Фотографирование самолётов на эшелоне RNAV spotting

Приветствую всех!
Наверное, уже забыли про меня. Я давно тут ничего не публиковал.
Так уж получилось, что в этом году в Россию я вернуться не смог и пережидаю нынешние неспокойные времена в Эстонии. Но это вовсе не значит, что я забросил эшелонный споттинг. Я обзавелся оборудованием и в свободное от работы время охочусь за местным воздушным движением.
Воздушное пространство здесь не имеет трасс как таковых. Есть только достаточно большое количество маршрутных точек, расположенных в основном по границам местной зоны УВД. Экипажи воздушных судов используют прямые участки между этими точками.
Несмотря на отсутствие трасс местный трафик хорошо группируется по нескольким основным зонам. Борта, идущие с востока на запад, входят в пространство страны через точку RANVA, расположенную в районе города Нарва-Йыэсуу и далее следуют на точку RESMO, что над городом Йыхви. После этой точки начинается "разброс" - часть бортов идет на юго-запад на точку TODNA мимо города Курессааре на острове Сааремаа, часть сворачивает южнее и проходит над городом Пыльтсамаа, часть оказывается примерно посередине между этими двумя участками.
Основное движение с запада на восток влетает в зону УВД Эстонии через точку NETNA и далее следует к точкам TUKMA и MEGAS, которые расположены над Чудским озером. Борта, идущие этим маршрутом, можно наблюдать из городов Пярну, Вильянди, Муствеэ, Калласте. Часть трафика с запада на восток также идет по участку от города Валга (точка VALGA) на точку PIRUS, расположенную над южным краем Чудского озера.
Над Таллинном тоже есть эшелонный трафик, но он, к сожалению, не слишком частый. Обычно это борта, идущие на северо-запад со стороны Печор (точка NOTAR) или в обратном направлении.
Но довольно слов. Пора похвастаться трофеями!
Несколько фото, сделанных 31 октября недалеко от города Вильянди из окрестностей деревни Мустивере.
 
В течение короткого периода времени под конец летнего расписания China Airlines использовали воздушное пространство Эстонии и далее России на маршрутах из Амстердама, Франкфурта и Лондона на Тайбэй. На всех рейсах использовалось ВС А350-900. При переходе на зимнее расписание этими маршрутами они летать перестали и стали использовать куда менее эффективный южный маршрут. Вероятно, не договорились об использовании воздушного пространства России на этот период. Надеюсь, что они вернутся, и их еще можно будет наблюдать как на Эстонией, так и в районе Петербурга.
Фото сделаны 17 октября из района деревни Патасте. Борта B-18902 и B-18906.
 
Остатки прежней роскоши.
Пассажирские 747 Air China в Европе появляются крайне редко, но в этом году на маршруте из Пекина в Мадрид по субботам работает именно 747-400. Пойман недалеко от города Пайде в Эстонии 17 октября 2020 года.

 
Последнее редактирование:
С уверенностью можно сказать, что это мой последний снимок 747-400 КЛМ на эшелоне. Несколько дней назад их эксплуатация в компании была остановлена окончательно. Даже в грузовые рейсы они уже не ходят.
PH-BFT 17 октября 2020 года, снятый из района города Коэру в Эстонии.

 
Авиапривет для супруги. Она в этот день находилась в Лондоне, а этот борт шел именно туда.
Air China A350-900 B-1080. Снято из района города Пайде в Эстонии 17 октября 2020 г.

 
Подавляющее большинство трафика в небе Эстонии представлено китайскими операторами, среди которых самое большое число рейсов - за Air China.
Борт B-1083 был в свое время мной пойман в Старице и уже после этого снят в аэропорту Милана. Тогда он был покрашен в яркую спецливрею "Expo-2019". Сейчас же он перекрашен в обычные цвета компании. Среди других типов наиболее часты 777-300ER и 787-9.

 
Рейс AY142 из Бангкока в Хельсинки на снижении над эстонской деревенькой Патасте. Двигатели работают на пониженном режиме, поэтому следы более тонкие и разреженные. 17 октября 2020г.

 
Один мой знакомый невзначай обозвал эту ливрею "Сгущенка" и даже прислал фото ГОСТ-овской банки советской сгущенки для сравнения. Сходство действительно есть
Xiamen Air Boeing 787-9 B-7836, деревня Кассема (Эстония), 17 октября 2020г.

 
Несмотря на удаление около 40 км от цели атмосфера позволила сделать более-менее смотрибельное фото. Заметны даже следы от телетрапа на фюзеляже.
British Airways Boeing 777-300ER G-STBA, Мустивере (Эстония), 31 октября 2020г.

 
Свеженькое со двора в таллинском районе Кадриорг. Снято сегодня, 6 ноября 2020г.
1. Air Atlanta Icelandic Boeing 747-400 TF-AAD, CC2502 XMN-DSA (масочный рейс на пассажирском 747, реконфигурированном на 0 пассажиров);
2. Air France Boeing 777-300ER F-GSQV, AF275 NRT-CDG;
3. Japan Airlines Boeing 787-9 JA878J, JL407 NRT-FRA.


 
Оказалось, что сезон еще не закрыт! Охота продолжается в полную силу. 7 ноября я съездил на восток Эстонии, в район деревни Мяэтагузе, откуда хорошо наблюдать трафик, идущий с востока в Европу. Я пробыл там примерно 5.5 часов. Такого количества 747-х за такой сжатый промежуток времени я не ловил ни разу! Их оказалось 8, все грузовые, 6 операторов, 1 спецливрея.

 
Последнее редактирование:
А как там на счёт А380, а то исчезнут в ближайшее время? Некоторые уже ушли навсегда.
 
Пока неважно. Уже довольно долго их нет. Здесь в Эстонии я поймал только В-6138 Чайна Саузерн. Его фото скоро опубликую. Были еще несколько бортов Эмирейс на нескольких рейсах в/из США, но это продолжалось совсем недолго, и в те дни не было погоды для наблюдений либо я был занят. Сейчас на этих маршрутах снова 777.
 
Экзотическая машина для Эстонии. Ил-76ТД-90ВД RA-76951 по пути из Петербурга в Маастрихт. К моменту прохода точки RESMO он уже набрал заданный эшелон FL340.