Попробую пояснить свою точку зрения - почему нынешний уровень науки и техники не позволяет нам заменить командира "искусственным интеллектом".
Если говорить упрощенно, есть три типа операций (процессов): ручные, автоматизированные и автоматические. Первые - это когда требуется непосредственное действие со стороны человека, например, нажать кнопку. Вторые - человек только контролирует результат выполнения. Третьи не требуют участия человека вообще.
Упрощение состоит в том, что на самом деле практически любая операция состоит в некотором количестве действий, которые производятся автоматически, а контролируется только результат. В идеале, в хорошо спроектированной автоматизированной системе check-list перед взлетом должен состоять из двух пунктов:
1. произвести функциональный контроль - проверяется состояние всех систем, узлов, агрегатов, датчиков и цепей. Результат выводится в виде интегральной оценки - "готов" или "не готов". В принципе, возможен и чаще всего должен встречаться третий вариант - "технически готов" - это когда обнаружена неисправность, но эта неисправность не может повлиять на общую готовность и безопасность полета. Например, перегорела лампочка в туалете.
2. проверить готовность к взлету - последовательно проходятся все этапы включения, в том числе и пресловутый обогрев ППД. Результат опять же выводится в виде интегральной оценки - "готов" или "не готов". Но в этом случае вариантов может быть только два.
Далее следует команда на взлет, и робот начинает выполнять заданную циклограмму полета. С точки зрения безопасности это лучше, чем если бы вместо него был человек, поскольку у автомата реакция выше, он может прогнозировать отклонение параметров полета от заданных и предпринимать необходимые действия.
Т.е., в идеальных условиях безопасность полетов становится выше - исключается ЧФ.
Теперь предположим, что либо метеоусловия окажутся плохими, либо последовательно выйдет из строя более одного датчика - например, один ППД и один спутниковый датчик. От заложенной программы полета придется отклоняться, выбирая альтернативу. Истинный ИИ с данной проблемой справится, но, как я уже говорил, мы до такого уровня пока не доросли, соответственно, автопилот должен будет выбрать подпрограмму из числа заложенных в него, чтобы на нее переключиться. И здесь возможны варианты: такая подпрограмма есть, есть две или более подпрограмм, которые подходят под условия, нет ни одной подпрограммы. Плюс к этому из-за того, что скорость реакции автопилота выше, возможно начальное отклонение от заданных параметров движения - например: сразу, как только начала падать приборная скорость, автомат начал ее компенсировать увеличением тяги, за счет чего за 2-3 секунды, пока станет ясно, что причина в неисправном ППД, самолет получит несколько добавочных узлов. А если при этом еще и скорость по спутникам окажется измеренной неверно, то ситуация очень быстро станет катастрофической. И это не невозможная ситуация, а просто маловероятная.
Резюмируя: вся автоматика, которую мы сейчас создаем, может быть реализована только в виде автоматов с конечным числом состояний. Я совершенно не уверен, что даже команда гениев в состоянии предусмотреть все возможные состояния, в которых может оказаться летящий самолет. А поскольку вернуться в нулевое состояние и перезапустить программу полета невозможно - результатом станет авария.
Далее - теперь насчет техники. Приборы с самовосстановлением мы пока что делать не научились. Поэтому для критичных применений используется дублирование, а для измерительных датчиков - троирование. Недостаток такого подхода в том, что во-первых, увеличивается вес (в данном случае, самолета), а во-вторых, отказ одного из датчиков делает систему ненадежной, а увеличение их количество ведет опять же к увеличению веса (мы же не только датчики скорости используем), кроме того, придется увеличивать интервал, внутри которого показания датчиков могут считаться достоверными. Человек в этом смысле конструкция значительно более надежная. Но если человек привыкнет полагаться на автоматику, то в нештатной ситуации вдруг окажется, что он ничего не умеет.