Этот день в истории

4 февраля


1944 год. Ивану Никитовичу Кожедубу, лётчику-асу Красной Армии, присвоено первое звание Героя Советского Союза.


1948 год. Первый полёт Дуглас D-558-2 «Скайрокет». Экспериментальный самолёт спроектирован фирмой "Дуглас" в сотрудничестве с Национальным совещательным комитетом по авиации по заказу ВМС. "Скайрокет" имеет обычный дозвуковой профиль крыла и был спроектирован для достижения максимальной скорости, равной 1,4 М.


1957 год. Первый взлёт английского самолёта вертикального взлёта и посадки Shorts SC.1.


1975 год. Принят на вооружение фронтовой бомбардировщик Су-24; одновременно задана разработка его модернизации.


2013 год. Росавиация приняла решение о приостановке с этого дня действия сертификата эксплуатанта ЗАО «Ред Вингс» (Red Wings). Официально решение о приостановке действия сертификата эксплуатанта а/к не связано с причинами катастрофы Ту-204 ЗАО «Ред Вингс», произошедшей 29 декабря 12-го. Чиновники нашли такое соломоново решение: чтобы тип не останавливать, давайте остановим перевозчика, который много и регулярно летает на этой технике. Теперь Red Wings собирается вернуть все свои самолёты лизингодателю - компании "Ильюшин финанс". А это потянет за собой ухудшение финансового положения "Ильюшин финанс", у которых 18 штук Ту-204.
 
5 февраля


1913 год. Греческие лётчики Михаил Мутусис и Аристидис Морайтинис совершили первый в мировой истории боевой полёт военно-морской авиации. Через несколько дней после победы греческого флота при острове Лемнос старший лейтенант Мутусис и мичман Морайтинис, находившиеся на острове Лемнос получили приказ произвести воздушную разведку над Дарданеллами для обнаружения расположения отступившего и скрывшегося там турецкого флота. Ими был использован гидроплан на базе переделанного биплана Farman MF.7. Они обнаружили турецкий флот в районе базы Нара и перед уходом из Дараданелл сбросили на турецкий флот 4 бомбы, правда, без серьёзных повреждений для турок. Во время обратного полёта экипаж гидроплана произвёл вынужденное приводнение в Эгейском море из-за проблем с мотором, но был подобран и отбуксирован находившимся поблизости греческим эсминцем. Этот полёт признан первым в мировой истории боевым полётом сотрудничества авиации-флота и ознаменовал рождение первой в мире военно-морской авиации.


1919 год. Открыта первая в Европе регулярная пассажирская авиалиния. Немецкая компания DLR выполняла ежедневные полёты по маршруту Берлин - Лейпциг - Веймар на бипланах AEG и DFW.


1937 год. Первый полёт штурмовика П.Д. Грушина "Тандем-МАИ" (МАИ-3; Ш-тандем), выполненного по схеме моноплан-тандем. Новый штурмовик отличался от всех других самолётов того времени весьма оригинальной схемой. Его горизонтальное оперение имело площадь, равную 45 процентов площади крыла. Оно несло рули высоты и одновременно служило вторым крылом в тандем к главному — отсюда и название Ш-тандем. Рули направления и их кили были размещены под задним крылом.


1972 год. А/к Lufthansa начала выполнять регулярные полёты по маршруту Франкфурт – Москва.


1982 год. Мировые рекорды на Ми-26 с ТВЛД Д-136 по подъёму груза: 10 т – на 6.300 м (экипаж Г.Р. Карапетяна), 25 т – на высоту 4.060 м (экипаж П.В. Алфёрова). Ми-26 - самый большой в мире вертолёт среди серийно выпускаемых. Полезная нагрузка вертолета составляет до 22 000 кг. Длина вращающихся несущих винтов - 40,03 м. В 1982-м Ми-26 установил 5 рекордов грузоподъёмности.
 
6 февраля


1916 год. Во время Первой мировой войны в ходе бомбардировки турецкого порта Зонгулдак проведена крупнейшая воздушная операция с использованием 14 самолётов, базировавшихся на авиатранспортах Черноморского флота. В налёте участвовали 14 гидросамолетов с авиатранспортов «Император Николая I» и «Император Александра I». После выхода в точку развёртывания с авиатранспортов за 40 минут спустили на воду все самолёты. Из 14 машин 11 дошли до цели, а три из-за поломок не вернулись обратно. Пять машин нанесли удар по стоявшему в порту транспорту «Инмингард» водоизмещением 7000 тонн. Бомбометание осуществлялось с высоты 1500 м в условиях противодействия противника. Из четырёх сброшенных больших бомб одна всё же попала в транспорт, и тот затонул. Остальные гидропланы из-за облачности цели не обнаружили и отбомбились по портовым сооружениям.


1938 год. Дирижабль «СССР-В-6», летевший в район Северного Ледовитого океана на помощь папанинцам, потерпел катастрофу у станции Белое море. Льдину, на которой работали полярники, унесло в Гренландское море. "СССР В-6" был лучшим кораблем эскадры советских дирижаблей - 105 метров в длину, 19 тыс. куб м водорода, 3 мотора общей мощностью 800 л. с, скорость более 100 км/ч. На нём отправились самые профессиональные дирижаблисты. Утром дирижабль прошёл над Петрозаводском. К вечеру погодные условия резко ухудшились: сгустился туман, начался снегопад с сильным ветром. "СССР В-6" летел на минимальной высоте, что стало причиной трагедии - дирижабль врезался в склон Небло-горы... Из 19 членов экипажа выжили лишь 6 человек.


1950 год. На серийном фронтовом истребителе МиГ-17 впервые превышена скорость звука в горизонтальном полёте -
с двигателем ВК-1А (лётчик И.Т. Иващенко).


1958 год. В Мюнхене разбился Airspeed AS.57 Ambassador а/к British European Airways с футбольной командой «Манчестер Юнайтед» на борту. Среди 23 погибших было восемь футболистов клуба.
Команда возвращалась домой из Белграда после матча Кубка европейских чемпионов, но самолёт сделал остановку в Мюнхене на дозаправку, так как ёмкость топливных баков не позволяла осуществить прямой перелёт из Белграда в Манчестер. После дозаправки пилоты предприняли две попытки взлёта, но отменили обе из-за повышенных колебаний в левом двигателе. Не желая сильно отставать от графика, КВС Тейн отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлёта. К тому моменту начался сильный снегопад, из-за чего ближе к концу ВПП скопилось много снежной каши. Войдя в неё, самолёт потерял скорость, необходимую для осуществления взлёта. Он пробил забор в конце ВПП, врезавшись левым крылом в дом, стоявший неподалёку.
Из 44 человек, находящихся в самолёте, 21 скончался мгновенно, а многие другие потеряли сознание. Опасаясь возможного взрыва топлива, КВС Тейн скомандовал оставшимся пассажирам и членам экипажа выбираться из самолёта и отойти на безопасное расстояние. В обломках погибли 23 человека, среди них 8 футболистов клуба, 8 журналистов, 3 сотрудника клуба. Но каким-то чудом погибли не все. Выжил тренер английского клуба Мэтт Басби, который 16 дней находился на грани жизни и смерти. Выжил и 20-летний Бобби Чарльтон, которого нашли в 60 метрах от самолёта.


1970 год. Погиб лётчик-испытатель И.С. Гудков, подполковник. Был на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях МиГ-25П. Погиб в тренировочном полете на МиГ-21У. На высоте сто метров обучаемый, закручивая вираж с максимальным угловым вращением, "перетянул", и самолёт вышел на режим сваливания. Как инструктор Гудков, вероятно, передоверился уже достаточно опытному лётчику, а когда вмешался, было уже поздно. Всё та же тупиковая ситуация: ни высоты, ни скорости. Не спасал даже двигатель, работавший на форсаже. Не оставалось времени и на принятие решения о катапультировании. Психологически, когда в самолёте сидят двое, такое решение всегда даётся непросто. В данном случае своевременное вмешательство в управление означало не упустить ту секунду, вернее, долю секунды, которая могла бы оставить "за спиной" то трагическое, после которого нет возврата назад.


1970 год. Ил-18В разбился в районе Самарканда. Главная причина катастрофы – нарушение диспетчером подхода и КВС действующей схемы снижения и захода на посадку в облаках и выдача диспетчером подхода ошибочной информации об удалении самолёта от аэродрома, в результате чего произошло преждевременное снижение и столкновение самолёта с горой. Погибли 92 человека из 106 на борту.


1974 год. Начались заводские лётные испытания фронтового бомбардировщика Су-24 с двигателями Р29Т-300.
 
Дополню по 06.02.

1940 - первый полёт знаменитого учебного самолёта AT-6 Texan, пилот Wait L.S.
1941 - первый полёт Hurricane IIC
1946 - начало коммерческой эксплуатации Lockheed L-49. Самолёт N86511 авиакомпании TWA выполнил рейс Нью-Йорк-Париж за 19 ч 46 мин
1948 - выкатка суперудачного самолёта общего назначения Сessna 170
1948 - одновременно - полёт второго прототипа Piper PA-14 Family Cruiser NC2658M
1948 - первый полёт болгарского серийного учебного планера Ястреб
1951 - первый полёт финского VH Vihuri, пилот Halme E.
1952 - на планере Fouga CM-7 установлен рекорд продолжительности полёта - 53 ч 4 мин
1961 - первый полёт Caravelle 6-R
1962 - первый полёт аргентинского транспортного самолёта Guarani I
1968 - первый полёт серийного A-7B, номер ВМС США 154361
1975 - первый полёт серийного учебного самолёта Beech 77 Skipper
1982 - первый полёт Grob G.110 D-EBGF, лётчик Phillipp H.
1984 - первый полёт серийного тайваньского учебно-боевого самолёта АТ-3 Tzu-chung
1997 - поставлен заказчику (АК British Airways) первый Boeing 777-200 IGW
2009 - сертифицирован Boeing 777 Freighter


---------- Добавлено в 02:04 ----------


Губошлёп, а откуда сведения о первом полёте Ш-тандема 05.02.1937? И Шавров, и книга "Ракеты Факела" с биографией Грушина даёт 05.12.1937.
А полёты Карапетяна и Алфёрова проходили 02-04.02.1982

Зато 05.02.1929 Hawks F. на Lockheed 3 Air Express NC7955 совершил беспосадочный перелёт Лос-Анжелес - Нью-Йорк за 18 ч 22 мин, в этот день впервые взлетели GY-30 (1954), Meyer Little Toot N61G (1957), 3X55 SP-PUP (2000) и вторые прототипы самолётов R.B.1B Iris III S1263 (1930), XP-63 41-19512 (1943) и - наиболее важно - A300 B1 F-WUAC (1973).

05.02.60 вышло и Постановление СМ СССР о прекращении программы Т-3А. Недостроенный прототип разрезан на металлолом.
____________________________
Мягко говоря, не первый.
3 февраля
Открыта первая международная грузовая линия...
Надо бы уточнить: первая для компании Аэрофлот
_________________________________


А вот про Short SC.1 04.02.1957 - это для меня новость. Вроде, первый полёт в апреле 1957 г. Скажите пожалуйста, откуда дата? не может быть это ошибкой (американцы напишут 2 апреля именно как 04.02.1957)?
 
Последнее редактирование:
7 февраля


1943 год. На Саратовском авиазаводе освоено серийное производство истребителя Як-1М.


1948 год. Состоялся первый взлёт бомбардировщика Ил-22 с четырьмя турбовинтовыми двигателями ТР-1 и со стартовыми ускорителями СР-2; В.К. Коккинаки. Это была экспериментальная машина ОКБ Ильюшина- первый советский реактивный бомбардировщик, а также первый советский тяжёлый 4-двигательный реактивный самолёт. Самолёт испытывался в два этапа в 1947-48 годах, однако в серию передан не был.


1950 год. Впервые в СССР на палубу корабля сел летательный аппарат – лёгкий многоцелевой Ка-10.


1981 год. Во время взлёта с аэродрома Пушкино под Ленинградом потерпел катастрофу Ту-104 ВВС СССР. Самолёт выполнял рейс в Хабаровск. На борту находились высшие военные начальники ТОФ ВВС СССР. Сразу после взлёта и достижения высоты 50 метров самолёт сильно накренился вправо, потерял скорость и столкнулся с землей в 20 километрах севернее аэродрома. Из 52 погибших - 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. Столько высших морских военачальников не погибло за всю Вторую мировую войну. После этой катастрофы все Ту-104 ВВС СССР прекратили полёты.
Расследованием установлено, что груз, находившийся в самолёте, сместился после взлёта, нарушив центровку.
Сразу после катастрофы ходили разговоры, что бардак при загрузке борта был неимоверный. Куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается довести порядок загрузки, но его просто посылают нах, хамски указывая лётчикам: ваше место – возле… штурвалов, а «здесь все с «мухами» на погонах». Второй пилот да и командир вновь возражают, после чего их сразу несколько адмиралов «снимают», «увольняют» и просто «размазывают». Кто для «целого» адмирала второй пилот, да и какой-то командир экипажа, хоть и подполковник? Тем более что со сборов «вожди» редко улетали трезвыми. Кроме всего прочего, рассказывали, что приехавший «очень не в духе» командующий ТОФ пожелал в своем салоне (расположенном в передней части) лететь один. В итоге из салона «в хвост» было выставлено ещё с десяток человек. Хотя сделать было нужно с точностью до наоборот: начиная с самых задних рядов набиться как «сельди в бочку» в переднюю часть салона (стоя, сев на колени друг другу, как угодно), освободив заднюю часть салона по максимуму, а обратно по местам рассредоточиться только после выполнения взлёта.
Трудно сказать, что было бы с КВС, откажись он выполнять полёт. Предполагаю, что в лучшем случае все члены экипажа стали бы пенсионерами прямо в самолёте. Неоднократно упоминаемое положение самолёта после отрыва, вставшего «крестом», только лишний раз убеждает, что центровка превышала предельно-заднюю. Экипаж при этом был бессилен.
52 пассажира – это 5200 кг. До 9000 кг (макс. загрузка) – 3800 кг. В самолёт же запихали груза тонн десять, если не больше. И кто у экипажа спрашивал, и кто его слушал?
… Начальникам любого ранга, если они не слышали о такой науке, как аэродинамика, следует хотя бы ознакомиться с приказом министра обороны по правилам выполнения воздушных перевозок в авиации Вооруженных сил, где написано: все пассажиры обязаны беспрекословно выполнять требования членов экипажа. А также, что никто не имеет права вмешиваться в действия экипажа в полёте, в том числе и лица, в распоряжение которых экипаж выделен.
Скольких катастроф удалось бы избежать, если бы адмиралы и краснолампасные генералы хотя бы эти два пункта не только знали, но ещё и соблюдали...


1980 год. Лётчик-испытатель В.М. Чиркин совершил первый полёт на опытном Су-27. Это советский/российский многоцелевой высокоманёвренный всепогодный истребитель четвёртого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.


2001 год. Первый полёт серийного Ан-140, выпущенного на заводе HESA (Исфахан, Иран).
 
Бурундук, спасибо за замечания и уточнения. Я не претендую на истину в последней инстанции... Тем более, что порой существуют разночтения, и не только в датах...
А данные по Short SC.1 взяты конкретно вот здесь: http://reibert.info/forum/showthread.php?t=106804&page=15
Да и тут указывается та же дата: http://forums.airbase.ru/2006/01/t36698,2--etot-den-v-aviatsii.html
Как, впрочем, и по (Ш)-Тандему (Маи).
 
Последнее редактирование:
Опечаток в интернетах море. Я, всё-таки, поверю Шаврову и издательству Putnam
_____________________________________________________
Дополнение и замечания по 07. 02.
1934 - Mario Stoppani поднял в воздух прототип летающей лодки - бомбардировщика Z.501 Gabbiano
1934 - первый в истории почтовый рейс Австралия - Новая Зеландия, 14 ч 10 мин над океаном. Самолёт Avro 618 Ten, пилот C. Ulm
1943 - да, в этот день состоялся первый полёт Як-1М. Но он не был освоен заводом - единственный опытный Як-1М был построен на опытном производстве.
Весь 1943 г. саратовский ГАЗ-292 выпускал только Як-1Б. Первый Як-3 (обозначение Як-1М в серии) построен в Саратове только в 1944 г. (История отечественной авиапромышленности 1910-2010, Русавиа, 2011 г.)
1946 - первый полёт монструозного 4-моторного дальнего разведчика Hughes XF-12 Rainbow 44-91002
1948 - у вас явная опечатка [с четырьмя турбовинтовыми двигателями ТР-1] - конечно, у Ил-22 были турбореактивные двигатели ТР-1
1958 - начало испытаний (пробежки) СКВП Ryan VZ-3RY Vertiplane 56-6941, разбег - 9 метров.
1959 - Ряховский В.В. на Ми-1 установил рекорд скорости на замкнутом маршруте длиной 100 км в классе E-1d: 189,329 км/ч
1980 - то, что написано у Вас, меня очень удивило. Всё-таки первый полёт Су-27 (он же Т-10-7, он же первый Т-10С) - это 20.04.1981 г., лётчик Ильюшин В.С. (источник: например, Марке "Су" - 70, "Взлёт" №7 2009 стр.18-26)
1986 - наконец-то получил советский сертификат типа самолёт Ан-28 (через почти 17 лет после первого полёта прототипа)
2001 - по моим данным, первый полёт иранского Ан-140 случился 04.02.2001
 
Последнее редактирование:
8 февраля


1919 год. Открыта пассажирская авиалиния Париж - Лондон. Первые полёты совершались на самолётах "Голиаф" Анри Фармана. В августе полёты станут ежедневными.


1924 год. Состоялся первый полёт первого советского пассажирского самолёта АК-1 (Александров и Калинин - первый); лётчик А.И. Томашевский. С 15 июня 1924-го самолёт работал на линии Добролёта Москва - Казань, а в 1925 г. совершил перелёт Москва – Пекин.


1929 год. Н.И. Камов (и Н.К.Скржинский) называет изобретённый аппарат новым словом «вертолёт», заменив используемый до этого иностранный термин «геликоптер».


1945 год. Побег группы из десяти советских военнопленных во главе с лётчиком-истребителем М.П. Девятаевым на захваченном немецком бомбардировщике Heinkel He 111 из концлагеря Пенемюнде с острова Узедом, на котором производились испытания ракет Фау-1 и Фау-2. Группа захватила самолёт и совершила на нём побег из концлагеря. Пилотировал - Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, однако без знания курса найти его можно было только случайно. Самолёт был обнаружен воздушным асом, возвращающимся с задания, но приказ «сбить одинокий „Хейнкель“» он выполнить не мог из-за отсутствия боеприпасов.
В районе линии фронта самолёт обстреляли советские зенитки, пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел в расположении артиллерийской части 61-й армии. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок ФАУ, которые находились вдоль берега моря. Доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон. Девятаев и его соратники были помещены в фильтрационный лагерь, где в сентябре 45-го Девятаева нашёл С.П. Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники. Проверку, которую ему пришлось пройти, он впоследствии характеризовал как «длительную и унизительную», ходили даже слухи о том, что он пятнадцать лет сидел в тюрьме. Девятаев показал советским спецам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали.
Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р-1 - копии ФАУ-2 - Королёв в 1957-м смог представить Девятаева к званию Героя Советского Союза. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. В 1946 году, имея диплом капитана судна, устроился дежурным по вокзалу в Казанском речном порту. В 1949 стал капитаном катера. Позднее водил по Волге «Ракету» и «Метеор».


1963 год. Первая посадка самолёта вертикального взлёта и посадки Hawker P.1127 на авианосец «Арк Ройал», Англия.
Прототип Р.1127 был оснащен двумя поворачивающимися на 90° соплами, расположенными по бокам на линии центра тяжести, которые обеспечивали движение в вертикальном, переходном и горизонтальном режимах. В 1967-м на его базе был создан первый серийный СВВП "Харриер".


1993 год. Столкновение иранского истребителя-бомбардировщика Су-22 с иранским же Ту-154М при взлёте с аэродрома в Тегеране. Погибли 132 пассажира. Экипаж Су-22 катапультировался.


1999 год. Первый полёт пассажирского Ту-334 с ТРДД Д-436Т1; экипаж А.Н. Солдатёнкова.


2006 год. 61-летний Стив Фоссетт стартовал с мыса Канаверал во Флориде на экспериментальном лёгком Virgin Atlantic GlobalFlyer. Он пролетел 42 469 км, двигаясь в восточном направлении и проведя в кабине 76 часов 45 минут.
 
08.02.

1908 - пилот Boyer успешно поднял в воздух самолёт Gastambide-Mengin I, первый моноплан знаменитой серии Antoinette
1912 - Gary W.P. совершил удачный полёт (высота - до 6 м) на своём удивительном моноплане Hoople с кольцеобразным крылом
1929 - первый полёт H.P.36 Hinaidi II
1933 - рекорд дальности. Gayford O.R. и штурман Nicholetts G.E. на самолёте Fairey Long-Range Monoplane K1991 6-8.02.1933 перелетели без посадки из г.Крэнвелл (Великобритания) в Уолвис Бэй (Юго-Западная Африка), расстояние по прямой 8595 км. Полёт длился 57ч 25мин, пройдено 8707км
1935 - начало государственных испытаний самолёта СБ-2ИС
1935 - первый полёт S.M.81 MM.326, пилот Bacula A.
1937 - начало эксплуатации летающих лодок S.23 Empire. Самолёт G-ADUW совершил первый регулярный полёт по маршруту Southampton - Александрия, Египет
1938 - первый полёт югославского патрульного гидросамолёта Rogozarski SIM XIV-H. Самолёт строился серийно.
1939 - первый полёт второго прототипа Me.209 D-IWAH
1952 - первый полёт экспериментального Twin 2, собранного из двух фюзеляжей и одного крыла Piper Cub.
1967 - первый полёт шведского дракона (AJ 37, пилот Dahlstrom E.)
2010 - первый полёт Boeing 747-8 Freighter N747EX

Сегодня родились Ferdinand Ferber (1862) и Валерий Евгеньевич Меницкий (1944)
 
9 февраля


1937 год. Начался круговой перелёт по Сибири и трассе СевМорПути на АНТ-4 (Н-120). Преодолено 23 тыс. км., 47 посадок. Завершён 14 июня. Командир экипажа Ф.Б. Фарих.


1946 год. На территории авиазавода № 86 в Таганроге образовано Опытное предприятие морского самолётостроения (директор и гл. конструктор Г.М. Бериев). Постановлением Совминистров СССР от 21.06.1946-го завод преобразован в Государственный союзный опытный завод морского самолетостроения (№ 49). В конце июня 1947-го начались испытания летающей лодки Бе-6.


1963 год. Первый полёт пассажирского Боинг-727.


1969 год. Состоялся первый полёт широкофюзеляжного пассажирского Boeing 747. Самый узнаваемый в мире лайнер. Никто и не предполагал, что производство Боинга 747 будет продолжаться в течение 40 лет, тем не менее, с 1968 года компания выпустила свыше 1400 Джамбо.


1970 год. Задана постройка штурмовика Т-58М (вскоре получившего обозначение Т-6) с крылом изменяемой стреловидности.


1972 год. На пассажирских авиалиниях СССР появился Ту-154 (для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18), совершивший в этот день полёт по маршруту Москва - Минеральные Воды. Начало эксплуатации этого самолёта-эпохи.


1997 год. Первый полёт пассажирского Боинг-737NG. Семейство Next Generation явилась ответом Boeing на конкуренцию со стороны более высокотехнологичного Airbus A320.
 
09.02

1933 - первый одиночный перелёт через Южную Атлантику на запад, Lympne - Дакар (с посадкой) - Наталь (Бразилия), 82 ч 8 мин, 06-09.02 К тому же на легкомоторном самолёте D.H.80.
1937 - первый полёт Blackburn B-24 Skua
1955 - первый полёт Convair CV-540 Napier Eland (G-ANVP)
1963, 69 - да, Boeing 727-100 N7001U, командир Wallick L. и Boeing 747-100 N7470, командир Waddell J.
1973 - ВВС Бразилии получили первый EMB-110C
1989 - начало эксплуатации Boeing 747-400 (АК Northwest Airlines)
1997 - начало эксплуатации Boeing 777-200 IGW (АК British Airways)
 
10 февраля



1962 год. Сбитый над территорией СССР американский пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.


1980 год. Перелёт на Ил-18Д с АИ-20 Москва - Молодёжная (Антарктида) экипажей Е.П. Бунчина и А.Н. Денисова. Этот Ил-18Д СССР-74267 впервые летел один и проложил маршрут, названный «центральным»: Москва – Одесса – Каир – Аден – Мапуту – станция «Молодёжная». Он сократил длину воздушного моста от Большой земли до ледового континента до 16 тысяч километров и 26 лётных часов.


1983 год. Завершены испытания экспортного Су-22УМ3.


1983 год. Первый полёт по полному профилю модернизированного СВВП Як-38М; Ю.И. Митиков.


1995 год. В катастрофе около Гостомеля в испытательном полёте Ан-70 погиб экипаж С.В. Максимова (7 человек). Причиной же катастрофы стало маневрирование двух самолётов в непосредственной близости друг от друга. В результате чего самолёт сопровождения Ан-72 и опытный экземпляр Ан-70 столкнулись, а последний потерял киль. Официальный же вердикт госкомиссии был таков: «Потеря визуального контакта при выполнении манёвров без ведения взаимного радиообмена и несвоевременные действия экипажей по предотвращению столкновения». Иными словами, произошла «ошибка пилотирования».
 
Последнее редактирование:
11 февраля


1877 год. Рассмотрен проект самолёта контр-адмирала, пионера авиации А.Ф. Можайского с ходатайством об ассигнованиях на продолжение работ.


1935 год. Перелёт Москва – Красноярск – Игарка – Диксон протяженностью 13000 км; В.С. Молоков на лёгком транспортном ПР-5.


1948 год. Состоялся первый полёт (с суши) самолёта-амфибии Бе-8; М.В. Цепилов.


1956 год. Первый полёт десантно-транспортного Ан-8 с ТВД АИ-20Д, конструкции ОКБ О.К. Антонова; экипаж Я.И. Верникова.


1990 год. Завершены испытания Су-25УТГ (8 УТГ-1) на комплексе «Нитка» (Саки). Самолёт показал на испытаниях неплохие результаты по возможности взлёта с трамплина, что позволило ОКБ рассчитывать на успешное выполнение работ по созданию палубного учебно-тренировочного самолёта, получившего обозначение Т8-УТГ (Су-25УТГ, то есть, с гаком). В 1990 году в Улан-Удэ была выпущена небольшая серия из 12 Су-25УТГ, вскоре переданная в Североморск. Ныне они используются в составе авиации Северного флота для обучения пилотов Су-27К посадке на палубу.


1998 год. Завершение программы лётных экспериментов на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ № 08-2 (б/н 77114).
С 1995-го годы значительно модифицированный Ту-144Д - Летающая лаборатория использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32 (аналогичные используемым на Ту-160) в связи с отсутствием пригодных к эксплуатации НК-144 или РД-36-51, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура.


2001 год. Ил-62М а/к КАПО выполнил первый международный чартерный рейс по маршруту Казань - Каир.


2002 год. Первый полёт сверхдальнего магистрального широкофюзеляжного Airbus A340-500.
 
12 февраля


1914 год. Установлен мировой рекорд по максимальному количеству пассажиров на борту самолёта - 16 человек, на "Илье Муромце" Сикорского. По тем временам - невиданное достижение.


1925 год. Перелёт В.Б. Иншакова и Таусона Москва – Харьков – Гомель - Москва на Р-1 с первым серийным мотором М-5 завода «Икар».


1946 год. Состоялся первый полёт дальнего бомбардировщика Ту-2Д (АНТ-67) с двигателями АЧ-30БФ; А.Д. Перелёт.



1952 год. Первый полёт серийного фронтового истребителя красавца МиГ-17 на Нижегородского авиазаводе.



1962 год. На истребителе-перехватчике Як-25 погибли лётчик-испытатель В.Я. Ларионов и штурман И.С. Лукашов.



1969 год. Впервые поднимается в воздух Ми-12 (В-12) - самый большой вертолёт в мире. Полный размах лопастей двух винтов - 67 м, длина фюзеляжа - 37 м.



1993 год. ОАО "Авиастар" выпущен первый магистральный Ту-204 грузовой модификации с ПС-90А.
 
Губошлёп, поправь название поста №312. Должно быть 10 февраля, а то два одиннадцатых образовалось.
Дополню.

10 февраля

1925 - первый полёт прогрессивного пассажирского Do. B-Ral Komet III
1935 - первый полёт Mureaux 180
1936 - первый полёт самолёта, воевавшего от Испании до Китая. BR.20 MM.274, пилот Rolandi E.
В тот же день швейцарцы испытали EKW C-35
1939 - первый полёт Г-27, лётчик Федосеев Н.Д.
1940 - испытан третий прототип И-180, лётчик Уляхин Е.Г.
1942 - посреди войны пассажирская летающая лодка Vought-Sikorsky VS-44 получила сертификат на выполнение трансатлантических рейсов.
1960 - первый Convair CV-880 поставлен заказчику (N8802E, АК Delta Airlines). Самолёт был самым быстрым реактивным лайнером, но особого успеха на рынке так и не дождался.
1961 - построен первый серийный PA-28-150 Cherokee
1967 - первый международный рейс Ил-62 (пока ещё нерегулярный, Москва-Прага)
1972 - первый полёт ЛЛ LALA-1 - Ан-2 с силовой установкой М-15.


---------- Добавлено в 18:08 ----------


11 февраля

1917 - первый публичный полёт разведчика ВМС Японии Kishi 3 Tsurugi-go, пилот Inoue T.
1925 Wagner и Grossio установили несколько рекордов на летающей лодке Do.J Kas (Dornier Wal):
скорость по кругу 100, 200, 500 км - 168,525 км/ч с нагрузкой 250, 500, 1000 кг.
высота 3682 м с 500 кг нагрузки и 3005 м с 2000 кг нагрузки
дальность по кругу с 2 т нагрузки 253,69 км
скорость с 2 т нагрузки 134,514 км/ч на дистанции 200 км.
Обратите внимание - пилоты - немец и итальянец.

1932 - первый полёт рекордно-почтового Couzinet 70 F-AMBV (Пкк рисовал его недавно в ветке "в единых размерах"). Самолёт переделывался 6 раз с заменой крыльев, хвоста и двигателей. Но рекорда так и не установил.
1937 - первый полёт Do.17f-1 D-ATYA
1938 - первый полёт Bristol 146 K5119, пилот Uwins C.F.
1938 - первый полёт учебного North American BC-1 (будущий Texan), N18890, Balfour P.
1939 - Kelsey B.S. посадил на поле для гольфа после отказа обоих двигателей прототип XP-38. Это, однако, не привело к отказу от программы.
1959 - первый полёт СМ-9/3Т, лётчик Федотов А.В.
1960 - первый полёт Caravelle 1A
1960 - ЦРУ заказало дюжину A-12, самых скоростных самолётов в мире
1969 - полёт первого Ягуара, собранного во Франции (Jaguar E.02)
1992 - первый полёт Convair CV-5800 после переделки.

А вот В-12 СССР-21142 взлетел на 7 месяцев раньше, чем у тебя написано, а именно 10 июля 1968 г. В феврале 1969 г. он уже рекорды пачками устанавливал. (см., например, Е.Гордон, Д. и С. Коммиссаровы, Mil's Heavylift Helicopters, Red Star 22, Midland, ISBN 1-85780-206-3, p.59).
 
Последнее редактирование:
13 февраля



1934 год. В результате сильного сжатия льдин пароход «Челюскин» был затёрт льдами в Беринговом проливе и затонул. 104 член экспедиции были вынуждены оставить судно и искать спасения на дрейфующей льдине. Началась спасательная эпопея челюскинцев с помощью авиации, за которой два месяца было приковано внимание всего мира. Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, А.В. Ляпидевский на АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Таким стало начало авиаспасения ледового лагеря Отто Шмидта… Анатолий Ляпидевский получил медаль «Золотая Звезда» под номером 1.



1958 год. Ту-104 стартовал в первый (технический) рейс по трассе Москва – Владивосток, одной из самых протяженных в Советском Союзе.



1966 год. Первый полёт серийного Ил-62 (командир экипажа Б.В. Машковцев).



1973 год. Запуск в производство на "Росвертоле" ударного многоцелевого Ми-24.



1985 год. Состоялся первый полёт МиГ-29 ("9-14") конструкции ОКБ А.И. Микояна; Т.О. Аубакиров.



2007 год. При взлёте из Внуково потерпел аварию Challenger CL-850. Он выполнял рейс бизнес-авиации Москва - Берлин. После взлёта перевернулся, упал на рулёжку и разрушился. Рейс выполнялся без пассажиров. Трое находившихся на борту получили травмы и своевременно были эвакуированы поисково-спасательным расчётом аэропорта и доставлены в больницу. Оказалось, что взлёт выполнялся с неисправным управлением разворота передней стойки шасси.
 
14 февраля


1935 год. Совершил первый полёт дальний пушечный истребитель АНТ-29 (ДИП). Он создавался по схеме двухдвигательного низкоплана с гладкой обшивкой, убирающимся шасси и закрытыми кабинами экипажа. Поднимал машину в воздух лётчик-испытатель Н. Благин, известный впоследствии как виновник гибели «Максима Горького». После прекращения работ по пушке АПК-8 надобность в самолёте отпала, его сняли с заводских испытаний, получив распоряжение о прекращении работ.



1942 год. Состоялся первый полёт четырёхмоторного 50-местного поршневого Douglas DC-4. Разработан и серийно производился Douglas Aircraft Company с 1938 по 1947-й в пассажирских (79 штук) и транспортных модификациях.



1945 год. Проведено первое испытание в свободном полёте пилотируемого ракетного Bacham Ва-349 («Natter») конструктора Эрика Бохема. Bachem Ba 349 Natter — немецкий одноместный ракетный истребитель-перехватчик вертикального взлёта. Разработан и испытан в конце Второй мировой войны. Был разработан для борьбы с бомбардировщиками антигитлеровской коалиции. ЛА был отцеплен от самолёта-буксировщика «Не-111» на высоте 5500 метров, после чего пилот взял управление на себя. При пологом пикировании была достигнута скорость 700 км/ч, на высоте 900 метров лётчик привёл в действие спасательный комплекс, позволивший совершить парашютную посадку на землю пилоту и спасаемым частям истребителя.


1955 год. Первый полёт экспериментального истребителя Е-2 ОКБ А.И. Микояна; Г.К. Мосолов. Е-2 так и остался в разряде опытных, поскольку заказчик отдал предпочтение истребителю с треугольным крылом.



1984 год. Первый полёт выполнил серийный административный Cessna Citation S/II с двигателями JT15D-4B.


1990 год. Начато производство спортивно-пилотажного Су-26МХ на экспорт.
 
15 февраля


1944 год. Первый полёт бомбардировщика Ер-2 с авиадизелями АЧ-30Б на Иркутском авиазаводе.


1948 год. Первый полёт Curtiss F-87 Blackhawk - многоцелевого ночного истребителя, США.


1961 год. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…» На Ту-104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолёта (на высоте 10 км).


1961 год. Boeing 707 а/к Sabena разбился под Брюсселем при уходе на второй круг. Отказ техники... В числе 73 погибших оказалась в полном составе (18 человек) сборная команда США по фигурному катанию, направлявшаяся на чемпионат мира в Чехословакии. ЧМ-61 у фигуристов был отменён в знак скорби по погибшим.


1975 год. Начались войсковые испытания перехвата Су-15-98М (Су-15ТМ).


1978 год. Первый в СССР лётный эксперимент по одновременному обнаружению и сопровождению 10 воздушных радиоуправляемых мишеней перехватчиком МиГ-31 с РЛС, оснащённой фазированной антенной решёткой.


1989 год. День памяти воинов-интернационалистов. Через мост Дружбы на участке Тактабазарского погранотряда в 16 ч 21 мин перешёл последний советский военнослужащий. Завершён вывод советских войск из Афганистана. Погибли около 15 тысяч наших военных. Потери советской авиации (почти исключительно Военно-воздушных сил СССР), по широко распространённым официальным данным составили 118 самолётов, 333 вертолёта (потери только 40-й армии, без учёта вертолётов пограничных войск и Среднеазиатского ВО).


2004 год. Начавшиеся американо-индийские учения "Коуп Индия-2004" показали превосходство Су-30МК ВВС Индии над F-15C ВВС США в ближнем манёвренном бою... Генерал Х. Хомбург (ВВС США): «Неожиданные победы индийцев на русских самолётам стали по-настоящему отрезвляющим душем».
 
16 февраля



1941 год. Из лётчиков гражданской авиации был сформирован 212-й полк дальней авиации, прославившийся лучшими бомбардировщиками на фронтах Второй мировой войны. Свою боевую деятельность он начал 19 января 1942-го. За первое пятилетие дальняя авиация несколько раз меняла свое название, от Дальнебомбардировочной авиации Главного командования Красной Армии до Авиации дальнего действия. Современное название закрепилось за ней с 1946 года.
В наши дни Дальняя авиация является составной частью ВВС России. Она предназначена для поражения военных объектов в глубоком тылу противника, на континентальном и океанском театре военных действий, а также для ведения оперативной и стратегической воздушной разведки. На вооружении дальней авиации России состоят всепогодные стратегические и дальние ракетоносцы и бомбардировщики, на борту которых находятся ракеты и бомбы различного назначения, в том числе с ядерным зарядом.



1955 год. Первый полёт стратегического бомбардировщика 95/2 (прототип Ту-95) с двигателями НК-12; экипаж М.А. Нюхтикова.



1955 год. Состоялся первый полёт перехватчика И-370 ОКБ "МиГ" (лётчик-испытатель Ф.И. Бурцев).



1972 год. Задана разработка новой модификации истребителя-бомбардировщика Су-17М: Су-17М2 и экспортной модификации самолёта - Су-20.



1993 год. Первый полёт Ан-32П - самолёта для тушения лесных пожаров (экипаж А.В. Слободянюка). Отличается двумя наружными выливными агрегатами общим объёмом 8000 л.



2004 год. А/к Полёт начала уникальную операцию по доставке из Санкт-Петербурга в Амурскую область рабочего колеса турбины для Бурейской ГЭС. В полночь из Пулково вылетел Ан-124-100 «Руслан», на борту которого находилось рабочее колесо турбины и специальное оборудование общим весом около 100 тонн. Для доставки груза самолёт преодолел 6268 км, совершив промежуточную посадку в Братске.
 
17 февраля


1941 год. Завершены испытания летающей лодки КОP-2 ОКБ морского самолетостроения Г.М. Бериева; С.Б. Pейдель.
В ходе испытаний было установлено, что новый самолёт полностью соответствует тактико-техническим данным и значительно превосходит КОP-1 по скорости полёта и мореходности. Машина была рекомендована к запуску в серию.



1942 год. Первый полёт опытного бомбардировщика ДВБ-102 В.М. Мясищева (лётчик-испытатель НИИ ВВС В.И. Жданов).




1957 год. Завершена программа лётных испытаний Нортроп X-4 Бентам. Это экспериментальный самолёт для исследований крыла стреловидной формы на околозвуковых скоростях полёта (до М = 0,85). Всего фирмой Northrop Grumman было изготовлено две машины.




1966 год. Во время взлёта из Шереметьево потерпел катастрофу Ту-114Д Аэрофлота, регистрационные знаки СССР-76491. Самолёт готовился к первому рейсу Аэрофлота в Конакри и Браззавиль. Шёл сильный снегопад, а ВПП была очищена не на всю ширину. Снег на ВПП затруднял экипажу обзор осевых огней. Во время разбега Ту-144 столкнулся с сугробом гондолой левой основной стойки шасси. Пилоты попытались накренить самолет вправо, однако пропеллер двигателя №3 столкнулся с поверхностью ВПП. Самолёт разрушился и загорелся. Из 48, находившихся на борту, погиб 21 человек.



1976 год. Вышло постановление о создании многоразового транспортного космического комплекса "Энергия - Буран".




1990 год. Первый полёт Су-27К с двигателем АЛ-31Ф, ММЗ "Салют" (лётчик-испытатель И.В. Вотинцев).