Из интервью Ливанова газете "Ведомости"
«Мне самолет не нужен»
— Есть мнение, что сейчас линейка военно-транспортных самолетов ОАК недоукомплектована — нет легкой военно-транспортной машины. Так ли это?
— Не совсем. Ил-76МД-90А запущен, контракт с Минобороны подписан. Около 60% объема работ по испытаниям этой машины выполнено. Завод в Ульяновске готов его производить.
Следующая машина в продуктовой линейке — российско-индийский проект МТА (многоцелевой транспортный самолет). Он реализуется не так быстро, как нам хотелось бы. Но нужно понимать, что и для России, и для наших индийских партнеров это первый проект такого рода. Мы закончили первый этап работ: технический проект полностью оформлен и сейчас идет его перевод. Защита назначена на сентябрь. До конца года мы рассчитываем подписать контракт на все опытно-конструкторские работы (ОКР).
Идем дальше по линейке. Легкий военный транспорт. В конце декабря прошлого года министр обороны Сергей Шойгу провел большое совещание, поставил перед нами задачу: до 15 июля представить предложение по выбору легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС). Выбирали между Ан-140, который производится в Самаре на «Авиакоре», и Ил-112. Мы уложились в срок и доложили о результатах замминистра обороны [Юрию] Борисову. Были на совещании и представители «Авиакора», которые тоже доложили свое видение. Было принято решение: рекомендовать в качестве ЛВТС Ил-112В.
— Почему?
— Ил-112 полностью соответствовал заданному еще в 2003 г. техзаданию. Самолет Ан-140 ему не соответствовал. Во-вторых, у программы Ан-140 есть риски, несмотря на то что он уже производится. Это самолет украинской сборки. Есть опасность, что Украина поведет себя неадекватно.
— Проблемы с интеллектуальными правами?
— В том числе. «Авиакор» производит в основном фюзеляжи, а крыло и оперение получает из Харькова. Учитывая бедственное положение харьковского завода, есть риск, что поставки могут быть сорваны. А когда «Авиакор» заявил, что они вместе с украинцами увеличивают диаметр фюзеляжа, чтобы выполнить тактико-технологическое задание, стало очевидным, что выбор будет сделан в пользу Ил-112. За изменением диаметра фюзеляжа необходимо будет внести серьезные конструктивные доработки, т. е. мы получаем новый украинский самолет, за который заплатит Россия.
«Это цена дикая какая-то!»
— Министр обороны Сердюков, закрывая проект легкого транспортного самолета Ил-112, сказал, что он будет нужен только генералам для полетов на рыбалку. Сейчас проект возобновляется…
— Комментировать мнение Сердюкова я не собираюсь. Я не рыбак.
— Вам самолет не нужен…
— Да, мне самолет не нужен (смеется). По моему мнению, сегодня российская армия такова, что нужна очень четкая коммуникация между частями, находящимися в разных округах — для перевозки и людей, и техники. Например, надо быстренько перекинуть какой-нибудь вертолетный двигатель с одной базы на другую базу. И что? На чем его перебрасывать? На самолете Ил-76 слишком дорого. Это первое. Второе. У нашей армии и силовых структур есть спецзадания, и выполнять их можно только с помощью такого класса машин. Ну, например, ФСБ — патрулирование ближней зоны. Границу патрулировать на чем? Не только на вертолетах, но и на самолетах это делается. То есть задач для этого самолета очень много.
Недаром как только министром стал Сергей Кужугетович [Шойгу], он в декабре собрал совещание, и на нем мы рассмотрели всю линейку военно-транспортных самолетов. И определились, что да — легкие военно-транспортные самолеты нужны стране.
— Сколько будет стоить разработка такого самолета?
— Любая ценовая оценка конфиденциальна.
— Речь идет о десятках миллиардов рублей?
— Нет, конечно. Мы делаем все по ценам на порядок ниже. Я вам могу привести один пример. Самолет А-400. Это первый европейский совместный военно-транспортный самолет, который делала вся Европа. Его разработка стоила порядка 12-13 млрд евро. У нас сумма разработки Ил-112 будет гораздо меньше 1 млрд евро. И каталожная цена у них сейчас объявлена порядка 180 млн евро! Это цена дикая какая-то!
— Итальянская компания Alenia разработала самолет C-27J Spartan. Насколько верна информация, что рассматривался вопрос о его лицензионной сборке в России. Нет ли опасности, что Минобороны откажется от Ил-112 и решит выбрать какой-нибудь импортный самолет, например Spartan?
— Я бы так сказал: заказчик всегда прав. Но я не думаю, что в ближайшие годы Министерство обороны повернется в сторону другую. Причем я бы не сказал, что здесь вопрос только летно-технических характеристик самолета. Есть вопрос: а что дальше и какие риски будет иметь Министерство обороны, если, предположим, начнет производить Spartan? В Spartan заложено очень много американской интеллектуалки, в том числе двигатель. Это значит, что за каждым чихом нужно получать разрешение госдепа. И что дальше? То есть нужно не только оценивать быстроту внедрения, опыт эксплуатации того же Spartan, но и посмотреть риски, и оценить эти риски — на какие риски Министерство обороны пойти может, на какие не может. Да, Alenia запустит здесь лицензированное производство Spartan. Но на наш вопрос «а где двигатель?» ответ: а двигателя нет, двигатель тут собираться не будет, потому что в двигатель заложена американская составляющая. А если локализовать производство двигателя нельзя, то Министерство обороны попадает в зависимость. На сегодня решение о ЛВТС на базе Ил-112 принято, и мы разворачиваем работу.
— Какое вам гарантируют финансирование по программе Ил-112?
— Для начала нужно принять решение, какой должен быть ЛВТС, и при необходимости уточнить техзадание. Далее нужно принять решение о единственном исполнителе по ОКР и единственном исполнителе по серийному производству. Мы принципиально договорились с Министерством обороны о возможности подписания сразу двух контрактов: по ОКР и по серии. Это позволит оптимизировать расходы. Всю эту работу можно выполнить до конца этого года и в декабре подписать оба контракта.
— Какой двигатель вы планируете поставить на этот самолет?
— Сейчас мы рассматриваем двигатель ТВ7-117 СТ. Он разрабатывается в Санкт-Петербурге. Где он будет производиться — пока не определено, но предположительно управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» планирует перевести производство в Уфу. Главное, чтобы поставки не были сорваны. В случае если это все-таки произойдет, у нас есть альтернативный вариант — украинские двигатели.
— Если все пойдет так, как вы запланировали, когда можно ожидать начало производства самолета?
— Мы пытаемся уложиться в сроки, которые установило для нас Минобороны, и начать испытания с 2015 г., а с 2017 г. — серийные поставки.
— Сколько всего таких машин нужно отрасли?
— По ГПВ нужно 62 самолета, и это без учета потребностей спецавиации. Нам была поставлена еще одна задача: изучить рынок не только военно-транспортного самолета, но и гражданского самолета на базе Ил-112 (пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности. — «Ведомости»). Мы доложили военно-промышленной комиссии, что у нас получается самолет до 50 мест в одноклассной компоновке с неплохими летно-техническими характеристиками. Самолет по всем параметрам получился рациональным. Дальность — 1000-1500 км. Больше для регионального самолета не нужно. У него очень маленький расход топлива: около 550 кг за час полета.
— Ил-112 — неплохой вариант для перераспределения финансовой нагрузки с пассажирского на военный самолет?
— Когда мы начинали Ил-112, нам удалось заложить в проект соответствие требованиям, предъявляемым и к гражданским самолетам, и к военным. Мы понимали, что в перспективе самолет будет использоваться и в гражданском секторе.
Читайте далее:
http://www.vedomosti.ru/library/new...anyj-viktor-livanov-gendirektor#ixzz2fyRK8pGu