Этот день в истории

30 июня

1984 Первый полет спортивно-пилотажного самолета Су-26, Е.И. Фролов - Су-26 - первый проект, разработанный ОКБ Сухого по тактико-техническим требованиям сборной команды СССР по высшему пилотажу. Самолет был спроектирован и построен менее чем за год. Первый вылет состоялся 30 июня 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель, в прошлом член сборной команды СССР по высшему пилотажу Е. И. Фролов. Уже месяц спустя спортсмены стали тренироваться на этом самолете. Самолет имел маленькие размеры, что улучшило его маневренность и управляемость, повысило скорость полета. Фюзеляж самолета был сделан из пластика, что ранее в авиации не практиковалось, поэтому первое время к прочности самолета относились настороженно, но со временем мнение изменилось. Самолет не имел топливных баков, для топлива были предназначены два герметичных отсека в крыле. Двигатель: звездообразный 9-цилиндровый М-14П с воздушным охлаждением.
1968 Первый полет самолета С-5А "Гэлекси" фирмы Локхид - Этот военно-транспортный самолет представлял собой высокоплан со стреловидным крылом и оперением с четырьмя двигателями TF-39-Е1.
При максимальной полезной нагрузке 77 т самолет мог совершать полет на дальность 5740 км. Серийно был произведен 81 такой самолет.

1959 Завершены испытания первого отечественного ТРДДФ Р11Ф 300
1954 Родился лётчик-испытатель В.В. Плаксин
1954 Вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева разработку сверхзвукового бомбардировщика "105" (Ту-22)
1952 Первый полет американского вертолета ХН-26 - Вертолет был спроектирован в соответствии с требованиями ВВС в отношении одноместного вертолета, который мог быть быстро разобран и упакован в контейнеры для сбрасывания на парашютах. Вес вертолета с оборудованием - 318 кг, максимальная скорость полета - 128 км/ч, продолжительность полета - 1,5 часа.
1951 Состоялся первый полет истребителя МиГ-15У (СУ) с подвижной пушечной установкой
1923 Торжественное открытие на ЦА авиалинии Москва - Нижний Новогород
1914 Родился конструктор ракетно-космической техники В.Н. Челомей
1901 Рекорд высоты на аэростате - Профессора Берсон и Сюринг смогли подняться на аэростате на высоту 10 800 м, что стало официальным рекордом, хотя есть мнение, что еще в 1862 г. Джеймс Глейшер поднялся на 11 275 м. Но, во-первых, этот рекорд не был зафиксирован так официально, как достижение начала 20 века, а во-вторых - тогда не существовало приборов, которые могли бы с такой точностью измерить высоту полета.
 
1 июля

1997 Первый полет опытного боевого самолета Су-30МКИ, В.Ю. Аверьянов
1969 Первый полет опытного истребителя-бомбардировщика С-32 (Су-17), Е.К. Кукушев
1960 Первая победа на МиГ-19: капитаном В.Поляковым сбит разведчик RB-47
1941 Начало боевого применения штурмовика Ил-2 на Западном фронте - В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной. За время второй мировой войны было выпущено 36 163 машины. Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте. Мощный авиационный мотор, штампуемая неоднородная броня, бронестекло (необходимое для защиты экипажа), скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды стали главными слагаемыми успеха будущего Ил-2. В 1939 г. на испытания вышел первый опытный образец Ил-2. Первый полет на нем совершил летчик В.К.Коккинаки 2 октября 1939 г. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку ИЛ-2, начали выходить в 1941 г., а первые боевые подразделения, на вооружении которых был этот самолет, сформировали перед самой войной.
Появление Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. С большим успехом подразделения Ил-2 действовали против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника.

1939 В Ростове-на-Дону основан авиазавод (ныне РВПК ОАО "Роствертол")
1931 Возникла одна из крупнейших американских компаний United Air Lines путём объединения Boeing Air Transport и Varney Air Lines
1922 В июле 1922 г. авиаконструктор Гуго Юнкерс организовал свою авиакомпанию в России - Самолеты Junkers F13 авиакомпании Junkers Luftverkehr Russland летали из Москвы в Нижний Новгород в период нижегородской ярмарки в августе - сентябре 1922 г.
1916 В Москве создана авиационная исследовательская организация - Расчетно-испытательное бюро - Н.Е. Жуковский создал эту организацию в Москве, позднее она стала называться РИБ МВТУ, для проведения проверочных и проектировочных расчетов самолетов на прочность. Общее научное руководство взял на себя Н.Е. Жуковский, расчетами самолета на прочность занимался В.П. Ветчинкин, аэродинамическими расчетами самолетов - А.Н. Туполев. Руководители РИБ добились, чтобы без проверочных работ в их организации не начинались летные испытания новых самолетов
1872 Родился немецкий пионер авиации Л. Блерио
 
2 июля

1967 Первый полет бомбардировщика ТБ-1 (в серии Су-24), В.С. Ильюшин
1957 Первый полет цельнометаллического планера А-11 О.К. Антонова
1947 Первый полет самолета МиГ-15 - Одноместный истребитель-перехватчик МиГ-15 является первым серийным боевым реактивным самолетом со стреловидным крылом. Самолет МиГ-15 сконструирован А. И. Микояном и М. А. Гуревичем. Первый полет самолета МиГ-15 с двигателем "Нин" состоялся 2 июля 1947 г. Как истребитель МиГ-15, так и двигатель "Нин" были пущены в серийное производство. Поставки самолетов МиГ-15 были начаты в 1948 г.
1941 Открыта первая очередь аэропорта Внуково
1938 Перелет на МП-1 (МБР-2) Севастополь-Архангельск, П.Д. Осипенко, М.М. Раскова, Ф.М. Ломако. Женские мировые рекорды дальности по прямой - 2241, 501 км, и по ломаной - 2371,990 км для гидросамолетов
1936 Первый полет двухмоторного торпедоносца АНТ-41 (Т-1), А.П. Чернавский
1919 Начало перелета британского дирижабля R-34 через Атлантический океан - Дирижабль под руководством капитана Дж.Х. Скотта с экипажем из 30 человек впервые перелетел через Атлантику в обоих направлениях. 2 - 6 июля - из Шотландии в Нью-Йорк, а 10 - 13 июля - в обратном направлении.
1908 Родился ученый и конструктор РКТ Д.Д. Севрук
1900 Первый полет в Германии дирижабля Ф. Цеппелина - Пробный полет дирижабля "LZ-1" собственной конструкции графа Цеппелина был совершен 2 июля 1900 г. Дирижабль находился в воздухе около 20 минут с пятью пассажирами на борту. Мощность двигателя фирмы "Даймлер" была 16 л.с. Размеры дирижабля: длина 128 м, диаметр 11 м, объем 11 327 м3. Аппарат плохо слушался управления, поэтому требовал доработки.
1818 Родился русский ученый и изобретатель в области пороховых ракет генерал К.И. Константинов
 
4 июля

2001 Первый рейс Ту-214 с пассажирами на борту
1975 25 мировых рекордов с грузами на Ил-76 экипажей А.М. Тюрюмина и Я.И. Верникова, в т.ч. подъем на 2 км груза 70121 кг
1958 Вышло постановление СМ СССР о разработке системы радиолокационного наблюдения воздушного базирования
1957 Первый полет пассажирского самолета Ил-18 "Москва" с ТВД НК-4, экипаж В.К. Коккинаки - Серийное производство самолетов с четырьмя двигателями ТВД АИ-20 началось с 1958 г. До середины 1970-х гг. он выполнял львиную долю пассажирских перевозок в СССР и в авиакомпаниях советских союзников. На ряде грузовых и пассажирских линий он продолжает эксплуатироваться по сей день.
На Ил-18 совершались успешные перелеты из СССР в Антарктиду, полеты к Северному и Южному полюсам.

1928 Итальянцы А. Феррари и Д. Прете на самолете Савойя-Маркетти S64 установили мировой рекорд дальности - 7188, 25 км
1924 Г.Е. Котельников получил патент на парашют РК-3 с мягким ранцем
1911 Первый в мире коммерческий авиарейс - Пилот Горацио Барбер по заказу британской фирмы General Electric перевёз на своем самолёте Valciria ящик с лампами накаливания из Шорехэма в Хув, за что получил 100 фунтов стерлингов.
 
5 июля

1981 Вышло постановление СМ СССР о начале разработки истребителей 5-го поколения
1947 День образования ОАО "Омское МКБ"
1944 Первый полет самолета Нортроп МХ-324 - Самолет, известный под обозначением МХ-324, с жидкостно-реактивным двигателем XCAL-200, работающим на моноэтил-анилине и красной дымящей азотной кислоте совершил свой первый полет 5 июля 1944 г. Самолет МХ-324 был построен главным образом с целью исследования возможности применения на самолетах жидкостно-реактивных двигателей. Жидкостно-реактивный двигатель XCAL-200, установленный на этом самолете, при собственном весе 194 кг развивал тягу только 90 кг. При первых испытательных полетах самолет ХМ-324 с помощью истребителя Локхид Р-38 "Лайтнинг" забуксировывался на высоту 2400 м и после отделения от буксировщика совершал самостоятельный полет с включенным двигателем, работавшим в течение 5 мин. Самолет МХ-324 имел размах крыла около 9 м и неубирающееся шасси, заключенное в обтекатели. Жидкостно-реактивный двигатель с четырьмя баллонами для сжатого воздуха и двумя баками для топлива размещался внутри крыла. Было проведено несколько успешных полетов с работающим двигателем. Вследствие весьма малой тяги двигателя летные характеристики самолета были невысокими, а продолжительность полета - чрезвычайно малой.
1939 В Москве организована Академия ГВФ
1938 Начало летных испытаний самолета САМ-10 А.С. Москалева
1922 Родился конструктор наземного оборудования ракетно-космических комплексов Б.Р. Аксютин
1915 Донесение из Парижа о новом способе воздушного боя - Полковник Антонов отправил такое донесение в Москву в ГВТУ. В донесении подчеркивалось, что французская военная авиация считает лучшим средством воздушного боя одноместный самолет, обладающий большой скоростью и вооруженный пулеметом, неподвижно закрепленным на самолете. Летчик при стрельбе прицеливается самим самолетом и стреляет, не обращая внимания на вращающийся впереди винт. На лопасти винта надеваются специальные стальные угольники, не пробиваемые пулями и отражающие их движение в сторону, если случайно будет произведен выстрел именно в тот момент, когда лопасть находится против ствола пулемета.
1911 Во Владивостоке открылся Дальневосточный отдел Всероссийского аэроклуба
 
6 июля

1979 Первый запуск на геостационарную орбиту спутника связи "Горизонт"
1966 Запуск РН УР-500 тяжелого ИСЗ "Протон-3"
1966 Первые полеты опытно-экспериментального самолета ОКБ П.О. Сухого Т-58ВД с ПД (укороченного взлета и посадки), Е.С. Соловьев
1943 В воздушном бою на Курской дуге А.К. Горовец на Ла-5 уничтожил 9 Ju-87, И.Н. Кожедуб сбил свой первый самолет Ju-87 - Главное новшество самолета Ла-5 - это его двигатель (мотор М-82 мощностью 1850 л.с.). В результате Ла-5 превратился в один из лучших истребителей Второй мировой войны. Самолет развивал у земли скорость 515 км/ч, на высоте 3200 м - 567 км/ч, на высоте 6450 м - 600 км/ч. Время виража на высоте 1000 м - 25 секунд. Самолет был менее уязвим и более живуч, по сравнению с предыдущими. Вооружение: две 20-миллиметровые пушки СП-20 ("ШВАК") с боезапасом в 340 снарядов.
1942 Первый полет самолета Як-7ДИ, прототипа истребителя Як-9, П.Я. Федрови
1885 Родился конструктор в области ракетной техники В.А. Артемьев
1819 Падение воздушного шара в Париже
 
7 июля

1998 Первый запуск ИСЗ морской БР с подводной лодки
1981 Перелет Париж - Лондон на самолете "Солар Челленджер" с приводом от солнечной энергии, С. Пташек
1962 Абсолютный мировой рекорд скорости на самолете Е-166 ОКБ "МиГ" установил Г.К. Мосолов - 2681 км/ч
 
8 июля

1970 Мировые рекорды скорости на замкнутом маршруте 1000 км с грузом 2 т и 5 т по классам гидросамолетов и амфибий, экипажи П.С. Якушина, Е.М. Никитина, А.С. Смирнова, А.Т. Захарова на Бе-12, соответственно, - 535,288; 528,998; 530,504; 526,606 км/ч
1968 Первый полет пассажирского самолета Бе-30, экипаж М.И. Михайлова
1965 Первый полёт третьего прототипа Ил-62
1960 Первый полет перехватчика Е-150 ОКБ "МиГ", А.В. Федотов
1952 На заводе N21 в Горьком организован филиал ОКБ Микояна во главе с заместителем главного конструктора П.Е.Сыровой
1948 Первый полет реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 с ТРД РД-45, В.К. Коккинаки
1947 Первый полет реактивного истребителя Як-23 с ТРД РД-500, М.И. Иванов
1939 Компания Pan American открыла первые регулярные трансатлантические линии на гидроплане Boeing-314
1922 Первый полет самолета для уничтожения вредителей и болезней растений, Н.П. Ильзин
 
11 июля

1967 Экипаж лётчика Б.С.Егорова выполнил перелёт на Ил-62 по маршруту Мурманск - Северный поюс - Новая Земля - Свердловск - Москва
1935 Первый полет самолета АИР-10 ОКБ А.С. Яковлева с М-11Е, прототипа У-2, Ю.И. Пионтковский
1933 Установление в ГВФ званий шеф-пилот и шеф-механик
1914 Мировой рекорд продолжительности полета на биплане "Альбатрос В-2" установил Р. Бем (Германия) - 24 часа 12 минут
1897 Исследовательская экспедиция в Арктику на аэростате -11 июля 1897 г. шведские ученые во главе с Соломоном Августом Андре предприняли исследовательскую экспедицию в Арктику с применением воздухотехники. Андре оснастил аэростат объемом 4531 м3 парусами. Они крепились к системе тросов и рулей, с помощью которых предполагалось вести аппарат в нужном направлении. Экспедиция окончилась трагично. По всей видимости, ученые не справились с управлением и не смогли противостоять воздушной стихии. Их останки были найдены только в 1930 г. на острове Земля Франца-Иосифа.
 
12 июля

1985 Первый полет самолета ДРЛО Ан-71
1944 На вооружение Королевских ВВС Великобритании поступили реактивные истребители Глостер Метеор - Первые экземпляры начали использоваться 616-ой истребительной эскадрильей, осуществляя задачи ПВО - борьбу с ракетами Фау-1. С января 1945 года самолеты принимали участие в операциях непосредственно над территорией Германии, но столкновений с немецкими самолетами не имели.
1937 Начало перелета Москва - Сан-Джасинто (США) через Северный полюс на АНТ-25 с АМ-34 М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина
1929 Первый полет гигантской летающей лодки Дорнье Do-X - Dornier Do-X имел 12 двигателей. А 20 октября эта летающая лодка взлетела с Боденского озера с 169 пассажирами. Этот рекорд остался непревзойдённым в первой половине ХХ века. Правда из-за невысоких лётных характеристик самолёт на линии не вышел - лишь совершил в 1930-1932 гг. несколько демонстрационных полётов в Африку, Северную и Южную Америку.
1804 Первый в России полет на воздушном шаре с научными целями - Академик Я.Д. Захаров с целью исследования слоев атмосферы поднялся на шаре в Петербурге на высоту свыше 2000 м и пролетел около 60 км
1754 М.В. Ломоносов продемонстрировал на конференции Российской Академии наук в Санкт-Петербурге модель вертолёта с пружинным приводом
 
13 июля

1986 В июле НПП "Аэросила" создана ВСУ ТА12-60 для Ту-204
1984 Установлено почетное звание "Заслуженный парашютист-испытатель СССР"
1959 Мировой рекорд высоты полета с грузом 1 т - 20456 м, В.П. Смирнов на Як-25РВ
1950 Первый полет пассажирского самолета Ил-14, экипаж В.К. Коккинаки
1934 Родился летчик-космонавт А.С. Елисеев
1896 Родился авиаконструктор Б.И. Черановский, создатель самолетов схемы "бесхвостка" и "летающее крыло"
 
14 июля

1998 Первый полет модернизированного истребителя МиГ-29СМТ, В.М. Горбунов
1993 Первый рейс Ил-96-300 с пассажирами на борту
1959 Абсолютный мировой рекорд высоты (28852 м) на самолете Т-431 ОКБ П.О. Сухого, В.С. Ильюшин
1951 Первое в стране катапультирование в скафандре, Ю.А. Гарнаев
1949 Первый полет с двигателем "Пимене" фирмы Турбомека" был совершен на самолете "Циклон"
1941 Под Оршей впервые применена реактивная артиллерия - батарея БМ-13-16 капитана И.А. Флерова
1937 Окончание перелета, начатого 12 07. Абсолютный мировой рекорд дальности по прямой - 10148 км
1894 Первый опыт использования привязного аэростата в ВМФ России - По предложению управляющего морским министерством адмирала Н.М. Чихачева впервые в русском флоте с судна "Самоед" был поднят привязной аэростат для поисков затонувшего броненосца "Русалка". За несколько дней на аэростате поднялось 46 морских офицеров разных специальностей. Хотя броненосец найти не удалось, тем не менее было отмечено, что аэростат на флоте может принести ощутимую пользу при ведении разведки и гидрографических работах
 
15 июля

1997 Первый полёт Бе-103
1969 Первый полет исследовательского ЛА "БОР-1" со скоростью М=3 (4000 м/с)
1968 Открытие регулярных рейсов на самолете Ил-62 из Москвы в Нью-Йорк
1954 Первый полет реактивного пассажирского самолёта Boeing 707 - На самолете были установлены четыре турбореактивных двигателя PW J-57 с тягой 4300 кг каждый. Самолет имеет взлетный вес 86 200 кг. Во время испытаний опытный образец самолета совершил полет между Сиэтлом и Портлэндом со средней скоростью 1020 км/ч. 5 августа 1954 г. ВВС США выдали заказ на постройку увеличенной модели самолета с обозначением КС-135 "Стратотанкер".
1952 Начало первого в мире трансатлантического перелёта на двух вертолётах Sikorsky S-55. Перелет закончился 31 июля.
1949 Первый полет сверхзвукового истребителя Як-50, С.Н. Анохин - На самолете был установлен двигатель ВК-1. Взлетная масса составляла 4100 кг, скорость - 1135 км/ч. Самолет не был принят на вооружение ВВС.
1946 Создана первая ракетная часть ВС СССР - бригада особого назначения генерала А.Ф. Тверецкого
1933 Первый кругосветный перелёт в одиночку (с посадками) - Первый кругосветный перелёт в одиночку, с посадками, совершил 15-22 июля 1933 года Вилли на самолёте Локхид Вега 5, названном "Винни Мэй" в честь дочери спонсора, оплатившего перелет. Полет длился 7 дней и 19 часов.
1923 Открылась первая пассажирская авиалиния "Добролета" Москва - Нижний Новгород
1784 Первый полет дирижабля с баллонетом братьев Робер - Дирижабль с баллонетом (газонепроницаемым отсеком внутри оболочки размером 800 м2) стал прототипом управляемых аэростатических аппаратов. 15 июля братья Робер. разработавшие и построившие аппарат сами же совершили на нем первый полет. Полет прошел не совсем удачно. Давление газа в баллонете стало очень высоким, и пришлось прорезать оболочку. Тем не менее, полет закончился вполне благополучно.
 
16 июля

1976 Начало перехода ТАКР "Киев" из Черного моря в Баренцево с СВВП Як-38 и Як-38У
1948 Первый полет авиалайнера с турбовинтовыми двигателями Vickers Viscount
1947 Первый полет самолета Саундерс-Рo S.R.A.1 - Фирмой "Саундерс-Ро" был разработан истребитель-летающая лодка S.R.А. 1. Он имел обычную схему с обычной для летающих лодок конструкцией корпуса, однако самолет обладал рядом конструктивных особенностей, которые во время его создания являлись новинками. Первый из трех опытных образцов самолета S.R A.I совершил первый полет 16 июля 1947 г. Этот самолет был первым в мире реактивным самолетом-летающей лодкой. Силовая установка самолета состояла из двух турбореактивных двигателей Метрополитен-Виккерс "Берил" М.V.B.I с тягой по 1480 кг, установленных в корпусе лодки. Общий для обоих двигателей воздухозаборник находился в носовой части корпуса, а выхлопные трубы выходили из корпуса позади крыла. На втором опытном образце самолета были установлены турбореактивные двигатели "Берил" M.V.B.2 с тягой по 1590 кг, а на третьем - двигатели "Берил" 1 с тягой по 1750 кг. Взлетный вес самолета был равен 7400 кг, вес пустого самолета - 5100 кг. На третьем опытном образце самолета была достигнута максимальная скорость 825 км/час. Скороподъемность у земли превышала 20,4 ж/се/с. Размеры самолета: длина 15,2 м, высота 5,12 м, размах крыла 14 м, площадь крыла 38,4 м2.
1920 Принята программа подъема авиационной промышленности в РСФСР
1910 Первый в России полет над морем - 16 км за 15 мин, С.И. Уточкин
 
17 июля

1975 Первая в мире стыковка двух пилотируемых КК, запущенных с разных космодромов, "Союз-19" и "Аполлон"
1962 В США Р. Уайт на ракетоплане Х-15, запущенном с самолета-носителя, достиг высоты 95936 м
1940 Дирижаблестроительный институт им. К.Э.Циолковского передан ККАП и реорганизован в Московский авиационно-технологический институт (МАТИ)
1936 Первый официальный мировой рекорд в СССР - высота 11294 м с грузом 500 кг на ЦКБ-26 ОКБ С.В. Ильюшина, В.К. Коккинаки
1925 Дата образования ОАО "Уфимское МПО"
1916 Первая победа 4 самолетов с авиатранспорта "Орлица" в бою с немецкими самолетами - День рождения морской авиации России
 
19 июля

1997 Первый полет гидросамолета Бе-103
1950 Первый полет самолета Блэкборн Y.B.1 - На самолете был установлен турбореактивный двигатель Армстронг-Сидлли "Дабл Мамба", развивающий мощность 2640 л. с. и реактивную тягу 368 кг. Любой из двух двигателей, составляющих сдвоенный турбовинтовой двигатель "Дабл Мамба", может быть выключен в полете, что позволяло самолету совершать крейсерский полет на одном работающем двигателе. Самолет Y.B.I имел экипаж из трех человек; в фюзеляжный бомбовый отсек можно было помещать всевозможные боеприпасы. Самолет развивал максимальную скорость около 480 км/час, имел продолжительность полета более 3 часов, и взлетный вес около 8200 кг.
1927 Беспосадочный перелет Севастополь - Москва Ю.И. Пионтковского на АИР-1 - первые советские (неофициальные) мировые рекорды - дальность 1420 км, продолжительность полета 15 часов 30 минут
 
20 июля

1969 Первая посадка и выход человека на поверхность Луны, "Аполлон-11", астронавты Н.Армстронг и Э.Олдрин
1936 Начало перелета Москва - Камчатка - о. Удд на самолете АНТ-25 экипажа В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова
1882 Состоялся полет первого в мире самолета, управляемого человеком и созданного А.Ф. Можайским