Ну какое падение цен. Это же не яблоки на рынке из второй фуры став рядом продавать. Не стоит кормиться только из РИА Новости с их примитивной пропагандой, полезнее попробовать понять самому, получая информацию из разных источников.скорее не смотря на все крики против СП-2 ждали его пуска и соответственно падения цен
Основной смысл проекта NS, это замещение и выключение проложенного при Советах российско-украинского маршрута практически в ноль, с переводом украинской части этого маршрута из основного в состояние резерва. Так как в Западной Украине Советами была создана эффективная буферизация, объёмные подземные хранилища, а на маршрутах в Германии их гораздо меньше, то использовать украинские по невысокому тарифу в этом случае было бы выгодно, до определённой временной точки. С постепенным наращиванием объёма хранилищ в Европе до такого состояния, чтобы вообще отказаться от украинских.
Делалось всё это Газпромом в основном ради денег, перевода доходов за транспортировку от Укртрансгаза и словацкого и чешского Transgas-ов в пользу своего СП с BASF, основных акционеров подводной части NS, с объёмом прокачки на 110 bcma в сумме.
Что важно, данное СП это основной акционер и сухопутных продолжений NS по Германии. Более того, Газпром в 2015-м перевёл на себя долю BASF, путём обмена с ним акций, в обмен на газовое месторождение на Ямале, поэтому доходы от всего немецкого сухопутного транзита и почти всего морского стали идти исключительно ему.
Первый принадлежащий Газпрому немецкий газопровод, OPAL на 35 bcma, ответвляется от NS1 и идёт через северо-восточную Германию и линк GAZELLE по Чехии в южную Германию, и далее в Австрию. У чешского участка акционеры уже южнонемецкая Allianz и австрийская OMV, клиенты на данный газ. Который в большой части замещает тот же сибирский, но ранее поступавший по украинскому маршруту.
Второй принадлежащий Газпрому немецкий газопровод, NEL на 20 bcma, ответвляется снова-таки от NS1, но идёт уже через северо-западную Германию, соединяясь с основными центрами потребления в этих промышленных землях. И, далее, через коннектор RHG соединяясь с крупным газовым хранилищем Rehden. Откуда через исторический немецкий газопровод линии север-юг, MIDAL, и через ответвление от него WIEDAL, открывается дорога в Нидерланды и Бельгию. В свою очередь оттуда, через подводные линки BBL и Interconnector, в Британию. Акционеры NEL, кроме Газпрома и BASF, это немецкая EON, нидерландская GASUNIE и бельгийская FLUXYS, новые клиенты на сибирский газ.
Третий принадлежащий Газпрому немецкий газопровод, EUGAL на 55 bcma, выбирает всю пропускную способность NS2, и идёт параллельно OPAL, в Чехию, как раз в точку подключения к Германии социалистического Transgas-а. По плану, далее он должен был использовать инфраструктуру Transgas-а в режиме реверса, снабжая страны ранее получавшие газ по украинскому маршруту.
Отсюда, реальной конкуренции в Европе с голландским газом из Гронингена, от его оператора-мэйджора Shell, и с североморским газом от норвежского мэйджора Equinor (и североморским Shell-а), в проекте NS заложено процентов на 20 от его полной пропускной способности. Остальное, замещение того же сибирского газа, ранее прокачиваемого по Украине и Словакии-Чехии.
Почему Газпром выбрал заведомо более дорогой подводный участок вместо более дешёвого сухопутного, например по Польше, да потому что договариваться в этом случае надо было только с немецкими партнёрами-контрагентами, а не с польскими в том числе, которым нужно было давать преференциальные цены, и с которыми нужно делить транзитные доходы. Почему это стало вообще возможным, потому что цены газа в Европе по отношению к 90-м годам сильно выросли, вслед за ценами нефти, и у Газпрома появилось много денег, да и технологии в мире, а это позиционирование судов, должная изоляция труб, технологии проверки, и прочее, прогрессировали, поэтому швейцарская Allseas успешно выполнила основную часть работ для него в море, что в 90-х было для Газпрома нереальным.
В итоге, если ранее клиенты в Украине, Словакии, Чехии, Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Словении, Турции, Италии получали сибирский газ по украинскому маршруту, то с пуском второй очереди NS они бы стали получать его же, но через Германию. И на транзите стал бы зарабатывать практически только один Газпром, основной инвестор этих трубных проектов.
Часть упомянутых выше стран южной и юго-западной Европы, и особенно с ёмким газовым рынком, как Италия и Франция, по плану Газпрома получали бы сибирский газ не через Германию, а из (почти построенного но до конца не реализованного) второго его проекта с морским участком, SS, с точкой входа в Европу в Болгарии. Таким образом формировалась бы эффективная конкуренция алжирскому газу в Южной Европе. Часть из них его так и получает, через наследника неудавшегося SS, морскую ветку BS-2, на 16 bcmа.
Особой дополнительной security of supply для стран Европы все эти проекты не дают, так как источник газа тот же, как и его поставщик, меняются только маршруты доставки, и там это чётко понимают. Да, они более свежие по трубам, но и без буферизации старого советского. Вдобавок, и это тоже важно, их новая российская сухопутная часть "золотая", она дороже морских и немецких сухопутных участков вместе взятых. Всё это и планировали окупать в Газпроме транзитными сборами, многие десятилетия. Но сейчас это под вопросом.
Последнее редактирование: