными и отчужденными”.
Сегодня руководители Boeing прохладно признают, что эта стратегия, ориентированная в первую очередь на акционеров, сокращение расходов и к черту рабочих, была ошибочной. Но в течение двух десятилетий она работала.
Руководители Boeing обеспечили акционерам огромные денежные потоки путем обратного выкупа акций и выплаты дивидендов — 68 миллиардов долларов с 2010 года, по данным Melius Research, — вместо того, чтобы инвестировать в будущие совершенно новые самолеты.
Чтобы ежеквартально превосходить прогнозы Уолл-стрит, Boeing
повышал курс акций с помощью бухгалтерских уловок, таких как досрочное погашение денежных авансов авиакомпаний.
Ее руководители передавали работу на аутсорсинг, распродавали целые подразделения и отказались от ключевых возможностей, таких как
разработка авионики,
обработка деталей и
сборка фюзеляжей. Что касается 787-го, они даже
передали крылья самолета на аутсорсинг Японии.
Они
перенесли работу с высококвалифицированной базы Boeing, состоящей из профсоюзов, в районе Пьюджет-Саунд. Они ослабили профсоюзы и вымогали у правительства штата неоднократные
угрозы строить будущие самолеты в другом месте.
Они
оказывали давление на поставщиков, каждый год требуя снижения цен, что, в свою очередь, вынуждало поставщиков к разорительному сокращению расходов и делало их уязвимыми перед крахом во время потрясений, таких как пандемия COVID-19.
Во всем этом, начиная с начала 2000-х, руководство Boeing подражало самому знаменитому и влиятельному боссу корпоративной Америки того времени: Джеку Уэлчу, бескомпромиссному генеральному директору General Electric в 1980-х и 90-х годах.
Сотрудники и пенсионеры Boeing в Сиэтле давно жаловались на негативное культурное воздействие слияния 1997 года с McDonnell Douglas. Это привело к назначению бывшего 25-летнего ветерана GE Гарри Стоунсайфера, первого в череде руководителей, которые работали под руководством Уэлча и стремились подражать ему в качестве холодных имперских руководителей.
Эти помощники Уэлча относились к опытным инженерам и машинистам как к расходному материалу, игнорируя потенциальный ущерб важнейшей миссии Boeing - проектированию и строительству высококачественных самолетов.
В 1999 году журнал Fortune назвал Уэлча “Менеджером века”, и когда два года спустя он ушел на пенсию, преобразовав GE в финансовый конгломерат, который, кстати, производил электрические лампочки, бытовую технику и реактивные двигатели, курс акций компании взлетел до небес.
Аналогичным образом, Джим Макнерни, которого GE рассматривали как потенциального преемника Уэлча и который последовал за Стоунсайфером на посту генерального директора Boeing, ушел на пенсию с годовой пенсией в 3,9 миллиона долларов в 2015 году после 10 лет руководства компанией и был убежден, что благодаря ему стоимость акций Boeing будет неуклонно расти.
Все развалилось.
Финансовый инжиниринг GE довел компанию до банкротства во время финансового кризиса 2008 года. Ей пришлось продать подразделения по производству ламп накаливания и бытовой техники. Некогда великий американский производитель
окончательно распался ранее в этом месяце.
Пять лет катастрофического дизайна самолетов и проблем с качеством подорвали репутацию Boeing как главного символа американской авиации.
Как это можно исправить?
Руководители признают, что стратегия была ошибочной
С опозданием нынешние руководители Boeing, ошеломленные критикой, насмешками и возмущением с января, наконец публично признали, что некоторые ключевые стратегии, которых они придерживались на протяжении десятилетий, были ошибочными.
“Более 20 лет назад Boeing, вероятно, перегнул палку в вопросе аутсорсинга”, - заявил в прошлом месяце финансовый директор Брайан Уэст.
А в январе в эфире CNBC исполнительный директор Boeing Дэйв Кэлхун признал: “Не зашло ли это слишком далеко? Да, вероятно, так и было”.
Оба говорили о крупном поставщике Spirit AeroSystems из Вичито, штат Канзас, который входил в Boeing до тех пор, пока он не был продан два десятилетия назад в рамках широкого отчуждения активов, чтобы угодить Уолл-стрит и увеличить акции.
После череды нарушений качества в Уичито Boeing теперь признает ошибку и пытается выкупить Spirit обратно — “из соображений безопасности и качества”, - сказал Уэст.
Еще одна ошибка, признанная с опозданием: поскольку ежегодные премии заводским менеджерам Boeing основывались в основном на выполнении плановых показателей по затратам и графику, остановка сборочного конвейера долгое время считалась серьезным грехом.
Это означало, что по мере продвижения самолетов по конвейеру накапливались незавершенные работы, которые Boeing называет “работой в пути”.
Выполняемая не по порядку, эта работа сложнее и занимает гораздо больше времени. Если накапливается слишком много работы в пути, это создает хаос. Именно это произошло в Рентоне на сборочной линии 737.
“В течение многих лет мы ставили во главу угла транспортировку самолета по заводу, а не выполнение его должным образом, и это должно измениться”, - сказал Уэст. “Как только вы сокращаете время в пути, ваше качество улучшается”.
Даже главная заповедь Boeing до сих пор — повышать курс акций - больше не кажется священной.
Говоря о том, как можно исправить Spirit, Уэст сказал: “На самом деле речь идет о концентрации и управлении предприятием, не как бизнесом, а как фабрикой. Управляйте предприятием как фабрикой и оставайтесь сосредоточенными на безопасности, качестве и стабильности ”.
Да, финансовый директор Boeing говорит, что соображения бизнеса теперь должны быть менее приоритетными при производстве реактивных самолетов.
“В Boeing сейчас происходят большие перемены”, - сказал Уэст. “Это тяжелый момент”.
Рон Эпштейн, финансовый аналитик Bank of America, имеющий докторскую степень в области аэрокосмической инженерии, не впечатлен.
До того, как комиссия отказалась от самолета на Аляске, “с точки зрения руководства, все шло как по маслу. Они понятия не имели, что происходит на производственной линии”, - сказал Эпштейн. “Потребовалась почти катастрофическая авария, чтобы все встряхнулось”.
“Дарт Вейдер” на посту генерального директора
Адам Пиларски, опытный аэрокосмический аналитик консалтинговой фирмы Avitas и бывший главный экономист Douglas Aircraft, сказал в интервью, что бывший генеральный директор McNerney должен взять на себя “большую долю” вины за падение Boeing.
Агрессивно настроенный против профсоюзов, Макнерни разместил новую сборочную линию 787 в не входящей в профсоюз Южной Каролине. Затем, в 2014 году, он, наконец, заставил машинистов из района Пьюджет-Саунд отказаться от своих пенсий угрозами построить следующий большой широкофюзеляжный самолет Boeing 777X в другом штате.
Позже в том же году он
пошутил о том, что сотрудники “съеживаются” перед ним.
Пиларски сказала, что это происходит из-за "менталитета GE ... не думающей о долгосрочных отношениях”.
“Если у вас плохие отношения со своими работниками, вы не можете ожидать лояльности и высокой производительности”, - сказал он.
Бывший топ-менеджер Boeing, который сейчас на пенсии и попросил не называть его имени, критикуя бывших коллег, сказал, что, хотя в Boeing работают “лучшие аэродинамики и инженеры в мире ... а механики за эти годы проделали выдающуюся работу”, и Стоунсайфер, и Макнерни “превратили персонал в противников”.
В 2013 году Макнерни, признав, что “Я здесь говорю как Дарт Вейдер”
, рекламировал планы по сокращению расходов как за счет сокращения рабочих мест в Boeing, так и за счет жесткого давления на его поставщиков.
“Если определенная группа не будет работать с нами ... они окажутся в списке, запрещенном для полетов”, - сказал Макнерни о своих поставщиках. “Им не разрешат участвовать в торгах по новым программам”.
Вынужденные сократить собственную прибыль, чтобы увеличить прибыль Boeing, разгневанные поставщики пострадали.
Spirit AeroSystems, оказавшаяся в тяжелом финансовом положении в прошлом году, сообщила, что
она потеряла в среднем более 1 миллиона долларов на каждой 787 секции, построенной для Boeing с 2007 года.
Spirit изготавливает переднюю часть фюзеляжа всех коммерческих самолетов Boeing и весь фюзеляж 737 MAX. За последние два года компания поставила дефектные 787 секций фюзеляжа и
серию фюзеляжей MAX с различными серьезными дефектами.
После резкого снижения цен Boeing пришлось прошлой осенью оказать финансовую помощь Spirit.
Еще одним направлением стратегии GE Уэлча было нежелание напугать инвесторов, рискуя деньгами в дорогостоящих долгосрочных проектах. Объявление о таких крупных финансовых обязательствах немедленно снижает цену акций.
Итак, в 2014 году Макнерни заявил, что Boeing должен делать больше с меньшими затратами ресурсов и
больше не будет делать “снимков Луны”.
“Каждые 25 лет запускают большую луну ... а затем производят 707 или 787”, - сказал Макнерни аналитикам с Уолл-стрит. “Это неправильный способ ведения бизнеса”.
Вместо этого Boeing будет постепенно продвигаться вперед, добавляя новые двигатели к 737-му и, таким образом, разрабатывая MAX вместо гораздо более дорогого совершенно нового реактивного самолета.
Однако на самом деле крупные дорогостоящие проекты по разработке, которые окупаются только спустя годы, являются самой природой авиастроительного бизнеса.
Каждая новая программа реактивных самолетов - это финансовый скачок. Если компания хочет остаться в авиастроительном бизнесе, она должна совершить скачок.
А первенство Boeing в отрасли было построено на революционных достижениях, таких как 707 и 747.
“В авиации действительно нужны снимки Луны”, - сказал Пиларски.
Успех Уэлча во время работы в GE вдохновил целое поколение выпускников бизнес-школ и MBA. Но на курсе этики в этом семестре в Школе бизнеса Фостера Вашингтонского университета тематическое исследование падения Boeing привело к переоценке.
Тод Бергстром, который преподавал в классе Boeing, сказал, что, по его мнению, когда 150 студентов, прошедших обучение, выйдут в мир бизнеса, они “будут крайне скептически относиться к уэлчианским методам управления”.
“У Boeing действительно открылись глаза на увлекательную и в конечном итоге печальную траекторию за последние 25 лет”, - сказал Бергстром.
Наследие культуры Boeing
Давние сотрудники Boeing дают представление о том, как изменилась корпоративная культура.
Стэн Соршер работал физиком в Boeing, а затем аналитиком-исследователем в союзе белых воротничков, Обществе профессиональных инженерных работников аэрокосмической отрасли. Он со страстью описывает инженерную культуру, которую генеральный директор Commercial Airplanes Алан Мулалли создал в 1990-х годах для разработки последней успешной программы Boeing по производству самолетов 777.
Инженерно-производственные группы Boeing, а также команды поставщиков и заказчиков работали сообща над решением проблем проекта, каждая из которых была готова пойти на жертвы ради улучшения общего результата.
Но на следующем совершенно новом самолете Boeing, 787 Dreamliner, была применена другая модель, и поставщики выполнили большую часть детальной проектной работы. Первоначально Boeing должна была изготовить только хвостовое оперение.
Соршер увидел, что вместо культуры совместной разработки 777 в Boeing пришел подход Уэлча к управлению сверху вниз. Он назвал 787 "программой обмена сообщениями”.
Инженерам, у которых возникли технические сомнения, сказали: “Следуйте плану. Если вы не сможете выполнять свою работу, я уволю вас и найду того, кто сможет ”.
Новый подход создал конкурентов, а не партнеров. Как поставщиков, так и сотрудников Boeing заставили “чувствовать себя зависимыми, ненадежными и подверженными риску. Что у них появился конкурент, который мог прийти и забрать их работу ”, - сказал Соршер.
Boeing давно признал, что разработка 787-го, внедрение которого было отложено на годы, стало операционной и финансовой катастрофой.
Фил Чандлер, высококвалифицированный машинист Boeing более 42 лет, прежде чем уйти на пенсию, когда в 2020 году разразился COVID, в последние два десятилетия своей карьеры отмечал такой же диктаторский подход на заводе.
“На людей, которые знали, как строить самолеты, смотрели как на препятствия. Они замедляли процесс, ” сказал Чендлер. “Единственное слово, которое вы могли сказать руководителям, было ‘да”.
В прошлом менеджеры первого и даже второго уровня на заводе продвигались по служебной лестнице как механики и обладали глубокими знаниями работы, после прихода Stonecipher эти должности перешли к белым воротничкам со степенями, часто со степенью MBA.
Какими бы умными ни были эти менеджеры, им потребовалось около 18 месяцев, чтобы по-настоящему понять, как работает операция, и обычно их переводили на другую должность каждые один-два года, сказал Чендлер.
“Им никогда не разрешали оставаться там достаточно долго, чтобы начать действовать”, - сказал он.
Аналитики прогнозируют, что Boeing потребуется значительное время, чтобы восстановить свою культуру и вернуть себе хоть что-то похожее на былую славу.
“Объемы поставок Boeing вряд ли догонят Airbus в этом десятилетии”, - сказал инвесторам в конце марта аналитик Melius Research Роб Спингарн. “Если Boeing не запустит самолет с чистыми листами, он может не догнать Airbus и в 2030-х годах”.
Шаги к восстановлению
Кэлхун стеснен текущими нормативными и уголовными расследованиями и уйдет в отставку к концу года. Что может сделать его замена на посту генерального директора, чтобы начать восстановление?
Любое восстановление зависит от того, верят ли сотрудники Boeing в то, что у компании есть будущее, и объединяют усилия для его достижения.
Пандемия сократила ряды опытных сотрудников. Создание резерва и удержание рабочей силы имеет решающее значение.
Но данные, собранные инженером компании, показывают серьезное снижение зарплат в Boeing по сравнению с инфляцией и общий рост зарплат в регионе Сиэтла, снижение, подтвержденное SPEEA.
В 2013 году инженеры среднего звена в Boeing зарабатывали 159% от среднего дохода семьи в районе метро. Десять лет спустя та же зарплата в Boeing снизилась до 114% от этого уровня.
“На меня давят все больше и больше”, - сказал инженер, попросивший не называть его имени, чтобы избежать возмездия.
Если относительная величина его зарплаты продолжит снижаться, он сказал, что неохотно подумает о переезде или уходе из Boeing, чтобы найти работу в сфере технологий.
Увеличение расходов на повышение заработной платы может ударить по цене акций. Тем не менее, Boeing, безусловно, придется значительно повысить заработную плату рабочим машинистам, чтобы избежать забастовки, когда в сентябре истечет срок их контракта.
“Boeing должен предоставить IAM практически все, о чем они просят”, - сказал бывший топ-менеджер Boeing. “Вы должны привлечь IAM на свою сторону”.
Абулафия согласен, говоря, что руководство должно подходить к переговорам с машинистами с искренним чувством взаимной заинтересованности: “Давайте спасем компанию вместе”.
Кроме того, руководство Boeing должно начать смотреть вперед, публично говорить о создании следующего совершенно нового реактивного самолета и совершенствовании технологий обезуглероживания авиации.
Даже если до запуска такого самолета пройдут годы, представьте это как видение, как снимок Луны, сказал Пиларски из Avitas.
“Расскажите об этом своим сотрудникам, чтобы они воодушевились и начали верить в ваше будущее”, - сказал он. “Этого элемента не хватало довольно долгое время”.
Эпштейн настроен оптимистично: если Boeing достигнет этого будущего, он восстановится.
“Самолеты соединяют мир. Это просто классная отрасль, частью которой можно быть”, - сказал он. “Привлечь людей к тому, что они делают, не должно быть так уж сложно. Теперь просто обеспечьте им компенсацию, счастье и прилив энергии ”.
Тем не менее, дальновидных разговоров с самого верха будет недостаточно.
Чтобы убедить сотрудников, что они лично заинтересованы в будущем компании, руководители Boeing могут сделать два широких жеста в ближайшей перспективе.
Первое: перенести штаб-квартиру Boeing обратно в Сиэтл.
Это было бы символично и, по мнению отраслевых наблюдателей, логично.
Переезд в Чикаго в 2001 году, организованный тогдашним генеральным директором Филом Кондитом и Stonecipher, привел лишь к отдалению руководства от работников Boeing.
Перенос штаб-квартиры в Арлингтон, Вирджиния, в 2022 году доказал, что переезд в Чикаго провалился и в равной степени не имеет смысла для основного бизнеса Boeing.
“Сиэтл - столица авиации в США”, - сказала Пиларски.
“Вы не можете управлять Boeing с Восточного побережья”, - сказал Эпштейн из Bank of America.
Второе: Боинг заранее взял на себя обязательство построить следующий совершенно новый реактивный самолет на своих заводах в Пьюджет-Саунд, при этом значительные дополнительные работы были выделены Северному Чарльстону, Южная Каролина.
“Скажите [рабочим], которые знают, как производить самолеты, которые занимаются этим десятилетиями, что нет, мы не собираемся переносить все в совершенно другое место”, - сказала Пиларски.
На протяжении многих лет руководство Boeing упорно отказывалось давать такое обещание своим работникам. Если производитель реактивных самолетов собирается оправиться от текущего кризиса, пришло ли время?
Boeing’s leaders are tepidly admitting the shareholders-first, workers-be-damned strategy was flawed. It’s an admission a generation in coming.
www.seattletimes.com