(ЧА) Як-12 vs ОКА-38

Бурундук, спасибо! Здесь на 3-й странице из выдержки книги Яковлева получается: Самолетик был создан вскоре после 6 апреля 1950 г, летал штатно до сентября 1951 г. затем снят с производства, восстановлен в производство вскоре после сентября 1953 г. Отец на этом типе летал с 1952 (?) по 1958 г. Пока не прояснились попытки по бортовому номеру СССР Т494.
 
Реклама
vivalata, в 1951г. с АИ-14 выпускался вариант Як-12Р. Потом, действительно, был двухлетний перерыв, затем выпуск возобновили. Но у Як-12Р не было форкиля (посмотрите на переднюю кромку киля и её сопряжение с фюзеляжем). А на фотографии виден форкиль.

Вариант с форкилём Як-12М пошёл в серию только с 1955г. В 1952-54г.г. ваш отец мог летать на другом самолёте Як-12. А номер, вроде, не Т494, а СССР-7494, нет?
 
Последнее редактирование:
Бурундук, у меня эта фотка jpg раздута до 1,2 МБ, там четко виден борт номер СССР-Т494. Семёрки там точно нет, это буква "Т". С 1952-1958 гг. пилот 288 авиаотряда, командир авиазвена 75 авиаотряда, командир 3 авиаэскадрильи 75 авиаотряда, Як-12.
Да, до ЯК-12 летал на ПО-2, но на ПО-2 летал еще и с 1946 года, в том же аэропорту. Предположил, что запись относится к переходу на другой тип самолета.
Период, в который эта фотка могла быть сделана, сужается до трёх лет - с 55 по 58 год. Спасибо.
 
Последнее редактирование:
vivalata, к сожалению по реестру Як-12 данных практически нет у людей здесь обитающих. Но тем не менее спасибо за номерок этого Як-12.

---------- Добавлено в 11:04 ----------

П.С. В продолжение заглавной темы хочу дать новую идейку для дискуссии: Як-12 vs Wilga
Как так получилось, что на смену отечественному самлолету пришел данный самолет немного уступающий предшественнику. Тема интересна очень для дискуссий. В одной из монографий по Вильге был дан интересный ответ на эту тему. Касаемо трений между руководителем ДОСААФ Покрышкиным и Яковлевым, в результате которых Яковлев оказался не у дел. А ведь смену Як-12 могли бы сделать и в КБ Яковлева, учтя большой опыт эксплуатации самолета Як-12. Да даже восстановление производства помогло бы сильно. Почему этого не случилось. Ваши версии?
 
Black Cat, Думаю эта была одна из главных причин, но также настараживает почему у нас в наших КБ, не было наработок по замене Як-12.
В указанном примере (Як-30 vs L-29) был еще и PZL TS-11 Iskra, который не был забыт самой Польшей, а запущен все-таки в серию.
 
Стипан сказал(а):
Black Cat, Думаю эта была одна из главных причин, но также настараживает почему у нас в наших КБ, не было наработок по замене Як-12.
В указанном примере (Як-30 vs L-29) был еще и PZL TS-11 Iskra, который не был забыт самой Польшей, а запущен все-таки в серию.
Ради СЭВ СССР просто не мог позволить себе поступить так, как поступили поляки с TS-11. А вообще тема СЭВовского самолетостроения - ИМХО довольно интересна. Жаль только, что никто единым полотном её в виде книги пока так и не оформил.

Да, кстати, в разговоре про Як-10/Як-12 vs Fi.156 / ОКА-38 и Як-12 vs Wilga почему-то совершенно забыли про чешский L-60 "Бригадир" - развитие чешких клонов "шторьха".
http://www.scalesoaring.co.uk/TUGS/Docs_Tugs/L-60/L-60.html
Они кстати, и в Союз вроде бы поставлялись.
 
Самолетик может тот-же, а может и другой. Но на верхней части правого крыла тоже "Т" видна. И врое следующая "4". Стипан, да, реестрик бы найти...
 
timsz, приятно был удивлен, что регистрации СССР-Тххх еще использовались в 50е года. Я думал после войны регистрации для учебно-тренировочной были еще СССР-Лххх, и СССР-Шххх. А нет СССР-Тххх еще были.

vivalata, даже не знаю где он может быть. Возможно в РГАЭ есть. Но я там ввиду своей удаленности от Москвы не был.
 
Реклама
Ради СЭВ СССР просто не мог позволить себе поступить так, как поступили поляки с TS-11. А вообще тема СЭВовского самолетостроения - ИМХО довольно интересна. Жаль только, что никто единым полотном её в виде книги пока так и не оформил.

Да, кстати, в разговоре про Як-10/Як-12 vs Fi.156 / ОКА-38 и Як-12 vs Wilga почему-то совершенно забыли про чешский L-60 "Бригадир" - развитие чешких клонов "шторьха".
http://www.scalesoaring.co.uk/TUGS/Docs_Tugs/L-60/L-60.html
Они кстати, и в Союз вроде бы поставлялись.
Да совершенно верно, два L-60 были поставленны в СССР в 1959 году. Получили регистрацию они СССР-14340 (з/н 151312) и СССР-14341 (з/н 151313). А вот что они делали в СССР непонятно. Олег Черников (Aleck), узнал, что один из них эксплуатировался в СКУГА. Какой именно пока неизвесатно. Куда делся второй пока неясно. Мое мнение (это мысли вслух), что изначально оба Бригадира были в НИИ ГВФ, а вот после испытаний были отданы в местные управления. Но это всего лишь мои мысли, а не истина. Возможно и не были они в НИИ ГВФ. Но достоверно известно об эксплуатации одного L-60 в СКУГА. Подробности пока уточняются.

Касаемо Як-12 vs L-60 тоже интересно рассуждение. Но думаю у L-60 была хорошая судьба. Все-таки было серийное производство и был поставлен на экспорт. Просто не удалось его запихнуть в СССР. Мое мнение именно из-за Як-12.

---------- Добавлено в 11:17 ----------

П.С. Создам тему Авиация СССР vs Авиация стран СЭВ для философии
 
А кто-нибудь может поточнее определить год на приложенном снимке ? Может по бортовому номеру можно определить год изготовления, какая модификация? Интересно было узнать про фиксированный предкрылок. На данном воздушном судне он не просматривается.
Як-12М зав. № 18520, СССР-Т494.
В реестре найдётся запись с датой 22.01.1957.
13.05.1958 г. ГУ ГВФ выделил ему новый номер СССР-56494.
Но смогли наносить этот номер на самолёт и значительно позже, до конца 1959 г.
Кстати, по состоянию на 01.06.1961 г. проходит как Як-12ГР.
75 авиаотряд.

Так что, я сказал бы, ок. 1957-58 гг.
 
Последнее редактирование:
Выпуск "Шторьха" в СССР после войны? Как бы это выглядело тогда? Страна-победитель, копирует технику побежденного? А как же насаждавшийся миф о том, что в СССР -все самое лучшее? С B-29 -история совсем другая, освоение технологий при его создании -позволяло резко поднять уровень авиационной промышленности СССР, да и носитель для ЯО нужен был еще "вчера", поэтому было не до политкорректности, да и янки тогда еще вроде как вчерашними союзниками были...
 
vivalata, к сожалению по реестру Як-12 данных практически нет у людей здесь обитающих.
Стипан, да, реестрик бы найти...
vivalata, даже не знаю где он может быть. Возможно в РГАЭ есть.
Да, в РГАЭ довольно много информации про номерки Як-12 найдётся.
В том числе два реестра первой половины 1950-х годов и документы про новые опознавательные знаки 1958 г.
Работаю над этой иформацией...
 
Владимир сказал(а):
Выпуск "Шторьха" в СССР после войны? Как бы это выглядело тогда? Страна-победитель, копирует технику побежденного? А как же насаждавшийся миф о том, что в СССР -все самое лучшее?
Про послевоенные советские автомобили сами нагуглить сможете? А про двигатели послевоенные реактивные? Про ракету Р-1? Танковые дизели послевоенные? И многое-многое другое.
ПМСМ, при Сталине был весьма прагматичный подход: надо? копируем! (как вариант - делаем по мотивам). Причем совершенно безо всяких идеологических шор и заморочек на этот счет, подход был КМК предельно прагматичный.

ЗЫ. Творческое наследие от освоения ОКА-38 О.К.Антонов, ПМСМ, умело применил в СХ-1, будущем Ан-2. Самое главное - высокомеханизированное крыло, ну и по мелочам - схема шасси, "теплица" фонаря.

С промежуточным проектом еще нагляднее:
 
Внимательнее почитайте, что я написал. Вот именно, ключевое слово -НАДО, автомобиль-надо, тем более оборудование в качестве трофеев досталось, Р-1 -надо, реактивные двигатели -даже и говорить нечего. А зачем Шторьх, если По-2 было как г.. за баней? Его (ОКА-38) и перед войной-то без особого энтузиазма в производство пытались запускать. С технической точки зрения -Шторьх Советскому Союзу -НИ-ЧЕ-ГО не давал....Тем более послевоенная разруха, не до "мелочей" было...были приоритеты по-важнее..а народные деньги, товарищ Сталин -считать умел...
 
Последнее редактирование:
Владимир сказал(а):
Внимательнее почитайте, что я написал. Вот именно, ключевое слово -НАДО,
Прочитал.

Выпуск "Шторьха" в СССР после войны? Как бы это выглядело тогда? Страна-победитель, копирует технику побежденного? А как же насаждавшийся миф о том, что в СССР -все самое лучшее? (с, Владимир)

ПМСМ , вы своем предыдущем высказывании ошибочно выставили более высокий приоритет неким идеологическим мотивам (трофей, страна-победитель, советское самое лучшее).

А то что при наличии большого парка и производства своих У-2, и наоборот полностью погромленного производства ОКА-38 в Каунасе, выбор был сделан не в пользу "Шторьха" - ибо на тот момент нецелесообразно - с этим согласен.
 
Назад