Эксплуатация Ил-76 в СССР. Малоизвестное.

Нашёл у себя в одной из записей: потеря 1А1 - июнь 1986 года.
Там же указано, что главного конструктора темы А-60 в 1989 году сбила машина на пешеходном переходе...
Но не помню, откуда эти данные выписывал...
 
Вот уважаемые форумчане помогли с информацией по Ил-76ПП сер. 42-10:

"Номера изделий на заводе присваивали заранее, каждой десятке, причем уже предполагали, куда будет направлено изделие, какому заказчику. Это знаю потому, что на перекличке сообщали ход работ по каждому изделию, кое-какое изделие опережало очередь, причем часто брали агрегаты с других почти готовых изделий, чтобы его завершить раньше других. Отчитывались перед МАП десятками выпущенных изделий. Вполне возможно, было наличие путаницы и, самое главное, изменение нумераций.
В частности, изделие Ил-76 №4210, неполное "темное" Ф-2 мы вывезли почти со свалки, он был грязный, заброшен в дальний угол аэродрома, т.е. уже не числился в десятке по сдаче изделий МАПу и заказчику. Его просто могли заменить в списке после получения приказа о списании изделий. Приказ МАП на списание темы поступил в 1989-1990 г., а мы восстановили это изделие в строй только в 1995-1996 г. и тут же отвезли его на дальнюю стоянку, т.е. в никуда. Конечно, он в списке сданных "десяток" изделий в то время не должен был фигурировать, иначе это была бы приписка, как знаменитое "хлопковое дело".
После списания "темы" номера изделий этой "темы" присвоили другим серийным изделиям, которые тогда еще не "родились", ибо тема была "тёмной" и могла бы вызвать различные домыслы.

Т.е., насколько понял сер. 42-10 изначально всё-таки был закреплён за Ил-76ПП. Затем, когда машину списали и разобрали, сер. 42-10 присвоили более поздней машине, чтобы не нарушать отчётность. Экс-42-10 недостроенным отправили на свалку, "лишив номера", а в 1995-96 гг. восстановили до уровня сборки фюзеляжа, но полностью так и не достроили. При этом у него был уже совсем другой номер - 93-08...
Как вспоминают очевидцы, "9308 (4210) - его, кажется, разобрали для оснащения других изделий"..

Похоже, "ПП"шки закладывались 10-ми в серии (сер.37-10, 42-10)... Серийные Ил-78 - 10-ми (реже 7-мы и 5-мы), А-50 - 5-ми.
Т.е. 5-е и 10-е самолёты в сериях были специальными...

Непонятно одно:
Тогда криворожский Ил-76МД сер.42-10 должен быть не 1984, а 1988-90 гг. выпуска., что противоречит ST и RP.
Самый поздний криворожский Ил-76МД - сер. 68-04 1988 г.в.

Неожиданный итог и по количеству Ил-76ПП - их было не 3, а 4!!!:
"...первый экземпляр прошел испытания, и затем был передан на вечную стоянку в Иркутск, второй, полностью собранный , разобрали и сделали серийный вариант.Третий вариант, недостроенный, также превратили в серийный, а четвертый был в отдельных агрегатах"...
 
Нет. Ему своевременно, так же как и ливийскому 37-10, присвоили(отдали) этот номер. Т.е. он был выпущен во время пр-ва 42-й серии.
Короче, задел для "176"-й считайте "безномерным", с того времени как его "отодвинули" и номера отдали другим машинам.
И был он таким до тех пор, пока не было принято решение о его дальнейшем использовании.
Вот после этого появились новые с/н.
Скорее всего такая "чехарда" связана с тем, что заводу было проще сразу настрогать заделы специфических агрегатов для "темных" машин.
Но потом с самими "темами" вышла задержка, связанная с проблемами создания комплексов БРЭО.
(У того же А-50 следующая, после 27-05, аж 32-05)
Вот всю "специфику" и отодвинули в сторону, номера и основную часть задела отдали под серийные машины.
Конвейер не должен простаивать, проще выпустить некоторое количество дополнительных агрегатов, тем более серийных.
 
Вот уважаемые форумчане помогли с информацией
Сергей, если есть возможность, трясите заводских как грушу, пока что-то помнят.
По "одноклассникам" знаю, что многие уже забыли/путаются в своей же продукции.
К тому же многие о ней знали " в части, его касающейся" и не видели полной картины производства.
Это относится ко всем, на всех уровнях.
Неожиданный итог и по количеству Ил-76ПП - их было не 3, а 4!!!
4-я, скорее всего уже другая "тема". Планера со "176"-й практически одинаковые.
 
Уважаемый Eduard_AB!
Большое Вам спасибо за информацию!

По Ил-76ПП пока так:
Ил-76ПП (26-03) - год закладки 1981, завершение в производстве - 1983, год первого полёта - 1987.
Куда делись 4 года: аппаратуру РЭБ на земле доводили?
Ил-76ПП (37-10) - год закладки 1984, завершение - 1987, списан полностью готовым в 1989-90 году. Приказ МАП №361 и приказ по заводу №918. (Судя по "большим" цифрам в номерах приказов - скорее, вторая половина 1989-го)
Ил-76ПП (42-10) - год закладки 1984-85, не завершён, списан.
Ил-76ПП (??-??) - в отдельных агрегатах.
В 1987 году уже шла 56-я серия...

Но ведь никто не мог в 1984 году знать, что "тему" закроют, чтобы присвоить 42-10 и 37-10 каким-то другим бортам. Это могло произойти только в 1989-90 гг. после принятия соответствующего решения. Т.е. "места" в "серийниках" никто не мог заранее зарезервировать...
А, значит, ливийский 37-10 и криворожский 42-10 совсем не 1984 г.в...
А вот то, что заводской присвоить им, начиная с 104..., чтобы окончательно врага запутать, думаю, на заводе могли...

А что за "другая тема" с фюзеляжем, схожим с Ил-76ПП, если не секрет?


В очередной раз пытаюсь разобраться с изделиями «176-1176» в семействе Ил-76.


Изделие

Самолёт

Год закладки

Построено


176

Ил-76ПП

1983

4


276


-


376

-



476

Ил-76МД-90А

2012

5


576

Ил-76МД-Т «Скальпель-МТ»

1983

1


676

Самолёт «676»

1977

1


776

Самолёт «776»

1978

1


876


1991?

1


976

Самолёт «976»

1987

4


1076


1991?



1176

Ил-76-11

1991

1


65с324

Ил-76РТ

1987

2

Возможно,«876»

761А

1А1, 1А2

1981

2


76К

Ил-76К, Ил-76МДК

1977

1988

3

3

Из «тёмных» машин, судя по реестру, не достроили сер.8408 и 86-02. Как раз «под» 876 и 1076?

Хотя уважаемые форумчане подсказывают, что «876» может быть и Ил-76РТ…

В Бюл. № 1603-БУВ, когда-то присланном уважаемым KAW, указано:
"На изделиях, находящихся в эксплуатации, с номера 033101016 по 063474198, кроме 761А, 76К, 176, 576, 670, 776, 76У, 65с324, 976, 1607А, 0013434013, 093421621, 0013430901, 0023439133, 0043452549, 0043456695, 0043457705 произвести перекомпоновку багажника и ввести защиту тросов системы аварийного управления верхними замками шасси согласно настоящему бюллетеню".

Всё понятно, кроме 76У и 1607А (почему-то эта машина-ЛЛ по двигателям со странным серийным номером «вынесена» в бюллетене отдельно: нестандартный фюзеляж?)…

Может, «76У» – это А-50 (от ДРЛОиУ?)

Ил-76МДПС и один из 4 Ил-76ЛЛ – Ил-76ЛЛ3 по ПС-90А (интересно, почему только он?) попали в бюллетене в раздел «кроме», т.е. «изд.» они, явно, не были…


Кандидаты под «276» и «376» (если они, конечно, были):

Ил-76БМ – проект бомбардировщика с транспортёром.

Ил-78 (может первоначально обозначался как Ил-76З???)

А-50 (Ил-76ДРЛО или 76РЛД???)


Мог ли «476» в 2012 году использоваться повторно от какой-то нереализованной "темы"? Думаю, что от 176 до1176 при СССР вряд ли «пропуски» были…


Думаю, что в «изд.276, 376, 876, 1076» не попадают и другие возможные «кандидаты»:

Ил-76РЛСБО

трёхкилевой А-50 (якобы разрабатывался)

«Триплан» (перевозка стабилизаторов Ту-160)

тема «Холод»

тема по противодействию ПЗРК

тема по испытанию спутниковой аппаратуры.


Так что будем искать и дальше думать вместе…
 
Не, в 1981г 26-03 была изготовлена (скорее как МД), облетана и передана ТАНТК под переоборудование в "176".
(По ней видно, что ее планер именно переоборудовался из серийного)
В 1983г, скорее всего, завершено переоборудование и машина облетана на ТАНТК. После чего начался этап доводки и испытаний.
(Я ее впервые увидел в Ахтубинске, году так в 1984. Ну никак не позже 1985г)
Потом машина возвращалась на доработку/переоборудование на ТАПОиЧ.
И с ней была достаточно долгая возня с перекатками с ЛИСа на завод и обратно.
После возвращения на ЛИС, ее "догнала" вторая машина, причем обеим требовались еще доработки, выполнявшиеся заводскими бригадами.
Мата было много. Те же тетки-композитчицы, которые лепили покрытие на носу, испытывали проблемы, поскольку таскать всю химию приходилось с завода уже набодяженой и они вынуждены были торопиться.
По сути ЛИС-овские специалисты не могли на них приступить к этапу доводки/испытаний.
Вот это, похоже, как раз происходило году так 1987-89.
Дело не в закрытии темы. Просто, если по дальнейшим работам с какой то специфической машины нет определенности, держать задел, а с ним и "дырку" в серии (незавершенную серию) невыгодно. Проще и выгодней заполнить ее очередной серийной машиной, отдав ей этот с/н.
Вообще из-за проблем с задержкой БРЭО/РТК для "темных" машин копий было сломано немало. Вплоть до того, что тогдашний директор завода В.Н. Сивец предложил МАПу строить и облетывать сами носители, не трогая РТК и таская их как груз, а потом передавать машины МРП для дальнейшей доводки и испытаний аппаратуры РТК.
А что за "другая тема" с фюзеляжем, схожим с Ил-76ПП, если не секрет?
Должна была быть "276"-я.
 
Только, наверное, "тЕмных", от слова "тема"
"Тёмные"- это из заводских шуток. Так даже ближе к истине , учитывая изрядную долю неопределенности, которой сопровождалась работа на заводе по большей части "темных" машин. К тому же большая часть заводчан, даже работавших с такими машинами, имела о них смутное представление, как о законченном АК.
Вообще такие машины были как то самое "дитя у семи нянек".
МАП-овским ОКБ возиться с малосерийными машинами, насыщенными сложным БРЭО (да при нашем уровне электроники), было не выгодно.
МРП-шные конторы тоже особых иллюзий не испытывали и старились отвечать только за РТК, по крайней мере была возможность часть проблем свалить на "плохой носитель".
Завод был ограничен в своих возможностях, даже формально, поскольку не имел статуса разработчика. Да и выделять ресурсы на создание структур для сопровождения сложных РТК, при отсутствии перспектив/объемов производства заводу было не выгодно.
А можно ли подробнее про это?
Сейчас - только "по ощущениям". Фактически ее, дальше ОКО и агрегатной сборки, для специалистов завода и не существовало.
"276"-я имела планер, близкий к "176"-й, и вели ее практически одни и те же спецы.
Скорее всего это была машина РТР/РЭБ, альтернативная "176"-й или дополняющая ее.
Возможно дальнейшее развитие темы с РЛС БО.
Тут я, похоже, с ТАНТК погорячился. По инерции, поскольку до этого больше обсуждали варианты с А-60.
Возможно в ОКБ, судя по тому, что дальнейшая работа была отдана заводскому ОКО.
В любом случае первая опытная машина переоборудовалась в ПП и испытывалась за пределами завода.
На заводе в то время даже не существовало структуры для работы с таким РТК.
Образовалась она примерно к 86-87гг, поскольку появились надежды на определенные объемы работ по "176"-й и "276"-й.
В нее были выделены специалисты, занимавшиеся до этого БКО А-50, т.е. те же самые проблемы РТР-РЭБ.
 
трёхкилевой А-50 (якобы разрабатывался)
Скажем так, кому то мечталось.
Больше было похоже на ИКД (имитация кипучей деятельности)
Всерьез никто не воспринимал. Дальше бумаги "разработка" не пошла.
Хотя, после "ушей", нашему АК РЛДН только трех килей не хватало.
тема по противодействию ПЗРК
???
Ну если только установку навесных контейнеров ЛТЦ и автомата отстрела назвать "темой".

Конечно это определенный объем работы и даже были некоторые проблемы, но не настолько, чтобы выделить в отдельную тему.
Насколько помню, доработка по установке выполнялась сразу на машине, уже находящейся в эксплуатации.
Машина была в Тузеле, из тех что летали в Афганистан.
Аэродром хоть и один, но на заводскую ЛИС даже не перекатывали.
Работы выполнялись специалистами ЭРО по документации от ОКБ.
Когда, при отработке, появились проблемы, выехали представители заводского КБ.
В общем дня за 2-3 проблемы решили.
 
Уважаемый Eduard_AB!
Огромное Вам спасибо за воспоминания, особенно - за изд. "276"!
Значит - самолёт РЭБ или РТР...

Где-то был и "376", если в 2010-е начали с "476".
Как вариант - Ил-76БМ, но не факт...

Воображаемое изображение трёхкилевого А-50 разместил здесь:
http://savepic.ru/8035270.jpg
Источник - июльский (1987 г.) номер журнала Air International.

Подскажите, пожалуйста, как разместить фото на форуме, а то только ссылками умею...

По поводу противодействия ПЗРК...
ЛЛ была создана на базе мелитопольского Ил-76МД СССР-76655 (48-02), переданного в ЛИИ МАП: машина получила обтекатели на законцовках крыла, несколько датчиков в носовой части и, вероятно, оборудование в грузовой кабине.
Подсказали, что в обтекателях находились оптические датчики, которые должны были фиксировать пуски ПЗРК по самолёту. Затем автоматически начинался отстрел АСО-2В и применение других средств РЭБ из БКО ("Алай"?).
Но "тема" не пошла: датчики "хватали" с земной поверхности блики, костры и т.п. Нормальной работы системы так и не добились, и "тему" прикрыли...
Что интересно, в 1993 году машину вернули на Украину. Что в то время было большой редкостью: обычно после 1991 года такие борта "зависали" в России...
 
Прикольный рисунок, спасибо ). Кликаете на иконку Image (справа от смайла), туда вставляете ссылку.
Если прикреплять картинку или файл с компьютера, надо нажать More Options, там будет Upload a File.

 
ИЛ-76: ДЕСАНТИРОВАНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И ГРУЗОВ
"...Стоит упомянуть еще об одной работе, которую мы проводили в 1983-1984 гг. Сначала необходимо было провести отработку основной парашютной системы спускаемого аппарата, который планировалось запустить к планете Венера (изделие «5В-АМС»)..."
 
Перенёс из "Реестра".

Это моя гипотеза, которая сейчас представляется наименее противоречивой.
Оба самолёта А-60 (1А и 1А2) получили ОДИНАКОВЫЙ ЗАВОДСКОЙ номер 0013430893, при этом 1А имел СЕРИЙНЫЙ номер 23-04, серийный номер 1А2 точно неизвестен. Вероятно, во избежание каких-то суровых санкций постройку второго самолёта замаскировали под «восстановление», возможно даже, часть агрегатов сохранилась и была использована, и новый самолёт получил ТОТ ЖЕ заводской номер и ТУ ЖЕ регистрацию, что и 1А. Для «восстановления», скорее всего, были использованы агрегаты новой, недавно заложенной в производство машины, чей СЕРИЙНЫЙ номер затем присвоили ДРУГОМУ самолёту. Ну и как бы должно считаться, что 1А2 — это тот же самолёт, что и 1А, с присвоением отличительного индекса «второй» в названии. Следовательно, как бы считается, что в рамках серий он так как бы и остался 23-04, хотя это, скорее всего, фактически это не так. В документах разработчика машина 1А2 обозначается всё равно как изделие "761А", т. е. без двойки.

Возможно, действительно, опечатка имеет очень давние «корни». И уже в новые книги попала из какого-то более раннего источника.

Всё же БКО — это не специализированный комплекс РЭБ. После приведённой информации начинаю думать уже по-другому. Что «Алтай» — несостоявшийся БКО Ил-76 (или состоявшийся? как работают автоматы помех на Ил-76? там же и СПО есть и т. д.), «Кряж» — его реализация на А-50. И вообще вся «горная» серия относится именно к БКО, добавим сюда ещё «Урал», «Карпаты», «Хибины» и «Гималаи».
А комплекс для изд. 176 по-прежнему «имярек», ну в крайнем случае — действительно «Ландыш» (что звучит крайне сомнительно; в известной таблице комплексов РЭБ «Ландышем» вообще называют аппаратуру Су-24МП: https://www.kommersant.ru/doc/3211081).

Вот ещё мой товарищ обратил внимание: про «Алай» история запросто могла иметь ту же причину, что и с авиационной миной «Серпей», которая изначально должна быть «Персей», но при подготовке документации о принятии на вооружение допустили ошибку, и... всё! так она «Серпеем» и осталась.

См., в т. ч.: Как называли боевую технику и вооружения. Досье.

Осталось выяснить, действительно ли серийный БКО для Ил-76 был именно он.
И да — вопрос о «правильном» названии комплекса изд. 176 снова открыт. Почему в кавычках — все эти названия, как правило, происходят от шифра ОКР, в рамках которой они разрабатываются. Иногда последующие ОКР по изделиям аналогичного назначения получали «тематические» шифры по аналогии с предыдущими.
Кстати, упоминание аппаратуры РЭБ Л-369, испытывавшийся на 86603, скорее относится как раз к комплексу в целом, а не станции «Ландыш», как я предположил. Так как станции обозначались всё же аббревиатурой СПС. Плюс, иногда станции меняли словесное название даже в процессе модернизации — так, например, «Сирень» в 1986-89 гг. стала вообще «Миассом» — после замены аналоговых блоков на цифровые. Ну то есть была задана соответствующая ОКР «Миасс», в результате которой станции получили новые свойства и значительное улучшение характеристик, базовая конструкция при этом осталась прежней.
То есть разбираться с названиями надо очень аккуратно.
 
По поводу СССР-76655 ..."ЛЛ по противодействию ПЗРК..."
Наверно речь идет, всё таки, о противодействии передвижным/мобильным ЗРК СВ, типа таких.

У которых есть РЛС/СНР. Иначе применение РЭБ не имеет смысла.
Скорее "Алтай". В то время была "горная" серия БКО: Алтай, Кряж и т.д.

В принципе для подобного БКО места внутри много не требуется, тем более часть вынесена в "бочки".
Т.е. грузовой отсек, если и начинялся чем, то скорее КЗА и РМ для инженеров-экспериментаторов.
Всё это ЛИИ-шники могли сделать сами, с разработчиками БКО. Поэтому тема сильно не светилась.
...действительно ли серийный БКО для Ил-76 был именно он...
Не. По крайней мере до конца Союза на МД радикально БКО не менялся.
Дополнили-расширили возможности по отстрелу ЛТЦ.
Скорее на этой машине отрабатывался базовый вариант новой линейки БКО для всех тяжелых самолетов.
Сама линейка строилась, вроде как, по модульному принципу.
Конкретные варианты БКО отличались номенклатурой и количеством типовых модулей.