https://www.kommersant.ru/doc/3501421
«Россия» облетит Москву
Авиакомпания может перебазироваться в Шереметьево
19.12.2017
Несмотря на то что ограничения пропускной способности Шереметьево регулярно приводят к проблемам с вылетами базового перевозчика «Аэрофлота», он планирует уже в 2018 году перевести в аэропорт из Внуково часть рейсов входящей в группу авиакомпании «Россия». Это может увеличить и без того избыточную загрузку Шереметьево. Впрочем, по данным “Ъ”, «Аэрофлот» ставит одним из условий перевода «обеспечение необходимой пропускной способности» в Шереметьево, но ввод в аэропорту третьей взлетно-посадочной полосы ожидается только в 2018 году.
Источники “Ъ” на авиарынке рассказали, что в осенне-зимнем сезоне 2018 года часть рейсов авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») может быть переведена из Внуково в базовый для «Аэрофлота» Шереметьево. Собеседник “Ъ” в совете директоров «Аэрофлота» подтвердил, что такая возможность рассматривается «в соответствии со стратегией развития группы». К 2025 году она планирует перевозить более 70 млн пассажиров в год и развивать транзит через Москву. Перевод рейсов обсуждался на последнем заседании совета директоров «России», уточнил собеседник “Ъ”.
Обслуживание в одном аэропорту призвано «повысить эффективность» и сократить издержки, за счет дальнемагистрального флота «России» можно было бы активнее развивать транзит. Но перевод рейсов возможен при условии «обеспечения необходимой пропускной способности». В «Аэрофлоте» и Шереметьево отказались от комментариев. Во Внуково не получали уведомлений о переходе. «Россия» (в январе—октябре перевезла 9,9 млн человек, рост на 44%) входит в группу «Аэрофлот» с 2011 года, с 2015 года под ее брендом работают также «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии». С того же года компания, базировавшаяся в Петербурге, начала летать из Внуково, в марте 2016 года аэропорт стал одним из базовых.
На начало 2017 года отсюда выполнялось около 140 рейсов в неделю. В ноябре «Россия» стала второй во Внуково, обеспечив 24,2% пассажиропотока.
Шереметьево — самый крупный и загруженный аэропорт в РФ, за десять месяцев пассажиропоток вырос на 18,3%, до 33,8 млн человек. Высокая загрузка (255,6 тыс. взлетно-посадочных операций, на 12,4% больше, чем годом ранее) совмещается с реконструкцией северной зоны аэродрома. Этой зимой с первыми же снегопадами в Шереметьево были массовые сбои в расписании «Аэрофлота», в начале декабря отменены или задержаны до 300 полетов.
Именно инфраструктурные ограничения Шереметьево в «Аэрофлоте» называли главным сдерживающего фактором развития. В случае задержки со вводом в эксплуатацию ВПП-3 (намечен на 2018 год) авиакомпания не раз обещала перенести часть рейсов в другие аэропорты Москвы. Исполнительный директор «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что основным ограничителем в Шереметьево являются места стоянок самолетов и терминальные емкости, длительные сбои возникают как из-за пропускной способности полос, так и из-за необходимости более длительной противообледенительной обработки самолетов.
Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что перевод осложнит работу не только Шереметьево, но и Внуково, который лишится порядка 5 млн пассажиров. После банкротства «Трансаэро», сокращения расписания UTair, закрытия Турции и Египта, пассажиропоток аэропорта снижался (в 2016 году на 11,4%, до 13,9 млн человек), а финансовое состояние — ухудшалось. В 2016 году ВТБ (кредитор Внуково) предлагал правительству реструктурировать кредит аэропорта на 11 млрд руб. под строительство терминала и перрона в обмен на госгарантии на 8,4 млрд руб. Условием была долгосрочная гарантия загрузки от компаний «Аэрофлота». Но в итоге совет директоров Внуково отказался от госгарантий. С осени 2016 года в аэропорту возобновился рост пассажиропотока, в том числе, за счет «России» и «Победы», также входящей в группу «Аэрофлота». Чистая прибыль АО «Аэропорт Внуково» по РСБУ в первом полугодии 2017 года — 149 млн руб.
Независимый эксперт Андрей Крамаренко считает, что «Аэрофлоту» интересен не столько перевод, сколько замещение части своих внутренних дальнемагистральных полетов рейсами «России». Материнская компания, добавляет эксперт, могла бы высвободить флот для более доходных международных маршрутов.