Делать два таких самолета в одном классе - слишком дорого даже для штатов или для объедененной Европы. Поэтому монополия неизбежна.
А при монополии частная собственность только вредит, да и очевидно несправедлива.
Рынок магистральных самолётов давно уже глобальный, что и привело к дуополии. Монополия более рациональное решение в краткосрочной перспективе, но фактическое отсутствие конкуренции на рынке, как показал опыт СССР, будет иметь плачевные последствия.
И частные производители и частные клиенты как раз решают вопрос. А. давно уже неплохо себя чувствует на рынке США, Б. задолго до этого обосновался в Европе.
СССР, к сожалению, не объединил своих авиапроизводителей своевременно, печальный результат очевиден.
"Пожалеешь розги – испортишь ребёнка", увы.
На примере корейских автомобилей можно видеть, что тепличные условия на внутреннем рынке они использовали как базу для выхода на экспорт (и им заранее сообщили, что должно быть только так, а иначе рулить чеболями будут другие люди).
С Ил, Як, Ту и Ан закрытый внутренний рынок и МГА как придаток производителя сыграли злую шутку. Сейчас надо не искать оправдания в стиле "а у них тоже так" или "у нас место проклятое", а пробиваться на рынок любыми средствами. "Эмбраер" же смог.