Исследовательские компании в один голос говорят, что международные перевозки в Китае занимают небольшую долю в общем объеме, хотя и растут быстрее рынка. Более того, доля китайских авиаперевозчиков на магистральных направлениях (из Китая и в Китай) составляет всего 40%, и правительство КНР хочет ее увеличить. Но вот сами китайские авиакомпании этого-то как раз и не хотят. Они справедливо полагают, что на международных маршрутах крайне высока конкуренция и им придется бороться с иностранными перевозчиками, что отнюдь не гарантирует успеха, но совершенно точно снизит рентабельность, а может привести и к убыткам. Им гораздо проще зарабатывать на внутреннем рынке, который защищен от конкуренции с иностранцами регуляторными правилами. Все это прямо отражается на спросе китайских авиакомпаний на вместительные широкофюзеляжные лайнеры Airbus и Boeing — его сейчас фактически просто нет. Прежде всего речь идет о супергигантах, или о больших лайнерах в классификации Boeing. Это самолеты с четырьмя двигателями — Airbus A380 и Boeing 747-8. С максимальной загрузкой они могут совершать полеты на расстояние до 15,2 тыс. км и 14,1 тыс. км соответственно. Но спрос на них сильно ограничен, во всем мире он исчисляется лишь несколькими десятками штук. Более того, часть уже размещенных заказов на гиганты с высокой вероятностью может быть отменена или заменена на другие версии. В результате, например, Boeing резко сокращает выпуск Boeing 747-8 и рассматривает возможность снять его с производства.
Что касается Китая, то в этой стране эксплуатируется крайне незначительное количество пассажирских Airbus A380 и Boeing 747. При этом авиакомпании Китая сейчас вообще не размещают новые заказы на самолеты этих моделей. Это объясняется, с одной стороны, их нежеланием активно развивать магистральные маршруты, а с другой — высокой стоимостью владения большими четырехдвигательными самолетами и невозможностью эффективно их эксплуатировать на относительно коротких внутренних перегруженных маршрутах.
Тем не менее очевидно, что Китаю для обеспечения растущего спроса на внутреннем рынке в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут нужны эффективные самолеты повышенной вместимости, но с двумя двигателями. Определенные планы создания таких самолетов в последние десять лет вынашивали Airbus и Boeing, но рассматриваемые конфигурации не были в полной мере оптимизированы для рынка Китая. Так, в Boeing предполагали создать вместительный лайнер на базе платформы Boeing 787 для внутренних перелетов по Японии. Проект назывался Boeing 787-3 и был рассчитан на перевозку 300 пассажиров на расстояние до 6500 км, но в 2010 году он был закрыт из-за отсутствия жизнеспособной экономической модели. У Airbus есть проект Airbus A330-300 Regional, стартовавший в 2013 году. Но этот самолет есть не что иное, как облегченный вариант базовой версии A330-300. Модификация Regional предназначена для перевозки до 400 пассажиров на среднемагистральных маршрутах — до 5500 км. Разработчики утверждают, что перевозчики смогут экономить за счет более низкого снаряженного веса, который для этого варианта составляет около 200 тонн. Примечательно, что A330-300 Regional модифицируется с прицелом на китайский рынок, для перевозки по стране пассажиров из таких городов, как Пекин, Шанхай, Чэнду и Гуанчжоу. Тем не менее этот самолет так и не был приобретен ни одной китайской авиакомпанией, а его единственным заказчиком в настоящий момент является саудовская авиакомпания Saudi Arabian, заказавшая 20 таких самолетов для внутренних перелетов по региону Ближнего Востока.
Однако надо понимать: Airbus A330-300 Regional хоть и подходит для эксплуатации на малых и средних маршрутах с большим пассажиропотоком, но не создавался для этого специально. А значит, далеко не в полной мере оптимизирован. Сама платформа A330 сконструирована в самом начале 1990-х и не может считаться оптимальным решением для Китая и других стран с аналогичной структурой внутренних перевозок. Проще говоря, едва ли не вся так называемая оптимизация заключается в снижении массы самолета и уменьшении мощности двигателей.
Таким образом, у авиакомпаний КНР в среднесрочной перспективе объективно возникнет потребность в достаточно большом количестве вместительных двухдвигательных широкофюзеляжных лайнеров для перевозок на внутреннем рынке. А либерализация внутреннего рынка КНР и многомиллиардные вложения в аэропортовую инфраструктуру ее лишь усилят. В результате в Китае неизбежно возникнет бум спроса на региональные перевозки.
http://expert.ru/expert/2015/38/dalnost-protiv-vmestimosti/