как это протеворечит аргументу популярности Теслы и ее потенциала
Нельзя говорить об успехе той или иной модели, если спрос на неё стимулируют.
На данный момент все электромобили так или иначе дотируются и продаются ниже себестоимости. Я не против, но это означает, что сами по себе они товар неконкурентосопосбный.
Да, "Тесла" правильно сделала, что начала с верхнего сегмента рынка, автомобиль как таковой когда-то появился сначала как игрушка для богатых, потом товар престижного потребления и только затем они пошли в массы. Не сомневаюсь, что с электромобилями будет то же самое.
Но нужно ли стимулировать спрос на электромобили в России?
Давайте посчитаем плюсы и минусы.
1. Отсутствие загрязнения воздуха и расхода ценного кислорода. В России это если и проблема, то только для больших городов (и то не каждый день). Правда, в Москве и окрестностях живёт 10 процентов населения страны, так что считаем это плюсом.
2. Развитие высоких технологий. Но покупая "Теслу" или "Ниссан ЛЕАФ", прямо сейчас мы финансируем высокие технологии в США, Японии, Франции, Германии и забыл где ещё. Нас сегодня это касается только чуть-чуть: обслуживать машину надо, но это всё.
Минусы:
1. Необходимость вложений в инфраструктуру. Как правило, кончается всё закупкой импортных устройств, то есть стимуляции собственной науки и промышленности нет. При этом владельцы ожидают, что развивать сеть зарядок будет государство/регион. Если не вместо них, то в лучшем случае вместе с ними. Они же своё дело сделали: купили машину, которая не загрязняет воздух.
2. Утилизация. Я вздохнул с облегчением, когда "МедиаМаркт" поставил ящики для сбора батареек. Стараюсь быть законопослушным, думать о будущем и всё такое, но возможности для этого у меня почти нет. Теперь раз в полгода езжу в "МедиаМаркт" специально, чтобы там скопившиеся батарейки выкинуть.
Что будет с аккумуляторами "Теслы"? Опять государство (читай "налогоплательщики") должно обеспечить? Или выкинем на свалку?
3. Падение продаж топлива, пусть сначала и такие же символические, как снижение загрязнения воздуха. Не считал, сколько народу у нас занято в продаже бензина и солярки, но немало.
4. До этого тоже ещё далеко, но достаточно ли у нас электроэнергии? Конечно, этот пункт, как и два предыдущих, дело достаточно далёкого будущего, но всё-таки.
Безусловно, мы не должны отгораживаться от мира и отставать (хотя уже отстали, и прилично), но прежде, чем тратить деньги и делать как в Норвегии, надо сначала понять, зачем это Норвегии, и что принесёт нам.
Население Норвегии около пяти миилионов человек. Нефть и газ, которые добываются в Северном море, экспортируются почти полностью, почти всё электричество получают с ГЭС, то есть от возобновляемого источника. И его много: Норвегия вторая в мире по выработке электроэнергии на душу населения, и почти вдвое опережает, например, США. А Россию в пять раз.
Автомобилей в Норвегии много относительно населения (больше 500 ЛА на тысячу), но немного в абсолютном выражении. Поэтому перевести парк на альтернативные источники энергии задача вполне посильная в достаточно ограниченный период времени. Раньше, кстати, норвежцы стимулировали внедрение водорода в качестве топлива.
При этом перевод автомобилей на электричество не означает простого переноса источника углекислого газа с дороги на ТЭС -- ведь электричество-то от гидроэлектростанций.
У нас всё не так. Большой парк (около 50 миллионов ЛА, в двадцать раз больше, чем в Норвегии), огромные территории, что означает проблемы с развитием инфраструктуры с одной стороны, и бессмысленность спасения воздуха от CO
2 с другой.
Значительная часть энергии у нас именно от тепловых станций, так что весь выигрыш то снижения расходов на топливо будет компенсирован потерями при транспортировке электричества (не забывайте, этот вид энергии должен потребляться мгновенно, сразу после его производства).
При этом автовладельцы по большей части небогаты, и просто не смогут достаточно быстро обновлять парк, чтобы электромобили заняли на наших дорогах заметное место хотя бы лет через 20.
Ну разве что в отдельных коттеджных посёлках запретят ездить на ДВС. Народ вздохнёт, и таки купит если не "Теслу", то какую-нибудь гибридную "Панамеру".