Наш советский барон
Роберто Бартини (Roberto Oros di Bartini) - итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах. Автор более 60 законченных проектов самолётов. Комбриг. В анкетах, в графе «национальность» всегда писал: «русский».
«Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь».
С.П. Королёв – скульптору Файдыш-Крандиевскому.
Малоизвестный широкому кругу общественности да и авиаторов, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. С.П. Королёв называл Бартини своим учителем.
«Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини – вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»
Авиаконструктор А.С. Яковлев.
В разное время и в разной степени с Бартини были связаны Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.
Основные труды по аэродинамике, в литературе встречается термин «эффект Бартини». Помимо авиации и физики, Р.Л. Бартини занимался с переменным успехом космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини».
Родился
14 мая 1897-го в Фиуме, Австро-Венгрия. Владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой. Окончил офицерскую школу (1916), после чего отправлен на Восточный фронт, в ходе Брусиловского прорыва пленён вместе с ещё 417 тысячами солдат и офицеров Центральных держав. Попал в лагерь под Хабаровском, где, как предполагается, впервые встретился с большевиками. В 1920-м Роберто вернулся на родину. Его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив звание государственного советника и привилегии, которыми пользовался у Габсбургов, несмотря на смену подданства. Однако сын не воспользовался возможностями отца, в том числе и финансовыми (после смерти ему досталось более 10 млн долларов того времени) - на миланском заводе «Изотта-Фраскини» он был последовательно разнорабочим, разметчиком, шофёром, и, одновременно, за два года сдал экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института (1922) и получил диплом авиационного инженера (окончил Римскую лётную школу в 1921-м).
С 1921-го - член Итальянской коммунистической партии (ИКП), которой и передал баснословное отцовское наследство. Как бывшего офицера-фронтовика его ввели в группу, обеспечивающую охрану руководителей компартии от фашистов. Группа Бартини также опекала советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Чичериным на Генуэзской конференции 1922-го. После фашистского переворота в 1922-м году ИКП направила его в Советский Союз.
Работал на Научно-опытном аэродроме ВВС сначала лаборантом-фотограммистом, потом стал экспертом технического бюро. С 1928-го возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолётов (в Севастополе), вначале инженером-механиком авиаминоносной эскадры, затем старшим инспектором по эксплуатации матчасти, то есть боевых самолётов, после чего получил ромбы комбрига в 31 год. С 1929-го начальник отдела морского опытного самолётостроения, а в 1930-м его уволили из ЦКБ за подачу в ЦК ВКП(б) докладной записки о бесперспективности создания объединения, подобного ЦКБ; в том же году по рекомендации начальника ВВС П.И. Баранова и начальника вооружений РККА М.Н. Тухачевского назначен главным конструктором СНИИ (завод № 240) ГВФ.
В 1932-м здесь были начаты проектные работы по экспериментальному скоростному Сталь-6, на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. На основе рекордной машины был спроектирован истребитель Сталь-8, но проект закрыли в конце 1934-го как не соответствующий тематике гражданского института.
Осенью 1935-го был создан 12-местный многоцелевой Сталь-7 с крылом «обратная чайка». В 1936-м он представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939-го на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км - 405 км/ч. На базе этого самолёта создавался по проекту Бартини дальний бомбардировщик ДБ-240 (позже классифицирован как Ер-2), разработку которого завершил главный конструктор Ермолаев в связи с арестом Бартини.
14 февраля 1938-го Бартини был арестован НКВД. Ему было предъявлено обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа (т.н. «тройки») Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку - 10 лет лишения свободы и пять - «поражения в правах». Заключённый Бартини был направлен на работу в закрытое авиационное КБ тюремного типа (т.н. «шарашку») - ЦКБ-29, где он работал до 1947-го. Принимал участие в работе по бомбардировщику Ту-2, под руководством Туполева, также находившегося в заключении. Вскоре Бартини по его просьбе переводят в группу заключенного Д.Л. Томашевича («бюро 101»), где проектировали истребитель. Это сыграло злую шутку в судьбе Бартини - в 1941 г. трудившихся с Туполевым освободили, а сотрудники «101» вышли на свободу только после войны. С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск. В Омске в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини.
В 1946-м Бартини был освобождён и после смерти Сталина реабилитирован (1956).
С 1948-го работал в ОКБ-86 в Таганроге. С 1952-го года Бартини - главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. Чаплыгина. Здесь он создает проект самолёта Т-203. Проект Р.Л. Бартини, представленный в 1955-м, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект был отклонен, так как заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение к Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.
В апреле 1957-го откомандирован в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П.В. Цыбина под руководством Бартини до 1961-года было разработано 5 проектов самолётов полётной массой от 30 до 320 тонн разного назначения (проекты «Ф», «Р», «Р-АЛ», «Е» и «А»). «Стратегические треуголки» помимо прекрасных лётных характеристик, должны были оснащаться бортовым радиоэлектронным оборудованием, бывшим по тем временам верхом совершенства. Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (Туполева) и ОКБ-23 (Мясищева), дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолёта так и не было принято. В 1961-м им был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ - развития А-57.
Именно в этот период Бартини замыслил проект крупного самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны. Им были проведены работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлётно-посадочных характеристик таких самолётов. Первым шагом в этом направлении стал небольшой Бе-1, прошедший лётные испытания в 1961 - 1963-х.
В 1968-м коллектив Бартини из Подмосковья переезжает на завод в КБ Бериева (Таганрог), специализировавшееся на гидросамолётах. Здесь в соответствии с концепцией «безаэродромных самолётов» в 1972-м были построены два противолодочных самолёта ВВА-14 (М-62; «Вертикально взлетающая амфибия»).
В 1976-м один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Через некоторое время после смерти Бартини в 1974-м работы над этими ЛА были прекращены под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), работавшего над летающими лодками А-40 и А-42.
"Бартини сделал доклад в сентябре 1974 года, в котором он предложил авианосцы на подводных крыльях. На скоростях 600 - 700 км/час шёл авианосец, так что самолёт мог садиться без гашения скорости. Когда Бартини сделал свой доклад, то Алексеев из Сормова отказался делать свой доклад, сославшись на то, что его доклад хуже". П.Г. Кузнецов
Всего на счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолётов, в большинстве своём - нереализванных. Всего лишь пять из них было сделаны в металле, только четыре - поднялись в небо. И лишь один-единственный - пошёл в серию...
Умер 6 декабря 1974 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. На памятнике надпись:
В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных.
Награждён орденом Ленина (1967). 14 мая 1997 года, в день 100-летия со дня рождения, в фойе ОКБ ТАНТК им. Бериева появилась мемориальная доска Р.Л. Бартини.