Эксплуатация Ил-76 в СССР. Малоизвестное.

    aviafan

    Местный
    Уважаемый Алексей!
    Общался с чкаловскими. Они что-то не помнят происшествия с А-60 на их аэродроме. Думаю, шуму-то должно было быть много - самолёт сгорел, да ещё какой!
    Возможно, ЧП произошло на другом аэродроме?

    По поводу Ил-76ПП.
    Вот информация непосредственно от человека, сыгравшего огромную роль в его судьбе:

    "Первый самолет Ил-76ПП был изготовлен в 1983г за №2603, он видимо и показан в полете и на стоянке в летном училище г.Иркутска.

    Второй самолет за №3710, полностью готовым уже повезли на утилизацию из сборочного цеха ТАПОиЧ в 1990г., согласно приказа МАП №361 и приказа по заводу №918, но товарищ-технолог цеха (А.П.Двугрошев, старейший работник завода - царствие ему небесное) остановил его становил его по моей просьбе и пошла борьба за его восстановление.

    Одна за другой сыпались Служебные записки на доработку, руководство не подписывало, шли обманным путем - подписывали у слабо знакомых замов и т.л. Вопрос шел на риск, "или пан или пропал" вся моя карьера. Несколько раз меня вызывали к начальству, топали по полу ногами, грозили. Наш. Гл. Конструктор старался не вмешиваться.

    Через пару лет, когда самолет был переоборудован, в воскресенье утром мне позвонил Гл.Конструктор и сказал, что при испытании самолет трясет, надо ехать на аэродром. Сам не решился. Добрался на такси, экипаж сидит в молчании, ждет.

    Показали место, где трясет на фюзеляже, ребята опытные. После недолгих раздумий возник вопрос, в каком варианте он будет летать, я сказал в гражданском. и все заулыбались: самолет ведь испытывали в военном варианте. Бафтинг появлялся при скорости самолета в пике при 630-650км/час, а гражданские не превышают скорость в пике 600км/час. Был составлен протокол и решение на годность к эксплуатации.

    Встал вопрос на добро от Ильюшинцев. Выехал в г. Москву по другому вопросу, зашел к Гл.конструктору, ведущему по Ил-76 Р.П.Папковскому, попросил его подпись на разрешение полетов. Он долго думал, потом предложил подписать у всех нач.КБ, на что ушло больше недели, поочередно показывал чертежи рассказывал. После всех подписей Р.П. написал своей рукой на поле чертежа -"за границу не летать, не продавать..." и еще мелочь. Так самолет прикрепили к заводу и он летал по всему свету, как заводской самолет. Вышел приказ по заводу №444 от 11 июля 1994г.

    Приказ начинается так: -"Инициативной группой Службы Главного конструктора были разработаны и согласованы с ОКБ АК им.Ильюшина исходные данные и чертежи для использования агрегатов Ф-1 и Ф-2 недостроенного спец.самолета №3710 (списанная тема 176) для постройки на его базе транспортного самолета 76ТД №8804 ..." и т.д. Специально для этого самолета были созданы свои инструкции и прочая документация.

    У следующего самолета темы Ил-76ПП № 4210 был использован только Ф-2 и ему присвоили №9308. Им дали ресурс 30000 часов налета, 20 лет эксплуатации и 10000 посадок. (ранее на теме они имели ресурс 6000 л.ч., 4000 посадок и 20 лет эксплуатации). Самолет №9308 остался на стоянке в числе 20и нелетавших самолетов.

    Напомню, что доработка конструкции коснулась замены обтекателя шасси, латка боковых панелей фюзеляжа, пола грузовой кабины (зашиты и усилены большие отверстия и т.д). и доработка некоторых шпангоутов. Нам легко это давалось, поскольку мы хорошо знали всю тему, она собиралась нами и ильюшинцами в Москве и в Ташкенте. Самолет имел малые багажные люки по оси самолета, для гражданского варианта не требовались большие боковые люки (не было носилок, стоек для них и т.д), отсутствовал аварийный выход экипажа и др. мелочи.
     

    fynnext

    Llwyd - ирландский космонавт
    чем дальше в лес, тем толще партизаны...
    - (37-10) №0043450479 - числился как ливийский 5A-DNW, безвестно растворившийся в СССР-РФ:
    "Поврежден 15 апреля 1986г. при американском воздушном налете на Триполи, отремонтирован и вылетел обратно в Россию через Прагу 29 октября 1987, окончательная судьба неизвестна, возможно, был на 123 арз, отремонтирован, после перелетел в Москву. В связи с наложением эмбарго на Ливию пропал после перелёта в Москву без вести. Данный борт, не упоминается ни в документах ОКБ или АРЗ после 1997 года."
    - (88-04) №1033414496 UK-76375 - таки да, летает на ТАПОиЧ без левой двери:
    022491.jpg


    - (42-10) №0043455677 CCCP-76617, UR-76441 - борт из Мелитополя где-то киснет в отстое..
    $_57.JPG

    выше сказанное немного проясняет, почему предыдущий CCCP-76616 (42-09) №0043455676 стал Ил-78. обычно Ил-78 - это 07 или 10 машина в серии, а тут несуразный 09.
     

    Алексей Коваль

    Участник
    aviafan, Сергей, огромное спасибо. Прекрасная находка.
    Я про Чкалу и А-60 тоже очень сильно сомневаюсь. Нечего ему там было делать, как минимум.
    Один мой товарищ высказывал мнение про филиал ГЛИЦ в Чкале, но я ни разу не встречал упоминаний, что А-60 испытывали в ГЛИЦ.
     

    Алексей Коваль

    Участник

    Гаврик

    Старожил
    aviafan, Сергей, огромное спасибо. Прекрасная находка.
    Я про Чкалу и А-60 тоже очень сильно сомневаюсь. Нечего ему там было делать, как минимум.
    Один мой товарищ высказывал мнение про филиал ГЛИЦ в Чкале, но я ни разу не встречал упоминаний, что А-60 испытывали в ГЛИЦ.
    http://militaryrussia.ru/blog/index-35.html
    Причём сожгли его по глупости людской...
     

    Eduard_AB

    Старожил
    Вот информация непосредственно от человека...
    Ну, на информацию от этого человека можно и ссылку дать :)
    Немало интересного, но много эмоций. Кроме того она субъективна, как и любые воспоминания.
    Когда проходит достаточно много времени и под рукой нет точной, объективной информации, приходится вспоминать "по ощущениям".
    В таких случаях я обычно добавляю "вероятно", "возможно", "вроде-бы".
    Вобщем достоверно, что третья (на то время) машина для заводского ЛТО была собрана из заделов машин, которые закладывались как "темные". Поэтому на левом борту отсутствуют дверь и аварийный люк. Это характерная черта Ф-2 для А-50 и Ил-78М, на 65с324 отсутствовала только дверь.
    Второй самолет за №3710,
    - (37-10) №0043450479 - числился как ливийский 5A-DNW
    У следующего самолета темы Ил-76ПП № 4210
    - (42-10) №0043455677 CCCP-76617, UR-76441
    Выходит, что серийный 42-10 был присвоен другой машине?
    Серийный № - не регистрационный, задним числом измениться не может(не должен).
    Может измениться вариант исполнения машины, заложенной под определенным с/н.
    Т.е., в данном случае, 37-10 изначально могла закладываться под "176"-ю тему, но работы по первой машине затягивались, с РКД неопределенка. В этом случае целесообразно отдать задел на серийную машину для ин.заказчика. Тем более Ливийцы исправно платили за самолеты и в 1984г. им поставлялась партия. А вот под "176"- целесообразней было заложить новый комплект, соответствующий планерам для малосерийных машин.
    Или из заделов недостроенных машин может быть построен самолет с новым с/н, при этом начальные с/н должны считаться незавершенными.
    Возможно у автора, поскольку он занимался еще и ремонтными машинами, некоторая путаница с номерами.
    И 37-10, и 42-01(а не 42-10) - обе Ливийские, и обе аварийные.
     

    Алексей Коваль

    Участник
    http://militaryrussia.ru/blog/index-35.html
    Причём сожгли его по глупости людской...

    Это не значит, что он испытывался в ГЛИЦ, и не значит, что он горел именно на Чкаловском. Я почти уверен, что это оговорка некоего первоисточника, которая пошла потом гулять по Сети.
     

    fynnext

    Llwyd - ирландский космонавт
    ...И 37-10, и 42-01(а не 42-10) - обе Ливийские, и обе аварийные.
    да, но 37-10 исчез бесследно в интересующем периоде времени, а 42-01 провалялся в Бомако до начала заварушки в Сахаре - 2013, с левой дверью, кстати...
    1344364.jpg
     

    Гаврик

    Старожил
    Это не значит, что он испытывался в ГЛИЦ, и не значит, что он горел именно на Чкаловском. Я почти уверен, что это оговорка некоего первоисточника, которая пошла потом гулять по Сети.
    Ну я про этот случай слышал от старожилов Чкаловского, когда в сети ещё мало чего гуляло.

    Испытывали его там, или пролётом был, точно не могу сказать. Думаю, что какие-нибудь системы могли испытывать и в ГЛИЦ, почему нет? При большом желании можно постараться найти Обелова Александра Николаевича, который испытывал А-60, и который, кстати, живёт в Чкаловском.
    http://www.testpilot.ru/base/2009/04/obelov-a-n/
     
    Последнее редактирование:

    Алексей Коваль

    Участник
    Ну я про этот случай слышал от старожилов Чкаловского, когда в сети ещё мало чего гуляло.
    Испытывали его там, или пролётом был, точно не могу сказать. Думаю, что какие-нибудь системы могли испытывать и в ГЛИЦ, почему нет? При большом желании можно постараться найти Обелова Александра николаевича, который испытывал А-60, и который, кстати, живёт в Чкаловском.
    http://www.testpilot.ru/base/2009/04/obelov-a-n/

    Спасибо. Ценно.
     

    Eduard_AB

    Старожил
    Это не значит, что он испытывался в ГЛИЦ
    Испытывали то как раз в ГЛИЦ, просто он назывался тогда ГК НИИ ВВС.
    В Чкаловской филиал, куда самолет мог прилететь на показ руководству страны/ВПК, замену/доработку оборудования и т.д. и т.п
    это оговорка некоего первоисточника
    Из оговорок кочует "полигон Черная Речка под Ташкентом". (Это про испытания "176"-й).
    Испытания, конечно, были в ГК НИИ ВВС, в Ахтубинске, который в документации/переписке назывался базой/полигоном "Речка".
    Про Черную шутили в разговорах о командировках туда. :)
    Ну а под Ташкент ее перенесли чьи-то домыслы.
    37-10 исчез бесследно .... с левой дверью, кстати...
    Так я и не связываю эти машины со "176"-й темой. Понятно, что в Ливию поставляли нормальные серийные машины.
    А 37-10 могли просто распотрошить, посчитав проведение капремонта нецелесообразным.
     

    fynnext

    Llwyd - ирландский космонавт
    ...Так я и не связываю эти машины со "176"-й темой. Понятно, что в Ливию поставляли нормальные серийные машины.
    А 37-10 могли просто распотрошить, посчитав проведение капремонта нецелесообразным.
    это всё информация к размышлению, и подбор возможных кандидатов в доноры, если А-60№1 действительно горел.
     

    Гаврик

    Старожил
    это всё информация к размышлению, и подбор возможных кандидатов в доноры, если А-60№1 действительно горел.
    Сегодня ещё раз уточнил. Да, действительно...
    По глупости и раздолбайству самолёт оставили под током. Что-то там замкнуло, нагрелось, начало гореть. Поскольку самолёт был закрыт и первое время пожар развивался как сам себе хозяин, его признаки со стороны не появлялись. Когда попёр дым к самолёту никого не допускали - он был сдан караульной службе под охрану повышенного уровня - самолёт и оборудование на нём особо секретные, доступ к борту очень ограничен. Ну и пожарная служба проявила себя с не лучшей стороны, прибыв с опозданием. Итог - А1А был полностью уничтожен.
     

    fynnext

    Llwyd - ирландский космонавт
    ...некоторая путаница с номерами.... и 42-01(а не 42-10) - обе Ливийские, и обе аварийные.
    прям мистика какая-то. путь лазера усеян трупами...
    23-04 - первый А-60, сгорел,
    37-10 - возможный донор из нереализованного проекта "176", сгинул безвестно,
    42-01 - второй нереализованный "176" - разложили в Африке,
    42-10 - упомянутый в статье, но поправленный уважаемым Eduard_AB на 42-01, изначально поступил в Кривой Рог, участвовал в каких-то испытаниях в ГАНИЦ (аэр.Кировское), в 90-е летал в коммерции, имел на борту встроенный холодильник, киснет в Запорожье.
    46-07 - участвовал так же вместе с 42-10 в каких-то испытаниях в Кировском, разбился на коммерции в Урумчи.
    аэродром ГАНИЦ в Кировском место достаточно закрытое, там и испытания, там и парашютно-десантная подготовка космонавтов. рядом Багерово с огромной полосой - вотчина 12 ГУ МО. а лазер и атом тогда по одной статье шли... и до Таганрога рукой подать.
    если методом исключений отбросить, борта, чья судьба доподлинно известна, можно вычислить и кандидатов на реинкарнацию духа А-60 "Первого".
     

    Eduard_AB

    Старожил
    По глупости и раздолбайству самолёт оставили под током. Что-то там замкнуло, нагрелось, начало гореть.
    Вот в это верится больше, чем в версию со сливом спирта.
    Уж на таких темах народ опускаться до слива спирта вряд ли бы стал.
    Этим иногда грешила охрана.
    Ну и пожарная служба проявила себя с не лучшей стороны, прибыв с опозданием.
    "Пожарная служба" еще на этапе создания самолета выразила понимание, что противопожарные меры на нем, на то время, нереальны.
    Т.е. тушить бесполезно, главное успеть выскочить.
     

    aviafan

    Местный
    Т.е., всё-таки, Чкаловская... И вторую машину тоже строили...

    Гаврик, подскажите, пожалуйста, в каком году потеряли 1А1?
    Возможно, это облегчит поиск кандидата на 1А2...
     

    Eduard_AB

    Старожил
    37-10 - возможный донор из нереализованного проекта "176", сгинул безвестно,
    42-01 - второй нереализованный "176" - разложили в Африке,
    42-10 - упомянутый в статье, но поправленный уважаемым Eduard_AB на 42-01
    Не, не так.
    37-10 изначально, в документации, действительно планировалась как 176-я.
    И ее с/н запомнился конструкторам. (И не только на Р.Газиеву :) )
    Какой же у нее с/н получился реально, до переделки в 88-04 для ЛТО, остается гадать или рыть архивы.
    Но это уже была машина без двери на левом борту.
    (Я как раз на этом лоханулся. Вообще это не моя тема, но что-то срочно потребовалось решить.
    Обе машины стояли на ЛИСе рядом и, после 26-03, я по-запарке подошел ко второй с левой стороны. :eek:)
    Какой был с\н у третьей машины, до переделки в 93-08, тоже не ясно.
    Возможно 42-10 остался в памяти у Р.Газиева либо потому, что такой первоначально планировался (как 37-10).
    Либо ошибочно, поскольку он занимался проблемами ремонтных машин, в пару к 37-10. Как искаженный 42-01.
    В любом случае это были уже не 37-10 и 42-10. И все перечисленные машины не могут быть связаны с дублером А-60.