FAQ/Вопросы-ответы по компенсациям, правам пассажиров, багажу, регистрации и т.п.

Mechanic

Press F1 for help
Сложилось у меня впечатление, что FAQ назрел. Темы актуальны, но по форуму раскиданы.
Предлагаю здесь собирать информацию о правах пассажиров, вопросах регистрации/провоза багажа, потери и задержки оного, отмены и задержки рейсов, смены маршрутов, срыва стыковок, компенсаций и т.п.

Предлагается отделить это от философских рассуждений по типу "как бы было хорошо", от темы про ментовские нарушения и про отдельные случаи, а больше ориентироваться на официальную информацию, статьи законов, правила отдельных авиакомпаний, сложившуюся практику, и все это в формате "вопрос-ответ". Может быть, тема заслужит статуса "Важная"?

Здесь было несколько веток относительно новых правил компенсации, провоза багажа и т.п. Такая информация (без дальнейших обсуждений в духе "хорошо это или плохо") сюда бы очень подошла.

От меня, естественно, только вопросы. Пока для затравки предлагаемая структура и ряд вопросов:
1. Багаж
1.1. Задержка багажа.
Q. Что происходит при полете без оформленной стыковки и со стыковкой. Пример. Лечу из Франкфурта в Москву, оттуда в Томск другой компанией по отдельному билету. Багаж в Москву не прибыл. Насколько знаю, в Томск его доставят за счет виновника. Чем регулируется, какие подводные камни, кто отвечает?
1.2. Потеря багажа.
Q. Какие нормы компенсации, с кого требовать, в каком порядке действовать.
Q. Какие есть программы страховки багажа (С7 предлагала некую комплексную страховку, назначение которой мне осталось непонятным - половина предлагаемого там вроде как и так обязательна).
1.4. Регистрация, стыковки.
Q. Где и как возможна перевозка багажа и одновременно с этим online-регистрация или саморегистрация?
Q. В каких направлениях (Россия-зарубеж, зарубеж-Россия, какие порты) наиболее безгеморройно проходит доставка багажа трансферников/прохождения таможни. Тема была, не могу найти.
1.5. Правила провоза и досмотра. Федеральные правила и степень свободы местных регуляторов (что могут дополнительно запретить или разрешить в отдельно взятом порту).

2. Задержки/отмены
2.1. Задержки.
Q. Что считается задержкой в аспекте пасс. перевозок? В летном аспекте - НПП ГА, 15 минут, а вот где нормируется время, когда рейс считается задержанным достаточно для вынужденного возврата. Зависит ли от длительности самого рейса? Я уже спрашивал, и мне называли, кажется, 3 часа. А документ какой-то есть?

2.2. Виды компенсаций при задержке (ныне действующие).
Q. Практика
Q. Порядок действий пассажира, порядок оспаривания в случае непредоставления.

2.3. Отмена рейса.
Q. Как фиксировать, где можно получить деньги.
Q. Возможен ли возврат денег сразу, чтобы купить билет на другой рейс той же или другой компании? В общем случае и если есть представительство авиакомпании, скажем, в Домодедово.

2.4. Смена маршрута.
Q. Возможна ли при задержке/отмене смена маршрута для скорейшего вылета в нужном направлении? Скажем, отменился/сильно задержался рейс Москва-Новосибирск, через полчаса после него есть рейс в Томск той же компании, можно ли туда попасть, если по окончании регистрации есть места?

2.5. Овербукинг. Сложившаяся практика и поведение разных а/к. Нормативы.
2.5.1. Повышение в классе.
2.5.2. Компенсация задержки.

2.6. Куда обращаться с жалобами?
2.6.1. Чартерные рейсы.
2.6.2. Регулярные рейсы.

3. Стыковки
3.1. Как оформляются стыковки на рейсы разных компаний, кто это делает.
3.1.1. Компания, имеющая интерлайны,
3.1.2. Например, независимый агент типа ТКП.
Q. Слышал об услуге стыковки рейсов разных компаний на разных бланках после приобретения билетов. Что это, лохотрон, страховая деятельность или эффективная услуга?
3.2. Срыв стыковки по задержке или отмене: что делать сразу и потом, кто виноват. Нормы. Ответственность пассажира за стыковку.

4. Лоу-кост.
4.1. Нормы компенсаций и прочего в облегченном варианте. Где прописаны возможности по исключению ответственности перевозчика?

5. Электронный билет
5.1. Вопросы допуска в аэропорт, необходимость маршрутной квитанции и прочих распечаток
5.2. Есть ли проблемы при подаче заявления на визу?

6. Страховка жизни и здоровья. Суммы компенсаций, правила действия пассажиров и перевозчиков. Судебные прецеденты.

7. Распространенные проблемы, нарушения, несоответствия нормам. Сложившиеся практики.
6.1. Отсутствие возможности предоставить гостиницу, тогда как обязанность такая есть.
6.2. Неправомочные требования САБа, милиции и т.п. (здесь просто список таковых и правовые нормы, соприкасается с темой о беспределе в аэропортах).
6.3. Неясности в правилах таможни.
6.4. Неясности в правилах миграционного контроля.

7. Бонусные программы.

8. Скидки, акции, распродажи. Проблемы/нормы/подводные камни.

==
Прошу пополнять. Если информация пойдет и тема будет интересной, постараюсь компилировать FAQ время от времени и расширять структуру. Знаю, насколько безнадежны начинания по FAQ и чем они обычно заканчиваются. Но попытатьс стоит. Пожалуйста:
- если даете ответ, привязывайте к номеру пункта (например, [2.1]);
- если даете полезную информацию, документ, статью, не подходящую под имеющиеся пункты - помечайте как [NEW A].
- если есть вопросы или разделы, которые следовало бы добавить - помечайте [NEW Q].
 
Реклама
Не совсем понял, что это будет и как это будет выглядеть, но - для начала:
Статьи из Руководства по производству полётов (Часть А) ОАО "Авиакомпания "Сибирь" aka S7 Airlines - п.8.2.2. "Процедуры обеспечения безопасности...", п.8.2.3. "Процедуры отказа в перевозке,,,", гл.18 "Права и обязанности пассажиров". Все тексты согласованы и одобрены авиационными властями Российской Федерации и аудиторской группой IATA (программа IOSA).
ЗЫ: В первом полугодии 2008 тексты будут пересмотрены на предмет соответствия требованиям, но пока действуют.
 
Последнее редактирование:
[5.2] Из практики - проблем нет, предъявляется распечатка к эл. билету.
 
Это уже не жалоба получается,а крик души наверное! лечу уже который раз компанией Аэрофлот.в последний перелет не смогла взять с собой багаж потому что стыковочное время было 1 час 20 минут.и представители компании посоветовали мне не брать багаж,дабы успеть на стыковку.вобщем сейчас времени у меня 1час 50 минут. Вот сижу и думаю неужели опять не брать багаж или уже начать тратить деньги на билеты не стыковочных рейсов.как вы думаете,хватит мне этого времени,чтобы успеть из терминала "д" в терминал "ф" или может как то можно сделать так,чтобы багаж вышел одним из первых?как поступить???
p.s. работники не разрешают брать с собой,а советуют вообще брать только ручную кладь.но в ручную кладь многие вещи брать нельзя!!!в этом вся загвоздка. спасибо за советы всем всем!!!
 
Последнее редактирование:
Не понимаю, зачем вам сдавать багаж при такой короткой стыковке. Берите все с собой. Вам и работники вашего аэропорта это позволяют.
 
в последний перелет не смогла взять с собой багаж потому что стыковочное время было 1 час 20 минут.и представители компании посоветовали мне не брать багаж,дабы успеть на стыковку.

Не понимаю, зачем НЕ сдавать багаж, если авиакомпания готова его принять. Представители российской компании всегда рады сказать что-нибудь плохое о своём работодателе -- это они так понимают заботу о клиенте. Это не только "Аэрофлота" касается. Есть правила, и за их соблюдение говорящие обычно не отвечают.

"Остриэн" легко берётся перегрузить багаж в Вене за 35 минут, и успевает это сделать даже если первый рейс опаздывает (личный опыт -- 15 минут с момента выхода из одного самолёта и до отправления следующего было достаточно). "Аэрофлот" вряд ли настолько хуже, что не сможет этого сделать за 1,33 часа.

---------- Добавлено в 23:45 ----------

Mechanic,

Вы ставите слишком сложные задачи. Часть ответов -- в формальных правилах. Их можно найти, но...ну, вы понимаете? :)

2.5

"Аэрофлот" в последнее время делает при овербукиге апгрейд своим "голдам" и "силверам". Судя по реакции людей из АФЛ, это зашито в систему регистрации, и происходит автоматически. Раньше (да и сейчас случается) это было на усмотрение персонала, что приводило к сами понимаете чему.

Мой скромный опыт у LH показывает, что она предлагает рерутинг добровольцам с компенсацией милями/ваучерами и апгрейдом. Если не получается -- то решает вопрос с максимальной выгодой для пассажиров. Апгрейд в этих случаях тоже бывает, в первую очередь для элиты. У AF аналогично.
 
вопрос к знатокам с юридическим образованием. в правилах перевозки багажа компании Ютейр написано следующее (выдержка + выделено мной):

Авиакомпания устанавливает нормативы для бесплатного провоза багажа одним Пассажиром (следующим с отдельным местом в салоне), как на внутренних воздушных линиях, так и на международных линиях:

экономический класс – 20 кг;
комфорт класс-30 кг;
бизнес класс – 40 кг;
пассажир, владелец карты «Статус VIP» в соответствии с классом обслуживания дополнительно 10 кг;
пассажир, владелец карты « Статус PREMIUM» в соответствии с классом обслуживания дополнительно 5 кг
Норма бесплатного провоза багажа также указана в Вашем билете в графе «Норма пр.баг./Free Allow».

Информацию о перевозке хрупкого и ценного багажа и электронного оборудования, например, компьютеров, оргтехники, телевизионного оборудования и т.п. можно получить в офисе авиакомпании. Краткая информация о таких предметах приведена в Вашем билете.

Вещи, находящиеся при пассажире (ручная кладь) принимаются к перевозке в счет нормы бесплатного провоза багажа.


означает ли это на практике то что летя эконом классом, всего на борт самолета я смогу взять 20 кг, включая как сдаваемый багаж, так и взятую в кабину ручную кладь? или все же 20 кг сдаваемого багажа + 5 кг взятой с собой ручной клади, итого = 25 кг?
спрашиваю, чтобы так сказать вооружиться знаниями перед словесными схватками на регистрации...
 
Последнее редактирование:
означает ли это на практике то что летя эконом классом, всего на борт самолета я смогу взять 20 кг, включая как сдаваемый багаж, так и взятую в кабину ручную кладь?
Я не юрист, но из процитированного текста это следует.
Да, это вопиюще противоречит практике всех известных мне авиакомпаний, в том числе лоукостов, но это стандарт времён СССР, которая до сих пор жив к моему удивлению.

Поэтому на регистрации надо иметь в виду, что ограничение есть, но можно сделать вид. что оно выглядит странно -- потому что всегда в билете указана именно норма регистрируемого багажа, без учёта ручной клади.
И мне тут недавно один оператор приводил в пример "ЮТэйр" как лояльную к перевесу, в отличие от "Аэрофлота". который типа всех обдирает. Но у операторов своя специфика: камера в салон бесплатно (потому что камера), а штатив и прочие прибамбасы создают кучу мест. Поэтому аэрофлотовские 10 в салон плюс 23 в багаж выглядят не так ценно, как ютэйровские 20 (включая 5 в салон).
 
Реклама
А прочитать ФАП Правила перевозок не кошерно?
я в своем вопросе прочитал и процитировал их, но потому и удивился что все идет к тому что на борт всего можно будет взять 20 кило, в то время, как правильно сказал предыдущий оратор, весь мир уже давно позволяет брать 20+ килограмм, если только ручная влезла в рамку и не превышает по весу 8 кг.

Да, это вопиюще противоречит практике всех известных мне авиакомпаний, в том числе лоукостов, но это стандарт времён СССР, которая до сих пор жив к моему удивлению.
значит обдерут как пить дать!
 
слетал и теперь могу поделиться собственным опытом. ещё до отлёта набрал ю-тейровский номер 8-800... и у барышни подтвердил что на все рейсы как внутреннего так и международного направления эконом-пассажирам позволено на борт брать не более 20 кг. это всего, включая сдаваемый и несдаваемый багаж. а так как я после москвы направлялся лететь далее по европе, где можно брать 20 кг багажа + до 8 кг в ручную кладь, то я морально и финансово подготовился к переплате за "перегруз" в ю-тейровском понимании. в чемодан я уложил ровно 20 кг, а в ручную положил остальное, примерно 5-6 кг. только для ручной клади я взял не кабинный чемоданчик на колёсиках, в который даже если ничего не класть - выглядит сам по себе тяжело, а кожаную сумку, которая при любой загрузке выглядит довольно свободной. в воронеже барышня на регистрации попросила поставить на весы лишь чемодан и спросила что у меня в сумке, на что я ответил что там ноутбук, шапка и перчатки, при этом небрежно поиграв "лёгкой" сумкой, в которой на самом деле лежал вес кирпича. вот таким образом удалось сберечь аж 115 рублей за кило, которыми компания скромненько ошкуривает своих пассажиров, назначая вес багажа меньше чем в среднем по компаниям.
 
Последнее редактирование:
goldenval, так они и скромненький тариф при ошкуривании применяют, смотрю ;) так-то 300 р за килограмм у С7 например.
 
Для именно Воронежа ситуация типа "всё включено" вполне логичная -- даже европейские компании из-за небольших объемов полок в салоне регионалов (в том числе ATR 72) ограничнивают ручную кладь.
Обычно предлагают сдать её в багажник при посадке -- совершенно как у нас когда-то на Ан-24.


для ручной клади я взял не кабинный чемоданчик на колёсиках, в который даже если ничего не класть - выглядит сам по себе тяжело
Обычно пустой он весит три-четыре килограмма -- в зависимости от материала и сложности оборудования.


не превышает по весу 8 кг
Восемь килограммов -- распространённая, но не единственная норма. Бывает 10 (Аэрофлот),12 (Эр Франс), 18 (большинство компаний США), 20-23 (Бритиш, если не ошибаюсь) килограмм, и даже без ограничений по массе -- "вы должны быть способны поднять его на полку самостоятельно" (Изиджет).
Что логично: вариации среднего веса пассажира и его багажа сглаживаются за счёт большого числа, а вес чемодана практически не мешает окружающим, в отличие от габаритных размеров.
 
Последнее редактирование:
Для именно Воронежа ситуация типа "всё включено" вполне логичная
в том то и дело что речь идет не про воронежский случай. у ю-тейров во всем эконом-классе, куда бы и чем бы вы не летели, есть такая норма.
 
у ю-тейров во всем эконом-классе, куда бы и чем бы вы не летели, есть такая норма.
Да. я ознакомился. Пять килограмм! "...под креслом пассажира"!!!

Думаю, вступление в "Стар"стимулирует руководство "ЮТэйра" почитать правила партнёров и выучить геометрию.
 
dbms, давайте разберём очень важную для пассажира статью 28 Закона о Защите Прав Потребителя.

Что мы имеем сперва? Мы заключили договор с авиакомпанией. Мы платим ей деньги и обязуемся вовремя приходить на рейсы. Она обязуется перевезти нас из А в Б в оговорённые сроки. Сроки - существенная сторона договора. Сроки эти указываются в договоре (билет) в часах и минутах.

Итак... Как выстраиваются наши отношения с авиакомпанией, когда договор нарушается?

Мы нарушили:
а) Не заплатили денег - нас не везут.
б) Не явились на рейсы - нас не везут.

Авиакомпания нарушила:

Далее читаем статью:

Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

1. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: (вы узнали что авиакомпания отменила/перенесла рейса)

а) назначить исполнителю новый срок; (по Вашему желанию авиакомпания производит перебронирование билета на другое время и/или рейсы этой же авиакомпании)

б) поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; (по Вашему желанию производится покупка билета на рейсы другой авиакомпании. при этом сами Вы купите новый билет или авиакомпания купит его для Вас - не важно. главное - деньги за новый билет должны уйти из кармана авиакомпании)

в) потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); (требовать можно, но согласится ли авиакомпания с таким требованием - большой вопрос. если не сошлись - решится в спорах в суде.)

г) отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). (по Вашему желанию производится сдача билета)

авиакомпании очень любят предлагать пункты а) и г). а вот пункте б), пользуясь юридической неграмотностью населения, очень любит скрывать. Помните разговоры с кол-центрами? "Ой! У нас только либо на рейс в другой день или сдавайте билет! Что вы говорите? Статья 28 закона...?... Подождите... Сейчас свяжусь со старшей...". А особо циничные авиакомпании ещё любили сделать так, чтобы сдача билета происходила как бы по личному желанию пассажира, т.е. оформлением не вынужденного, а добровольного возврата с соответствующими штрафами. По своему опыту скажу - как бы хабалисто не начинали со мной говорить о том, что или сдача, или другой рейс/день, или мы не сажаем на другие авиакомпании, или мы сажаем только на компанию Имярек, а на ту которую, вы хотите никогда не посадим - на следующий день новый билет на удобную мне авиакомпанию в удобное мне время лежал в моей е-почте".

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. (сюда входит в зависимости от того, как изменились рейсы перевозки, или вы вообще отказались от перелёта: такси ранним утром, поздним вечером, ночью, продление гостиницы в пункте вылета, предоставление гостиницы в пункте пересадки, допрасходы на питание, то, что Вам пришлось поменять со штрафами билеты на поезд в точку вылета или из точки прилёта, банальное невысыпание из-за раннего вылета и прочее...)

2. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги). (выписанный новый билет)
В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи. (если и во второй/третий/десятый раз авиакомпания нарушила сроки, то Вы опять имеете варианты из пункта 1 с новым возмещением ущерба)

3. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона. (это про те случаи, когда из А в Б вы долетели, а с перелётом из Б в А проблемы.)

4. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу). (у вас вынужденный возврат билета? тогда авиакомпания обязана вернуть всю сумму до копейки. прилетели из А в Б, а из-за нарушения сроков из Б в А отказываетесь лететь обратно? вернут деньги за полбилета).

5. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). (перенесли Ваш рейс на 3:20 позднее - минимум 4*3=12% от стоимости билета Вам должны вернуть)

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. (ждёте вылета в аэропорту уже 2 часа, а потом узнаёте, что Вас повезут только завтра? Идёте в представительство авиакомпании с требованием пересадить Вас на сегодняшний рейс другой авиакомпании. Плюс 6% в Ваш карман.) Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. (Прилетели с Хургады на 6 часов позднее? Плюс 18% в Ваш карман)

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

6. Требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. (а это про цунами, террористов и прочих инопланетян)
 
Может, я не очень внимательно читала тему, но, уточненного ответа вот на этот пункт не нашла.

"2. Задержки/отмены
2.1. Задержки.
Q. Что считается задержкой в аспекте пасс. перевозок? В летном аспекте - НПП ГА, 15 минут, а вот где нормируется время, когда рейс считается задержанным достаточно для вынужденного возврата. Зависит ли от длительности самого рейса? Я уже спрашивал, и мне называли, кажется, 3 часа. А документ какой-то есть?"

Так какой же срок достаточный для вынужденного возврата?
 
Реклама
У меня произошла вот такая ситуация:
Рейс Ижевск - Киров 27.05 (Dexter) отменили по техническим причинам (авиакомпания нарушила).
Я приехал в аэропорт перебронировать билеты на следующий рейс (28.05)
В итоге изначально я затратил за первый билет (на отмененный рейс) 2660 р. + сборы 270 р. = 2930 р. (покупал электронно через Ozon.Travel)
За перебронирование в кассе аэропорта взяли сборы 125 р. за бланк (распечатка 2 листов квитанции А4 этих сборов)) и 270 руб. сбор для меня неясный. Плюсом кассир от имени Ижавиа взяла 300 р. за услугу переоформления билета.
Итого мои расходы на переоформление билета в сумме составили 695 руб.
Вопрос (так как я редко летаю, опыта нет) - это нормально, что пассажир несёт свои личные расходы из-за невыполнения авиакомпанией условий договора?
В добавок пришлось провести ещё один день в Ижевске, что дополнительно принесло некоторые расходы.
Спасибо заранее за объяснение.
 
Последнее редактирование:
Назад