28 января 2025 года Генеральная прокуратура зарегистрировала иск к владельцу аэропорта Домодедово Дмитрию Каменщику и председателю наблюдательного совета Валерию Когану. Надзорное ведомство потребовало взыскать в доход Российской Федерации 100% долей ООО «ДМЕ холдинг», которое владеет группой операционных компаний аэропорта. ГП считает, что холдинг, в который входят 25 российских юридических лиц, каждое из которых имеет стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, оказался под иностранным контролем. Об этом
сообщила газета «Ведомости».
Согласно заявлению надзорного органа, в 2024 году Каменщик и Коган предприняли попытку скрыть факт иностранного контроля над стратегически важными предприятиями России. Для этого они обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с запросом на одобрение сделок по передаче управления этими активами компании «ДМЕ холдинг». Учредителями этой фирмы являются сам Каменщик (1%) и «Аламо холдинг» (99%), который также контролируется Каменщиком. Однако, как утверждается, они намеренно не раскрыли ФАС реальную структуру владения, скрыв, что Коган фактически контролирует группу компаний «Домодедово», а также факт наличия у него гражданства Израиля.
Кроме того, в антимонопольный орган не были предоставлены сведения о том, что над «ДМЕ холдингом» установлен контроль со стороны иностранного кредитора – ирландской компании DME Airport Designated Activity Company. В результате, как сообщается, правительственная комиссия по иностранным инвестициям и ФАС, введённые в заблуждение, одобрили передачу прав на стратегические российские активы «ДМЕ холдингу». Таким образом, действия Каменщика и Когана, по версии надзорного органа, могли привести к сокрытию реального иностранного влияния на ключевые предприятия страны.
Генеральная прокуратура считает, что Каменщик и Коган, установив иностранный контроль над стратегически важными предприятиями, действуют в интересах западных стран, стремящихся нанести ущерб экономике России. По версии ведомства, их действия направлены на подрыв экономической стабильности страны: в 2021-2023 годах под видом погашения займов они вывели за рубеж 18 млрд рублей прибыли аэропорта.
Если проецировать выводы ГП на домодедовский долгострой с реконструкцией второй ВПП, то обращает на себя внимание, что в иске говорится о намеренном саботаже Каменщиком и Коганом мероприятий по развитию и модернизации инфраструктуры аэропорта.
Также обращает на себя внимание, что последние несколько лет в аэропорту наблюдается падение пассажиропотока Так, например, в 2023 году количество обслуженных пассажиров снизилось на шесть процентов – до 19,9 млн человек. На внутренних авиалиниях было обслужено 13,9 млн человек, что на 7% меньше, чем в 2022 году. На международных линиях – 6 млн пассажиров, что на три процента меньше, чем годом ранее.
За 10 месяцев 2024 года пассажиропоток аэропорта составил 13,3 млн человек. Это на 23,5% меньше показателей 2023 года. Аэропорт сейчас является третьим по пассажиропотоку в России, а его доля в пассажиропотоке Московского авиаузла – около 20%. С 2004 года Домодедово был самым крупным аэропортом России. В 2015-м этот статус вновь вернул себе аэропорт Шереметьево.
Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»